Страницы

18 мая 2017 г.

Прикосновение Творца

Есть книги, которые мы читаем в очень юном или молодом возрасте, когда нам непонятны поступки и мотивы героев. Так, однокурсница моей сестры говорила, что смогла до конца осознать образ Анны Карениной только после того, как вышла замуж.
А бывает – попадаешь в самую десятку, т.е. и возраст совпадает, и описанные события близки, потому как ты сам прошел через них. Вот так у меня получилось с книгой Дженнифер Уорф “Вызовите акушерку”.
Ошибочно думать, что данная история, основанная на реальных событиях, касается только момента родов и состоит из анатомических объяснений. Да, и это там есть. Например, интересно было изучить, как в 50-е гг. принимали роды в тазовом прилежании. Однако я бы не стала писать об этой книге, если б всё ограничилось только этим.
События охватывают послевоенные 50-е гг. Ист-Энда (East End) Лондона, беднейшего района. Автор – квалифицированная акушерка и медсестра тех лет, устроившаяся на работу в женский монастырь. Обитавшие там сестры, уже довольно взрослые, посвятили свою жизнь Богу и людям, устроив кабинет женской консультации при обители. Они целыми днями ездили к пациентам, принимали роды, осматривали женщин, делали перевязки, кололи уколы и т.д. О них я скажу немного позже и подробнее, а пока – о том, что меня сильно зацепило и заставило быть на одной волне с автором.
В период ожидания моего сына я помимо всего прочего читала книгу “Радость, яко родися человек в мир” (МОФ “Родная страна”. – М.: 2008). Там подробно описано об истории акушерства. В частности, говорилось о России. Оказывается, у нас акушерство как наука и как поистине важное дело стало развиваться еще в конце XVIII века (!), когда “бабичье дело” изучалось на высоком в то время уровне, и выдавались свидетельства. Более того, в XIX в. российское акушерство было ведущим в мире, к нам приезжали из разных стран, чтобы учиться. У нас у первых в мире были организованы родильные дома. Конечно, богатые там не рожали, но зато у бедных слоев населения появился шанс родить в достойных условиях и … просто остаться в живых.
Не секрет, что женская и детская смертность была ужасающей. Об этом свидетельствует и Дж. Уорф. Раньше я полагала, что умирали во время самих родов, однако теперь-то понимаю, что смерть, скорее всего, наступала от сепсиса. Ведь не сразу додумались мыть руки и кипятить инструменты, прежде чем подойти к роженице. Более того, в деревнях, как всем известно, практиковали бабки-повитухи. Та же картина – в Лондоне до 50-х гг. Они, само собой, не обладали никакими специальными знаниями, поэтому наряду с пользой эти женщины своими суевериями и дремучестью приносили огромный вред. И у нас в России детей в роддоме стали рожать, пожалуй, только после революции 1917 г. Кстати, царевич Алексей-мученик, сын царя-мученика Николая II, родился в родильном доме.
Из-за дремучести и невежества бабок-повитух были и спасены, и погублены много жизней. Акушерство – это особенная наука. Ведь во время родов врач отвечает сразу за двоих.
Женские консультации, конечно, отсутствовали и у нас какое-то время, но уж в 50-х гг. роддома были практически повсюду, беременных наблюдали. Другое дело, что не на таком уровне, как сейчас. А вот Дж. Уорф пишет, что в эти же годы в Лондоне роддома были большой редкостью. Активные женщины-монахини много лет призывали обеспечить эту область, но, что поразительно, в Европе акушерство не считалось отдельной отраслью медицины! Над активистками насмехались, оскорбляли, ничем не помогали. Наблюдений за беременной женщиной не было никаких, а мы-то, жители XXI в. отлично знаем, что уже на этой стадии, даже при отсутствии УЗИ и т.п. новшеств, можно выявить потенциальную опасность и вовремя ее устранить. Дженнифер описала чудовищный случай эклампсии, редкого и до сих пор необъяснимого явления, возникающего во время беременности. Эклампсия произошла с Маргарет, молоденькой девушкой, бывшей на 6 месяце беременности. Она потеряла сознание, давление поднялось до 200, сердцебиение – до 140 ударов в минуту. Но самое страшное – это то, что шансов выжить у ребенка практически не было. Маргарет сделали экстренное кесарево сечение, малыш умер при родах, а сама девушка долго билась в страшных конвульсиях: это когда в течение 20 минут постели касается только голова и пятки пациента. В конце концов несчастная умерла в страшных муках, оставив обезумившего от горя мужа совершенно одного.
Автор описывает такие случаи для того, чтобы показать, насколько важна своевременная диагностика и дородовое наблюдение. Только благодаря этому было спасено миллионы жизней, однако это совершенно не волновало тогдашних врачей, которые за роды брали приличную сумму, а смерть роженицы и ее ребенка называли “Божьей волей”. Много пришлось повоевать, прежде чем там поняли и приняли, что беременность и роды – важнейшие составляющие человечества, отвергнув которые, отвергнется и сама Жизнь. В России это, к счастью, поняли давно. Другое дело – как отдельные люди относились и относятся к этому до сих пор.
Ист-Энд 50-х гг. – это череда многоквартирных домов, ютящихся рядом. В те времена 5 детей – это еще не многодетная семья. Соответственно, в среднем рождалось порядка 10-15 детей. Дженнифер описала удивительный случай, когда женщина-испанка родила 25 (!) детей. При этом 25-го ребенка она вЫходила сама, хотя была сильная опасность смертельного исхода для нее и малыша.
Семьи именно ютились – жилье в более-менее приличных местах стоило неподъемно дорого, время было послевоенное, так что жить большой семьей где-то еще не представлялось возможным. Но все-таки эти люди были обеспечены бесплатной медицинской помощью и дородовым наблюдением. Это было колоссальным достижением! Меня удивило, что в те времена родившую женщину 10-14 дней держали в кровати и не разрешали вставать, каждый день 2 раза к ней приходила принимавшая роды акушерка и следила за ее состоянием и состоянием новорожденного. Само собой, акушерке приходилось сталкиваться с разными семьями, условиями жизни, а порой быть свидетелем настоящих драм.
Монахини обители, при которой располагалась женская консультация, - люди особенные. Они все разные, но одинаково служат ближнему и Богу. Дженнифер рассказывала, что сама не могла понять, отчего она устроилась работать при монастыре, но к концу книги призналась, что свет, исходящий от этих удивительных людей, всю свою жизнь положивших ради служения ближнему, так озарил ее душу, что она даже взяла в руки Евангелие, чтобы первый раз его прочитать.
При этом, что мне особенно понравилось, показаны не только достоинства монахинь, но и их недостатки. Это честно: елейности я бы не потерпела и спешно захлопнула бы книгу. Люди, живущие здесь, на земле, еще не ангелы, хотя некоторые из них на них и правда похожи, т.к. отказались от своей личной жизни, встают каждый день в 3:30 утра, в 4:00 начинают молитву, а потом – еще 5 раз в день. Между службами – осмотр пациенток, ведение беременности, срочные вызовы на роды, оказание помощи населению на дому – то, что прописал врач. Они иногда и ночью не ложатся, молятся о благополучном разрешении родов, ведь в таком случае их присутствие при роженице составляет бОльшую часть: следить за характером схваток, узнать, есть ли в наличии необходимое чистое белье и кипяченая вода, обработать только что родившую, пристально следить за ней первые часы после родов, убрать в комнате. У них были помощницы из “мира” – одна из них наш автор, иначе одним было бы не управиться, т.к. каждая женщина рожала в среднем каждый год. Одним словом, акушерство – это их главное направление деятельности, которому они отдавались всецело и всей душой. Это вовсе не похоже на жалость. Это сострадание человеку в один из самых тяжелых периодов его жизни. Монахини поистине были высокими профессионалами своего дела, что показано и описано подробно.

