Страницы

22 декабря 2016 г.

Нарушения речи у школьников и пути помощи ученикам на примере уроков английского языка

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается доклад, прочитанный мной на окружной научно-практической конференции педагогов «Профессиональная компетентность педагогического работника – основа профессионального стандарта педагога» 31 октября 2016 года. Моя работа была признана достойной публикации в местном научном сборнике. Я значительно дополнила свое сообщение для блога, многое в доклад не вошло. Однако, конечно, статья не отражает всей полноты того, о чем хотелось бы сказать. Буду рада Вашим отзывам, вопросам и замечаниям.

В последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями в силу самых разных причин. Иногда бывает так, что ребенок, придя в школу, имеет нарушенное звукопроизношение и неразвитую речь, что ведет к неуспеваемости, прежде всего, по русскому языку, математике, а впоследствии и английскому языку. Конечно, все нарушения начинаются с внутриутробного развития, раннего и дошкольного возраста, когда происходит закладка и начало развития органов артикуляции и речи. Если родители по каким-то причинам вовремя не обратились к логопеду или невропатологу в зависимости от степени тяжести нарушения или не занимались развитием речи ребенка самостоятельно, то это приведет к усугублению положения и неуспеваемости ребенка по основным предметам.
Существует несколько типов речевых расстройств, которые подразделяются на следующие виды:
1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения ритма и/или темпа речи.
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. (Общее) недоразвитие речи или утрата речи, ранее имевшейся.
Мы не будем подробно останавливаться на каждом виде речевых нарушений, но упомянем о таком важном факте: каждому педагогу известно о том, что есть дефекты звукопроизношения (неправильное произношение), есть такие дети, которые с трудом пишут диктанты даже в старших классах, не умеют решать простейшие примеры, не могут сформулировать свои мысли из-за ограниченного словаря и опыта общения.
Всё это имеет множество самых разных причин – органические и функциональные. Органические – это внутриутробные гипоксия и инфекции, вирусные заболевания, травмы, ушибы, алкогольные и наркотические опьянения, курение матери во время беременности, прием лекарственных препаратов во время беременности, наследственная предрасположенность, родовые травмы, заболевания, которые ребенок мог перенести в раннем возрасте (вирусные заболевания, травмы головного мозга, длительные простудные заболевания). Функциональные – неблагоприятные социально-бытовые условия, соматическая ослабленность, психологические травмы, подражание речи окружающих людей, у которых плохо развита речь или имеет дефекты разного рода.  [1]
Каждому учителю-предметнику следует знать о различных физических, психических и речевых нарушениях с целью обеспечения индивидуального подхода к ребенку и работы с родителями. Книга Т.Г. Визель, одного из ведущего современного специалиста по нейропсихологии, “Ребенок и его развитие” может в этом помочь. В пособии рассматриваются различные виды отклонений в психоречевом развитии детей, а также проявления этих отклонений и их причины. Татьяна Григорьевна в ближайшем будущем планирует издать новую похожую книгу для неспециалистов с целью помочь определить по внешним признакам состояние ребенка.
Тем не менее, к разного рода диагнозам нужно подходить очень осторожно, т.к. их ставит только специалист или несколько специалистов. Родители часто говорят, что ребенок гиперактивный. И предупреждают педагога, чтобы он имел это в виду. А ведь, скорее всего, никто не задумывается о том, что это очень серьезное утверждение. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) - наследуемое расстройство работы мозга, которое возникает как результат нейрональной дисфункции лобной коры. Точных причин этого заболевания пока не установлено. Однако известно, что это сочетание общего моторного (или двигательного) беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, импульсивности, нарушенного внимания и др. Кроме того, наблюдаются трудности во время школьной адаптации, которые связаны как с нарушениями поведения и внимания, так и с трудностями в усвоении основных школьных навыков (чтения, письма, счета). Нередки также расстройства засыпания.
Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, а наиболее интенсивно проявляется в конце дошкольного и в младшем школьном возрасте. У детей старше 9 – 10 лет проявления синдрома, прежде всего моторная возбудимость и двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, полностью исчезая после 14 – 15 лет. [2]
Еще хотелось бы сказать об эпилепсии – одном из самых распространенных заболеваний нервной системы, характеризующееся повторными относительно стереотипными припадками. Мы все привыкли к тому, что приступы эпилепсии бывают судорожного характера и пеной у рта. Особенно красочно это показывают в фильмах. А ведь проявления эпилептических припадков варьируются от генерализованных судорог (в разряд одновременно вовлекаются оба полушария мозга) до едва заметных окружающим людям изменений внутреннего состояния пациента. Бессудорожные генерализованные приступы носят название абсансов. Они возникают почти исключительно в детском возрасте и ранней юности.
Ребенок внезапно замирает и пристально смотрит в одну точку, взгляд кажется отсутствующим. Могут наблюдаться прикрывание глаз, дрожание век, легкое запрокидывание головы. Приступы продолжаются всего несколько секунд (5-20 сек) и часто остаются незамеченными. [3]
При ММД – минимальной мозговой дисфункции (основной причиной называют повреждение во время родов шейного отдела позвоночника) - у детей наблюдается повышенная утомляемость, рассеянное внимание, затрудненность в запоминании нового, плохая переносимость яркого света, шума, жары, духоты, езды в транспорте. Иногда наблюдаются головные боли. В максимальной мере ММД проявляется в начальных классах школы, когда у ребенка наблюдается повышенная возбудимость, отсутствие самоорганизации, отсутствие “тормозов”, чувства вины, переживаний, критичности. Эти дети не только постоянно сами отвлекаются, но и мешают другим детям.
РЦОН (резидуальная церебральная органическая недостаточность). Проявления:
- повышение внутричерепного давления;
- быстрая утомляемость, сонливость;
- тики или лишние движения (подергивание уголков рта, частое моргание, шмыгание носом и т.п.);
- метеозависимость, непереносимость езды в транспорте, влажные, холодные или “мраморные” руки и ноги;
- гиперактивность. [5]
Пути помощи ребенку с речевыми нарушениями могут варьироваться в зависимости от преподаваемого предмета, но существуют общие способы, подходящие для любого урока и возраста детей. В частности, на уроках английского языка можно организовать ряд мероприятий, помогающие ребенку развивать речь и органы звукопроизношения, занимающие не более 2-3 минут.
Например, физкульминутки. Это возможно делать на всех уроках без исключения и реально со всеми возрастами. В логопедии это называется логопедической ритмикой и базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Динамические паузы, как правило, не превышают 2-3 минут, этого вполне достаточно, чтобы прийти в норму и продолжить работать дальше. Для ребят старших классов можно предложить, например, упражнения только для шейного отдела или самомассаж. С начальными классами и детьми 5-6 классов можно делать более подвижные упражнения, а с детьми 7-9 классов особенно на подвижность не налегать, но смотреть по ситуации.
Привожу пример одной из физкульминуток, особенно почему-то любимую моими учениками:



