Страницы

28 марта 2016 г.

Так что же такое "индивидуальный подход"?

Как я ранее писала, многие слова и фразы действуют на родителей завораживающе. Например: “развивающий”, “разговорный английский”, “одаренный ребенок”, “опережающее развитие”, “авторская уникальная методика” и т.п. Увы, но в 99,9% за этими волшебствами скрываются самые обычные психолого-педагогические методики, о которых знает каждый уважающий себя педагог или человек, так или иначе работающий с детьми.
Вот почему я согласна со словами, которые я часто привожу как подтверждение своих рассуждений: “…Как же права была мама, заявившая однажды, до чего ее бесит то, что для получения профессии родителя, самой важной и трудной профессии на свете, не надо сдавать даже плевого экзамена” (Д. Гроссман “С кем бы побегать”).
Конечно, этим я не утверждаю, что все просто обязаны учиться 5 лет в педагогическом вузе. Но: многие, зачастую элементарные и необходимые знания, должны быть у каждого родителя. К сожалению, у некоторых мам и пап такое суждение: заниматься детьми должны те, кто на это учился. Увы, но такую стену пробить бывает либо трудно, либо вообще невозможно, т.к. такому убежденному человеку трудно доказать, что его дети – это, прежде всего, его дети, поэтому забота и ответственность ложится на его плечи, а не на кого-то другого. Одна моя статья (здесь) как раз об этом – когда родители скрыто отвергают своего ребенка, скрываются от него, прикрываясь чрезмерной занятостью или напротив – “я всё делаю для своего ребенка”.

Итак, индивидуальный подход. У большинства родителей такое понимание этого термина: заниматься только моим ребенком и больше никем. При этом совершенно не учитывается наличие других детей в классе. Если педагог уделяет внимание не только их ребенку, значит он плохой педагог и не обеспечивает индивидуального подхода. Вот и вся логика.
Не хочу никого обидеть, но в таком определении индивидуального подхода обнаруживается полная безграмотность и невежество. Ведь данное понятие намного шире, оно не ограничивается только приведенным выше и никаким больше определением, т.к. содержит в себе всё разнообразие этого термина.
Часто можно слышать жалобы от тех, у кого дети (даже когда он один!): я не справляюсь, не успеваю, как можно всё успеть и т.п. Все причины разбирать не буду, на самом деле всё успеть вполне реально, надо просто исключить множество ненужных телодвижений и мыслей. Исключения и форс-мажоры не в счет. Меня удивляет одно: если вы жалуетесь на то, что не можете обеспечить индивидуальный подход своему или своим же родным детям, которых у вас в большинстве своем максимум двое-трое, то отчего же требуете такого подхода к педагогу, у которого, бывает, 30 человек в классе? Но как же, слышим бесконечные возражения, вы же учились, у вас соответствующее образование, отчего же вы не можете? Значит вы некомпетентны. Тогда я могу такую задачку предложить: вот вы работаете на стройке. У вас есть подъемный кран, который рассчитан на то, чтобы поднимать 500 тонн массы. Вы будете поднимать на нем 1000 т? Да нет, - отвечают, - это ведь глупость! А разве не глупость требовать индивидуального подхода в вашем понимании от одного человека по отношению к 30 личностям? И если кран сломается, когда вы нагрузите его весом в два раза его превышающем, что же будет с человеком, от которого требуют сидеть с каждым ребенком на протяжении 40-45 минут, а детей в классе – 30?
Исходя из этого, когда мы читаем объявления о разных развивающих центрах и индивидуальном подходе, следует поинтересоваться: сколько человек в группе? Сколько педагогов? Сколько времени на одно занятие? Какова его продолжительность и какая программа? Что за авторская методика? Прошла ли она апробацию? Где и когда? Какова была продолжительность апробации и – самое главное – каковы результаты? Каковы недостатки? Над чем в данный момент работает этот развивающий центр – какова перспектива его дальнейшего развития?  
Это лишь часть вопросов, над которыми следовало бы поразмыслить и взять себе на вооружение, ведь они помогают раскрыть суть того, чем хотят заниматься с ребенком.
Но вернемся к индивидуальному подходу. Опишу фрагменты занятий, которые я проводила в школе, и что конкретно делалось во осуществление личностного подхода к каждому ребенку. Уверена, многие мои коллеги меня поддержат и дополнят в комментариях, т.к. данная тематика весьма многообразна по своей сути.
Итак, отправляемся в уже далекий 2011 год. Сентябрь. У меня 5 вторых классов. Всего только по потоку вторых классов около 65 учеников, а это значит 65 тетрадей, в каждой из которых по 2-3 упражнения. Итого порядка 195 заданий ежеурочной проверки и консультации учеников. Плюс на тот момент у меня было 2 группы 5-х классов и 2 7-х классов.
Первая и вторая четверть у второклассников, а именно у тех, кто только приступает к изучению иностранного языка, строится на фонетике и фонематике: мы посвящаем свои занятия постановке, автоматизации и дифференциации произношения иностранных звуков, а также заучиванию и отработке на слух элементарных разговорных выражений для ведения диалога.
Урок проходил таким образом: ученики доставали зеркала, я объясняла, куда поставить язык, несколько раз произносила звук, просила всех произнести, а затем подходила к каждому ученику и слушала, как он произносит звук, делала замечания, если что было не так, просила повторить и пока не слышала звук, как он должен был произноситься, не отходила от данного ребенка.
То же касательно диалогов. Я давала задания на диалоги, затем подходила к каждой парте и слушала, как и что говорится, консультировала, говорила, что подправить и как построить фразу правильно. Таким образом, каждый ученик получал конкретную рекомендацию и указания, как действовать дальше.
Был у меня в одном классе начальной школы мальчик, которому тяжело давались некоторые вещи. Я отсадила его за последнюю парту (его зрение позволяло), он сидел абсолютно один, никто ему не мешал и не отвлекал от занятия. Мой кабинет был маленьким, как раз подстроен для занятий иностранным языком. Слышимость и видимость была великолепной. Во время урока я постоянно обращала его внимание на то, что происходит, просила повторить, показать, что он написал, как понял, предупреждала, что спрошу. Он не мог ни у кого подсмотреть или списать, я намеренно поставила его в такую ситуацию. Таким образом, этому мальчику были обеспечены особые условия на уроке.
