Изучаем с 9 классом тему "Конфликты". Тема не внушает радости, вот я и решила перед следующей темой "Разрешение конфликтов" поговорить с детьми о чем-нибудь положительном и отвлеченном.
Вы, конечно, помните знаменитый фильм "Доживем до понедельника". Там учительница русского языка и литературы дала тему сочинения "Моё понимание счастья", а молоденький педагог Татьяна Сергеевна очень удивилась: "А вот нам она таких тем не давала, мы всё больше про типичных представителей писали. Не понимаю, как они могут писать на такую тему, я бы не смогла. Это же невозможно объяснить... Счастье... Всё равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик."
ПисАть - может, и сложно, а сказать вслух - почему бы и нет? Вот я и дала своим 9-классникам задание подумать: что такое счастье, что оно для вас? о каких ситуациях вы можете сказать, что это - счастье?
И сегодня они сказали, некоторые прочитали, что написали дома. Большинство ответов: счастье - это семья. На втором месте - друзья. На третьем - любимая работа. И только 2 ученика - один всерьез, другой в шутку - сказали, что счастье - это деньги.
Потом я дала список "счастьев", среди которых были самые разные определения - и образование, и контроль над собой, и удовольствие, и любовь. Подумав и выбрав и списка, ребята добавили к своему определению счастья здоровье и образование, но в общем стояли на семье как на основном источнике счастья.
Согласна: тема очень сложная. Трудно объять необъятное, однако отчего же не попробовать? Результаты меня воодушевили. Это уже второй случай, когда я провожу подобные эксперименты, и дети именно семью ставят на первое место. В прошлом году проводила опрос детей своего класса, и там нужно было завершить предложения. «Плохо не иметь…» было большинством продолжено как «родителей». Те же ответы были на утверждения «Если человек не
имеет…то он не состоялся» (ответ большинства – «семьи») и соответственно «Если
человек имеет…то он состоялся» («семью»).
Вот такие интересные результаты. Планирую еще беседы на интересные темы. А вы можете сказать, что такое счастье?
Здравствуй, Света!
ОтветитьУдалитьКакими философскими вещами вы занимаетесь по-английски! Тут бы по-русски научить размышлять!
Радует, что многие дети ставит семью на первое место. Сегодня, когда много говорится о том, что потеряны семейные ценности, здесь мы видим, что, оказывается, дети, а значит и их родители ценят семью.
Да, многогранный образ счастья. И у каждого оно своё. Я всё-таки разделю счастье личное и общественное. Личное счастье - это моя семья, мой дом, общественное - это мои ученики, моя работа.
Здравствуй, Оля!
УдалитьДа, с моими 9-ми классами это можно, мы с ними столько всего обсудили и дальше планирую обсуждать, т.к. есть у меня еще в запасе кое-что.
Честно признаюсь: мне самой трудно ответить на этот вопрос, поэтому я согласна с тобой по поводу личного и общественного счастья.
Добрый день, Светлана Николаевна! В прошлом году тоже говорила с детьми о счастье. Да - семья, родители, занимают первое место в ответах ребятишек.
ОтветитьУдалитьСчастье как я думаю? Это внутреннее состояние человека, которое не зависит от материальных ценностей. Необъяснимый процесс,однако. Долгое время я думала, что для счастья мне не хватает дома, семьи, родителей...
Находясь по-прежнему в статусе человека бездомного, я все-таки думаю, что счастье есть. Счастье - это, скорее всего - любовь ко всем и к жизни - такой, какая она есть. Счастье, если ты не один. Счастье, если тебя окружают ДОБРЫЕ люди. сЧАСТЬе - это часть любви. Однозначно.А уж к кому и к чему...Тут уж дело личное...
Добрый вечер, Надежда Александровна!
УдалитьСпасибо за Ваши мысли, они, как всегда, интересные. Действительно тема сложная и для каждого она своя, личная.