Страницы

17 июля 2017 г.

В самолете со страусом не летала, но...кто знает?

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Надеюсь, вы хорошо отдыхаете или прекрасно проводите время после работы. Уверена, что многие из вас любят читать детскую литературу, как ее люблю я. Правда, меня удивить непросто: в детстве и студенчестве я читала постоянно, и, казалось бы, новых сюжетов уже не придумаешь. Но, знаете, это, к счастью, не так. В данном сообщении мне бы хотелось рассказать о 3 книгах, которые мне понравились и оставили после себя доброе впечатление.

Книга № 1. Петр Власов “Путешествие за край Земли”.
Эта сказочная повесть рассчитана на детей 7-12 лет. Так мне, по крайней мере, показалось. Приключенческий жанр предусматривает большое количество героев, различные события, в которых они участвуют, а также закрученная сюжетная линия, поэтому детям младше 7 лет будет тяжело за всем этим проследить, а те, кто старше 12 лет, уже не заинтересуются таким сюжетом.
Действие сказки начинается в Москве, в бывшем трамвайном депо, в старой башне, которая умеет думать и даже вздыхать. Там, в XXI веке, один за другим поселяются Колдунчик, девочка-гном Хасуошка и тучный студент по прозвищу Кекс, который очень любил поесть, да так, что “подкреплялся” практически постоянно.
Поначалу такое разнообразие существ не знало, как им вместе ужиться. Однако они быстро подружились и дошли до того, что решили пойти за край Земли – узнать, что же там находится. Да-да, край Земли существует, да еще такой большой, где обитает много разных жителей. Путешествие было долгим, страшным и полным приключений. Герои края Земли очень необычные, а повествование всегда заводит в самые неожиданные места. Чтобы всем было интересно, рассказывать подробно не буду, но могу сказать следующее: книга учит взаимопомощи, взаимовыручки, не поддаваться своим слабостям, но бороться с ними до конца. Только в таком случае любое зло, даже самое изощренное, будет побеждено.

Книга № 2. Анна Никольская “В самолете со страусом” (книга включает в себя повесть в дневниковом жанре с таким названием, а также два рассказа – “Порожек” и “Черненькая и беленькая”)
Я тоже когда-то была подростком. И мне когда-то, как главной героине повести Вилке, было 13 лет. Разумеется, кое-что из детства вспоминается, но автор “В самолете со страусом” заставила меня буквально залезть в шкуру подростка и еще раз пережить то, что было тогда.
Никогда прежде я не читала книг о подростках, написанных с такой поразительной точностью и глубиной. Чисто внешне это всё выглядит как какой-то дурацкий дневник какой-то среднего вида девочки, но чем дальше вчитываешься, тем всё больше погружаешься в свой мир своего детства, и тебе становятся близки не сколько сама героиня, сколько ее ощущения и восприятие этого мира (но не события, они ведь у всех разные).
Иногда меня это заставляло смеяться, иногда – плакать. Повесть до боли правдива и лишена нелюбимых мне сентиментальностей. Это то, что, может быть, поможет родителям заглянуть внутрь себя и проанализировать свои мысли. Разговор с подростком – очень сложный разговор, порой он как разговор, предполагающий взаимодействие, попусту невозможен, но мы родители, а это – наши дети, и взаимодействие просто обязано быть в семье, а иначе это не семья.
Два других рассказа такие же потрясающие, как и описанная мной повесть. “Порожек” – о девочке с ОВЗ, севшей на коляску из-за несчастного случая. Повествование охватывает, скорее, взаимоотношения ее родителей, чем ее саму. А порожек… В квартире был порог, через который ей самостоятельно было невозможно перебраться. Я тут же подумала про нас с сыном: ох уж эти бордюры, кошмарные зазоры между платформой и электричкой, отсутствие пандусов или вроде бы их присутствие, но совершенно ненужное и бесполезное! Слава Богу, что не надорвала себе спину, когда сотни раз брала ребенка вместе с коляской и поднимала вверх по лестнице или вниз с огромного бордюра. А тут… Девочка в 4 классе. И у нее это может быть навсегда. Как сложится у нее жизнь, никто не знает. Но многие типичные проблемы, связанные с ребенком с ОВЗ, в этом коротком рассказе поднимаются.
“Черненькая и беленькая” – скорее, маленькая зарисовка, чем рассказ, о двух бабушках девочки, от лица которой идет повествование. Очередной повод задуматься о том, какими мы будем бабушками или дедушками.

