Страницы

26 июля 2016 г.

Свой, чужой, мой

Наше с сыном совместное производство
У сына очень красивая игрушка-каталка в виде вертолетика. Она разноцветная, поэтому сразу привлекает внимание. Многие дети от нее в восторге. До него была бабочка с красными крыльями, но она быстро сломалась.
Детей всегда привлекает то, что им не принадлежит. Если Вы взяли на прогулку лопатку, а рядом будет лежать точно такая же, он потянется именно к чужой, т.к. она для него интереснее.  
Мне совсем не жалко, когда другие дети играют в игрушки моего сына. Здесь срабатывает неплохой воспитательный момент: нужно уметь делиться. Также это полезно для социализации ребенка, ведь ему предстоит жить в обществе, где его будут окружать самые разные люди. Но меня коробит бесцеремонность и напористость.
Ребенка я не виню: до определенного возраста он не различает понятия “моё” и “не моё”, ему нужно это объяснять. Однако некоторые родители считают иначе, всё списывая на то, что “он же ребенок”.
Одна девочка по виду старше моего сына просто подошла к нашей коляске, вытащила оттуда нашу “бабочку” и начала ее катать. Папа вообще никак не отреагировал и с умилением наблюдал, как его дочь играет в чужую игрушку, а затем чуть ли не в ладоши хлопал, когда та подошла к моему малышу и стала его настойчиво обнимать. “Обнимашки?” – приговаривал он.
В парке наш мячик лежал рядом с коляской. Мы оставили наш “транспорт” и пошли по своим делам: ходить и бегать, гоняться за голубями, наблюдать за бабочками. Когда вернулись – сын захотел поиграть в мячик, но потянулся к чужому. Я ему сказала, что это не наше, а наше находится вооон там. Одна мама очень удивилась и сказала:
- Пусть берет! Вот если бы мы взяли Ваш мячик, Вы бы рассердились?
- Нет. Но ребенок с малолетства должен понимать, что есть своё, а есть чужое.
- Ааааа, – протяжным тоном протянула она. По интонации это значило следующее:
- Ну и чушь Вы говорите!
Я тогда даже расстроилась. Ну как можно позволять ребенку брать всё, что он видит и что ему нравится? Если не объяснить сейчас, как он это поймет, когда подрастет?
Еще ну не могу понять, зачем малышу приписывать взрослые, а порой и пошлые качества? Интимное пространство – это святое, оно ничем и никем не должно быть нарушено. Приведу пример.

Мы сидели в пиццерии. Сыну тогда было около 11 месяцев, он еще сам не ходил. Время от времени то я, то муж вместе с ним гуляли, благо там было некое подобие детского уголка с игрушками. За соседним столиком расположились молодые девушки, у одной из которых была маленькая дочь – постарше моего мальчика. Так эта девочка просто настойчиво подходила к моему ребенку, сильно прижимала его к себе и так подолгу стояла. Её мама была в восторге: ура! Жениха себе ухватила, своего не упустит! А мне так не по себе стало, да и мужа это покоробило. Для меня младенчество и детство – это самый чистый период жизни человека, а тут…

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Прежде, чем начать писать комментарий,сидела,вспоминала...
    Вы меня "окунаете" в воспоминания. Мои мальчишки уже взрослые, но так приятно,читая Ваши посты, вспомнить наши игры,занятия,прогулки. Благодаря им. я возвращаюсь в такие нежные и милые маминому сердцу годы. Спасибо Вам огромное!
    Меня всегда тоже удивляла бесцеремонность некоторых взрослых во время прогулок.
    Абсолютно с Вами согласна - ребёнок с раннего детства должен усвоить понятия "свой" и "чужой". В раннем детстве много внимания уделяла понятиям "хорошо - плохо". Именно в раннем детстве закладывается и формируется "нравственный стержень" человека.
    Рада, что сыновья никогда не брали чужого. У нас существует правило: "Нашёл чужое - положи на видное место, хозяин обязательно найдётся". Учила всегда спрашивать, прежде, чем брать. Об этом надо говорить постоянно. А самое главное, чтобы слова родителей не "расходились с делом"!
    И по поводу нарушения личностного пространства согласна с Вами. Но малышата на виноваты в том, что молодые родители не занимаются своим ребёнком, не объясняют, не учат. А только восхищаются и умиляются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо Вам большое за поддержку, а то я подумала: может, слишком болезненно всё воспринимаю? Рада, что оказалась права. Да, конечно, детей я не виню, у них еще не развито мышление и многие понятия.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, я часто негодую и протестую против немого молчания некоторых мам, бабушек, когда их чада все себе заграбастают, да еще и норовят "изучить" - сломать. так получилась, что о дворе, моя Милашка младшенькая, очень добрая и отзывчивая девочка, но сколько ей приходилось терпеть обиды))) стараюсь с детишками общаться, беседовать, учить, а мне в ответ:"Вам здесь не школа!"))) да, не школа, но именно возле меня чаще всего хоровод ребятни, потому что не в телефоне сижу, не курю, не пью пиво,а общаюсь, придумаю игры, читаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вот и у меня негодование и протест. Умиление умилением, но надо же и честь знать!
      Сколько наблюдаю за мамами и детьми - Вы знаете, у нас дела обстоят хорошо. Большинство родителей именно играют с детьми во время прогулок, стараются быть рядом с ними, но при этом иногда случаются вещи, которые я написала.
      А что, если не школа, нужно позволять бесцеремонно брать чужие игрушки и спокойно ими играть? Вот вчера. Мальчик спокойно взял наши формочки, сел в песок. Мама рядом с ним устроилась и давай нашими игрушками вовсю играть...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вы всё правильно делаете! Мы живем в обществе в котором существуют правила и мы их соблюдаем. И если в младшем возрасте не знакомить ребенка с ними, то в дальнейшем трудно будет требовать их соблюдения от повзрослевшего ребёнка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Виктория Александровна!
      Спасибо Вам большое, Ваше мнение мне здесь особенно важно как психолога. Я очень рада, что сделала и вообще думаю по этому поводу правильно.

