Здравствуйте, уважаемые читатели!
Надеюсь,
вы хорошо отдыхаете или прекрасно проводите время после работы. Уверена, что
многие из вас любят читать детскую литературу, как ее люблю я. Правда, меня
удивить непросто: в детстве и студенчестве я читала постоянно, и, казалось бы,
новых сюжетов уже не придумаешь. Но, знаете, это, к счастью, не так. В данном
сообщении мне бы хотелось рассказать о 3 книгах, которые мне понравились и
оставили после себя доброе впечатление.
Эта
сказочная повесть рассчитана на детей 7-12 лет. Так мне, по крайней мере,
показалось. Приключенческий жанр предусматривает большое количество героев, различные
события, в которых они участвуют, а также закрученная сюжетная линия, поэтому
детям младше 7 лет будет тяжело за всем этим проследить, а те, кто старше 12
лет, уже не заинтересуются таким сюжетом.
Действие
сказки начинается в Москве, в бывшем трамвайном депо, в старой башне, которая умеет
думать и даже вздыхать. Там, в XXI
веке, один за другим поселяются Колдунчик, девочка-гном Хасуошка и тучный студент по прозвищу Кекс,
который очень любил поесть, да так, что “подкреплялся” практически постоянно.
Поначалу
такое разнообразие существ не знало, как им вместе ужиться. Однако они быстро
подружились и дошли до того, что решили пойти за край Земли – узнать,
что же там находится. Да-да, край Земли существует, да еще такой большой, где обитает
много разных жителей. Путешествие было долгим, страшным и полным приключений. Герои
края Земли очень необычные, а повествование всегда заводит в самые неожиданные
места. Чтобы всем было интересно, рассказывать подробно не буду, но могу
сказать следующее: книга учит взаимопомощи, взаимовыручки, не поддаваться своим
слабостям, но бороться с ними до конца. Только в таком случае любое зло, даже
самое изощренное, будет побеждено.
Книга № 2. Анна
Никольская “В самолете со страусом” (книга включает в себя
повесть в дневниковом жанре с таким названием, а также два рассказа – “Порожек”
и “Черненькая и беленькая”)
Я
тоже когда-то была подростком. И мне когда-то, как главной героине повести
Вилке, было 13 лет. Разумеется, кое-что из детства вспоминается, но автор “В
самолете со страусом” заставила меня буквально залезть в шкуру подростка и еще
раз пережить то, что было тогда.
Никогда
прежде я не читала книг о подростках, написанных с такой поразительной
точностью и глубиной. Чисто внешне это всё выглядит как какой-то дурацкий
дневник какой-то среднего вида девочки, но чем дальше вчитываешься, тем всё
больше погружаешься в свой мир своего детства, и тебе становятся близки
не сколько сама героиня, сколько ее ощущения и восприятие этого мира (но не события, они ведь у всех разные).
Иногда
меня это заставляло смеяться, иногда – плакать. Повесть до боли правдива и
лишена нелюбимых мне сентиментальностей. Это то, что, может быть, поможет родителям
заглянуть внутрь себя и проанализировать свои мысли. Разговор с подростком –
очень сложный разговор, порой он как разговор, предполагающий взаимодействие,
попусту невозможен, но мы родители, а это – наши дети, и взаимодействие просто
обязано быть в семье, а иначе это не семья.
Два
других рассказа такие же потрясающие, как и описанная мной повесть. “Порожек” – о девочке с ОВЗ, севшей на
коляску из-за несчастного случая. Повествование охватывает, скорее,
взаимоотношения ее родителей, чем ее саму. А порожек… В квартире был порог,
через который ей самостоятельно было невозможно перебраться. Я тут же подумала про
нас с сыном: ох уж эти бордюры, кошмарные зазоры между платформой и электричкой,
отсутствие пандусов или вроде бы их присутствие, но совершенно ненужное и
бесполезное! Слава Богу, что не надорвала себе спину, когда сотни раз брала
ребенка вместе с коляской и поднимала вверх по лестнице или вниз с огромного
бордюра. А тут… Девочка в 4 классе. И у нее это может быть навсегда. Как сложится
у нее жизнь, никто не знает. Но многие типичные проблемы, связанные с ребенком
с ОВЗ, в этом коротком рассказе поднимаются.
“Черненькая и беленькая” –
скорее, маленькая зарисовка, чем рассказ, о двух бабушках девочки, от лица
которой идет повествование. Очередной повод задуматься о том, какими мы будем бабушками или дедушками.
К
названию повести есть приписка: “Страшный сон директора школы”. Хоть книга и
новогодняя, но читать ее летом – одно удовольствие. За окном – не зима! Ура!
Повесть
написана в духе “Страны невыученных уроков”, но со своей сюжетной линией и
игрой слов. Главная мораль – учи русский язык и знай, что твои ошибки могут
пустить корни и сделать твою жизнь полной опасностей и непонятных существ.
Но
знаете, о чем я всё время думала, пока читала эту книгу? Ведь у мальчика
Женьки, ученика 3 класса, дисграфия.
