Страницы

9 июля 2015 г.

В свете Евангельких истин



О том, как эта книга попала ко мне, я писала в своем очерке "Такое маленькое чудо". Мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы дочитать до конца первый том, т.к. данный труд достаточно серьезен и требует глубокого осмысления.
Чем же необычна эта книга? Как написано в "Предисловии", "эта книга - попытка посмотреть на нашу историю и литературу сквозь призму Евангельских истин, пробудить желание глубже понять наших классиков, понять себя, а значит, и наших учеников".  Николай Алексеевич очень беспокоится о своих учениках, и на страницах, по крайней мере, первого тома, постоянно с тревогой о них говорит.

В книге вы не найдете громких слов и высокопарных выражений, никакого навязывания или разгрома. Как говорил в одной из передач автор: "У меня нет собственной концепции или учения, я просто привожу цитаты. У меня цитата на цитате сидит и цитатой погоняет" (цитату привожу по памяти). Действительно, автор не привязывает факты за уши, он просто цитирует, как есть, а уж нам, читателям, решать, какую точку зрения принять.
Николай Алексеевич Лобастов
(ист. фото - интернет)
Книга, как я уже сказала, очень серьезная. Я читала ее с трепетом и удивлением. Удивлением - потому что узнала много нового о русских писателях. Например, то, что А.С. Пушкин никогда не был за границей, М.Ю. Лермонтов имел ужасный, скверный характер, а Н.В. Гоголя объявили сумасшедшим после того, как он стал сознательно верить и написал "Выбранные места из переписки с друзьями". Более того, по свидетельству Тарасенкова в "Последних днях жизни Н.В. Гоголя", врачи откровенно издевались над ним перед его смертью. В отличие от Н.В. Гоголя, А.С. Пушкин, однако, умирал немного по-другому, но я, например, не знала, что он запретил мстить за свою гибель, он всех простил и спокойно отошел ко Господу. 
Книга состоит из 7 глав. Всё начинается с главы "Школа", где автор размышляет в таком ключе (даю названия подглав): "Притча о блудном сыне" (Н.А. Лобастов считает, что вся русская литература построена именно на её основе), "Цель просвещения - нравственная личность", "Пословицы - народная копилка евангельских нравственных принципов" (автор рассказывает, что благодаря пословицам стал верить в Бога) и т.п.
В следующей главе "Понятийный аппарат учителя" Николай Алексеевич опять же размышляет над некоторыми понятиями, но очень оригинально, не так, как мы все привыкли. Например, подглава "Прогресс": "Прогресс - понятие только духовное. Возрастание, изменение, возвышение - только в духе. В материи всё идет, как известно, по кругу: земля-руда-металл-автомобиль-металлолом-земля... Всё стареет, гниет, ржавеет, портится, разрушается...Всё! Кроме души. Чем тело старее, слабее и немощнее, тем душа - сильнее, мудрее и опытнее."
Особенно меня заинтересовала глава "Гуманизм". По-другому, это - человекобожие (Н.А. Лобастов). А почему? Вспомните, когда оно возникло и при каких обстоятельствах. Как хорошо отмечено автором, гуманизм враждебен христианству, потому что допускает вещи, неприемлемые для последнего. В частности, отвергает Бога, когда Он становится неудобен для каких-либо целей. Приведу по памяти слова известнейшего русского проповедника в Лондоне митрополита Антония Сурожского, который говорил, что страшно создать своего собственного бога и ему поклоняться. Т.е. человек делает только те вещи, которые ему удобны, а как только что-то не по нему, начинает придумывать себе своего собственного божка, с которым ему комфортно и весело, однако это только божок, а не Истинный Бог, Творец.
В главе 3 можно найти размышления о том, в чем принципиальные отличия Запада и Востока, что сделал Петр I, кто такие декабристы, демократы и интеллигенция.
Далее - в главе 4 о И.А. Крылове, А.Н. Радищеве, Д.И. Фонвизине и А.С. Грибоедове, а глава 5 полностью посвящена А.С. Пушкину и его произведениям, которые вошли в школьную программу.
Глава 6 - о М.Ю. Лермонтове, глава 7 и завершающая для первого тома - о Н.В. Гоголе.
Понимаю, что объять необъятное невозможно. Обо всём не смогу рассказать, да и просто боюсь вырвать фразу из контекста. Пока не могу сказать, когда приступлю к чтению второго тома. Но на данный момент точно знаю, что чтение принесет много удовольствия и пищи для размышления. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но в большинстве случаев с ним вряд ли поспоришь, т.к. он обезоруживает конкретными цитатами, подтверждающими свои высказывания.

P.S. С разрешения автора даю адрес электронной почты Николая Алексеевича Лобастова в случае если вы захотите приобрести "Записки сельского учителя" в трех томах: svet-pr@rambler.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий