Страницы

25 июня 2022 г.

Русь святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение

 
Все русские святые (ист. Интернет)

В этом году 26 июня православная церковь чествует всех святых, в земле Русской просиявших. Этот праздник переходящий и полностью зависит от дня Пресвятой Троицы.
Пришла я сегодня со Всенощной и решила поделиться с вами своими размышлениями об этом поистине удивительном дне, вы сами в этом сейчас убедитесь.
Храм свщ. Владимира в г. Королёв, фото после Всенощной

Садик у нашего храма, тоже сегодняшнее вечернее фото

22 июня 1941 года выпал на День всех Российских святых, и это было очень знаменательно. Все русские святые встали на молитву защиты нашей земли. Подобно тому, как они это делали при жизни, русские святые не оставили нас и после своей смерти, и помогли нашей стране одержать победу над самым страшным врагом.
Как положено, накануне каждого воскресения и великих праздников служится особенная, торжественная служба под названием Всенощное бдение (в просторечии Всенощная), потому что раньше люди и впрямь молились за ней ночью. Когда я была на Валааме, то обратила внимание на то, что вечерня (первая часть Всенощной) там служится накануне вечером, в 18:00, а уже Утреня (вторая часть Всенощной) и Божественная Литургия – начиная с 4 часов утра следующего дня.



В обычных приходских храмах ночные службы, как правило, проходят на Рождество Христово, на Крещение Господне (не везде), на Светлое Христово Воскресение – Пасху, а в остальные дни – вечером в субботу, потому что церковный день начинается с 17:00 вечера.
Извините за это небольшое отступление, но очень уж хотелось, чтобы вам было понятней, о чём я говорю.
Центром Всенощной является канон – молебное пение, состоящее из 9 песней (частей) и посвящённое какому-то празднику или святому. Каноны обычно читаются, поются только ирмосы – начальные песни каждой части канона. Ещё суть праздника отражены в стихирах – тоже специальных молебных пениях. Вот именно сегодняшний канон и стихиры меня особенно поразили.
Вообще служба церковная – это очень живое событие. Я всегда стою с текстом службы, мне так удобней, а главное – имею возможность быть полностью сосредоточенной на служении, ничего не упуская и не пропуская, а значит быть непосредственным участником молитвы. И вот именно сегодня я по-настоящему это ощутила – то есть то, что служба действительно живая.
За каноном произносилось огромное количество имён русских святых. Многих из них я знаю, читала их жития, многих нет, но знаете, мне показалось, что это было то же самое, как если бы мы сидели с вами где-нибудь на кухне и вспоминали бы своих родных или знакомых. Примерно вот так:
- А Васька чего?
- Да вроде женился.
- О, как хорошо. Слава Богу. А Алёнка?
- Алёна вроде бы учиться поступила на врача.
- Молодчина какая. А про Петьку слышала что-нибудь?
- Конечно, заходит к нам часто, вот вчера с дачи клубники нам целое ведро привёз, не знаю, куда и девать.
И т.д.
 

Прииди́те, собо́ри верных,/ су́щия в земле на́шей святы́я восхва́лим:/ преподо́бныя, и иера́рхи, и кня́зи благове́рныя,/ му́ченики и священному́ченики,/ и Христа́ ра́ди юро́дивыя,/ и жен святы́х сосло́вие,/ вку́пе имену́емыя и неимену́емыя,/ си́и бо вои́стинну де́лы и словесы́, и многови́дным житие́м,/ и от Бо́га дарова́нии/ соде́лашася святи́и/ и Руси́ тезоиме́ние свя́тости пода́ша,/ и́хже и гро́бы Бог чудесы́ просла́ви,/ и ны́не несре́дственне просла́вльшему их Христу́ предстоя́ще,/ мо́лятся приле́жно о нас,// любо́вию соверша́ющих све́тлое их торжество́.

(стихира гл. 3 на Господи воззвах)

 

Ра́дуйтеся, святи́телие седмочи́сленнии:/ Васи́лие, Ефре́ме, Евге́ние, Елпи́дие, Агафодо́ре, Ефе́рие и Капито́не,/ в Херсо́не епи́скопствовавшии// и зе́млю на́шу кровьми́ свои́ми освяти́вшии.
(канон Русским святым, из песни 1)

 

Мо́лим вас, святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Инноке́нтие,/ Фо́тие, Киприа́не и Феогно́сте и вси про́чии Моско́встии чудотво́рцы:/ душе́вное смуще́ние и печа́ли на́шея бу́рю разори́те// и тишину́ нам пода́йте ва́шими к Бо́гу моли́твами.
(канон Русским святым, из песни 4)

 

Пе́сньми свяще́нными восхва́лим преподо́бнаго Ни́кона, послуша́ния рачи́теля,/ с ни́мже воспои́м Михе́я, Са́вву и Диони́сия, Стефа́на, Андрони́ка и Са́вву и вся преподо́бныя ученики́ и собесе́дники вели́каго Се́ргия,// и́хже моли́твами Це́рковь Ру́сская утвержда́ется.
(канон Русским святым, из песни 4)

