Страницы

5 января 2015 г.

Негодую

Давненько не получалось у меня закончить начатую мною книгу Марины Аромштам. Ничего ранее у нее я не читала, а тут решила попробовать. Начала с «Как дневник. Рассказы учительницы», т.к. мне это должно было быть особенно близко. Однако в этой книге нашла вещи, с которыми я не согласна, более того, они даже негодование  у меня вызвали.
Автор часто пишет о детском садике, так что поначалу я не совсем поняла, почему «Рассказы учительницы»? Потом говорит о подростках и детях начальной школы. В общем мне непонятно, она учитель математики или работает в детском саду? А если нет, то тогда кто? Уважаемые читатели, если вы поняли из книги, напишите мне, пожалуйста, в комментариях, я буду очень благодарна, а то из-за этой путаницы впечатление о книге немного стерлось.
Разумеется, каждый имеет право на своей собственное мнение, но мне непонятно, отчего так модно говорить о том, что «вот у них там хорошо, а у нас однозначно плохо»? И почему мы всё время должны равняться на «них»? У нас есть свои традиции, свое мнение по разным вопросам, но это совсем не означает, что эти самые мнения являются чем-то неправильными или их надо стыдиться.

Вот автор описывает, как была в Швеции. Там дети висят. В прямом смысле этого слова. Это школа так называемого «свободного воспитания». Учителя в ней поют. Не знаю, насколько продуктивна такая система воспитания, но я твердо убеждена в одном: если дать человеку больше, чем нужно, всё лишнее не принесет ничего, кроме вреда. Так же и с так называемой «свободой», которой в вышеупомянутой школе просто, извините, завались. А автор сетует: «Я, к примеру, наглядный образчик такого испорченного материала: зашоренность, закомплексованность. Нулевое представление о детской свободе и саморазвитии. Непонимание элементарных вещей». Ну если  «элементарные вещи» - это отсутствие переживания за висящих детей, которые вот-вот могут упасть – даже не знаю, что и сказать. И это переживание вкупе со всеми мыслями М. Аромштам называет «закомплексованностью».
Меня также возмутили ее действия по отношению к девочке, которая украла кошелек учителя: вынесла перед всем классом, более того, заставила всех высказать свое мнение по этому поводу, когда всё стало ясно, а также записывала это на диктофон (!). Разве не этого нужно стыдиться? Разве нормально выносить на обсуждение всего класса такой поступок? Или я чего-то не понимаю?
Зато рассуждения о том, что «вот в Швеции» считаются правильными. А я не считаю правильным передвигаться по веревкам и постоянно петь. Хотя петь люблю и на уроках часто пою с детьми. А еще я считаю неправильным то, что директор этой школы – вообще не учитель. Он просто директор. Разумеется, есть педагоги от Бога, им и образование не нужно, но это, скорее, исключение, чем правило. Незнание элементарных вещей о детях влечет за собой не очень хорошие последствия. Поэтому никакого восхищения это у меня не вызывает. У меня были прекрасные учителя, без веревок и пения (кроме учителя музыки), но они научили меня всему, что так необходимо мне по сей день. И почему традиционность и консерватизм априори считается неправильным? Свое мнение по этому поводу я уже высказывала в очерке «А был ли мастер-класс?» 
Все эти веяния напоминают мне печальное «Мы свой, мы новый мир построим». Но, по-моему, сжигание абсолютно всех мостов за собой не всегда правильно, а иногда просто глупо.
А еще мне странно было читать главу «Папская педагогика», которая начиналась фразой: «Все-таки как-то неправильно начинать каждый день со слов: «Жаль, что я не мужчина». Непродуктивно». И опять тирада о том, что у нас женское образование и воспитание. Ответ на «почему?» лежит на поверхности. Думаю, не стОит писАть о том, отчего в учителя идут практически одни женщины. Я не вижу в этом что-то плохое или из ряда вон выходящее. Так сложилось, получилось. Что может быть естественнее для женщины в воспитании детей? Есть талантливые педагоги-мужчины, но им нужно семью кормить. Всё, дальше не продолжаю.
А вот идея автора по очереди приглашать на классные часы пап мне очень понравилась. Я, может, когда и позаимствую. Они приходили, рассказывали о том, чем занимаются, детям было очень интересно. Но ведь и мамы тоже могут многое рассказать. Хотя автор хотела привлечь пап, а я это расцениваю как шаг к уничтожению стереотипа о том, что папы должны только деньги зарабатывать. Ребенок – это работа, работа, прежде всего, над самим собой, я так считаю. Если что-то не делаешь сам, не имеешь право требовать с детей. Исправь себя сам, пройди через трудности борьбы с собой, а затем учи ребенка, как это сделать и почему это важно. Так вот этой работой должны заниматься родители – и мать, и отец. Ведь есть понятия «полная» и «неполная» семья, и мы все знаем, чем они отличаются.
Не могу не упомянуть о главе «Марианна» о школе в Кэмпхилле для детей – тяжелых инвалидов. При чтении комок подступает к горлу. Но с другой стороны, этим детям повезло в том, что на них не просто обращают внимание, за них искренне радуются, их поддерживают и уважают. Так, для них великой победой является, например, то, что они вспоминают о «спасибо» после еды, как-то держат вилку или нож, что-то говорят. Такие дети живут в своем мире, попасть в который нам не дано, но счастье, если наши миры немного соприкоснулись, и мы можем хоть как-то вести с ними диалог.
Вот такие у меня неоднозначные мысли о данной книге, и то я еще не обо всём упомянула. Это и хорошо: если вы захотите ее прочитать, будет что-то неизвестное. Интересно будет послушать ваше мнение.

