Страницы

31 марта 2016 г.

Чуковщина


У меня зазвонил телефон. 
- Кто говорит? 
- Слон. 
- Откуда? 
- От верблюда. 
- Что вам надо? 
- Шоколада. 
- Для кого? 
- Для сына моего. 
- А много ли прислать? 
- Да пудов этак пять. Или шесть: 
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

Кто не помнит из своего детства эти и множество других строк, которые с годами становятся всё дороже и ценнее? Имя Корнея Ивановича Чуковского было знакомо каждому мальчику и девочке, стихи цитировали, заучивали наизусть. Раньше я не задумывалась, почему несколько поколений детей так сильно любят эти, казалось бы, незамысловатые строки, но когда прочитала “От двух до пяти”, всё встало на свои места. Дело в том, что этот труд настоящего профессионала, истинного знатока детской речи. Когда я начала заниматься детской речью профессионально, оценила, насколько точно и правильно построены эти шедевры под детей.

Я <…> никогда не дерзнул бы приступить к сочинению моих “Мойдодыров”, если бы не попытался дознаться заранее, каковы потребности и вкусы малолетних “читателей”, к которым мне предстоит адресоваться со своими стихами, и каков наиболее правильный метод сильнейшего воздействия на их психику.
(все цитаты по книге: Чуковский К. От двух до пяти. – СПб.: Азбука, 2015. – прим. С.К.)

28 марта 2016 г.

Так что же такое "индивидуальный подход"?

Как я ранее писала, многие слова и фразы действуют на родителей завораживающе. Например: “развивающий”, “разговорный английский”, “одаренный ребенок”, “опережающее развитие”, “авторская уникальная методика” и т.п. Увы, но в 99,9% за этими волшебствами скрываются самые обычные психолого-педагогические методики, о которых знает каждый уважающий себя педагог или человек, так или иначе работающий с детьми.
Вот почему я согласна со словами, которые я часто привожу как подтверждение своих рассуждений: “…Как же права была мама, заявившая однажды, до чего ее бесит то, что для получения профессии родителя, самой важной и трудной профессии на свете, не надо сдавать даже плевого экзамена” (Д. Гроссман “С кем бы побегать”).
Конечно, этим я не утверждаю, что все просто обязаны учиться 5 лет в педагогическом вузе. Но: многие, зачастую элементарные и необходимые знания, должны быть у каждого родителя. К сожалению, у некоторых мам и пап такое суждение: заниматься детьми должны те, кто на это учился. Увы, но такую стену пробить бывает либо трудно, либо вообще невозможно, т.к. такому убежденному человеку трудно доказать, что его дети – это, прежде всего, его дети, поэтому забота и ответственность ложится на его плечи, а не на кого-то другого. Одна моя статья (здесь) как раз об этом – когда родители скрыто отвергают своего ребенка, скрываются от него, прикрываясь чрезмерной занятостью или напротив – “я всё делаю для своего ребенка”.

22 марта 2016 г.

Несерые будни

17 марта. Парк Победы в г. Королёв.
Почти вся предыдущая неделя была пасмурной. С одной стороны, это правильно: начался Великий Пост, нужно было сосредоточиться, а с другой, – ох как грустно было… Это потом выглянуло солнышко, до сих пор играет на небе, вот и настроение совсем другое, а тогда… Было так, как на фото – серо, печально, а под конец недели такой холод настал, что я даже снова достала зимнюю одежду.
Но я не унывала, а каждый день брала уроки… у своего сына. Смотрела, наблюдала за ним и меня осенило: ведь он видит мир совсем по-другому!  Это было очевидно и раньше, но только сейчас принялось до конца, дошло до ума и сердца. Ну казалось бы, что может быть радостным вот в этой куче?

А сын именно к ней и бежал, старательно ее копал, притопывал ножками.
А что может быть в серой унылой луже, в которой отражается какое-то грязное небо? Не тут-то было: малыш долго стоял и вглядывался в каждую из них, даже самую маленькую. Муж предположил, что, наверное, он рассматривает там свое отражение и любуется им. Ну и само собой, лужа – любимое местопровождение любого маленького человека!
Так же было и с печальным небом, которое озарялось разноцветными красками, как только сын поднимал голову и с восторгом показывал ручкой на очередную летящую птицу или на самолет; с серым снегом, который под чутким руководством сына превращался в настоящий объект исследования на предмет наличия в нем всяких разностей типа бумажек… А еще эта чистая улыбка малыша прохожему, которые не всегда ее замечали… Вот бы все мы остались такими же, как в детстве, не утратили бы умения радоваться даже тому, для чего, казалось бы, и повода-то нет. Улыбались бы друг другу, стремились общаться. Даже представить трудно, как бы всё вокруг изменилось! 

14 марта 2016 г.

Весна духовная

Весна 2011 г. Свято-Троицая Сергиева Лавра
Каждый Великий пост я начинаю по-разному. Казалось бы, всякий год одно и то же: подготовительные недели, начало поста, более продолжительные службы. Однако перемены значительны, ведь позади уже целый год, за который столько всего произошло.
Великий пост – это центр церковного года, ведь он готовит к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению, главному Великому Празднику Православия. Когда наступает Пасха, я внимательно вглядываюсь в себя: если мне как-то не по себе, значит, поленилась, не сделала того, что должна была сделать, поэтому не получила радости в полной мере. А иногда бывает такое ликование, которое не сравнить ни с одной земной радостью. И это не значит, что я так замечательно постилась, что Бог мне дал так ощутить Праздник. Просто Он оказал милость, принес дар моей душе.