Страницы

7 ноября 2021 г.

Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"

 

Что-то переключилась я на Инстаграм, а свой блог совсем забросила. Событий много случилось с момента моего последнего сообщения здесь, как-то не писалось, хотя посты обдумывались и планировались.
Но об этом посте я долго думала, что обязательно его напишу, с того самого момента, как взяла в руки “Братья Карамазовы” Ф.М. Достоевского. Решила перечитать, со студенчества не брала эту книгу в руки. И надо же так случиться, что 11 ноября по новому стилю исполняется 200 лет со дня рождения писателя, так что как-то вовремя произошло моё повторное знакомство с его творчеством.
В этом же году я прочитала “Бесы” – удивительно, но впервые, заказала ещё “Идиот”, “Униженные и оскорбленные”, жду с нетерпением, а пока на каникулах решила непременно по-новому, спустя 20 лет, другими глазами посмотреть на “Братья Карамазовы”. И не ошиблась. Там я нашла для себя всё то, чем жила эти 20 лет.
Пропасть, которую меня отделяет от того, студенческого восприятия, и сегодняшнего, огромна. Тогда я была неофитка, только-только пришла к вере, стала посещать храм, но многими вопросами до времени не задавалась. Что говорить, мы все тогда были неофитами, даже мои преподаватели, хотя, конечно, я по части жизненного опыта перед ними была младенцем.
Читать Достоевского нужно непременно когда хорошо знаешь Евангелие и жизнь церкви изнутри, иначе так и останутся непонятными очень многие вопросы, которые поднимает писатель или они просто останутся незамеченными, а потому восприятие романа будет неправильным.
Так, например, образ старца Зосимы покажется сопливо-сентиментальным и елейным, если не изучить, что такое старчество, не узнать хотя бы что-нибудь об институте старчества в России, в частности, в Оптиной пустыни, не посетить хотя бы один монастырь и не понять, кто такие монахи, как они живут, каков их образ мыслей, какова история монашества и т.д., и т.п.
Читала я роман и всё подмечала: так вот же, это я видела, это замечала, этими же вопросами задавалась, и очень многие “проклятые” вопросы так и остались пока во мне без ответа, хотя вопрошаю долгие и долгие годы, тщетно пытаясь понять и оценить. Вот почему так близко мне это произведение, так отозвалось глубоко в душе, и тем сильнее я полюбила творчество Достоевского.
Не могла не выписать некоторые особенно прекрасные слова, многие из которых стали живыми цитатами, т.к. наполнены они величайшим смыслом:

“А главное, не стыдитесь столь самого себя, ибо от сего лишь всё выходит” (“Старый шут”), - это слова старца Зосимы, обращённые к Фёдору Павловичу Карамазову.

Много говорилось о том, кто же скрывался за образом старца Зосимы. Конечно, сводилось всё к прп. Амвросию Оптинскому, но он мог быть и собирательным образом. А мне так хотелось, чтобы это был непременно отец Амвросий!

Я была в Оптиной пустыни в 2003 г., заходила в келейку прп. Амвросия, поэтому всю сцену беседы Зосимы с братьями Карамазовыми и всеми присутствующими лицами я и представляла именно там.
Помню, как зашла в келью старца, так мне и представилось, что здесь он, на нас смотрит, сейчас слово какое скажет. Так было уютно и хорошо на душе. А потом вообще чудо произошло. Пошла я в храм, где его мощи лежат. По правилу, они закрыты стеклом, а сами мощи прикрыты одеждой. Подхожу к мощам и ахнула! Стекло отодвинуто! Рядом монах, разрешил приложиться. Так, я приложилась к самой главе отца Амвросия. Ушла. Вернулась через мгновение, а стекло уже закрыли. Вот так меня старец отчего-то тогда благословил, может, поэтому он для меня ка родной, люблю я его очень.
Ну а уж сцену встречи Зосимы с женщинами – как мне теперь не понять! Сколько я видела подобных женщин, сколько горя, сколько скорби они несли на своих плечах! И кликуш видела, и сильно болящих, и горько скорбящих, и тех, кто обманывал, и тех, кто своей славы искал, а не Божьей. И видела, как люди просят, молятся, верят. Они прямо чуть ли не так же себя вели, как Достоевский описал.

“Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит”. (Верующие бабы)

Ну а вот это – вообще глубокая христианская идея:

“…я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц”. (Маловерная дама)

Вот оно, оказывается, как. Бывает так, что человек ходит в церковь просто потому, что ему очень нравится церковь. А там же и правда очень красиво: свечи горят, хор поет, священники в торжественной одежде, а стихиры – это шедевр литературного искусства. Только это не подлинная церковь Христова, если любить только внешнюю её сторону. Рано или поздно произойдет что-то такое, когда человек скажет: не нравится мне там, надоело. Меня там все обижают, толкают, священники обманывают и т.д. А всё потому, что не то искал и не туда шел. Идешь в церковь – иди ко Христу, ведь именно Ему возносится служба, именно Ему поются стихиры, именно ради Него всё это. Церковь – это люди, члены Христовы. И если не понимать, что рядом стоит такой же человек, как ты, не осознавать, что Христос распят был не только за всё человечество, а за каждого из нас по отдельности, значит так и будем продолжать любить какое-то там человечество, а того, кто рядом, и не замечать вовсе, а еще хуже – презирать и вредить ему. Начни с малого, а великое подтянется как-нибудь, если будет надо. А не то получится так, как описано в легенде о Великом инквизиторе:

“Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать, и сам это знаешь”.

Очень страшные слова. Иван Федорович совершенно точно изобразил это свойство человека: вот мы тут создали своего бога, отлично устроились, подмяли под себя каждое слово Евангелия, а тут приходит Сам Христос и…мешает нам. Чудовищно, но верно. Так будет с каждым, кто будет искать внешнего блеска и материального благополучия, ставя на него всю свою жизнь и все свои помыслы, забывая о другом, высоком, к чему на самом деле призван. Да, планка, которая задана в Евангелии, очень высока, но это не значит, что делать ничего не надо.

А вот еще оттуда же:

“…ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!”

Да! Легче, когда кто-то постоянно решает за тебя, направляет тебя, а если что не так, есть кого обвинить, а ты лично уже как бы и ни при чем. Человек способен оправдать всё, даже самый мерзкий и отвратительный поступок, потому как признать, что ты его совершил, означает признать то, что выбрал темноту, по своей воле, по свободе, которую дал тебе Бог. И тут уже человек и Бога обвиняет, а сам он снова ни при чем. Прямо как Адам: то Ева ему яблоки дала, то Бог, который ему жену дал. Ничего не изменилось за это время.

“Красота – это страшная и ужасная вещь! <…> Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце людей”. (Исповедь горячего сердца. В стихах)

Эта цитата – пожалуй, самая известная, только вот столько насмешек она претерпела, очень обидно. Комментировать её не буду, она исчерпывающая.

Хотела еще вернуться к старцу Зосиме, а именно к тому времени, когда он умер, гроб с телом поместили в келье и читали Евангелие (над гробом усопшего мирянина или обычного монаха читают Псалтирь, над гробом усопшего священника – Евангелие).
Народ был в смятении, все ждали какого-то чуда. Это так в природе и русского человека, и верующего человека! Себя вспоминаю в тот, неофитский период, когда я много ездила во святым местам и так и ждала, что вот оно, сейчас что-нибудь такое-эдакое произойдет, а происходило то, что Бог меня вводил в высшее духовное учреждение, то есть в понимание того, что есть церковь и вера, дал мне посмотреть, как живут монахи, что делают, дал мне прочитать много книг святых отцов и проанализировать многие, многие вопросы.
Вот прямо так себя и вижу посреди этих людей, которые стояли и ждали чуда, а потом прокатился великий соблазн и смятение: тело старца начало разлагаться. Как же это, как можно? Ведь если он святой, то и тело непременно должно быть нетленно! Именно так понимает все эти дела человек, привязанный к внешности, пока еще не углубившийся в суть вещей и не прочитавший ничего об этом.
В древней Александрии жила великая мать, преподобная Синклитикия. Когда я её житие прочитала, была изумлена современностью её речей и мыслей. Как жаль, что она жила так давно, непременно пошла бы к ней на разговор!
Когда она умирала, то страдала водянкой, а кожа при этой болезни, как известно, источает очень дурной запах. В её келье постоянно тлел ладан, невозможно было даже рядом с ней находиться. Наверняка многие злословили: вот, мол, какая она плохая женщина, столько нагрешила, её Бог и наказал! Однако это не помешало ей прославиться в веках, а слова её, земной подвиг, дар рассуждения, который она стяжала, не были преданы забвению.