Жалость – всего лишь эмоция, и она естественна в какие-то моменты, однако останавливаться на ней нельзя, потому что она, как дым, проходит. Нужно идти на следующий этап: дело из-за сострадания. Так делала мать Тереза. Так делала св. прпмч Елисавета Романова. Эти люди никогда не смотрели свысока, поэтому им и не приходилось “снисходить”. Они были наравне с теми, кому помогали, в этом и заключается их святость. Примеров такого мужества, терпения, полной отдачи себя другим людям в истории мы найдем очень много, они есть и в наше время. Узнавать о них – это как прикосновение Творца, Который показывает, какими мы все можем стать. Такова задача святости – служить примером и непрестанно работать без праздников и выходных.

2 комментария:

  1. А у нас на четвертый день после Кесарева выписывают))) Не берегут женщин, не очень-то и заботятся о ее здоровье и нашем будущем, вот и детки сейчас не все рождаются здоровыми, 6-7 баллов по шкале
    И Анна Каренину до сих пор понять не могу)))
    А жить ради других - это предназначение каждого из нас, но все ли этому следуют?
    Светлана Николаевна, огромное спасибо, посылку я получила, а вот откроем ее завтра с Милашей, поиграем в Почту

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная информация, Светлана Николаевна, спасибо. Вспомнился "Казус Кукоцкого" Улицкой.

    ОтветитьУдалить