Как
я ранее писала, многие слова и фразы действуют на родителей завораживающе.
Например: “развивающий”, “разговорный английский”, “одаренный ребенок”, “опережающее
развитие”, “авторская уникальная методика” и т.п. Увы, но в 99,9% за этими волшебствами
скрываются самые обычные психолого-педагогические методики, о которых знает
каждый уважающий себя педагог или человек, так или иначе работающий с детьми.
Вот
почему я согласна со словами, которые я часто привожу как подтверждение своих
рассуждений: “…Как же права была мама,
заявившая однажды, до чего ее бесит то, что для получения профессии родителя,
самой важной и трудной профессии на свете, не надо сдавать даже плевого
экзамена” (Д. Гроссман “С кем бы побегать”).
Конечно,
этим я не утверждаю, что все просто обязаны учиться 5 лет в педагогическом вузе.
Но: многие, зачастую элементарные и необходимые знания, должны быть у каждого
родителя. К сожалению, у некоторых мам и пап такое суждение: заниматься детьми
должны те, кто на это учился. Увы, но такую стену пробить бывает либо трудно,
либо вообще невозможно, т.к. такому убежденному человеку трудно доказать, что
его дети – это, прежде всего, его дети, поэтому забота и ответственность
ложится на его плечи, а не на кого-то другого. Одна моя статья (здесь) как раз
об этом – когда родители скрыто отвергают своего ребенка, скрываются от него,
прикрываясь чрезмерной занятостью или напротив – “я всё делаю для своего
ребенка”.
Итак,
индивидуальный подход. У большинства родителей такое понимание этого термина:
заниматься только моим ребенком и больше никем. При этом совершенно не
учитывается наличие других детей в классе. Если педагог уделяет внимание не
только их ребенку, значит он плохой педагог и не обеспечивает индивидуального
подхода. Вот и вся логика.
Не
хочу никого обидеть, но в таком определении индивидуального подхода
обнаруживается полная безграмотность и невежество. Ведь данное понятие намного
шире, оно не ограничивается только приведенным выше и никаким больше
определением, т.к. содержит в себе всё разнообразие этого термина.
Часто
можно слышать жалобы от тех, у кого дети (даже когда он один!): я не
справляюсь, не успеваю, как можно всё успеть и т.п. Все причины разбирать не
буду, на самом деле всё успеть вполне реально, надо просто исключить множество
ненужных телодвижений и мыслей. Исключения и форс-мажоры не в счет. Меня
удивляет одно: если вы жалуетесь на то, что не можете обеспечить индивидуальный
подход своему или своим же родным детям, которых у вас в большинстве своем
максимум двое-трое, то отчего же требуете такого подхода к педагогу, у
которого, бывает, 30 человек в классе? Но как же, слышим бесконечные
возражения, вы же учились, у вас соответствующее образование, отчего же вы не
можете? Значит вы некомпетентны. Тогда я могу такую задачку предложить: вот вы
работаете на стройке. У вас есть подъемный кран, который рассчитан на то, чтобы
поднимать 500 тонн массы. Вы будете поднимать на нем 1000 т? Да нет, -
отвечают, - это ведь глупость! А разве не глупость требовать индивидуального
подхода в вашем понимании от одного человека по отношению к 30 личностям? И
если кран сломается, когда вы нагрузите его весом в два раза его превышающем,
что же будет с человеком, от которого требуют сидеть с каждым ребенком на
протяжении 40-45 минут, а детей в классе – 30?
Исходя
из этого, когда мы читаем объявления о разных развивающих центрах и индивидуальном
подходе, следует поинтересоваться: сколько человек в группе? Сколько педагогов?
Сколько времени на одно занятие? Какова его продолжительность и какая
программа? Что за авторская методика? Прошла ли она апробацию? Где и когда?
Какова была продолжительность апробации и – самое главное – каковы результаты?
Каковы недостатки? Над чем в данный момент работает этот развивающий центр –
какова перспектива его дальнейшего развития?
Это
лишь часть вопросов, над которыми следовало бы поразмыслить и взять себе на
вооружение, ведь они помогают раскрыть суть того, чем хотят заниматься с ребенком.
