Страницы

12 апреля 2017 г.

Страстная седмица: день за днем к Голгофе

СтрастнАя седмица (народное – “СтрашнАя”) – это уже не Великий Пост, однако неделя, по значимости стоящая на первом месте всего церковного года и жизни Церкви вообще, потому как если бы не было этой недели более 2000 лет назад, не было бы ни христиан, ни христианской церкви.
Каждый день этой необычной недели – воспоминание всех тех событий, имевших место быть в последнюю неделю земной жизни Господа Иисуса Христа. Евангелие подробно рассказывает, что делал и говорил Христос в это время. Слова Христа этой недели – самые глубокие и непостижимые. Сколько бы их не читал, до конца не объять и не познать. Однако они открыты каждому сердцу, каждой душе, потому что обращены к каждому желающему спастись и быть со Христом.
Тот, кто может, не вкушает никакой пищи всю седмицу и разговляется только после Пасхальной службы. Иные – ничего не едят и не пьют первые три дня и в Страстную пятницу, иные – только в Страстную пятницу. Каждый смотрит по состоянию своего здоровья. Это не является основополагающим, просто данная седмица – время особенного углубления в себя, особого внимания и осознания того, что из-за наших грехов произошли все эти страшные события, однако для них и ради них родился Сын Божий на нашей жестокой земле. Каждый день Страстной седмицы – это проживание со Христом Его последних земных дней, это присутствие с Ним, это следование за Ним на Голгофу и сораспятие с Ним – т.е. отказ от своего эгоизма, от своих грехов и пристрастий, от всепоглощающих желаний, способных разрушить даже самое крепкое основание. Борьбу с самим собой Христос уравнивает с распятием на кресте, потому что нет сложнее и отчаянней борьбы. Победить кого-то намного легче, чем самого себя.
Из-за особого смысла каждый день Страстной недели носит название “Великий”. Рассмотрим Страстную неделю день за днем.
Проклятие бесплодной
смоковницы
Великий Понедельник. В этот день вспоминается сразу 2 события. Первое – когда Христос подошел к смоковнице, не нашел на ней плодов и проклял ее. С тех пор на ней уже не росли плоды. Ученики удивились, а Господь сказал, что если будете иметь веру без сомнений, больше всего этого сделаете. (Мф. 21, 18-22) Под смоковницей подразумевается человек, не приносящий плодов покаяния и благих дел. Господь постоянно заботится о каждом из нас. Как смоковницу Он поливает дождем, осушает листву солнцем, так и человеку Бог дает все возможности к спасению. Если человек их не использует, то неизбежно погибает, потому что не имеет в себе корня, не стоит твердо в вере и Боге. Можно сколько угодно называть себя верующим, но при этом думать, что главное – это принести крещенскую воду на Крещение и освятить куличи на Пасху. “Вера без дел мертва”, - так говорит апостол (Иак. 2, 20). Больше всех верит дьявол, да и постник он самый лучший: вообще ничего не ест, не пьет и не спит, так что никакой человек с ним не сравниться. Но человек призван к вечной жизни, вот об этом и нужно заботиться, чтобы не засохнуть душой, как та смоковница.
Второе событие Великого понедельника – притча о двух сыновьях и злых виноградарях. “У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.” (Мф. 21, 28-31)
Тут же Господь рассказал присутствующим еще одну притчу о хозяине дома, который насадил виноградник и поручил ухаживать за ним рабочих, а сам отлучился. Через какое-то время он послал своих слуг забрать плоды у рабочих, но те кого избили, а кого вообще убили. Тогда хозяин послал к ним других слуг. История повторилась. В конечном итоге, хозяин послал к ним своего единственного сына, сказав, что постыдятся его сына и отдадут плоды. Однако злые виноградари, завидев сына господина, решили его убить, чтобы всё наследство досталось им. И убили парня.
Эта притча – прямая проекция на Израильский народ, которому Господь дал виноградник – т.е. избранную землю – работать и приносить плоды духовные Богу. Много раз Бог посылал к ним своих пророков, но израильтяне кого убили, кого мучили, кого жестоко избивали. В конечном итоге, Господь послал Сына Своего Единородного, но и Того убили.
Притча о десяти девах:
пяти неразумных (слева) и пяти разумных (справа)
Великий Вторник. В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус Христос очень много говорил притч, много обличал фарисеев, саддукеев и книжников. Вот почему в первые два дня Страстной седмицы читается несколько притч. Так, в Великий Вторник мы найдем для чтения притчи, непосредственно относящиеся к идее постоянного трезвения и внимания к себе, неусыпаемой молитве и памятовании о смерти, Страшном Суде и Боге.