“…всякий из нас перед всеми виноват…” (“О юноше брате старца Зосимы”)

Эту мысль особенно развил преподобный Силуан Афонский, титан духа. Если мы – Тело Христово, значит если болит один орган нашего тела, то страждет всё тело. И не зря в другом месте романа Достоевский рассуждал о слезинке ребенка, которая перевесит страдания всего мира. Именно так. Каждый из нас в чем-то виноват, что тот или иной ребенок страдает, потому как грех – это разложение души, нашей собственной, от которой мы сами, прежде всего, страдаем, а потом переносим это разложение извне. Побеждаем грех или пытаемся, по крайней мере, понимаем, что такое грех, - вот уже и начало положено. Только опять же: понимать всё это нужно не с точки зрения глупых сантиментов.

Рассуждения Ивана Фёдоровича Карамазова – это рассуждения человеческого разума. В некоторых мыслях узнала и себя.
Когда-нибудь, когда человек встает на путь веры, наступает период сомнения. Многие уходят из церкви в этот период. С точки зрения разума веру не поймешь никогда, но рассуждать, конечно, можно, мы же живые люди.
Достоевский показал, что делает лишь разумное отношение к вере: отправляет в безумие. Невозможно умом человеческим вместить в себя многие и многие вещи, о которых говорится в Евангелии, невозможно оценить всю глубину веры с точки зрения разума, на то она и вера. Вот почему скорбящий отец возопил ко Христу: “Верую, Господи, помоги моему неверию!” (Мф. 9: 24) То есть отгони от меня разум, так сильно мне сию минуту мешающий, дай мне именно поверить, чтобы вместить в себя хотя бы каплю веры, хотя бы самую её малость! А ещё – отгони мою гордость, ведь от неё не верится и сомневается, от неё моё “я” становится на первое место, от неё я никогда не получу того, чего так отчаянно жажду в этот самый момент!
Фёдор Павлович Карамазов – настоящий смердящий и мерзкий труп, обтянутый кожей. О том, как постепенно разлагается человеческая душа, мастерски показал М.Е. Салтыков-Щедрин в “Господах Головлевых”, а Достоевский открыл нам, как выглядит этот труп, мнящий себя живым, но подробно описал, как человек в такое превращается.
Если бы не произошло это страшное событие, завязанное на убийстве Федора Павловича Смердяковым, то и Дмитрий Федорович стал бы точно таким же. Кто его знает, согласится он бежать или нет, но мне почему-то кажется, что не согласится, и проведет долгие 20 лет на рудниках, страдая за чужую вину. Именно это и предрекал ему старец Зосима, который еще тогда, в самом начале романа, вдруг подошел к Мите, поклонился ему до земли и попросил прощения.

Многое еще можно здесь размышлять. И о теме детства, и об униженных и оскорбленных, и об Алёше, и… Но здесь остановлюсь, потому как одним постом рассуждением о Достоевским не ограничусь. Слава Богу, у меня теперь есть эта книга дома, я всегда могу обратиться к ней, перелистывать страницы, возвращаться к прочитанному, думать и размышлять. Именно таков был и сам Фёдор Михайлович, весьма о многом думающий, многое переживший и умерший, абсолютно примирённый с Богом и людьми. Когда уже лежал при смерти, просил читать себе Евангелие, так и умер под слова Христовы. Царствие ему небесное и вечная память!
А я буду с нетерпением ждать других книг великого писателя, перечитывать их и наслаждаться отличным русским языком, его мыслями, героями и размышлять о своем месте в этом мире.