Но
вернемся к индивидуальному подходу. Опишу фрагменты занятий, которые я проводила в школе,
и что конкретно делалось во осуществление личностного подхода к каждому
ребенку. Уверена, многие мои коллеги меня поддержат и дополнят в комментариях,
т.к. данная тематика весьма многообразна по своей сути.
Итак,
отправляемся в уже далекий 2011 год. Сентябрь. У меня 5 вторых классов. Всего
только по потоку вторых классов около 65 учеников, а это значит 65 тетрадей, в
каждой из которых по 2-3 упражнения. Итого порядка 195 заданий ежеурочной проверки
и консультации учеников. Плюс на тот момент у меня было 2 группы 5-х классов и
2 7-х классов.
Первая
и вторая четверть у второклассников, а именно у тех, кто только приступает к
изучению иностранного языка, строится на фонетике и фонематике: мы посвящаем
свои занятия постановке, автоматизации и дифференциации произношения
иностранных звуков, а также заучиванию и отработке на слух элементарных разговорных
выражений для ведения диалога.
Урок
проходил таким образом: ученики доставали зеркала, я объясняла, куда поставить
язык, несколько раз произносила звук, просила всех произнести, а затем
подходила к каждому ученику и слушала, как он произносит звук, делала
замечания, если что было не так, просила повторить и пока не слышала звук, как
он должен был произноситься, не отходила от данного ребенка.
То
же касательно диалогов. Я давала задания на диалоги, затем подходила к каждой
парте и слушала, как и что говорится, консультировала, говорила, что подправить
и как построить фразу правильно. Таким образом, каждый ученик получал
конкретную рекомендацию и указания, как действовать дальше.
Был
у меня в одном классе начальной школы мальчик, которому тяжело давались
некоторые вещи. Я отсадила его за последнюю парту (его зрение позволяло), он
сидел абсолютно один, никто ему не мешал и не отвлекал от занятия. Мой кабинет
был маленьким, как раз подстроен для занятий иностранным языком. Слышимость и
видимость была великолепной. Во время урока я постоянно обращала его внимание
на то, что происходит, просила повторить, показать, что он написал, как понял,
предупреждала, что спрошу. Он не мог ни у кого подсмотреть или списать, я
намеренно поставила его в такую ситуацию. Таким образом, этому мальчику были
обеспечены особые условия на уроке.
Проверяя
тетради, я писала свои замечания в тетрадях, подходила к данному ученику и
говорила, что конкретно ему нужно исправить и над чем работать, записывала в
тетради упражнения, которые надо было выполнить. То же касательно дневников.
Когда
приходили родители, по каждому ребенку нужно было дать
отдельную консультацию и замечания, методические указания – как выучить
неправильные глаголы, как работать над той или иной темой и т.п.
Всё
вышенаписанное, я думаю, подтвердят мои коллеги. Уверена, что это они делают и
даже более того, ведь я описала только несколько фрагментов. Всё, о чем было
сказано выше, и есть индивидуальный подход. Я намеренно
выделяла слова “каждый” и “особый”, чтобы было понятно, что на обычном уроке можно обеспечить персональный подход к
каждому ребенку. Вопрос только в том, будет ли сам ребенок следовать указаниям
учителя. Ведь когда он приходит домой, кроме как “всё хорошо”, он ничего не
скажет, поэтому общими фразами ребенка нельзя удовлетворяться, а вникнуть в
самую суть вопроса и при необходимости поговорить с учителем.
