О том, как эта книга попала
ко мне, я писала в своем очерке "Такое маленькое чудо". Мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы дочитать до конца первый том, т.к.
данный труд достаточно серьезен и требует глубокого осмысления.
Чем же необычна эта книга?
Как написано в "Предисловии", "эта
книга - попытка посмотреть на нашу историю и литературу сквозь призму Евангельских
истин, пробудить желание глубже понять наших классиков, понять себя, а значит,
и наших учеников". Николай
Алексеевич очень беспокоится о своих учениках, и на страницах, по крайней мере,
первого тома, постоянно с тревогой о них говорит.
В книге вы не найдете
громких слов и высокопарных выражений, никакого навязывания или разгрома. Как
говорил в одной из передач автор: "У
меня нет собственной концепции или учения, я просто привожу цитаты. У меня
цитата на цитате сидит и цитатой погоняет" (цитату привожу по памяти).
Действительно, автор не привязывает факты за уши, он просто цитирует, как есть,
а уж нам, читателям, решать, какую точку зрения принять.
Николай Алексеевич Лобастов (ист. фото - интернет) |
Книга, как я уже сказала,
очень серьезная. Я читала ее с трепетом и удивлением. Удивлением - потому что
узнала много нового о русских писателях. Например, то, что А.С. Пушкин никогда
не был за границей, М.Ю. Лермонтов имел ужасный, скверный характер, а Н.В.
Гоголя объявили сумасшедшим после того, как он стал сознательно верить и
написал "Выбранные места из переписки с друзьями". Более того, по
свидетельству Тарасенкова в "Последних днях жизни Н.В. Гоголя", врачи
откровенно издевались над ним перед его смертью. В отличие от Н.В. Гоголя, А.С.
Пушкин, однако, умирал немного по-другому, но я, например, не знала, что он
запретил мстить за свою гибель, он всех простил и спокойно отошел ко Господу.
Книга состоит из 7 глав. Всё
начинается с главы "Школа", где автор размышляет в таком ключе (даю
названия подглав): "Притча о блудном сыне" (Н.А. Лобастов считает,
что вся русская литература построена именно на её основе), "Цель
просвещения - нравственная личность", "Пословицы - народная копилка
евангельских нравственных принципов" (автор рассказывает, что благодаря
пословицам стал верить в Бога) и т.п.
В следующей главе
"Понятийный аппарат учителя" Николай Алексеевич опять же размышляет
над некоторыми понятиями, но очень оригинально, не так, как мы все привыкли.
Например, подглава "Прогресс": "Прогресс
- понятие только духовное. Возрастание, изменение, возвышение - только в духе.
В материи всё идет, как известно, по кругу:
земля-руда-металл-автомобиль-металлолом-земля... Всё стареет, гниет, ржавеет,
портится, разрушается...Всё! Кроме души. Чем тело старее, слабее и немощнее,
тем душа - сильнее, мудрее и опытнее."
Особенно меня заинтересовала
глава "Гуманизм". По-другому, это - человекобожие (Н.А. Лобастов). А
почему? Вспомните, когда оно возникло и при каких обстоятельствах. Как хорошо
отмечено автором, гуманизм враждебен христианству, потому что допускает вещи,
неприемлемые для последнего. В частности, отвергает Бога, когда Он становится
неудобен для каких-либо целей. Приведу по памяти слова известнейшего русского
проповедника в Лондоне митрополита Антония Сурожского, который говорил, что
страшно создать своего собственного бога и ему поклоняться. Т.е. человек делает
только те вещи, которые ему удобны, а как только что-то не по нему, начинает
придумывать себе своего собственного божка, с которым ему комфортно и весело,
однако это только божок, а не Истинный Бог, Творец.
В главе 3 можно найти
размышления о том, в чем принципиальные отличия Запада и Востока, что сделал
Петр I,
кто такие декабристы, демократы и интеллигенция.
Далее - в главе 4 о И.А.
Крылове, А.Н. Радищеве, Д.И. Фонвизине и А.С. Грибоедове, а глава 5 полностью
посвящена А.С. Пушкину и его произведениям, которые вошли в школьную программу.
Глава 6 - о М.Ю. Лермонтове,
глава 7 и завершающая для первого тома - о Н.В. Гоголе.
Понимаю, что объять
необъятное невозможно. Обо всём не смогу рассказать, да и просто боюсь вырвать
фразу из контекста. Пока не могу сказать, когда приступлю к чтению второго
тома. Но на данный момент точно знаю, что чтение принесет много удовольствия и
пищи для размышления. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но в
большинстве случаев с ним вряд ли поспоришь, т.к. он обезоруживает конкретными
цитатами, подтверждающими свои высказывания.
P.S. С разрешения автора даю адрес
электронной почты Николая Алексеевича Лобастова в случае если вы захотите
приобрести "Записки сельского учителя" в трех томах: svet-pr@rambler.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий