Страницы

15 августа 2016 г.

Домашнее обучение: про все “за” и про некоторые подводные камни

Источник фото
Не раз приходилось слышать, что некоторые родители забирают своего ребенка из школы и переводят его на домашнее обучение или вообще не отдают в школу, а сразу начинают учить дома. Заманчивым является то, что результаты тестирования таких детей иногда оказываются выше сверстников. Соответственно, родители делают вывод о том, что они сами лучше справятся с процессом обучения, но при этом не учитывают очень важные моменты, от которых зависит и сам процесс обучения, и его результат.

1. Если Вы решили перевести своего ребенка на домашнее обучение, знайте, что кому-то из супругов придется уйти с работы и постоянно находиться рядом с ребенком/детьми.
Это однозначно так. Если Вы рассчитываете на то, что займетесь уроками после работы, то задайте себе вопрос: а чем будет заниматься ребенок весь день? Вы уверены, что вечером он захочет делать что-либо важное? А у Вас будет достаточно времени, чтобы наряду с неизбежными домашними делами заняться обучением? Ведь обучать кого-то – это значит постоянно размышлять над тем, как лучше объяснить, преподать ту или иную тему, как ее перевернуть со всех сторон, чтобы она была ясна всем и каждому. И это изо дня в день, из урока в урок. Не люблю слова “рутина”, но в данном случае это именно так. Процесс обучения – это каждодневный труд, в котором заключен не только сам урок, но и подготовка к нему, на которую уходит, порой, вдвое, а то и втрое больше времени, чем на сам урок.
А Ваш ребенок будет ли достаточно замотивирован учиться дома? Вы уверены, что он с радостью будет делать уроки, читать, что Вы задали, решать примеры?
2. Вам предстоит изучить все имеющиеся школьные программы.
Это тоже однозначно. Обучение должно строиться по четкой схеме и системе, иначе никакого результата не будет. Творческий подход и авторские программы – это, конечно, хорошо, но Вам следует знать, что недостаточно апробированные продвинутые или “продвинутые” программы могут не только не принести никакой пользы, но и нанести вред развитию ребенка, который вместо прогресса либо остановится в развитии, либо регрессирует. На изучение программ уйдет достаточно много времени, зато потом Вы сможете сравнить одну программу с другой, выявить недостатки и достоинства каждой из систем, подобрать лучший, с Вашей точки зрения, вариант и начать учить своего ребенка.
3. У Вас должно быть четкое расписание уроков и распорядок дня.
Без этого не обойтись. Ребенок должен знать, что у него сегодня, что завтра, а что послезавтра. Если расписания нет, невозможно привести себя в порядок. Оптимальное время для школьных занятий – первая половина дня, когда ресурсы организма находятся еще на высоте. После обеда учиться вряд ли захочется. Как говорится, plenus venter non studet libenter.
4. Положа руку на сердце, честно задайте себе вопрос: Вы и Ваш супруг (-а) действительно сможете дать Вашему ребенку весь необходимый объем знаний по всем предметам?
Я слышала про одну мусульманскую семью. Жена находится дома со своим сыном и дочерью. По мусульманской традиции, девочки не могут учиться в одном классе с мальчиками, поэтому дети учатся дома. Их мама великолепно справляется с этой задачей. Показатели одного из детей в начальной школе оказались намного выше сверстников. Однако возникает вопрос: а сможет ли мама этих детей объяснять программу средней и старшей школы так же успешно? Если да, то замечательно, а если нет? Нанимать репетиторов по всем предметам? Но ведь не каждая семья это потянет. Рано или поздно этот вопрос придется решать, подумайте над этим.

Напоследок выделю наиболее яркие “за” и “против” домашнего обучения. Уважаемые коллеги, если вы захотите дополнить, то я буду очень вам признательна.

Плюсы:

1. Вы обеспечиваете своему ребенку индивидуальный подход. Вы не отвлекаетесь на остальных 25 детей в классе и проверяете только одну тетрадь по каждому предмету.
2. У ребенка круглосуточная доступность к обучающему его человеку, и он может в любой момент спросить, что непонятно и как с этим справиться.
3. Обучающий родитель всегда четко знает, что было на уроке и над чем нужно работать.
4. Вы создаете такое расписание уроков, которое удобно только Вашему ребенку.
5. Вы свободны в передвижениях – если нужно срочно куда-то поехать, без волнений пакуете чемоданы, т.к. ни перед кем отчитываться не нужно.
6. Не нужно ходить на общешкольные и родительские собрания, посещать школу, чтобы поговорить со многими учителями, искать для этого время.

7. Ваш ребенок будет есть вовремя и питаться здоровой пищей.

Минусы”:


1. Один из супругов должен покинуть свою работу и заняться исключительно своим ребенком.
2. Ребенок может просто не захотеть заниматься с собственными родителями.
3. Ребенок не будет учиться вообще, т.к. будет находиться всё время дома в знакомой, но не рабочей обстановке.
4. Ребенок будет мало общаться, а вместе с ним - тот, кто его обучает.