Таким
образом, индивидуальный подход
– это персональная консультация для того или иного ребенка, а не сидение только
рядом с ним на уроке и спрашивание только одного его. Если у ребенка хорошо с
учебой, то нужно продолжать развиваться и не останавливаться на достигнутом. В полной
мере индивидуальный подход возможен лишь при условии разговора родителя и
ребенка, частном занятии или малочисленной группе максимум в 3 человека. У ряда
детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), т.е. когда
ребенок не различает фонемы на слух, не может поделить слово на слоги, не
определяет место фонемы в слове. С ним нужно заниматься индивидуально, иначе он
просто не поймет на слух, в чем разница между heat (долгий звук, в переводе – жара) и hit (короткий звук, в переводе – ударять,
поражать). То же самое произношения звуков английского языка. Например, нужна
четкая дифференциация межзубных [θ] и [ð] от губно-зубного [f] и переднеязычного [z]. Это требует длительной отработки и только
в частном порядке, т.к. такому ребенку нужно 30-40 минут, чтобы работать только
над одним звуком.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Как же Вы правы в том, что должен быть обязательный индивидуальный подход, и как ТРУДНО его обеспечить.Я считаю, что 50% нагрузки можно было бы переложить на плечи родителей, но многие просто упорно сопротивляются. Именно, мотивируя (совершенно неправильно) "Вы учились - вы обязаны- вы за это зарплату получаете".
ОтветитьУдалитьВ современном потоке информации ребенку очень сложно, и без совместной работы школа-дом учеба не будет такой результативной.
Я очень рада, что с каждым годом становится всё больше настоящих Педагогов, которые стремятся и находят индивидуальный подход к каждому ребенку.
Спасибо за интересную статью.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьЯ по-другому и не вижу работу с детьми, как только совместно с родителями. Какой может быть прогресс, если работать только в одном направлении? Ведь бОльшую часть времени ребенок проводит дома. Поэтому я и постоянно звонила родителям, когда была классным руководителем, ставила их в курс дела.
Я очень рада, что мы с Вами на одной волне!
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Индивидуальный подход - НУЖЕН! Вы правы, он должен быть и со стороны учителя и со стороны родителей! Жаль, что сейчас некоторые родители свои обязанности перекладывают на школу. Сидит у меня на собрании мамочка и говорит: " Вы сделайте так, чтобы мой ребёнок хотел читать!" Спрашиваю: "А вы сами дома книги какие читаете?" У мамы огромные глаза сделались, сказала, что со школы ничего не читала... А требует, чтобы я заинтересовала... Да примеров приводить по данной теме можно много. Но соглашусь с Ириной Валерьевной, что родители должны помогать учителю в индивидуальном подходе.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьКак же это донести до родителей? Что за моровая язва такая пошла с мантрой "вы обязаны нас обслужить"? Надеюсь только на то, что вода и камень точит.
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Ученикам тоже нравится, когда не ставят всех под одну линейку, а каждому имеют индивидуальный подход. Хотя, некоторым это не нравится. считают, что у учителя есть "любимчики". Но по-моему это не правильно. Завидуешь любимчикам - стань одним из них. Что для этого надо сделать? А ничего особенного. просто ответственно относись к своим обязанностям, не лги, не выкручивайся, будь честен и уважай труд учителя. Вроде и всё. :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Ваня!
УдалитьПо поводу любимчиков - ну это, знаете ли, в детском саду. Да, у учителей бывают любимчики, но коль человек взрослый, он способен будет отличить любимчика от того, с которым педагог просто усиленно занимается. Но ведь как иные думают: мне, пожалуйста, только пятерки, а я в это время буду лежать на диване и ничего не делать.
увы, Светлана Николаевна, многие родители, еще не отдав ребенка в первый класс (только недавно написали заявление) уже ТРЕБУЮТ индивидуальных консультаций с учителем и психологом? О, как!??? Еще умудрились в департамент позвонить, "излить душу". Не помогло. Теперь вокруг все - "враги"))) как с такими родители жить дальше будем, даже ума не приложу. Одно знаю, конфликтов не избежать))). Увы, часто родители подменяют понятия "индивидуальный подход к ребенку" и "делайте что- хотите, мне некогда, да и не хочу"
ОтветитьУдалитьОй, Анна Борисовна, требуют, потому что за этим Вы же знаете, что стоит: поскорее бы спихнуть на "тех, кому за это деньги платят". И со спокойной совестью можно засесть за компьютер, чтобы участвовать в форумах, при этом пусть никто и ничто не отвлекает. Ведь всё разложено по полочкам: ребенком обязаны заниматься обслуживающий персонал, а я - королева или король, которому должны целовать туфлю каждый раз при встрече.
