Страницы

15 июня 2015 г.

Обязательные путешествия, принудительные удовольствия

Ирландия, г. Дублин. Фото 2012г., 8 августа

Как всегда, внимательно слежу за новостями, в особенности, если они об образовании. Вот наткнулась на статью В программу среднего образования могут включить обязательные путешествия. Заинтересовалась. Но дальше что-то мне эта идея совсем разонравилась. 
Пишут, что некоторые экскурсии по России предлагают сделать обязательными для приобщения к истории и географии нашей страны, т.к. наблюдается либо видимое незнание ни того, ни другого, либо пренебрежение и тем, и другим.
Вроде предложение неплохое. Мне тоже так поначалу показалось. Однако потом я задумалась над некоторыми моментами, о которых не подумали те, кто всё это предлагал. Ведь предлагают ездить на эти экскурсии (вплоть доезжать до Байкала) в период летних каникул. Вопрос: а кто повезет детей? Правильно! Классный руководитель. Или кто-то, кого на добровольно-принудительной основе обяжут это сделать. Тогда нужно пересматривать продолжительность отпусков педагогических работников и период летних каникул учеников.
На июнь точно такие экскурсии не получится устроить, ведь все учителя задействованы в организации ГИА и ЕГЭ, в августе они уже выходят на работу, остается июль.  В связи с этим следующий вопрос: а кто гарантирует наличие самих детей в июле? Неужели удобно для родителей прерывать летний отдых и куда-то отправлять ребенка в самой середине отдыха, в самый разгар лета? Приспособиться, конечно, можно, но я не думаю, что это будет возможно сделать для каждого ребенка и для каждого родителя.
Еще вопрос: а если по состоянию здоровья некоторые дети и учителя не смогут поехать, допустим, на Байкал? Простите, что говорю о себе: мне тамошний воздух противопоказан по здоровью, как и долгое нахождение в Санкт-Петербурге. Это для таких, как я, будет предусмотрено? А как быть со множеством других факторов, связанных с состоянием здоровья детей? Ведь их тысячи. Кому-то нужна особенная диета и специальное место, чтобы сделать инъекцию при сахарном диабете, кому-то нужно обеспечить хорошие условия проживания (они не всегда есть) не из-за капризов, а потому что у ребенка аллергия на перо, а подушки в месте ночлега будут набиты пером и т.д., и т.п.
Вы не подумайте: я не против экскурсий, наоборот, мне очень нравятся поездки, я получала настоящее удовольствие, иногда мне казалось, что радовалась больше детей. Польза экскурсий велика, однако насильно мил не будешь. Это не просто ввести новый ненужный предмет в школьную программу, это заставить куда-то ездить. А это значит – заставить педагога отвечать за жизни и здоровье детей, заставить детей получать удовольствия, заставить сделать вид, что все условия подойдут для детей. Хорошо, если ребенок проникнется, а если нет? Кому тогда оно нужно? Надеюсь, данное предложение только и останется предложением.

11 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, в начале моего комментария анекдот из жизни (дата анекдота - год 2015-й):
    Один из организаторов ЕГЭ страдает аллергией. В день проведения экзамена ей стало совсем плохо, причем во время проведения экзамена... Это заметили даже ученики, предложившие вызвать скорую. Все обошлось! Однако анекдотом являются слова ответственных за экзамен: "Если бы вы здесь умерли, то вы нам испортили бы экзамен"... Считайте анекдотом, или случаем из жизни...
    Если путешествия педагогу оплатят, то я хоть завтра в Африку, познавать жизнь пигмеев. Мне все равно, ехать самой, или ехать с детёнышами из класса. Боюсь, что если поездку учителя наше государство сможет оплатить, то поездки детей их родители финансировать, часто, не в состоянии. У меня половина класса "невыездные" (по финансовому состоянию), хотя очень жалко...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Пора уже, наверное, нам, учителям, привыкнуть к тому, что мы для всех тех, кто разрабатывает для нас подобное "счастье", людьми не являемся.
      По теме. Даже если мне оплатят, как-то не хочется куда-то ехать в июле. Я тоже хочу отдохнуть, отключиться, забиться в угол, затеряться. А тут - никакого отдыха. Обязан - и всё тут. А места типа Байкала меня как легочника вообще не впечатляют.
      И да, финансовая сторона вопроса, спасибо, что заметили. Ведь действительно, не каждому это под силу.

      Удалить
    2. Вопрос, конечно, интересный. Даже слышала, что обязательными для путешествий станут Москва, Петербург, Крым???!!! Неплохо бы и родные края включить...
      Я тоже не против этого, но где взять финансы? Во многих семьях они отсутствуют, а в образовании, я уверена на все сто, таких денег просто нет!