8 комментариев:

  1. А знаете, Светлана Николаевна, обычно Вы так говорили о прочитанной книге, что у меня возникало желание ее прочитать. А вот сегодня такого желания не возникло, даже и ради любопытства не стану этого делать...пока. Может быть, летом?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Как же я рада видеть Вас!
    Читала сейчас Ваш отзыв, и почему-то думала: "Светлана Николаевна сейчас похожа на маленького обиженного ребенка, которого несправедливо обидели". Хотя я полностью согласна с каждым написанным Вами словом.
    А вообще, если честно, то я так рада сейчас Вас видеть ("видеть"), что все остальное уже не важно. Хочется очень захлопать в ладоши и закричать: "Ура!!! Светлана Николаевна снова с нами!!!" Конечно, у Вас очень уважительная причина редко появляться в блоге, но... я же скучаю...
    С наступающим Рождеством Вас и всю Вашу семью!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! С Новым Годом и наступающим Рождеством Христовым! Я тоже по вам по всем скучаю, но постараюсь выходить на связь, как только смогу. Я тоже очень рада Вас видеть!
      Меня не обидели))) Просто наболело - про то, что у нас в России всё однозначно плохо. Это неправда, несправедливо, а несправедливость я не могу выносить. Считаю, что автор в этом не права. И в другом тоже. Попробую прочитать ее книгу про ангелов, потом напишу, впечатлило или нет.
      Надежда Александровна, пишите мне на почту или в "Одноклассниках", хоть и с возможным опозданием, но обязательно отвечу.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! С Новым Годом и Рождеством Христовым!
    Да, может, и не стОит ее читать. Я бы не стал после такого отзыва. Меня она не зацепила, только эпизодами.