УдалитьКак с ними дальше жить? Да никак. Мы, слава Богу, с ними не живем. Я вижу, как с годами постепенно корона с головы спадает, а бывают крепкие орешки, держатся за престол до последнего)))
Светлана Николаевна! как это все знакомо в понимании родителями, да и учениками термина "индивидуальный подход"))) Я еще писала на каждого обучаемого мною ребенка индивидуальные маршруты и траектории развития))), а потом еще отслеживала его динамику. Проблема кроется в расхождении понимания термина. Поэтому считаю, что на родительских собраниях необходимо устраивать ликбез по данному вопросу. И желательно через активную работу в группах. Я однажды просто дала возможность посчитать родителям, сколько должно быть в сутках часов, чтобы учитель смог осуществить тот самый индивидуальный подход в родительском понимании. Благо в классе были родители владеющие расчетами в планировании, а не только форумные домохозяйки. Оказалось, что у учитель в неделю должен работать минимум 1000 часов! Если брать шестидневку, то это 166 часов в сутки! Но живем то мы пока на планете Земля, где в сутках всего 24 часа, и минимум 6 из них мы должны спасть. Такое противоречие выглядит неразрешимым даже в глазах самого непримиримого родителя-борца с учителями))))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьСпасибо большое, что в комментариях Вы дополнили меня. Я и про то, что сама делала, тоже не написала, это можно до бесконечности писать любому педагогу, действительно работающему с детьми.
Прекрасная идея - объяснить родителям. Сразу исчезнут все непонятки. Расчеты просто великолепны. А Вы не могли бы поделиться задачкой? Я бы ее тоже родителям дала.
Дано: Учитель 1 штука.
УдалитьУ него 6 уроков в день.
6 дней в неделю.
В день к нему приходят 6 классов, в каждом классе по 25 учеников. То есть 150 учеников.
1 урок - 45 минут. ПЛЮС перемены, на которых мы продолжаем общение с детьми. Плюс время с проверкой тетрадей, когда на одну работу затрачивается даже по 5 минут.
Индивидуальный подход в родительском понимании - когда учитель занимается все время только моим ребенком.
И еще не забываем о классном руководстве))) И пусть считают.
Первое открытие, которое они сделают, это то, что если разделить 45 минут на количество детей в классе, то выйдет 1,8 минут. "Но ему же надо еще и тему объяснить!" - скажет какой-нибудь здравомыслящий человек. И это время еще уменьшится.
Потом они выполнят расчет, а что было бы если бы все 45 минут учитель занимался каждым ребенком. Ну вот взяла и сбылась мечта! И тогда они перемножат все циферки поднакинут резерв. И получат выход по часам учителя в сутки.
Конечно, непримиримые родительницы с куриными мозгами будут сомневаться, но остальная масса родителей встанет на сторону учителя. Особенно, когда он расскажет им, что такое индивидуальный подход, и как учитель находит компромисс. Умные люди начинают тебя уважать.
Но если мозгов нет, это не убеждает, форумные домохозяйки,продолжают настаивать на том, что это не индивидуальный подход. И пусть ко всем будет тот индивидуальный подход о котором я рассказала, а вот ее ребенку нужен настоящий. Я просто говорю им, что в таком случае, им стоит нанять репетиторов на недельку по всем предметам, и посмотреть сколько это реально будет стоит. И пока наша система образования не доросла до подобного индивидуального подхода и подобной оплаты труда учителя.
Классная задачка! Обязательно ею воспользуюсь!
УдалитьА по поводу домохозяек - да мне кажется, не в домохозяйстве дело, а в отсутствии желания мыслить и заниматься своим же собственным ребенком. Приходят вот так всякие, начитаются "умнейших" форумов мамочек, которые всё всегда знают (ненавижу такие форумы, такая глупость и, простите, откровенная тупость!), и приходят в школу со "знаниями", по какому учебнику нам лучше работать и как нам работать вообще.
Если человек не принимает очевидных вещей, то у него просто нет желания заниматься со своим ребенком, я уверена на это на все 100.