 

И вот так весь канон. Перед глазами проходят святые мученики, отдавшие свою жизнь за землю Русскую, – вспомним священномученика патриарха Ермогена (Гермогена), которого уморили голодом в темнице (по другим сведениям убили), долго допрашивали и издевались, но он так и не подписал грамоту поляков. К сожалению, до освобождения Москвы 1612 г. он не дожил, но показал нам всем, как сильно он любил русский народ и русскую землю, православие, которое защищал до последнего своего вздоха.
Вспомним святых страстотерпцев Бориса и Глеба, от жития которых невольно наворачиваются слёзы. Истинно это были святые люди: так идти на смерть, будучи совсем ещё молодыми, нужно иметь не просто мужество, а твёрдую веру и духовную высоту.
Всех не перечислишь, но только начинаешь вспоминать - дух захватывает. Вот сегодня, стоя на службе, слушая эти святые имена, проникалась глубоким почтением и любовью ко всем ним. Иметь бы хотя бы каплю их веры и любви, их мужества!
Ещё удивили меня некоторые слова канона и других молебных пений особо. Прочитайте, как актуально для сегодняшнего дня:

 

О вели́цыи сро́дницы на́ши, имено́ваннии и безыме́ннии, явле́ннии и неявле́ннии,/ Небе́снаго Сио́на дости́гшии и сла́ву мно́гу от Бо́га прии́мшии,/ утеше́ние нам, в ско́рби су́щим, испроси́те,/ ве́ру на́шу па́дшую возста́вите и лю́ди расточе́нныя собери́те,// от нас, я́ко дар, песнь благодаре́ния прие́млюще.
(канон Русским святым, из песни 9)

 

А вот это вообще про сию минуту:

 

Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,// подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.
(стихира на литии, гл. 5)

 

А́ще и глаго́лют сы́нове ве́ка сего́:/ прииди́те, отста́вим вся пра́здники Бо́жия от земли́,/ но Ца́рство Госпо́дне и еще́ держа́вствовати и́мать,/ де́рзость враго́в отража́ющее./ Те́мже настоя́щее торжество́ све́тло пра́зднующе,/ Еди́ному Царю́ и Бо́гу на́шему возопии́м:/ сла́ва Тебе́, Русь Правосла́вием освяти́вшему;/ сла́ва Тебе́, святы́я мно́гия в ней просла́вльшему;// сла́ва Тебе́, и доны́не ве́рным кре́пость да́рующему.

(седальны русских святых)

В этом седальне русским святым обратите внимание на красивые художественные образы, с помощью которых особенно понятно то, что хотели бы до нас с таким трепетом донести:

 

Нощне́й тьме огустева́ющей, умножа́ется зве́здный блеск,/ и к тому́ о́чи заблу́ждших ра́достно возво́дятся./ Та́ко и умно́жившейся на земли́ грехо́вней тьме,/ возведе́м горе́ о́чи на́ши, бра́тие,/ и, сия́ние духо́вных звезд, зе́млю на́шу озаря́ющих, узре́вше,/ к Небе́сному оте́честву потщи́мся,// его́же да не лиши́т Госпо́дь нас, гре́шных, моли́твами святы́х Свои́х.

 

А настоящие стихиры – это поистине гимн русским святым и земле русской, послание нам, ныне живущим, от умерших наших сродников – то есть от русских людей, живших до нас и увенчанных славой от Самого Бога благодаря своей святой жизнью. Какое житие не возьмёшь – всюду пример того, как нам надо жить или хотя бы отчасти брать пример. Нам словно говорят: посмотрите, прочитайте, мы вот так жили и удостоились славы от Бога, мы любили свою страну, свой русский дом, не имели ни второго, ни третьего гражданства, мужественно стояли на страже своей земли и даже не думали отступать.
Всех вас поздравляю с этим удивительным праздником – Всех святых, в земле Русской просиявших! Желаю вам их помощи и заступничества, вразумления от них и их молитв! Здоровья всем вам!

 

Земле́ Ру́сская,/ гра́де святы́й,/ украша́й твой дом,/ в не́мже Боже́ственный// ве́лий сонм святы́х просла́ви.

Це́рковь Ру́сская,/ красу́йся и лику́й,/ се бо ча́да Твоя́/ Престо́лу Влады́чню// во сла́ве предстоя́т, ра́дующеся.

Собо́ре святы́х ру́сских,/ по́лче Боже́ственный,/ моли́теся ко Го́споду/ о земно́м оте́честве ва́шем// и о почита́ющих вас любо́вию.

Но́вый до́ме Евфра́фов,/ уде́ле избра́нный,/ Русь Свята́я,/ храни́ ве́ру Правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.

(стихиры, гл. 2)

4 комментария:

  1. С праздником, Светлана Николаевна!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Спасибо за такой чудесный пост.
    Прочувствовала всю силу и мощь праздника.
    Это великолепно, что Вы делитесь с нами своими знаниями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! С праздником Вас! Не могла не поделиться, очень уж меня впечатлила вчерашняя служба.

      Удалить