Отдельно стоит сказать о кинезиологических упражнениях. Кинезиология – это наука об умственном и физическом развитии через специальные двигательные упражнения. Среди многих важных целей таких упражнений называют следующие:
- развитие межполушарного взаимодействия и межполушарных связей (это очень важно для передачи информации от одного полушария к другому, без этого наш мозг полноценно работать не может);
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания и мышления;
- развитие речи;
- повышение стрессоустойчивости.
В качестве упражнений можно предложить самые простые и обыграть на английском языке. Например, нужно сделать так, чтобы каждый палец “поприветствовал” большой палец. Каждый раз, когда очередной палец касается большого, следует произнести: “Hi, finger!” Затем повторить то же самое с другой рукой. Можно усложнить упражнение: “поприветствовать” аналогичный палец другой руки (т.е. мизинец “приветствует” мизинец, безымянный – безымянного и т.п.). Эту игру я подсмотрела на Марафоне учебных предметов 24 марта сего года. День был посвящен логопедии и коррекционной педагогике. Одну из лекций, которую я посетила, вела Т.Н. Ланина, практикующий учитель-логопед с большим стажем, кандидат педагогических наук. Все 1,5 ч, что шла лекция, зрители были активными участниками и вместе с Татьяной выполняли простые, но важные упражнения, направленные на развитие мозга и общей моторики ребенка. Татьяна порекомендовала книгу “Нейропсихологическая профилактика и коррекция” под ред. А.В. Семенович, в которой можно найти множество подобных упражнений, перевести на английский язык, доставить удовольствие детям, а главное – принести им огромную пользу.
Очень доступно и подробно о некоторых кинезиологических упражнениях такого рода написала Виктория Александровна Свиридова.
Развитие речи ребенка неразрывно связано с общей моторикой, артикуляционной моторикой и мелкой моторикой рук. Артикуляционную моторику можно развивать с помощью комплекса самых разных упражнений и самомассажа. На уроках английского языка перед фонетической зарядкой можно сделать пару-тройку упражнений, т.е. подготовить органы артикуляции к работе. Например:
- “голливудская улыбка” – широко улыбнуться, обнажив все зубы, вернуться в исходное положение. Повторить 5-7 раз;
- осуществить круговые движения языком, как бы облизывая губы. Повторить 5-7 раз;
- если на уроке предстоит заняться звуком [d], можно сделать упражнения на укрепление кончика языка: “постучать” языком, как дятел, по альвеолам (или побарабанить языком); крепко стиснуть зубы и настойчиво упираться в них кончиком языка – последнее упражнение называется изотоническим, т.к. предусматривает некое сопротивление.
Логопедические занятия также предусматривают дыхательную гимнастику. Умение правильно направить воздушную струю является залогом успеха по произнесению звуков того или иного языка. Классическим примером дыхательной гимнастики на уроках английского языка может послужить просьба “согреть” ладошки при помощи звука [h], который чем-то напоминает наш русский заднеязычный [х], только при произнесении звука [h] задняя часть языка приподниматься не должна. Вот и получается, что надо просто подышать на ладошки.
Или, например, можно попросить детей подрезать листок бумаги так, чтобы он был похож на объявление – как в шапке блога Ирины Валерьевны Куничкиной. Ребятам предлагается подуть на “объявление” так, словно подул сильный ветер, и от этого обрезочки бумаги стали сильно развеваться.
Можно, конечно, принести на урок осенние листья, мячи, шарики, - одним словом, у кого на что хватит фантазии. Только не переусердствуйте: такие упражнения не должны занимать много времени, т.к. у ребенка может закружиться голова или даже случится обморок. Выбирайте упражнения как можно более безобидные.
Что касается мелкой моторики рук, то уже давно научно доказано, что развитие умения управлять пальцами рук напрямую связано с развитием речи. Родители должны с самого раннего возраста заботиться об этом навыке, чтобы потом не испытывать трудности с русским и иностранным языком, математикой. На всех уроках можно делать задания, включающие развитие мелкой моторики рук. На уроках русского языка, английского языка и литературе - это пальчиковый театр, на математике – изготовление объемных фигурок, на биологии – изготовление сенсорных коробок, а на уроках технологии - вся деятельность.
Вот некоторые примеры моих уроков. День стирки – ребята делали вид, что стирают и выжимают белье, развешивают его “сушиться” с помощью прищепок. Все слова сопровождаются действием.



Еще слова можно сопроводить действием, когда ребята изучают тему “Помощь родителям”. Здесь уж фантазия бьет через край, т.к. изобразить с помощью рук и пальцев можно всё, что угодно: как вытираем пыль, как моем полы, как пылесосим, как готовим еду и т.п.



Наряду с пользой от логопедических заданий существует ряд ограничений, связанных с индивидуальными противопоказаниями, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий для развития мелкой моторики рук, речи, звукопроизношения. Например, ни в коем случае нельзя давать упражнения на развитие внимания глаз, т.к. это может спровоцировать эписиндромы. Нельзя допускать самомассажи на уроках для маленьких детей и детей до 8-9 классов. Обычно после этого они все свои диагнозы знают и могут сказать, можно им делать самомассаж, или нет. Лучше ограничиться безобидными физкульминутками, артикуляционной гимнастикой и мелкой моторикой рук. Тем самым мы окажем неоценимую помощь ребенку при развитии речи и поможем ему преодолеть трудности с основными предметами в школе.

Литература

1. Гуровец, Г.В. Психопатология детского возраста : учеб.пособие для студентов / Г.В. Гуровец. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
2. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985
3. Колобова, Г.Д. Невропатология / Г.Д. Колобова. – М.: Феникс, 2008
4. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду / Н. В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2014
5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет. – М.: Эксмо, 2016

Все фото - обложек книг - взяты из интернета. Остальные из личного архива.

8 комментариев:

  1. Я далеко не специалист в области логопедии, но прочитала Вашу публикацию, Светлана Николаевна, с большим удовольствием. Как интересно вы вплели в статью ссылки на блоги коллег. Отдельное спасибо за ссылки на источники. У меня есть свой интерес прочитать все, что касается раннего дошкольного возраста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Анна Борисовна! Статья как раз предназначалась для неспециалистов с целью показать, насколько важно знать некоторые вещи касательно здоровья детей. Уроки английского языка могут хоть как-то помочь в деле их оздоровления. Может, кто из родителей заинтересуется. Инклюзивное образование всё набирает обороты. Руководитель нашей секции на это и обратила внимание.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, спасибо за полезную статью! Не знала, что эпилепсия может проявляться совсем не так, как общепринято представлять. Нужно больше читать, познавать, чтобы вовремя помогать детям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Для меня это тоже в свое время было открытием. Просто действительно иногда бывает так, что ребенок как бы отключается, ничего не воспринимает, а потом приходит в себя, а время уже упущено. А не был ли у него припадок бессудорожной эпилепсии? Знание таких вещей позволит по-иному относиться к тому или другому ребенку, не ругать его за невнимательность. Если внимание рассеяно, над ним нужно работать ребенку вместе с родителями.

      Удалить
  3. Светлана Николаевна, спасибо за интересную статью, с удовольствием прочла.
    А гиперактивность можно в месяц ребенку поставить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Гиперактивность (СДВГ) чаще всего ставят после 4-5 лет, потому что все дети до этого возраста "гиперактивны" и определить степень отклонения в столь раннем возрасте очень сложно. Но если есть явные показатели нарушения нервно-психического порядка, думаю, наверное, могут поставить и раньше. А в месяц о чем-то можно говорить, если у ребенка точно была травма мозга и всем это известно. Или мать во время беременности попала в аварию, упала и т.п.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вам удалось написать о важном в своей статье и понятным языком. Важные вещи на которые обязательно нужно обращать внимание, чтобы помочь ребёнку. Сделали подборку упражнений и привели примеры их использования. Рада, что мой пост нашёл отражение в Вашем посте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо и Вам за Ваш пост - он мне очень помог.

      Удалить