26 комментариев:

  1. Сейчас многие бросают блог и переключаются на Инстаграм. Интересно, что такое интересное есть в Инстаграме, чего нет в Одноклассниках и ВК?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Были причины.
      Инстаграм я открыла для себя в этом году, стала там вести блог о самом разном. Платформа блогспот для очень узкой аудитории, а в Инстаграме я могу охватить намного больше читателей.

      Удалить
    2. Теперь понятно! Значит, там тоже можно писать посты.

      Удалить
    3. Да, но там они будут короче и компактнее.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Спасибо за такой великолепный разбор образов.
    Было время, я просто упивалась творчеством Достоевского - читала и перечитывала по нескольку раз.
    Наверное, это у человека наступает возраст взросления, когда хочется что-то переосмыслить, "побунтовать", отречься от реальности, сопоставить события.
    Рада снова видеть Вас в блогомире.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я вас никого не забывала, но времени писать сюда было очень мало.
      Насчёт Достоевского - да, Вы правы. Я буду перечитывать и другие его произведения, по-новому смотреть на них и подмечать что-то.

      Удалить
  3. Достоевский - не мой писатель. Возможно, возьмусь когда-нибудь, но время не пришло.
    Хотя читала и в школе, и в вузе, и потом когда в школьной библиотеке работала, пришлось много перечитывать.

    Достоевского почему-то физически больно читать. Вижу сквозь строки его самого - мятущегося и порочного, талантливого и противоречивого.

    Инстаграм Ваш читаю, нравится, что по каждому поводу есть свое мнение)
    Кстати, тексты эти можно запросто сюда дублировать. Аудитория везде разная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Это действительно так: не каждый любит книги Достоевского, его действительно тяжело читать. Я люблю, потому что задавалась и задаюсь теми же вопросами, что и он когда-то, с чем-то не соглашаюсь, однако продолжаю читать и перечитывать. Он многие вопросы поднимал, его читаешь и понимаешь, что всё это и сейчас происходит, что не решено ещё многое, не побеждены страсти.
      Насчёт Инстаграма - конечно, продублирую, просто сегодня первый день после каникул, на мне самостоятельные, а я дочитала "Братьев Карамазовых" аккурат вчера, поздно вечером закончила написание этого отзыва.
      Спасибо за хороший отзыв моего блога в Инстаграме)))

      Удалить
  4. Очень подробный и толковый пост, Светлана! Я тоже полюбила эту книгу Достоевского. И согласна с вашими размышлениями о православии, о любви. Мне близок писатель и нравятся его книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия! Это очень многогранный писатель. Всегда приятно встретиться с единомышленником!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за пост - очень впечатляет. Я не всё знаю об этом писателе, но читаю всё о пребывании его у нас в Омске - в омском остроге. Подготовила пост - https://serdzerasum.blogspot.com/2021/11/blog-post_9.html
    Приглашаю Вас также принять участие во флешмобе "Листая книги Достоевского" https://serdzerasum.blogspot.com/2021/11/blog-post_9.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Большое Вам спасибо, обязательно прочитаю.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вот не всегда я успеваю в Инстаграм все читать внимательно, просматривать, он скорее для развлечения и новостей... Вижу, что Вы активно там рассказываете, объясняете - супер!!!! Но вот личное мнение - как-то учитель и Инстаграм у меня не ассоциируются, почему-то кажется, что потом все захотят в репетиторство и поиск работы туда уйти......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Инстаграм - это да, площадка для развлечений и саморекламы. Я там давно зарегистрировалась, но публиковаться стала только этим летом, потому что обучалась на маркетинговых курсах. Свой аккаунт я сделала бизнес, однако с точки зрения правильности его оформления он, конечно, до такого официоза не дотягивает. Там надо соблюдать слишком много правил, чтобы выглядеть крутым и всезнающим. Особенно в области преподавания английского языка, там просто адская конкуренция.
      Но я пишу о том, что считаю нужным. Большое спасибо, что читаете, мне очень приятно. Я люблю делиться чем-то с людьми, а уж получать отклик - так вообще замечательно.
      Насчёт образа педагога я всё же поспорю. Я не должна быть учителем 24 ч в сутки, я, прежде всего, человек. Мне самой не нравится выставлять свою жизнь напоказ, но то, что не соотносится с образом учителя у одних, я смело опубликую у себя. Например, как через забор перелезаю или ещё что-то в этом роде. Не считаю это зазорным, имею право в свободное от работы время.

