Пишут, что
некоторые экскурсии по России предлагают сделать обязательными для приобщения к
истории и географии нашей страны, т.к. наблюдается либо видимое незнание ни
того, ни другого, либо пренебрежение и тем, и другим.
Вроде предложение
неплохое. Мне тоже так поначалу показалось. Однако потом я задумалась над
некоторыми моментами, о которых не подумали те, кто всё это предлагал. Ведь
предлагают ездить на эти экскурсии (вплоть доезжать до Байкала) в период летних
каникул. Вопрос: а кто повезет детей? Правильно! Классный руководитель. Или
кто-то, кого на добровольно-принудительной основе обяжут это сделать. Тогда
нужно пересматривать продолжительность отпусков педагогических работников и
период летних каникул учеников.
На июнь точно
такие экскурсии не получится устроить, ведь все учителя задействованы в
организации ГИА и ЕГЭ, в августе они уже выходят на работу, остается
июль. В связи с этим следующий вопрос: а кто гарантирует наличие самих
детей в июле? Неужели удобно для родителей прерывать летний отдых и куда-то
отправлять ребенка в самой середине отдыха, в самый разгар лета?
Приспособиться, конечно, можно, но я не думаю, что это будет возможно сделать
для каждого ребенка и для каждого родителя.
Еще вопрос: а если
по состоянию здоровья некоторые дети и учителя не смогут поехать, допустим, на
Байкал? Простите, что говорю о себе: мне тамошний воздух противопоказан по
здоровью, как и долгое нахождение в Санкт-Петербурге. Это для таких, как я,
будет предусмотрено? А как быть со множеством других факторов, связанных с
состоянием здоровья детей? Ведь их тысячи. Кому-то нужна особенная диета и
специальное место, чтобы сделать инъекцию при сахарном диабете, кому-то нужно
обеспечить хорошие условия проживания (они не всегда есть) не из-за капризов, а
потому что у ребенка аллергия на перо, а подушки в месте ночлега будут набиты
пером и т.д., и т.п.
Вы не подумайте: я
не против экскурсий, наоборот, мне очень нравятся поездки, я получала настоящее
удовольствие, иногда мне казалось, что радовалась больше детей. Польза
экскурсий велика, однако насильно мил не будешь. Это не просто ввести новый ненужный
предмет в школьную программу, это заставить куда-то ездить. А это значит –
заставить педагога отвечать за жизни и здоровье детей, заставить детей получать
удовольствия, заставить сделать вид, что все условия подойдут для детей.
Хорошо, если ребенок проникнется, а если нет? Кому тогда оно нужно? Надеюсь,
данное предложение только и останется предложением.