Всеми этими притчами Господь показывает нам, что придет внезапно (притча о десяти девах, о благом и злом рабах, о талантах, о Страшном Суде), что каждая секунда нашей жизни – это не только приближение к вечности, но и та, что может стать последней. Как говорят святые отцы, Господь обещал покаяние, но не обещал, что мы доживем до завтрашнего дня. Вот почему апостол Павел так говорит: “Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения” (2 Кор. 6, 2). Т.е. сегодня – то самое время, сегодня – день спасения. Лень и небрежение говорят “завтра”, а память о Боге и понимание неизбежности конца говорят “сегодня, прямо сейчас”, т.к. второго шанса может и не быть. Ведь, как предупреждает Бог, не знал раб, когда придет господин, но держал дом в порядке, в другой не радел, думая, что еще не скоро придет, и предался пьянству и блуду. Однако ночью внезапно приехал господин и выгнал нерадивого раба, потому что вел себя неподобающе. (Мф. 24, 42-51) То же самое ожидает каждого из нас, если будем беспечны и думать, что смерть – это вообще не про нас. “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий”. (Мф. 25, 13)
Великая Среда. В этот день Иуда предал Христа за 30 сребреников.
Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает Света омраченный: како бо можаше зрети, Светило продавый на тридесятих сребреницех?
(Служба в Великую Пятницу)
Остается около суток до поцелуя Иуды – человека, которого Христос ни разу не осудил за страшные его дела, приведшие к Спасителю. Этот человек был развратником, вором и убийцей, явился к Учителю, когда услышал о Нем, но не признал в Нем Мессию, а подумал, что Он – тот, кто будет готовить революцию против римлян.
Христос принял его в число апостолов, сподобил Причащения Святой Своей Крови и Тела. Иуда был свидетелем многочисленных чудотворений и исцелений, но страсть сребролюбия окончательно победила, и он предал Христа.
Есть одно древнее и страшное изображение ада, где на престоле восседает сатана, а на его коленях сидит Иуда. Сатана нежно его обнимает. Зрелище жуткое и чудовищное. И подумать только: Иуда был рядом с Самим Христом! Эта история – глубокий урок всем нам. Можно быть рядом со Христом, т.е. видимо молиться, ходить в церковь, соблюдать посты, но при этом забывать, ради Кого и чего всё это. Бывает так, что человек напрочь забывает, Кому служит и Кому читает молитвы. Вспомним Иуду. Он ведь не просто так пришел к Спасителю, наверное, искренне хотел изменить свою жизнь, однако не понял, что нужен труд над собой, усилия, помощь Божия, восстания после каждого падения. Без Бога невозможно измениться, нельзя даже надеяться, что допустимо изменить даже самую маленькую свою “страстишку”. Поэтому очень важно не просто стоять возле Христа, но и говорить с Ним, впустить Его в свое сердце и сделать Его царем своей жизни. Всё, что нам дал Господь в церкви, - в помощь всем нам, но богослужение не оканчивается церковью, нужна постоянная работа, постоянная молитва, постоянная память о вечности.
Пока Иуда получал деньги, Господь Иисус Христос был в доме фарисея Симона, которого исцелил от проказы. Там, во время беседы, к Нему подошла женщина, которая села возле Его ног, стала плакать, а своими волосами вытирать слезы, падавшие на ноги Христа. Симон подумал про себя, что если бы Человек, присутствующий в его доме, был пророком, то знал бы, какая женщина к Нему прикасается. Она и правда была грешницей, однако пришла в надежде на прощение и оставление грехов. За это Господь простил ей всё, т.к. “она возлюбила много” (Лк. 7, 47). Тем самым Бог показывает, что он не брезгует даже самым страшным смрадом наших душ, но отверзает Свои объятия и ждет, когда мы придем к Нему, подобно тому, как дети спешат к родителям.
Тайная Вечеря
Великий Четверг (Четверток). Воспоминание Тайной Вечери. В этот вечер было установлено Великое Таинство Евхаристии – т.е. Святого Причащения Тела и Крови Христовой, или Святых Христовых Таин. Мы называем Святые Дары “Тайнами”, потому что до конца постигнуть это невозможно, однако Господь Иисус Христос на последней трапезе показал, что необходимо делать в воспоминание о Нем: “И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. (Мф. 26, 26-28) Так теперь делают на каждой Литургии, по слову Христа: “сие творите в Мое воспоминание” (Лк. 23, 19). О важности и необходимости Святого Причащения можно говорить очень много. Мне очень нравится книга протоиерея Вячеслава Тулупова “Чудо святого Причащения” где подробно разъясняется, что это за Таинство и зачем оно нужно, почему тот, кто не причащается, не может называться христианином, когда и сколько нужно причащаться, насколько серьезно это Таинство и как к нему следует готовиться.
“Дело Святого Причащения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)”
(свт. Феофан Затворник “О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни”)
Поцелуй Иуды
Вечером Страстного Четверга служится уникальная служба, получившая народное название “12 Евангелий”, потому что на ней прочитывается 12 отрывков из Святого Евангелия начиная с Тайной Вечери, затем предательство Иуды, моление в Гефсиманском саду, поцелуй Иуды, суд и распятие Господа Иисуса Христа. Всё это делается для того, чтобы мы еще раз вспомнили те события, чтобы они живо прошли перед нами, а мы – осознали, какой дорогой ценой нам дана вечная жизнь и возможность спасения.