Определений этому явлению в науке существует огромное количество, но в общем и
целом это – нарушение письменной речи, которое обусловлено недоразвитием
определенных мозговых центров, отвечающих за данный вид речевой деятельности. Если
у ребенка наблюдаются трудности с письмом (путает слоги, звуки, пропускает
буквы), то у него, возможно, дисграфия. Существует несколько видов дисграфии,
но у Женьки, скорее всего, оптическая дисграфия
(визуально путает буквы: Злка вместо Ёлка) и дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза (пропускает буквы, переставляет слоги, в одно
слово вставляет слоги из разных слов – крова вместо корова, повелиЕЛЬница вместо повелительница,
Дедомраз
вместо Дед
Мороз).
Есть
еще другие виды дисграфии. Часто бывает так, что у ребенка сразу все 5 видов
наблюдаются (кроме перечисленных, акустическая, артикуляторно-акустическая, аграмматическая),
а один вид без других – очень редко встречается. Поэтому если Вы заметили, что
у ребенка трудности с письмом, проконсультируйтесь с логопедом, который
определит, какой вид дисграфии присутствует и что делать, чтобы устранить все
недочеты.
Надеюсь,
какие-нибудь описанные мной книги вас заинтересуют, и вы, если захотите, прочитаете
их либо сами, либо вместе с детьми. Приятного чтения и полезных открытий!
Такой необычный заголовок, вот уж заинтриговали, Светлана Николаевна))) Сейчас столько коллег пишут о книгах для детей, новых авторах, что хочется все бросить и читать))) Надеюсь, что скоро так и будет. Рекомендованные Вами книги беру в закладочки, а ссылку отправляю на школьный сайт
ОтветитьУдалитьВсегда думаю о заголовках, Анна Борисовна, ведь с них всё начинается! Надеюсь, книги понравятся и возьмутся на заметку.
УдалитьСпасибо за книжный обзор!
ОтветитьУдалитьВообще, конечно, для детей писать сложно. Авторы данных произведений, думаю, справились со своей задачей. В каждом произведении свои проблемы, которые помочь решить должны взрослые?
P.S. Света, а почему аббревиатура у тебя в сообщении ВОЗ, а не ОВЗ? ))
Для детей писать сложнее. Я это приняла за истину, с тех пор как нам сказали об этом на лекции по детской литературе. Поэтому очень ценю качественную детскую литературу. Особо отмечаю "В самолете со страусом", остальные - на любителя.
УдалитьОВЗ, конечно! Спасибо, что сказала, я исправила.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьА у меня иное мнение... первую книгу я бы из-за названия запретила бы вообще детям показывать! Это что за "край Земли"? Она что, плоская? Квадратная? Искренне возмущена подобными формулировками, это как в мультике "Смешарики" получается: https://geografo4ka.blogspot.ru/2013/11/2.html А потом дети путаются - в книжке и мультике одно, а учительница и учебник про другое толкуют...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьДа это же просто сказка! А "Смешарики" - я отношусь к тем людям, которые считают, что это - один из лучших мультиков современности. Я их смотрю уже около 10 лет и дальше буду смотреть, "Пин-код" просто бесподобен. Мой муж, специалист по физике и математике, удивляется, насколько точно они передают смысл сложнейших теоретических данных таким простым и доступным языком. Говорит, всё они говорят правильно.
А вот что бы я действительно запретила, так это полоумную Машу из "Маши и Медведя". Ужасный мультик, который ничему не учит и никакой морали в себе не содержит. А смысл один: делай, что хочешь, тебе за это всё равно ничего не будет. В "Смешариках" каждая серия несет в себе определенный смысл. Ну, может, именно эта серия, о которой Вы говорите, была неудачная.
В корне не согласна с мнением о Маше и медведе. Замечательный мультфильм: дружба, взаимовыручка, бесконечная любовь, уважение - всё это и не только это есть в "Маше и Медведе".
УдалитьИ где там дружба? Медведь, который, как сумасшедший, выполняет все прихоти избалованный и беспринципной Маши? Взаимовыручка? Это когда Маша постоянно на всех ездит и считает, что ей все должны? Бесконечная любовь? Это когда Маша умеет только требовать, но ничего не отдавать взамен? А уважение? Ну это уже совсем не то слово, которое подходит к данному мультику. Маша вообще никого не уважает, а любит только саму себя, считает себя пупом земли и полагает, что весь мир просто создан для того, чтобы служить ее бесконечным запросам.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! С удовольствием прочитала Ваш пост - об этих книгах для детей пока не слышала. Вообще, книг для детей появилось множество, и новые авторы. Я для себя недавно открыла Нину Дашевскую. Не читали? Загляните в "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ".
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Нет, Дашевскую не читала, спасибо большое, что рассказали о новом для меня писателе!
УдалитьА я сыну в своё время Шерлока Холмса подсунула. До этого читал, но нехотя. А тут как понеслось... Так и стал читающим человеком, а сейчас и на классику посматривает.
ОтветитьУдалитьКак хорошо, что сын все-таки заинтересовался чтением! А то ведь наоборот бывает. Я вот не понимаю, как можно не любить читать, но все разные.
Удалить