Проверяя тетради, я писала свои замечания в тетрадях, подходила к данному ученику и говорила, что конкретно ему нужно исправить и над чем работать, записывала в тетради упражнения, которые надо было выполнить. То же касательно дневников.
Когда приходили родители, по каждому ребенку нужно было дать отдельную консультацию и замечания, методические указания – как выучить неправильные глаголы, как работать над той или иной темой и т.п.
Всё вышенаписанное, я думаю, подтвердят мои коллеги. Уверена, что это они делают и даже более того, ведь я описала только несколько фрагментов. Всё, о чем было сказано выше, и есть индивидуальный подход. Я намеренно выделяла слова “каждый” и “особый”, чтобы было понятно, что на обычном уроке можно обеспечить персональный подход к каждому ребенку. Вопрос только в том, будет ли сам ребенок следовать указаниям учителя. Ведь когда он приходит домой, кроме как “всё хорошо”, он ничего не скажет, поэтому общими фразами ребенка нельзя удовлетворяться, а вникнуть в самую суть вопроса и при необходимости поговорить с учителем.
Таким образом, индивидуальный подход – это персональная консультация для того или иного ребенка, а не сидение только рядом с ним на уроке и спрашивание только одного его. Если у ребенка хорошо с учебой, то нужно продолжать развиваться и не останавливаться на достигнутом. В полной мере индивидуальный подход возможен лишь при условии разговора родителя и ребенка, частном занятии или малочисленной группе максимум в 3 человека. У ряда детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), т.е. когда ребенок не различает фонемы на слух, не может поделить слово на слоги, не определяет место фонемы в слове. С ним нужно заниматься индивидуально, иначе он просто не поймет на слух, в чем разница между heat (долгий звук, в переводе – жара) и hit (короткий звук, в переводе – ударять, поражать). То же самое произношения звуков английского языка. Например, нужна четкая дифференциация межзубных [θ] и [ð] от губно-зубного [f] и переднеязычного [z]. Это требует длительной отработки и только в частном порядке, т.к. такому ребенку нужно 30-40 минут, чтобы работать только над одним звуком.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Как же Вы правы в том, что должен быть обязательный индивидуальный подход, и как ТРУДНО его обеспечить.Я считаю, что 50% нагрузки можно было бы переложить на плечи родителей, но многие просто упорно сопротивляются. Именно, мотивируя (совершенно неправильно) "Вы учились - вы обязаны- вы за это зарплату получаете".
    В современном потоке информации ребенку очень сложно, и без совместной работы школа-дом учеба не будет такой результативной.
    Я очень рада, что с каждым годом становится всё больше настоящих Педагогов, которые стремятся и находят индивидуальный подход к каждому ребенку.
    Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я по-другому и не вижу работу с детьми, как только совместно с родителями. Какой может быть прогресс, если работать только в одном направлении? Ведь бОльшую часть времени ребенок проводит дома. Поэтому я и постоянно звонила родителям, когда была классным руководителем, ставила их в курс дела.
      Я очень рада, что мы с Вами на одной волне!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Индивидуальный подход - НУЖЕН! Вы правы, он должен быть и со стороны учителя и со стороны родителей! Жаль, что сейчас некоторые родители свои обязанности перекладывают на школу. Сидит у меня на собрании мамочка и говорит: " Вы сделайте так, чтобы мой ребёнок хотел читать!" Спрашиваю: "А вы сами дома книги какие читаете?" У мамы огромные глаза сделались, сказала, что со школы ничего не читала... А требует, чтобы я заинтересовала... Да примеров приводить по данной теме можно много. Но соглашусь с Ириной Валерьевной, что родители должны помогать учителю в индивидуальном подходе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Как же это донести до родителей? Что за моровая язва такая пошла с мантрой "вы обязаны нас обслужить"? Надеюсь только на то, что вода и камень точит.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Ученикам тоже нравится, когда не ставят всех под одну линейку, а каждому имеют индивидуальный подход. Хотя, некоторым это не нравится. считают, что у учителя есть "любимчики". Но по-моему это не правильно. Завидуешь любимчикам - стань одним из них. Что для этого надо сделать? А ничего особенного. просто ответственно относись к своим обязанностям, не лги, не выкручивайся, будь честен и уважай труд учителя. Вроде и всё. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня!
      По поводу любимчиков - ну это, знаете ли, в детском саду. Да, у учителей бывают любимчики, но коль человек взрослый, он способен будет отличить любимчика от того, с которым педагог просто усиленно занимается. Но ведь как иные думают: мне, пожалуйста, только пятерки, а я в это время буду лежать на диване и ничего не делать.

