Страницы

21 февраля 2014 г.

Физика или лирика?

С этого понедельника посещаю курсы по ФГОС. В следующем году у меня планируются 5-е классы, всё равно пришлось бы их посещать - не в этом, так в следующем учебном году. Плюс совсем скоро внеурочная деятельность будет обязательной для всех школ.
В общем-то, есть много разумного во ФГОС, и оказалось, что я и мои коллеги, по большому счету, уже давно так работаем, просто не знали умных слов и фраз, как это назвать. Но есть и то, что меня очень сильно настораживает и не может не волновать.
Я высказала эту мысль на занятии в понедельник. Нас убеждали в том, что только нестандартное объяснение материала дает положительный результат. Я возразила, привела свой собственный пример. Сколько не училась в школе, в университете, брала только зубрежкой. Мне можно было сколько угодно объяснять “нестандартно”, “творчески” и “замысловато”, но пока я сама не брала в руки книгу или тетради с лекциями и не учила наизусть к семинару или к экзамену, вся нестандартность куда-то девалась.  
Почему сейчас так сильно ополчаются из-за механического запоминания, я не понимаю. Помню, когда участвовала в школьной конференции на пленарном заседании с докладом на тему “Система образования в Японии”, сама с жаром возмущалась, что японцы-де не любят “свободы мысли”, “творчества”, как мы любим выражаться, что механическое запоминание – это-де не дает никаких результатов. На что учительница по зарубежной литературе возразила: “Зато у них много изобретений и специалисты у них хорошие”.
Может, сейчас ситуация в Японии изменилась, не знаю, я делала доклад уже около 15 лет назад, но тем не менее: ну хоть что говорите, а механическое запоминание я буду защищать.
И потом: всё время – в рамках ФГОС – твердят о том, что ученики должны высказывать свое мнение, “размышлять”. Ну я, конечно, не против. Я часто интересуюсь мнением своих учеников, оно искренне мне важно. Однако скажите мне на милость: ну о чем можно размышлять над неправильными глаголами? Или квадратными уравнениями? Или правилами русского языка, без которых правильно не напишешь? Так что далеко не уедешь на личном-то мнении. Я твердо считаю, что главное в учебе – это труд. А всякий труд может нравится, но не являться каждодневным развлечением. Школа – это мастерская, где куются таланты. Ведь не бывает ничего в готовом виде.
А еще я искренне радуюсь, что работаю с настоящими, а не придуманными детьми. Да, бывает трудно, но в то же время эти трудности дают мне колоссальный опыт, а сверх того – вИдение реальной картины, а не иллюзорной. Вот они такие, настоящие, а не мной придуманные. Потому что я так не придумаю. Они - люди, просто пока еще не совсем взрослые, каждый из них – особенный, и когда заходишь в класс, уже видно, у кого какое настроение. А какое счастье, когда Вася, который особенно никогда не отвечал, вдруг показывает, что он кое-что все-таки усвоил. И пусть что-то одно, а не всё сразу, но ведь это уже победа. Так оно и в жизни. Как сказал великий И. Гете: “Кто хочет достигнуть всего, тот ничего не достигнет”. 

12 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, разделяю Ваше мнение! ФГОС ООО не отменяет знания... А знания без запоминания (а иногда и МЕХАНИЧЕСКОГО запоминания) - разве это бывает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, к сожалению, ФГОС предусматривает однобокость - именно знание без механического запоминания. Но почему-то мы, учившиеся во времена "сплошной механики", многое помним до сих пор и учится мне лично нравилось.

      Удалить
  2. Свет, привет! Если правильно понял, нестандартное объяснение материала должно входить в противоречие к обычной системе заучивания и "натаскивания". Но, по-моему, они не претендуют друг на друга. Благодаря первому можно еще больше заинтересовать ученика и в результате он с удвоенной энергией примется за пресловутую зубрежку. К тому же нестандартный подход к подаче материала (1) или освещения материала (2) в случае (1) может поспособствовать развитию ассоциативности и аналитичности, во (2) - помочь расширению кругозора ученика (но только не надо сознания). И вот зубрежка, назовем ее тренировкой - это сущность всякой подготовки или подготовка - это цель всякой тренировки. Словом, тренировка(зубрежка) - это сущность одного предмета, а ФГОС (нестандартное объяснение материала) - это форма совсем другого предмета... с утра писал и все так сумбурно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вот преподаватель со мной и согласилась, что "творческий подход" - это не единственный способ подачи материала.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна, Как же я с Вами согласна. Как не крутись перед учениками, а знания - есть знания, и без зубрежки многим нашим школьникам просто не обойтись, а после стандарта или инноваций они будут зубрить, рзве это так уж важно? Главное, что бы всем хотелось учиться, а у нас не пропало желание - учить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Подписываюсь под каждым словом. Как здорово, что у меня много единомышленников!

      Удалить
  4. Светлана Николаевна, добрый вечер. Вот увидела у вас ссылочку на голосование. Неужели можно проголосовать любому за конкурсанта? В вашем блоге "кулачки" активны, но я участник... А активны ли они для всех? Хотя видела уже в некоторых блогах голоса посторонних людей. Разъясните, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Я ответила Вам на сайте Фестиваля. Спасибо большое, что разъяснили, я не знала, что голосовать могут только участники, а жаль.

      Удалить
  5. Добрый день, Светлана Николаевна! А я механически никогда ничего не могла запомнить. Наверное, поэтому мне учеба всегда легко давалась. Особенно устные - раз прочитывала дома и все. И на уроках все, что говорится, на лету схватывала. Но тут, скорее всего, у меня еще и память была очень крепкая. Теперь не та...далеко не та...Но Ваше мнение поддерживаю. Ведь оно -каждому свое. И разные виды памяти и мышления бывают.Да и темы уроков...Да, согласна с Вами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Действительно, кому как легче, но я к 1 экзамену готовилась от 1 до 2 месяцев, по-другому я не сдавала. Любое "творчество" и "личное мнение" было бесполезным. Сама собой, я понимала, что учила, иначе не запоминалось.

      Удалить
    2. Ого! А я за один день перечитывала все и всё.Последние билеты прямо перед экзаменом. Наловчилась заходить в последней "пятерке". Прочитывала оставшиеся и сдавала на "5".

      Удалить
    3. Ничего себе! Мне такое и не снилось.

      Удалить