Страницы

12 апреля 2014 г.

Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье)

В этом году Вход Господень в Иерусалим (в народе – “вербное воскресенье”) Православная Церковь празднует 13 апреля. Этот день является фактическим окончанием Четыредесятницы – 40-дневного Великого Поста и начала Великой или Страстной седмицы (недели). “Страстная” от слова “страсть”, “страдание” в данном случае. Церковь с понедельника словно идет по стопам Христа, вновь и вновь вспоминая события последней недели земной жизни Иисуса Христа. Каждый день потому и называется “Великим” или “Страстным”, например, Великий понедельник, Великий вторник, Страстная пятница и т.д.
Что означает празднование Входа Господня в Иерусалим? Согласно Евангелию, за несколько дней до распятия Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, сидя верхом на осле. На тот момент мало кто находился, кто не знал Христа. Когда люди увидели Господа, однако на тот момент Он был для них простым человеком, они начали кричать: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф. 21, 9), постилали свои одежды, резали пальмовые ветви с деревьев и часть людей также их постилала, а часть держала их в руках.
“Так причем же здесь “вербное воскресенье”?” - скажете вы. А дело в том, что в наших холодных краях пальмы не растут, поэтому мы идем на встречу с Христом с тем растением, которое на момент этого праздника уже вполне распустилось в России и может стоять долгое время, – вербу. Отсюда и название.
Вход Господень в Иерусалим – очень глубокий праздник. Он радостный и скорбный одновременно, как и Рождество Христово. С одной стороны, мы встречаем Своего Спасителя, мы идем Ему на встречу с ветвями вербы, воздавая Ему хвалу и честь (кстати, слова, которые я привела из Евангелия, немного в измененном виде поются на каждой Божественной Литургии, потому как Литургия – это встреча с Богом, и от нашего внутреннего настроя будет зависеть – состоится эта встреча или нет).
С другой стороны, как очень верно выразился один священник, это день “великого недоразумения”. Ведь те люди, которые с такой честью встречали Христа, всего через какие-то несколько дней будут размахивать руками, бить себя в грудь и неистово требовать распятия Христа, требовать самой позорной и самой мучительной казни тех времен, включая пытки, которым подвергались приговоренные перед собственно распятием. А почему? Потому что для них Христос был всего лишь обычным человеком, который якобы подорвал их доверие. Они думали, что Христос пришел устроить мятеж против римлян, чтобы освободить евреев от ненавистного им гнета, но оказалось, что Царствие Божие на этой земле Он и не собирался строить, а призывал к покаянию – с греч. “метанойя” - “изменению” жизни, образа мыслей, отношению к людям – ближним и дальним. Это не могло вместить в себя сердце людей, которые хотели для себя только то, что видели, - богатства, достатка, житейского благополучия, поэтому для них Христос оказался “самозванцем”.
То же происходит и в наше время. Мы все почему-то считаем, что Господь просто обязан выполнять любой наш каприз, мы строим свои карточные домики и предъявляем их Богу как некое требование, а когда Бог не отвечает на наши “молитвы”, начинаем злиться и говорить, что Бог – это всё “сказки”.
Замечаю, что многие не понимают смысла слова “смирение”. Для большинства это – забитый в угол человек, об которого все вытирают ноги, а он безропотно молчит и всё терпит. Всмотритесь в это слово. “Смирение” от слова “с миром”, т.е. человек находится в мире с Богом и людьми. А почему? Потому что он всё делает для этого мира.
Есть у военных поговорка: “Хочешь мира – готовься к войне”. Что это значит? Это значит, что мир нужно охранять, за него нужно бороться. Нужно постоянно следить, чтобы ни один враг не проник, ни одна пуля, ни одно заявление о военных действиях не прошло мимо.
Так же и с душой человека. Быть в мире – это колоссальный труд. Поэтому святые отцы говорят, что достичь этого мира человеку одному просто невозможно, это возможно только с Богом. Смирение – это наука их наук, постигать ее в одиночку – всё равно что пытаться одному соорудить Вавилонскую башню и при этом отвергать всякую помощь.
В Евангелии Христос сказал очень кратко и очень ясно насчет смирения: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко”. (Мф. 11, 28-30)
Выбор только за нами. Бог уважает нашу свободу и насильно нас в Царствие Божие тащить не будет. А если кто сможет – может выйти навстречу Христу, а Христос увидит самое главное: наше сердце. С каким сердцем мы придем – это уже нам решать. Каждый приходит в храм со своей целью. Кто-то чтобы освятить вербу, кто-то – поставить свечку, а кто-то – за самым главным. За Христом.

4 комментария:

  1. С Праздником Входа Господня в Иерусалим, Светлана Николаевна! Мира, счастья, любви, добра и всех благ!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана Николаенвна!
    Поздравляю от души с Вербным воскресеньем,
    Пусть наполнится ваш дом смехом и весельем.
    Чтобы счастье через край, а добро рекою.
    Чтобы жили вы без бед, и с искренней любовью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна! Большое спасибо за такое душевное поздравление! И Вас с Великим Праздником! Всего Вам самого доброго и помощи Божией в Вашей нелегкой работе!

      Удалить