5. Недостаточные знания родителей, если таковые имеют место быть, повлекут отставание ребенка по общеобразовательной школьной программе. 

В любом случае призываю вас, уважаемые родители, всё хорошо обдумать, прежде чем принимать решение. Помните, что речь идет о Вашем ребенке, и такой вопрос, как и где его обучать, очень важен. Успехов вам!

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Спасибо большое за пост. Разложили всё по полочкам. Думаю, что домашнее обучение показано только по медицинским показаниям, а лучше и полезнее для ребёнка всё-таки уроки в школе.
    Каждый учитель владеет методикой, технологиями, методами и приёмами, которые помогают ребёнку любого возраста усвоить программу, получить необходимые знания и умения. А как важно общение со сверстниками, поездки и походы!Ведь в школе мы не только учим, но и воспитываем, развиваем.
    Мне кажется, что если школа или учитель не устраивают родителей по какким - либо причинам, можно перейти в другой класс, перевестись в другую школу. Ведь домашнее обучение - это труд. Чтобы донести информацию и научить чему-либо, надо учитывать множество факторов (в том числе возрастные и психологические особенности).БОльшая часть родителей занята зарабатыванием денег, устройством карьеры,когда заниматься ребёнком?
    Классно-урочная система Я.А. Коменского -самый оптимальный и лучший вариант организации обучения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Огромное Вам спасибо за такое подробное дополнение! Я с Вами солидарна.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Я не компетентна в этом вопросе, а если ребенок обучается дома с родителями, а не с педагогами из школы (находится на домашнем обучении по состоянию здоровья), он потом приходит на ЕГЭ со всеми остальными ребятами?
    Жаль, что в таком случае ребенок лишен социума.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Если ребенок обучается дома с родителями не по состоянию здоровья, то ЕГЭ он сдает наряду со всеми. Если же по состоянию здоровья (надомное обучение), тогда для него организуются специальные условия, например, он находится один в классе, к нему приставлен педагог-дефектолог, он имеет право продлить экзамен по времени и т.п.

      Удалить
  3. Такая форма обучения называется образованием внеобразовательной организации в семейной форме (или форме самообразования). Из опыта организации такой формы обучения в нашей школе, вижу больше минусов, главный - развитие ребенка вне коллектива))) Светлана Николаевна, спасибо за Вашу статью, важные советы и рекомендации даны родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Я же слышала только положительные отзывы. Теперь у меня будет материал для статистики.

      Удалить
  4. Здравствуй, Света!
    Немного запуталась ты в терминах ))
    Сегодня такая форма обучения, о которой ты пишешь, называется "семейное обучение". И без труда может любой родитель выбрать для своего ребёнка именно её.
    Домашнее же обучение - это обучение во время длительной болезни ребёнка.
    В семейном обучении есть, конечно, "плюсы" и "минусы". Не могу чётко обозначить их, кажется, всё уже обозначено тобой.
    Ну вот курс начальной школы, наверное, так думает каждый родитель, уж точно выучу с ребёнком.
    Дальше, конечно, сложнее. Но и здесь, в основной школе, редко, но встречаются дети, которые своим мышлением уже давно вышли из учебников. А мы этих детей загоняем в рамки.
    Если бы я была домохозяйкой, то, возможно, такую форму обучения рассмотрела бы для Лизы. Хотя... Она девочка общительная. И в школу дети ходят в первую очередь отнюдь не учиться ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Оля!
      Нет, не запуталась. "Домашнее обучение" - прямой перевод с английского homeschooling, который значит то, о чем я написала. Термин "семейное обучение" тоже подойдет, но некоторые родители оперируют именно словом "домашнее". А вот когда ребенок болеет, это у нас в школе, в частности, называют "надомным обучением". Этот термин является официальным.
      А вот по поводу дома я с тобой абсолютно согласна. Во-первых, общения лишен. Во-вторых, я бы вот лично не рискнула преподавать программу начальной школы, ведь это так серьезно и так сложно! Одно письмо чего стоит! А уж о среднем и старшем звене и говорить нечего.

      Удалить
    2. В "Законе об образовании в Российской Федерации" читаем: "Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования". Так что терминология всё-таки в посте неверная.

      Удалить
    3. Верная. В Законе написано просто "в семейной форме", а не "семейное обучение".

      Удалить
  5. Семейная форма и предполагает обучение в семье. Домашнее обучение - термин, перешедший в плоскость другую.
    Если мы так говорим, не значит это правильно.
    Спор напоминает мой диалог с учениками:
    - Правильно говорить "квартАл".
    - Ну многие же говорят "квАртал"! Что же - все ошибаются?
    - Да, ошибаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и не спорю. Есть понятие homeschooling, но нет familyschooling. Home - дом. Домашнее - то же, что семейное. Моя статья предназначалась для самых обычных родителей, а не для научно-практической конференции или симпозиума. Повторяю: в нашей школе "надомный" - вот это занятия с детьми ВОЗ, а не просто "домашнее". Возможно, в твоей школе по-другому.