Книга № 3. Алексей Лисаченко “Женька из 3 “А” и новогодняя Злка”.
К названию повести есть приписка: “Страшный сон директора школы”. Хоть книга и новогодняя, но читать ее летом – одно удовольствие. За окном – не зима! Ура!
Повесть написана в духе “Страны невыученных уроков”, но со своей сюжетной линией и игрой слов. Главная мораль – учи русский язык и знай, что твои ошибки могут пустить корни и сделать твою жизнь полной опасностей и непонятных существ.
Но знаете, о чем я всё время думала, пока читала эту книгу? Ведь у мальчика Женьки, ученика 3 класса, дисграфия. Определений этому явлению в науке существует огромное количество, но в общем и целом это – нарушение письменной речи, которое обусловлено недоразвитием определенных мозговых центров, отвечающих за данный вид речевой деятельности. Если у ребенка наблюдаются трудности с письмом (путает слоги, звуки, пропускает буквы), то у него, возможно, дисграфия. Существует несколько видов дисграфии, но у Женьки, скорее всего, оптическая дисграфия (визуально путает буквы: Злка вместо Ёлка) и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (пропускает буквы, переставляет слоги, в одно слово вставляет слоги из разных слов – крова вместо корова, повелиЕЛЬница вместо повелительница, Дедомраз вместо Дед Мороз).
Есть еще другие виды дисграфии. Часто бывает так, что у ребенка сразу все 5 видов наблюдаются (кроме перечисленных, акустическая, артикуляторно-акустическая, аграмматическая), а один вид без других – очень редко встречается. Поэтому если Вы заметили, что у ребенка трудности с письмом, проконсультируйтесь с логопедом, который определит, какой вид дисграфии присутствует и что делать, чтобы устранить все недочеты.

Надеюсь, какие-нибудь описанные мной книги вас заинтересуют, и вы, если захотите, прочитаете их либо сами, либо вместе с детьми. Приятного чтения и полезных открытий!

12 комментариев:

  1. Такой необычный заголовок, вот уж заинтриговали, Светлана Николаевна))) Сейчас столько коллег пишут о книгах для детей, новых авторах, что хочется все бросить и читать))) Надеюсь, что скоро так и будет. Рекомендованные Вами книги беру в закладочки, а ссылку отправляю на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда думаю о заголовках, Анна Борисовна, ведь с них всё начинается! Надеюсь, книги понравятся и возьмутся на заметку.

      Удалить
  2. Спасибо за книжный обзор!
    Вообще, конечно, для детей писать сложно. Авторы данных произведений, думаю, справились со своей задачей. В каждом произведении свои проблемы, которые помочь решить должны взрослые?
    P.S. Света, а почему аббревиатура у тебя в сообщении ВОЗ, а не ОВЗ? ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для детей писать сложнее. Я это приняла за истину, с тех пор как нам сказали об этом на лекции по детской литературе. Поэтому очень ценю качественную детскую литературу. Особо отмечаю "В самолете со страусом", остальные - на любителя.
      ОВЗ, конечно! Спасибо, что сказала, я исправила.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    А у меня иное мнение... первую книгу я бы из-за названия запретила бы вообще детям показывать! Это что за "край Земли"? Она что, плоская? Квадратная? Искренне возмущена подобными формулировками, это как в мультике "Смешарики" получается: https://geografo4ka.blogspot.ru/2013/11/2.html А потом дети путаются - в книжке и мультике одно, а учительница и учебник про другое толкуют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Да это же просто сказка! А "Смешарики" - я отношусь к тем людям, которые считают, что это - один из лучших мультиков современности. Я их смотрю уже около 10 лет и дальше буду смотреть, "Пин-код" просто бесподобен. Мой муж, специалист по физике и математике, удивляется, насколько точно они передают смысл сложнейших теоретических данных таким простым и доступным языком. Говорит, всё они говорят правильно.
      А вот что бы я действительно запретила, так это полоумную Машу из "Маши и Медведя". Ужасный мультик, который ничему не учит и никакой морали в себе не содержит. А смысл один: делай, что хочешь, тебе за это всё равно ничего не будет. В "Смешариках" каждая серия несет в себе определенный смысл. Ну, может, именно эта серия, о которой Вы говорите, была неудачная.

      Удалить
    2. В корне не согласна с мнением о Маше и медведе. Замечательный мультфильм: дружба, взаимовыручка, бесконечная любовь, уважение - всё это и не только это есть в "Маше и Медведе".

      Удалить
    3. И где там дружба? Медведь, который, как сумасшедший, выполняет все прихоти избалованный и беспринципной Маши? Взаимовыручка? Это когда Маша постоянно на всех ездит и считает, что ей все должны? Бесконечная любовь? Это когда Маша умеет только требовать, но ничего не отдавать взамен? А уважение? Ну это уже совсем не то слово, которое подходит к данному мультику. Маша вообще никого не уважает, а любит только саму себя, считает себя пупом земли и полагает, что весь мир просто создан для того, чтобы служить ее бесконечным запросам.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна! С удовольствием прочитала Ваш пост - об этих книгах для детей пока не слышала. Вообще, книг для детей появилось множество, и новые авторы. Я для себя недавно открыла Нину Дашевскую. Не читали? Загляните в "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Нет, Дашевскую не читала, спасибо большое, что рассказали о новом для меня писателе!

      Удалить
  5. А я сыну в своё время Шерлока Холмса подсунула. До этого читал, но нехотя. А тут как понеслось... Так и стал читающим человеком, а сейчас и на классику посматривает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как хорошо, что сын все-таки заинтересовался чтением! А то ведь наоборот бывает. Я вот не понимаю, как можно не любить читать, но все разные.

      Удалить