Страницы

1 февраля 2016 г.

Скрытая неприязнь

Никто не будет спорить, что роль семьи в жизни и воспитании ребенка не просто важная, а основополагающая. От того, что происходит в семье, зависит поведение ребенка, формирование его взглядов, его отношение к людям и окружающей действительности. Если родители замечают ребенка, то ребенок будет один, а если нет – тогда тот же самый человек будет совсем другим.
В.С. Соммерс изучал множество семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями. В 1944 г. он выделил пять категорий отношения родителей к своему ребенку, имеющему отклонения в развитии:
1) Принятие ребенка и его дефекта. Это самая оптимальная категория родителей, потому что именно эти родители принимают ребенка таким, какой он есть, не борясь с самим ребенком, никого не обвиняя. Соответственно, в такой семье ребенку будет оказана максимальная помощь и поддержка, а сам ребенок не будет чувствовать себя ущербным. Пример такой семьи – в книге “Чудо” Р. Дж. Паласио и “Привет, давай поговорим” Ш. Дрейпер.

2) Реакция отрицания. В этом случае родители не признаЮт, что с их ребенком что-то не так. Они открещиваются от любых попыток сказать им, что происходит, что их ребенок – немного особенный, что к нему нужно отнестись по-другому, приложить кое-какие усилия. Родители отчаянно борются с нетаковостью, всеми силами пытаясь доказать, прежде всего, себе самим, что всё обойдется, что всё это неправда, что вот завтра они проснутся и всё будет как у всех.
3) Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. А вот здесь перегиб в другую сторону. В этом случае родители буквально дышат в затылок своему ребенку, не давая ему ни шагу ступить. Отношение к ребенку в такой семье, как к несчастному, забитому, ни на что не способному. Это приводит к инфантильности, воспитанию у ребенка чувства собственной неполноценности.
4) Скрытое отречение, отвержение ребенка. А вот здесь, внимание, самое интересное. Скрытое отречение, отвержение своего ребенка проявляется…в чрезмерной заботе. Родители всем и вся доказывают, какие они образцовые родители, как они все свои силы и молодость тратят на своего ребенка, сколько денег они платят, к каким врачам ходят. Если пристально вглядеться в такую модель поведения, можно обнаружить, что такая семья считает нетаковость своего ребенка ужасным позором, а вместе с тем подспудно испытывает отвращение к “дефективному” ребенку.
5) Открытое отречение, отвержение ребенка. Если с ребенком что-то не так, родители начинают чувствовать свою вину либо обвиняют друг друга. Ребенок превращается в мишень бесконечных обид и неудовлетворенности взрослых. Он убогий навсегда, он уже виноват в том, что таким родился и за это обязан расплачиваться всю свою жизнь.

Приведенные выше характеристики вроде как относятся лишь к семьям, у которых рождается больной ребенок или становится таковым в силу разных обстоятельств. А не кажется ли вам, что все данные категории применимы вообще ко всем семьям? Думаю, те, кто наблюдал за поведением родителей, со мной согласятся.
Разве не приходилось вам, уважаемые коллеги, сталкиваться с тем, что родители категорически отрицают нетаковость своего ребенка, которая проявилась в недостойном поведении? Такие родители отрезают: “Мой ребенок так не мог сделать!” Вот вам, пожалуйста, категория № 2.
А разве не приходилось слышать, как же некогда, ведь “мы работаем”. Одна мама вообще сказала, что она для сына – банковская карточка. Удивительно, но этот самый сын – прекрасный человек, совестливый, скромный. А ведь мог вполне стать грозой своего класса или всей школы, ведь дома его ждет не мама, а банкомат! 
А это бесконечное “некогда”, “нет времени”, “вы школа, вы и воспитываете” – разве не наглядный пример категории № 4? Ведь очень многие родители будут прятаться на работе от своего ребенка, а потом дома, вручив ему планшет или усадив за компьютер, а если что не так – школа виновата? Мне всегда хочется задать вопрос: а зачем тогда нужны родители, семья? Если родитель бегает от своего ребенка, не общается с ним, забрасывает его игрушками, - разве это не явный показатель скрытого отвержения ребенка?