      Удалить
    2. К счастью, сегодня родители юридически подкованы. И если будут писать заявление-ходатайство о том, чтобы ребенок учился дома, потому что так им хочется, то напишут о семейной форме обучения. Учителя в этом случае домой не приходят. Ученик прикреплён к школе и появляется в ней, когда нужно сдать зачёты или экзамены.
      Если же ребенок ОВЗ или болеет длительное время, то на основании справки он тоже обучается на дому, но здесь уже это называется "домашнее" (или надомное) обучение. Учителя приходят к ребёнку домой. Но количество часов на все предметы сокращены.
      Мы живём в РФ и пользоваться должны нашей законной терминологией, а не переводом с английского или какого-то другого языка.
      Статья претендует на некоторую научность, а научный стиль (или научно-популярный) требует чёткости и конкретики.

      Удалить
    3. Но мы не живем на отдельном планете, поэтому термины вполне себе подходят. Часто английской терминологией пользуются, чтобы осветить тот или иной вопрос. Например, в первой части Азбуки блоггера Ирина Александровна Кривова так делала.
      Про все эти тонкости и отличия я знаю. А моя статья вообще ни какую научность не претендует, она предназначена для родителей.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна! КОнечно, домашнее обучение может быть выходом для семей, где оно необходимо. Но... бывает ведь и так, что родители двоечники и не совсем благополучного по поведению в социуме ребёнка, лентяя, просто покупают медицинские справки, чтобы ребёнок не ходил в школу, а к нему домой учителя приходили... Бывает. Или чтобы ребёнок просто когда хочет (официально читаем - когда может по состоянию здоровья) приходил в школу. Жаль. Но бывает и так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! А разве так бывает, что делают справки и ребенок в школу не ходит? Вот это да! Прямо открытие для меня. У меня были надомники, но у них действительно серьезные диагнозы, а чтобы так... Да уж:(

      Удалить
  7. Вечер добрый, Светлана Николаевна! Вопрос здесь для меня не стоит - однозначно школа. Конечно, если по медицинским показаниям - тогда домашнее обучение. Все остальное - прихоти родителей. Если родители богаты - о, да! Они вольны нанимать себе кого заблагорассудится. В дореволюционной России дети знати обучались на дому и получали прекрасное образование.
    А вот если взять обычную историю (из моей практики). Была у меня как-то родительница. Кулаком по столу стучала, в департамент ходила - только ко мне в класс. Попали. Хоть и не по прописке и проч. 2 года она пыталась сбивать всех родителей - вот надо только так, как ей надо. Я тоже ну не такая, как надо. Вела войну со мной она 2 года, учила ребенка на мобильник снимать меня и все в этом духе. Ни на чем не подловили, обиделись, ушли. Перешли в другую школу. Понятное дело, история продолжилась и там. То ли учителю там повезло меньше, но что-то там снял ребятеночек, да и добилась эта мамаша увольнения учителя. Класс в шоке - до появления этой семьи в классе все было благополучно. Остались без учителя, с замещающими сменяющимися педагогами. Опять не так, опять обиделись и ушли на домашнее обучение - пусть де учителя побегают к ним домой поучат непризнанного гения. Где сейчас они, как учится ребенок, не знаю. Но это уж, извините, полное издевательство над учителями. Не думаю, что ребенок чему-то научится даже на домашнем обучении.
    В общем, если дело касается домашнего обучения, я за то, чтобы родители нанимали платных педагогов, а не дергали бы из-за своей блажи педагогов-практиков, у которых уроки, журналы, собрания и еще куча всякой всячины...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Надежда Александровна!
      Печально, грустно и одновременно просто возмутительно. Когда считают, что учитель обязан к ним ходить, это неправильно. Только если у ребенка действительно серьезные диагнозы, и он не может посещать школу, как все дети. Ну а домашнее обучение по воли родителей - пусть тогда сами родители обучают своего же ребенка или нанимают платных преподавателей, потому что самому обычному учителю при круговерти под 30 часов+классное руководство нереально+тетради и прочая, прочая просто нереально к кому-то еще ходить и учить. Расплачиваться будет ребенок, потому что при таком раскладе нормального образования он не получит.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за интересное сообщение! Я например даже не представляю, как это обучаться дома, ну если это безвыходная ситуация, болезнь ребенка, ну когда совсем не отдавать ребенка, это какие знания должны быть у родителей, сколько времени, знания программ - я даже не могу представить..... Я за школьное обучение!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Я тоже не представляю, как, зато представляю, какой это тяжкий труд.

      Удалить
  9. Спасибо, Светлана, за пост. Очень всё чётко и понятно, и выбор остаётся за родителями. Ка, собственно, и ответственность за него.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постаралась изложить всё как можно более доступно. Выбор, действительно, за родителями.

      Удалить