      Удалить
  7. Светлана Николаевна, мне очень-очень понравился Ваш пост. Ваше мнение, впечатлени от романа разделяю. У И.Шмелёва в повести "Старый Валаам" прочитала, что Оптинские старцы Амвросий и Макарий послужили прообразами старца Зосимы в "Карамазовых". Да, у нас есть книги с этим романом, 1958-й год издания.
    Пять лет назад в моём блог был короткий пост с фото, посвящённый Ф.М.Достоевскому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна!
      И Вам спасибо! Но не обо всем я сказала, конечно, мыслей было очень много. Только если сесть и книжку про это написать))) Не потребуется: критической литературы о Достоевском и без меня огромное количество. А вот размышлять и думать - это да. Именно поэтому Фёдор Михайлович и писал свои книги.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, соглашусь с Вами, что книги Достоевского непростые для чтения, они требуют вдумчивого чтения.
      Несмотря на то, что в университете был спец.курс по творчеству Ф.М.Достоевского, не всё воспринимается и сейчас. Да простит меня классик русской литературы, но роман "Преступление и наказание" - не люблю....

      Удалить
    3. У меня тоже был спецкурс по Достоевскому в университете)))
      Тогда мы были не настолько наполнены жизненного опыта, чтобы многое понять и через себя пропустить, а вот сейчас уже совсем другое дело. Думаю, если мы через лет 10 перечитаем эти же книги, ещё что-то для себя найдем обязательно.
      А любить или не любить - это Ваше право, не думаю, что Фёдор Михайлович обиделся бы))) Наоборот, уж он точно отнёсся бы с пониманием.

      Удалить
    4. Светлана Николаевна, спасибо Вам за понимание, это очень важно для меня)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Большое спасибо за интересный и глубокий пост! Тоже очень люблю роман "Братья Карамазовы", читала его несколько раз, открывала его в каждом возрасте по-разному, и буду читать еще.
    Не могу не сказать (хотя, может быть, Вы знаете), что в эти юбилейные дни по каналу "Культура" прошел документальный фильм "Евангелие Достоевского" (4 серии). Это авторский проект митрополита Илариона (Алфеева) о жизни и романах Достоевского. Его вроде бы можно найти в YouTube. По-моему, очень хороший фильм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! О таком фильме я не знала, спасибо, что сказали!
      Достоевского читаем и дальше будем читать, каждый раз находя что-то новое для себя.

      Удалить
    2. Агния, тоже смотрела этот фильм. Вообще митрополит Иларион -интереснейшая личность. Я читала (в журнале!) книги его матери В.Алфеевой.

      Удалить
  9. Boa tarde minha querida amiga. Parabéns pelo seu trabalho maravilhoso. Sempre tenho a oportunidade de conhecer e aprender com você.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Луис! Думаю, Ф.М. Достоевского точно на португальский переводили, как и на многие языки мира. Очень надеюсь, что Вы прочитаете что-нибудь из его произведений.

      Удалить
  10. Boa tarde minha querida amiga. Muita saúde e paz.

    ОтветитьУдалить