      Удалить
  4. увы, Светлана Николаевна, многие родители, еще не отдав ребенка в первый класс (только недавно написали заявление) уже ТРЕБУЮТ индивидуальных консультаций с учителем и психологом? О, как!??? Еще умудрились в департамент позвонить, "излить душу". Не помогло. Теперь вокруг все - "враги"))) как с такими родители жить дальше будем, даже ума не приложу. Одно знаю, конфликтов не избежать))). Увы, часто родители подменяют понятия "индивидуальный подход к ребенку" и "делайте что- хотите, мне некогда, да и не хочу"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Анна Борисовна, требуют, потому что за этим Вы же знаете, что стоит: поскорее бы спихнуть на "тех, кому за это деньги платят". И со спокойной совестью можно засесть за компьютер, чтобы участвовать в форумах, при этом пусть никто и ничто не отвлекает. Ведь всё разложено по полочкам: ребенком обязаны заниматься обслуживающий персонал, а я - королева или король, которому должны целовать туфлю каждый раз при встрече.
      Как с ними дальше жить? Да никак. Мы, слава Богу, с ними не живем. Я вижу, как с годами постепенно корона с головы спадает, а бывают крепкие орешки, держатся за престол до последнего)))

      Удалить
  5. Светлана Николаевна! как это все знакомо в понимании родителями, да и учениками термина "индивидуальный подход"))) Я еще писала на каждого обучаемого мною ребенка индивидуальные маршруты и траектории развития))), а потом еще отслеживала его динамику. Проблема кроется в расхождении понимания термина. Поэтому считаю, что на родительских собраниях необходимо устраивать ликбез по данному вопросу. И желательно через активную работу в группах. Я однажды просто дала возможность посчитать родителям, сколько должно быть в сутках часов, чтобы учитель смог осуществить тот самый индивидуальный подход в родительском понимании. Благо в классе были родители владеющие расчетами в планировании, а не только форумные домохозяйки. Оказалось, что у учитель в неделю должен работать минимум 1000 часов! Если брать шестидневку, то это 166 часов в сутки! Но живем то мы пока на планете Земля, где в сутках всего 24 часа, и минимум 6 из них мы должны спасть. Такое противоречие выглядит неразрешимым даже в глазах самого непримиримого родителя-борца с учителями))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Спасибо большое, что в комментариях Вы дополнили меня. Я и про то, что сама делала, тоже не написала, это можно до бесконечности писать любому педагогу, действительно работающему с детьми.
      Прекрасная идея - объяснить родителям. Сразу исчезнут все непонятки. Расчеты просто великолепны. А Вы не могли бы поделиться задачкой? Я бы ее тоже родителям дала.

      Удалить
    2. Дано: Учитель 1 штука.
      У него 6 уроков в день.
      6 дней в неделю.
      В день к нему приходят 6 классов, в каждом классе по 25 учеников. То есть 150 учеников.
      1 урок - 45 минут. ПЛЮС перемены, на которых мы продолжаем общение с детьми. Плюс время с проверкой тетрадей, когда на одну работу затрачивается даже по 5 минут.
      Индивидуальный подход в родительском понимании - когда учитель занимается все время только моим ребенком.
      И еще не забываем о классном руководстве))) И пусть считают.

      Первое открытие, которое они сделают, это то, что если разделить 45 минут на количество детей в классе, то выйдет 1,8 минут. "Но ему же надо еще и тему объяснить!" - скажет какой-нибудь здравомыслящий человек. И это время еще уменьшится.
      Потом они выполнят расчет, а что было бы если бы все 45 минут учитель занимался каждым ребенком. Ну вот взяла и сбылась мечта! И тогда они перемножат все циферки поднакинут резерв. И получат выход по часам учителя в сутки.

      Конечно, непримиримые родительницы с куриными мозгами будут сомневаться, но остальная масса родителей встанет на сторону учителя. Особенно, когда он расскажет им, что такое индивидуальный подход, и как учитель находит компромисс. Умные люди начинают тебя уважать.
      Но если мозгов нет, это не убеждает, форумные домохозяйки,продолжают настаивать на том, что это не индивидуальный подход. И пусть ко всем будет тот индивидуальный подход о котором я рассказала, а вот ее ребенку нужен настоящий. Я просто говорю им, что в таком случае, им стоит нанять репетиторов на недельку по всем предметам, и посмотреть сколько это реально будет стоит. И пока наша система образования не доросла до подобного индивидуального подхода и подобной оплаты труда учителя.

      Удалить
    3. Классная задачка! Обязательно ею воспользуюсь!
      А по поводу домохозяек - да мне кажется, не в домохозяйстве дело, а в отсутствии желания мыслить и заниматься своим же собственным ребенком. Приходят вот так всякие, начитаются "умнейших" форумов мамочек, которые всё всегда знают (ненавижу такие форумы, такая глупость и, простите, откровенная тупость!), и приходят в школу со "знаниями", по какому учебнику нам лучше работать и как нам работать вообще.
      Если человек не принимает очевидных вещей, то у него просто нет желания заниматься со своим ребенком, я уверена на это на все 100.

      Удалить