      Удалить
  4. Конечно, ребёнку нужно обязательно говорить о чужом. С малых лет родители учат не брать не своё. Но, конечно, не просто давать играть в свои игрушки, а именно делиться. Ты - мне, я - тебе.
    Меня ещё иногда умиляла такая ситуация: поиграют в Лизины игрушки и бросают. Захотел ведёрко у горки оставить - оставил. И не всегда это делал ребёнок. Как часто мамы-папы без "спасибо" оставляли игрушки не там, откуда взяли.
    Сегодня, конечно, Лиза уже не играет в песочнице. Но столкнулись с проблемой: "Дай покататься!" Самокат ли, велосипед ли... Подходит ребёнок - и "дай". Не разрешаю! Может, неправильно поступаю, но - купите и давайте. Это совсем не дешёвые вещи.
    А к обнимашкам отношусь спокойно. Может, потому что сама часто обнимаю и обнимаюсь. Ведь дети обнимаются потому, что им этой нежности не хватает. А ребёнка нужно обнять не менее 8 раз за день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вчера один совок у Серёжи все-таки утащили... Грабельку отбила, т.к. заметила, что ее нигде нет и обратилась к маме девочки, которая играла рядом.
      А я тоже, скорее всего, не буду разрешать кататься на нашем велосипеде или самокате, т.к. понятия не имею, кто этот ребенок или его мама.
      Обнимания - может, действительно тем девочкам не хватает объятий со стороны родных. Тогда их жалко. Ведь своего сына я обнимаю очень часто, т.к. знаю, насколько важен телесный контакт для психического и умственного развития, а самое главное - обнимаю его, просто потому что очень люблю)))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я думаю, что Вы как мама, знаете, как надо, а если неадекватные родители, которые только в телефоне играют и болтают с подружками, вместо того, чтобы дитем заниматься не соображают, как надо воспитывать своих чад, нужно вразумлять, отстаивать свою точу зрения: "А я считаю вот так верно, я не разрешаю трогать чужое, но и свою игрушку не отдам!!!" В данном случае, Вы правы!!! Мало ли что малышу захотелось, сегодня игрушку, а завтра ограбить......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      Вы правы: когда ребенок не знает слова "нет", это будет иметь страшные последствия в будущем. Просто я испугалась, что неправильно на это реагирую, а теперь вижу, что права. Спасибо!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Абсолютно с Вами согласна. Нужно прививать культуру общения, культуру поведения с самого раннего возраста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Как я по Вам соскучилась!
      Кому, как не Вам, знать, какими дети приходили бы в школу, если бы их с малолетства не научили бы самому элементарному.

      Удалить
  7. Светлана Николаевна, приветствую!
    Простейшие навыки социализации закладываются в семье. Отстаивание личных границ - это тоже навык, которым многие не могут овладеть и в старшем возрасте. И состоит он в в уважении своего и чужого личного пространства.
    Мы часто учим ребенка уважать чужие границы, но не учим защищать свои.
    Обнимающая девочка могла испугать неполного годовасика. И вообще спровоцировать невроз.
    Игра чужими игрушками может происходить только с обоюдного согласия сторон. Тогда воспитывается эмпатия и навык взаимодействия.
    Жаль, что для многих родителей - родительство само собой разумеющаяся вещь, без обязательств. О грамотности воспитания не задумываются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ольга Александровна!
      Даже мне, взрослому человеку, не всегда приятно, когда до меня лишний раз дотрагиваются, я очень щепетильна в отношении своего личного пространства. Поэтому меня так сильно коробят эти "обнимашки" (вот дурацкое же слово!). Вы правы: нужно учить отстаивать своё "я" и своё личное пространство.
      По поводу родительства - да, многие думают, что для этого просто достаточно родить и вовремя менять подгузник, а потом поскорее спихнуть в детсад и школу. Не понимаю, почему не учат БЫТЬ родителем?

      Удалить