Великая Пятница (Пяток). Этот день – воспоминание Распятия Господа Иисуса Христа. Чтобы не отвлекаться по мелочам, Церковь установила служить 3 службы. В монастырях нет еще и трапезы. Все смотрят на крестный путь Господа, на гору Голгофу, на Его простертые объятия. Если у кого есть возможность, стоит провести этот день в храме. Утром – Царские часы. Они так называются, потому что в древности за этой службой молились цари. Всего служат 4 часа: 1-й (рассвет, суд над Спасителем), 3-й (утро, осуждение Христа на смерть), 6-й (полдень, распятие Господне), 9-й (вечер, смерть Господня).
Плащаница
Днем, обычно в 15:00, служится “Изнесение Плащаницы”. Вспоминается Снятие Христа с креста и поспешное погребение Спасителя. Посредине храма помещается плащаница – ткань с изображением Христа. Поются очень трогательные и страшные песнопения, от которых наворачиваются слезы. Особенно когда читают канон под названием “Плач Пресвятой Богородицы”. Каждое слово этого канона, каждая буква наполнена великой печалью и болью Матери.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой, угасе на Кресте; распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше. (песнь 3)
Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше; ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца. (песнь 7)
Плач Пресвятой Богородицы
Вечер Великой Пятницы – служба “Погребение Господа Иисуса Христа”. Собственно, название говорит само за себя. Мы, словно святые праведные Никодим и Иосиф, пожертвовавшие блестящей карьерой ради Христа, помещаем Христа в пещеру (плащаница износится в алтарь). Всё делалось поспешно, ведь иудеи, только что избившие и распявшие человека, боялись оскверниться перед своим праздником Пасхи (исход евреев из Египта под предводительством Моисея), а потому подгоняли Пилата поскорее снять всех распятых с крестов и убрать.  
Икона Умершего Спасителя.
Привезено из Иерусалима
и подарено мне моим другом.
Служба вечерняя продолжительная, т.к. за ней читается вся 17 кафисма из Псалтири, которая состоит из одного большого псалма 118. К словам псалма присоединяются специальные тропари (песнопения), посвященные событию смерти Господней, наполненные изумлением происходящего. Вот почему суббота – традиционно день, посвященный поминовению усопших, а среда и пятница – дни постные, т.к. они посвящены страшным событиям: предательству Христа (среда) и Его распятие (пятница).
Жизнь во гробе положил еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое. (статия 1, ст. 1)
Животе, како умираеши? како и во гробе обитаеши? смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?
(статия 1, ст. 2)
Великая Суббота. Сошествие Христово во ад. Много лет назад в Тольятти, на кафедру православной словесности приезжал какой-то профессор из Москвы. К сожалению, помню только его имя – Алексей. Уже тогда ему было уже около 60, а еще через несколько лет я узнала, что он почил. Профессор очень любил Великую Субботу и умер именно в этот день. Тогда я не понимала, что же такого особенно в Великой Субботе, но потом, разобравшись, осознала, какое сокровище было от меня скрыто. Великая Суббота стала и моей любимой службой (после Великой Пятницы, конечно). Во время этой долгой службы читается 15 отрывков из Ветхого Завета, в которых говорится о грядущем Спасителе, затем – послание к Римлянам св. ап. Павла, а завершаются чтения Евангелием от Матфея.
Чтобы не устать от службы, очень советую приобрести книгу, в которой было бы полное последование этого богослужения: так будет намного легче, а главное – понятней, что происходит и что читают, ведь каждый отрывок имеет глубокий смысл, над которым стоит размышлять не только во время этой службы, но и в другое время. В конце этой статьи я помещаю ссылку на ту книгу, которую я беру с собой на службы уже много лет. Может быть, она еще продается, т.к. я покупала ее еще в начале 2000-х годов.
Сошествие Христа во ад, Великая Суббота
Очень жаль, что на службе Великой Субботы мало людей. Все спешат освятить куличи и яйца. Ничего плохого в этом, конечно же, нет, но мне так печально становится от того, что люди не знают, какое важное событие они пропускают. Христос во аде в Великую Субботу, скоро Он оттуда выйдет и разрушит его врата. Это произошло в Светлое Христово Воскресенье, в ночь с субботы на воскресенье. До этого все люди отправлялись в ад за грехи, но после Христова Воскресения ад был разрушен, и мы получили шанс избежать его, чтобы быть со Христом.
Если есть у вас такая возможность, не пренебрегайте этой великой службой. Ведь она служится только раз в год. Освятить куличи и яйца можно будет после службы. Даже если не освятите – абсолютно ничего страшного в этом нет. Я уже много раз повторяла и повторяю еще раз: Пасха – это не куличи и яйца, это униженный, измученный и Распятый на кресте Спаситель, Который дал нам вечную жизнь, открыл врата Рая, показал дорогу ко спасению души. Вот что мы празднуем в этот самый светлый день – Вечную Жизнь, объятия Христовы, который всегда открыты, надо только прийти и открыть свою душу. Всё остальное – генеральная уборка, праздничный обед, стирка и т.п. – второстепенное и не имеет никакого значения.

