Страницы

15 июня 2015 г.

Обязательные путешествия, принудительные удовольствия

Ирландия, г. Дублин. Фото 2012г., 8 августа

Как всегда, внимательно слежу за новостями, в особенности, если они об образовании. Вот наткнулась на статью В программу среднего образования могут включить обязательные путешествия. Заинтересовалась. Но дальше что-то мне эта идея совсем разонравилась. 
Пишут, что некоторые экскурсии по России предлагают сделать обязательными для приобщения к истории и географии нашей страны, т.к. наблюдается либо видимое незнание ни того, ни другого, либо пренебрежение и тем, и другим.
Вроде предложение неплохое. Мне тоже так поначалу показалось. Однако потом я задумалась над некоторыми моментами, о которых не подумали те, кто всё это предлагал. Ведь предлагают ездить на эти экскурсии (вплоть доезжать до Байкала) в период летних каникул. Вопрос: а кто повезет детей? Правильно! Классный руководитель. Или кто-то, кого на добровольно-принудительной основе обяжут это сделать. Тогда нужно пересматривать продолжительность отпусков педагогических работников и период летних каникул учеников.
На июнь точно такие экскурсии не получится устроить, ведь все учителя задействованы в организации ГИА и ЕГЭ, в августе они уже выходят на работу, остается июль.  В связи с этим следующий вопрос: а кто гарантирует наличие самих детей в июле? Неужели удобно для родителей прерывать летний отдых и куда-то отправлять ребенка в самой середине отдыха, в самый разгар лета? Приспособиться, конечно, можно, но я не думаю, что это будет возможно сделать для каждого ребенка и для каждого родителя.
Еще вопрос: а если по состоянию здоровья некоторые дети и учителя не смогут поехать, допустим, на Байкал? Простите, что говорю о себе: мне тамошний воздух противопоказан по здоровью, как и долгое нахождение в Санкт-Петербурге. Это для таких, как я, будет предусмотрено? А как быть со множеством других факторов, связанных с состоянием здоровья детей? Ведь их тысячи. Кому-то нужна особенная диета и специальное место, чтобы сделать инъекцию при сахарном диабете, кому-то нужно обеспечить хорошие условия проживания (они не всегда есть) не из-за капризов, а потому что у ребенка аллергия на перо, а подушки в месте ночлега будут набиты пером и т.д., и т.п.
Вы не подумайте: я не против экскурсий, наоборот, мне очень нравятся поездки, я получала настоящее удовольствие, иногда мне казалось, что радовалась больше детей. Польза экскурсий велика, однако насильно мил не будешь. Это не просто ввести новый ненужный предмет в школьную программу, это заставить куда-то ездить. А это значит – заставить педагога отвечать за жизни и здоровье детей, заставить детей получать удовольствия, заставить сделать вид, что все условия подойдут для детей. Хорошо, если ребенок проникнется, а если нет? Кому тогда оно нужно? Надеюсь, данное предложение только и останется предложением.