Я часто думаю, сколько существует умилительных фото грудных детей и их родителей. Взгляд мамы или папы излучает любовь, нежность. “Вот – семья!” – подумаем мы. Но пройдет лет так 10, и во взгляде родителей уже не будет такой любви и нежности. Куда всё делось? Разве ребенок перестал быть членом семьи? Разве вам подменили ребенка? Да, он уже не 52-см малыш, но разве он больше не заслуживает ни любви, не нежности? Что же происходит за с течением времени? Вот вопрос… 

8 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, я тоже часто задаю себе вопрос, куда деваются те самые счастливые, добрые и улыбающиеся родители малышат. В школе можно встретить все перечисленными Вами категории, причем они очень легко трансформируются. Все меньше тех, что видит в школе союзника и советчика, все больше становится тех, кто с недоверием относится к образовательному учреждению и с нелюбовью к своему ребенку. ГРУСТНО)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      То, что относятся с недоверием, это точно. К сожалению, иногда на это есть основания. И ладно бы только это, так ведь ребенка не замечают или делают из него короля или королеву, а все окружающие должны ему кланяться и выполнять приказания. Или наоборот - удаляются от ребенка, делая вид, будто о нем "заботятся".

      Удалить
  2. Сейчас активно идет прием документов в первый класс, стараюсь с каждым родителем побеседовать лично. Иногда такой холод непонимания сквозит, что страшно становится: а как там, в этой семье ребенку живется? Благо, пока это единичные семьи. Беру их сразу на карандаш))) Хорошо, если я ошибась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут может срабатывать холод недоверия к школе вообще. Ведь Вы же видите, что творится, какой только грязью не поливают школу и учителей. На блогах и мы с Вами, и наши коллеги неоднократно про это писали.
      Я думаю, что отношение к ребенку в семье можно прощупать только со временем, да и то не на все 100%. Иногда родитель сам приходит и все карты на стол выкладывает такими, например, словами: "А что говорит (имя ребенка), меня вообще не интересует, всё решаю я". И далее - целая тирада о том, какая она была отличницей и великолепной ученицей. В общем, иногда грустно, а иногда наоборот окрыляет беседа с некоторыми родителями, потому что я нахожу единомышленников в их лице.

      Удалить
  3. Доброе утро, Светлана Николаевна! А у меня вот случай был - вызвала маму, поговорить об успеваемости ребенка. При чем говорила спокойно очень, делая акцент на том, что ребенку просто нужна помощи. А вместо этого бедного ребенка прямо при мне мама бить начала. Конечно, я защитила, но осадок неприятный на душе. Стоит ли вообще вызывать в школу таких родителей? Вряд ли у ребенка будет улучшение в учебе... Да и не только в этом дело. Опять учитель остается один на один с проблемой, которую решить можно только в семье. В любом случае, в итоге будет крайней школа... Там, где не видят собственных проблем, всегда виновен кто-то другой...
    А статья у вас правильная. Куда уходит любовь? Непонятно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Надежда Александровна!
      Я бы тоже очень расстроилась, если бы стала свидетелем такого. Ведь многие не вникают в суть того, почему ребенок плохо учится или неважно себя ведет. Ведь причины могут быть самыми разными! Мне рассказывали про одну маму, которая при всех показаниях отказывалась отдать своего старшего сына в коррекционную школу. Конечно, признать такое тяжело, но там были все факты налицо. Он бы выучился по специальной программе, но выучился бы! Это как раз тот случай, когда мешкать нельзя. Так никого никуда не отдали. Бедный ребенок просидел до 9 класса, может, терпел насмешки, по всем предметам получал 2. А в конце 9 класса его мать вдруг очнулась и сказала, что надо было отдать его в специальную школу. Классный руководитель, рассказавшая мне это, в отчаянии воскликнула: "Вы опоздали на 10 лет!" Т.е. жизнь ребенка - это оказалось неважным?!
      А любовь, наверное, проходит, потому что мы не умеем любить. У нас сложился стереотип, что ребенок - это только грудной младенец, а как только он подрастает и становится взрослым, он нам неинтересен: ведь он уже всё понимает, от него никуда не спрячешься.

      Удалить
  4. Очень умная статья и правильные слова, Светлана Николаевна, если Вы не против, хочу использовать её на родительском собрании. Только вот ведь проблема: умные люди, я имею в виду житейский ум, так они и сами это понимают и чувствуют. А всем остальным хоть говори, хоть пиши, очень сомневаюсь, что можно переубедить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не против! Да, точно Вы подметили: не все хотят воспринять истину, ведь с истиной бок о бок жить тяжелее.

      Удалить