    ОтветитьУдалить
  4. С праздниками, Светлана Николаевна!
    Марину Аромштам я начала читать с книги "Когда отдыхают ангелы", поэтому "Как дневник. Рассказы учительницы" у меня не вызвали столько вопросов и бурю эмоций. Многое (на мой взгляд) в этих книгах перекликается. Это книги об учителе начальных классов (она начинала работать с детьми в детском саду, а затем шла с ними в школу).
    Да, история вызывает порой противоречивые чувства. Но этим она и хороша! Дает пищу для размышлений. У меня не осталось такого негативного впечатления...
    Вы пишете: "Разумеется, каждый имеет право на своей собственное мнение, но мне непонятно, отчего так модно говорить о том, что «вот у них там хорошо, а у нас однозначно плохо»? И почему мы всё время должны равняться на «них»? У нас есть свои традиции, свое мнение по разным вопросам, но это совсем не означает, что эти самые мнения являются чем-то неправильными или их надо стыдиться."
    Я не хочу плохо отзываться о нашей системе образования, но я за «гибкость»! Разве любая традиция должна неукоснительно соблюдаться? Дети изменились... Должны меняться и мы, учителя. Что-то хорошее должно оставаться, а что-то необходимо изгнать! Разве в Вашей школе не было учителей, которые могли позволить грубость и унизительные действия по отношению к ребёнку (да и сейчас такие встречаются), я думаю автор именно это и обличает в книге. Она пишет об опыте проб и ошибок одного учителя! И пусть в меня кинет камень тот, кто никогда не ошибался! А вот умение анализировать и делать выводы - это другое!
    "Ты слышала, как их классная разговаривает? "Гав! Гав! Встать! Сесть! Молчать!" Они этот язык запечатлели с первого класса. А ты хочешь, чтобы они еще и твой с налету усвоили. "Друзья! Давайте договоримся!.." Чувствуешь перепад стилистического давления? Это же дети - не полиглоты!"
    "И я буду их слушать, выслушивать. Буду вглядываться внимательно. Я вообще разовью в себе новое качество: проникающее внимание..."
    Эта учительница пытается подобрать "ключики" ко всем своим ученикам... Увидеть в них всё самое лучшее, о котором, возможно, они сами не догадываются (да их родители тоже): "Я смотрю на Диму и говорю себе: запечатлей его в сердце. Таким какой он сейчас. Запечатлей покрепче. Тогда ты его не убьешь. На уроке русского языка. Во время какого-нибудь тренировочного диктанта. Или во время контрольной по математике. Когда ему придет в голову кукарекнуть (или издать другой звук. Звуковой репертуар у него довольно обширный).
    Нельзя - невозможно - убить того, кто был так прекрасен на сцене."
    А то, что в книге иногда звучат ноты отчаяния и даже гнева, то это всё от накатившей усталости, с которой борется учительница... А разве с Вами такого не бывает? Иногда так ОТЧАЯННО хочется, чтобы тебя услышали и (возможно) поняли. Ведь мы учителя постоянно находимся на перекрестной линии огня между учениками, родителями, администрацией... А иногда так хочется абстрагироваться от требований программы, прийти на урок и учить тому, что именно СЕЙЧАС необходимо детям!
    Что касается подростков, то именно к концу начальной школы начинается тот самый "неспокойный" период в жизни каждого человека... И в этой книге дается на мой взгляд чудесное определение этого возраста: "Сюжет изгнания из рая иногда трактуют как метафору обретения самостоятельности.
    Подросток изгоняется из детства, как из рая. И, как в библейском предании, сам тому причиной: ему уже тесно в раю, он там просто не умещается. Слишком вырос. И теперь он где-то высоко-далеко. Как корабельная мачта с не убранными вовремя парусами.
    Как длинношеее, как жираф, которому так нелегко щипать зеленую травку."
    Мне также ОЧЕНЬ понравилось послесловие автора! Я его даже старшеклассникам своим прочитала! Ведь устают не только учителя - все устают! И надо уметь побороть это чувство...
    Я считаю, что эту книгу надо прочитать, но с открытым сердцем, с пониманием... Из неё можно вынести много поучительного! Но это только моё мнение...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, извините, раньше ответить не было возможности.
      Спасибо еще раз за такой подробный отзыв, за то, что разъяснили мне непонятные вещи.
      Да, дети изменились, и мы должны меняться, но это не значит, что надо напрочь перечеркнуть то, что было раньше. А ведь был не только негатив. Были прекрасные подходы. Если в советских книгах писали о том, что к грудному ребенку не надо подходить, когда он плачет, чтоб приучался, это ведь не означает, что все родители поступали именно так. Я считаю, что учитель - человек, и он имеет полное право на ошибку, правда, нужно стараться их не допускать и вести себя соответственно.
      Я сейчас читаю "Когда отдыхают ангелы". Позже напишу отзыв, но всё же меня смущает, что "вот они все так", а я особенный, я буду по-другому. Хорошо, если у человека нет гордости от того, что он с нетрадиционным подходом, если он не замечает, что он особенный, тогда всё в порядке. Вот Януш Корчак таким был. Таким был Макаренко. И такими являются очень многие люди. Может, и Марина Аромштам написала всё это из-за крика души, я пока не раскусила. Буду читать дальше.
      Просто меня поразил ее поступок с кражей кошелька - я о нем написала выше. Здесь она поступила по-советски. Да еще на диктофон записала. Мне стало дико. Если уж претендуешь на нетрадиционность, так держись до конца, а об этом поступке напиши, что это была ошибка.

      Удалить
  5. Ну вот, Светлана Николаевна, есть два мнения, а значит, все-таки, придется мне прочитать эту книгу, чтобы оставить свое мнение...

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ирина Александровна, Анна Борисовна!

    Ирина Александровна, спасибо Вам огромное за такой содержательный комментарий, отвечу Вам чуть позже, т.к. сейчас не дома, а интернет работает плохо.

    Анна Борисовна, два мнения - это, пожалуй, то, что надо. Буду ждать Вашего отзыва!

    ОтветитьУдалить