      Удалить
    3. Точно, Анна Борисовна, о таком "незначительном" вопросе, как о финансах, никто и не и подумал. Наверное, считается, что это должно прилагаться по-любому. Ну считает же г-жа Лахова, что если родитель не покупает ребенку йогурт каждый день, то за это нужно его лишать родительских прав и помещать ребенка в детский дом.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Меня тоже заинтересовала, в первую очередь, финансовая сторона вопроса. Принуждают нас уже сейчас проводить выездные мероприятия по городу. И даже в этом случае многие родители отказываются. Финансы...
    Далее. Действительно, кто возьмет на себя ответственность за жизнь и здоровье детей? Вопрос... Остается надеяться, что сие новшество так и останется лишь на бумаге. А коль иначе будет, то можно потихоньку подыскивать себе другое место работы...*** Скоро учителей принудят сказки на ночь детям читать... Персонально каждому...Чтоб засыпали лучше...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Да скоро, наверное, вообще заставят учителей ночевать в школе, а кто не ночует, увольнять. Ведь это "призвание", из которого можно сварить борщ и накормить всю семью.
      Ответственность? Да что вы! Ну, конечно, ее на себя "с радостью" возьмет классный руководитель! Ведь он "может".

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    А мне кажется, что это очередная "афера", чтобы за счёт родителей поддержать расплодившиеся турфирмы.
    Получить необходимые знания о том же озере Байкал можно и из интернета. Очень много качественных фильмов РГО, вот только кто их смотрит? Правильно, те, кому это интересно.
    А если не интересно, то хоть в космос отправляй! Всё едино - уткнутся в планшеты и будут свои игры гонять...
    А как, интересно представляется экскурсия на Байкал? Давайте посчитаем...
    Где-то неделя в поезде "туда" (немытые, нечесаные, без нормального питания и туалета), приезжаем "на Байкал". Дальше - размещаемся в гостинице (моемся, чистимся, пытаемся привести в порядок пошатнувшееся здоровье - ведь в пути всякое случается) и отправляемся на экскурсии. КУДА? Всё будет зависеть от материального состояния опять же родителей. Некоторые, возможно, смогут организовать прогулку на кораблике (катере) по озеру (это при условии, что погода позволит, а ведь бывает штормит по нескольку дней) так что, скорее всего, экскурсия ограничится посещением местного музея (опять же за денежки родителей) и прогулке по набережной Байкала. И опять неделя в поезде (и хорошо, если не в общем вагоне с кучей орущих "Тагил рулит!").
    В итоге, какие положительные эмоции это вызовет у ребят? Кроме массы негатива?
    По-моему, если кто-то "там, наверху" решил позаботиться о том, чтобы наши дети лучше знали Россию, то пусть во-первых, ищут дополнительные средства для того. чтобы сделать такие прогулки бесплатными, во-вторых, перед поездками проводят обязательный медицинский осмотр (как раньше было, когда ребенка отправляли в пионерский лагерь), чтобы выявить противопоказания к пребыванию в определенных условиях, в-третьих, организуют обязательное присутствие на экскурсии, помимо педагога: медика, охраны, родителей (как общественный контроль) и достойно оплатят эту работу.
    А пока у "тех. кто там наверху" нет даже средств для того, чтобы обеспечить ребят нормальными условиями, необходимыми для обучения. Я считаю, что это очередной "перегиб", чтобы педагогам и родителям нервы пощекотать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! У меня такое ощущение, что в Госдуме иногда действуют по принципу "британских ученых". Ну требуют открытия, что ж, давайте что-нибудь да откроем, неважно, что. А всякие там "мелочи", которые, собственно, заинтересуют только исполнителей (читай - классных руководителей), никого не интересуют. Ведь цель, по их мнению, оправдывает средства. Только средств-то нет.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Честно говоря, я впервые услышала о "принципе британских ученых" и мне это очень понравилось. Надо будет по-больше узнать об этом удивительном "явлении".
      А средств никогда не будет. Вот сейчас как с футболом происходит? Не могут выгнать тренера, развалившего команду, потому что нет денег на выплату неустойки.
      Интересно, а кто заключал такой договор? Вот бы призвать его к ответу... и заставить выплатить неустойку из собственного кармана (уверена, что у этой личности найдутся такие деньги)

      Удалить
    3. Доброе утро, Ирина Валерьевна! Да Вы, скорее всего, слышали: британские учёные открыли то, британские учёные открыли это. Данное словосочетание стало притчей во языцех как символ бесполезности открытия или отсутствия настоящих научных данных и серьезных оснований, а также источников.
      А по поводу футбола - да ведь у нас только врачи да учителя должны за всё нести ответственность. Вырастили поколение "манагеров", не хотящих и не умеющих за что-то отвечать.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо за тему, за мысли, за такие интересные комментарии гостей... Буду думать! Но что-то негатива пока вижу больше............

    ОтветитьУдалить