Страницы

28 февраля 2014 г.

А у вас в доме нет зимы?


Замечаю, что в последнее время стали писать повести-романы по автобиографической линии. Или же, как избрали А. Жвалевский и Е. Пастернак: обо всех сразу, но от лица каждого. Так же написана “Где нет зимы” Д. Сабитовой. Наверное, из-за этого эту книгу, хоть она и нетолстая, читать было сложнее – одно дело, когда пишут со стороны, а другое – когда словно тебе лично о чем-то рассказывают.
Лицами, от которых ведется повествование, три: 13-летний Павел, его младшая сестра Гуль и Лялька – тряпичная кукла, сшитая их бабушкой Шурой. Все они описывают происходящие события, но каждый со своей стороны, и поэтому картина происходящего становится наиболее полной, а вместе с тем наиболее трагичной.

Самое страшное в этой семье началось с того, как умерла бабушка Шура. Затем исчезла мать Паши и Гули. Просто исчезла, испарилась. Паша и Гуль долго ее ждали, но она так и не появилась. Пытались как-то протянуть время, но в социальных органах об том узнали и пометили детей в ЦВС – центр временного содержания в ожидании определения детей в детский дом. Самое главное ощущение, которое при этом испытывал Паша, - это оторванность от всех остальных детей его же возраста, как будто он автоматом стал  “не таким”, а все его знакомые были по-прежнему такие же, потому как им-то не понять, что значит – нет мамы. Даже хорошая знакомая Паши Кира стала по-другому к нему относиться, тем более что из-за помещения детей в ЦВС школу пришлось сменить и Паше, и Гуль. Вот так они и проводили дни, пока еще не понимая, что им придется ждать еще целых 5 лет, до совершеннолетия Паши, а за это время могло произойти, что угодно.
Но чудо произошло, они обрели приемную мать, которая не навязывалась им в матери, а с пониманием отнеслась ко всему, что с ними происходит. Тетю Миру, их приемную мать, очень сильно удивлял Паша, который рассуждал исключительно по-взрослому, а как же иначе ему было рассуждать, когда он остался один с младшей сестрой? Ведь их хотели разделить – Пашин отец и Гулин папа, но они остались вдвоем, в своем доме.
Странно, но мать детей я не осудила. Так уж описано в книге, что нельзя ее осуждать. Она просто взяла – и ушла в никуда, и никто не знает даже, где она и жива ли она вообще. Нельзя называть ее слабой, никчемной, “кукушкой”, как-то не создалось у меня такое о ней впечатление. Главное – что дети ее не осуждают, а со временем, может быть, поймут, что произошло на самом деле.
Книга, как уже понятно, поднимает тему сиротства. Здесь, если не всё, но многое закончилось хорошо. Главное, что дети продолжают жить в семье. А мы, взрослые, создаем семьи в своем доме? Или у нас куча всевозможных оправданий и мы умеем только говорить, а не делать? Полагаю, над этим стоит подумать.

3 комментария:

  1. Здравствуй, Света!
    Как я рада, что у тебя есть время читать. У меня почему-то настоящий цейтнот. Интереснейшую книгу не читаю уже три недели.
    Спасибо тебе за отзыв о повести Д.Сабитовой. Грустно и в то же время легко, что у детей всё сложилось неплохо.
    Очень много отзывов именно о книгах для детей или о детях.
    В рамках проекта я читала "Три твоих имени" того же автора.
    Про "Где нет зимы" не слышала. Вообще складывается замечательный список литературы, которую хочется прочитать.
    Эту книгу обязательно прочитаю и я.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Оля! Читаю, как только могу. Правда, эта неделя была очень загруженной, как и предыдущая, но я сделала усилие и дочитала книгу до конца. Из-за такой сложной темы ее читать было трудно. Про "Три твоих имени" никогда не слышала, спасибо, может, прочитаю как-нибудь.

      Удалить
  2. Светлана, спасибо за отзыв о такой замечательной книге. Добралась до нее только в 2015 году. Отзывы "сообщников" сначала не читала: хотелось самой составить свое представление о произведении.
    Книга, действительно, замечательная: теплая, добрая, приятная во всех отношениях. Книга, которая еще раз подтверждает истину:"Мир не без добрых людей!" Здорово!

    ОтветитьУдалить