…О Страстной седмице я могу говорить до бесконечности. Впервые я открыла ее в начале 2000-х годов, когда приобрела книгу, в которой было подробно написано последование всех служб. Помню, много размышляла, плакала, многое для себя поняла, однако вот уже почти 15 лет каждый год вчитываюсь в эти удивительные слова и не могу сказать, что до конца осознала их смысл. Снова и снова, каждый раз открывая эти священные для меня страницы, я снова и снова переживаю те события, пытаюсь хоть ненадолго оказаться рядом с крестом Господним, помочь снять Его с креста, принести миро и ароматы для Его погребения. Но, с другой стороны, понимаю, что люди, которые всё это делали, рисковали жизнью. Ведь если апостолы сбежали, что уж говорить о нас? Хватило бы мужества и выдержки? Будущий апостол Петр тоже предал Христа, а через мгновение увидел Его глаза, смотрящие на него. В этих глазах не было упрека, в них была жалость. Этот взгляд Петр не забыл до конца своей жизни. Как вспоминают его современники, он каждый день плакал и молил Господа простить его предательство. Из-за этого его глаза всегда были красными.
Так же и на нас смотрит Христос – с икон, в самое сердце. Этот взгляд невозможно забыть. В нем нет упрека, в нем есть бесконечная любовь и сострадание. Именно так, должно быть, Он будет смотреть на нас, когда мы придем к нему после смерти. И что мы скажем? Слов оправданий быть не может и не должно, ведь от такого взгляда слов не остается.

В написании данного поста мне помогла книга:
Богослужения Страстной седмицы и Пасхи. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ВСЕ фото взяты из интернета, кроме фото иконы Спасителя, подаренной мне.

2 комментария:

  1. Светлана Николаевна, вот уже второй раз перечитываю этот пост))) Жизнь следует прожить так, что бы после не пришлось оправдываться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но как же это трудно! Рано или поздно сталкиваешься с такими обстоятельствами, когда понимаешь, что поступил неправильно. Сколько в итоге сожалений о прошлом, о том, чего уже не исправить, не изменить. Слава Богу, если исправить что-то всё еще можно... Неоднозначно всё, а бывает трудно.

      Удалить