Есть
книги, которые мы читаем в очень юном или молодом возрасте, когда нам непонятны
поступки и мотивы героев. Так, однокурсница моей сестры говорила, что смогла до
конца осознать образ Анны Карениной только после того, как вышла замуж.
А
бывает – попадаешь в самую десятку, т.е. и возраст совпадает, и описанные
события близки, потому как ты сам прошел через них. Вот так у меня получилось с
книгой Дженнифер Уорф “Вызовите акушерку”.
Ошибочно
думать, что данная история, основанная на реальных событиях, касается только
момента родов и состоит из анатомических объяснений. Да, и это там есть.
Например, интересно было изучить, как в 50-е гг. принимали роды в тазовом
прилежании. Однако я бы не стала писать об этой книге, если б всё ограничилось
только этим.
События
охватывают послевоенные 50-е гг. Ист-Энда (East End) Лондона, беднейшего района. Автор – квалифицированная
акушерка и медсестра тех лет, устроившаяся на работу в женский монастырь.
Обитавшие там сестры, уже довольно взрослые, посвятили свою жизнь Богу и людям,
устроив кабинет женской консультации при обители. Они целыми днями ездили к
пациентам, принимали роды, осматривали женщин, делали перевязки, кололи уколы и
т.д. О них я скажу немного позже и подробнее, а пока – о том, что меня сильно
зацепило и заставило быть на одной волне с автором.
В
период ожидания моего сына я помимо всего прочего читала книгу “Радость, яко
родися человек в мир” (МОФ “Родная страна”. – М.: 2008). Там подробно описано
об истории акушерства. В частности, говорилось о России. Оказывается, у нас
акушерство как наука и как поистине важное дело стало развиваться еще в конце XVIII века
(!), когда “бабичье дело” изучалось на высоком в то время уровне, и выдавались
свидетельства. Более того, в XIX в.
российское акушерство было ведущим в мире, к нам приезжали из разных стран,
чтобы учиться. У нас у первых в мире были организованы родильные дома. Конечно,
богатые там не рожали, но зато у бедных слоев населения появился шанс родить в
достойных условиях и … просто остаться в живых.
Не
секрет, что женская и детская смертность была ужасающей. Об этом
свидетельствует и Дж. Уорф. Раньше я полагала, что умирали во время самих
родов, однако теперь-то понимаю, что смерть, скорее всего, наступала от
сепсиса. Ведь не сразу додумались мыть руки и кипятить инструменты, прежде чем
подойти к роженице. Более того, в деревнях, как всем известно, практиковали
бабки-повитухи. Та же картина – в Лондоне до 50-х гг. Они, само собой, не обладали
никакими специальными знаниями, поэтому наряду с пользой эти женщины своими
суевериями и дремучестью приносили огромный вред. И у нас в России детей в
роддоме стали рожать, пожалуй, только после революции 1917 г. Кстати, царевич
Алексей-мученик, сын царя-мученика Николая II, родился в родильном доме.
Из-за
дремучести и невежества бабок-повитух были и спасены, и погублены много жизней.
Акушерство – это особенная наука. Ведь во время родов врач отвечает сразу за
двоих.
Женские
консультации, конечно, отсутствовали и у нас какое-то время, но уж в 50-х гг.
роддома были практически повсюду, беременных наблюдали. Другое дело, что не на
таком уровне, как сейчас. А вот Дж. Уорф пишет, что в эти же годы в Лондоне
роддома были большой редкостью. Активные женщины-монахини много лет призывали
обеспечить эту область, но, что поразительно, в Европе акушерство не считалось
отдельной отраслью медицины! Над активистками насмехались, оскорбляли, ничем не
помогали. Наблюдений за беременной женщиной не было никаких, а мы-то, жители XXI в. отлично знаем, что уже на этой
стадии, даже при отсутствии УЗИ и т.п. новшеств, можно выявить потенциальную
опасность и вовремя ее устранить. Дженнифер описала чудовищный случай
эклампсии, редкого и до сих пор необъяснимого явления, возникающего во время
беременности. Эклампсия произошла с Маргарет, молоденькой девушкой, бывшей на 6
месяце беременности. Она потеряла сознание, давление поднялось до 200,
сердцебиение – до 140 ударов в минуту. Но самое страшное – это то, что шансов
выжить у ребенка практически не было. Маргарет сделали экстренное кесарево
сечение, малыш умер при родах, а сама девушка долго билась в страшных
конвульсиях: это когда в течение 20 минут постели касается только голова и
пятки пациента. В конце концов несчастная умерла в страшных муках, оставив
обезумившего от горя мужа совершенно одного.
Автор
описывает такие случаи для того, чтобы показать, насколько важна своевременная диагностика
и дородовое наблюдение. Только благодаря этому было спасено миллионы жизней,
однако это совершенно не волновало тогдашних врачей, которые за роды брали
приличную сумму, а смерть роженицы и ее ребенка называли “Божьей волей”. Много
пришлось повоевать, прежде чем там поняли и приняли, что беременность и роды –
важнейшие составляющие человечества, отвергнув которые, отвергнется и сама
Жизнь. В России это, к счастью, поняли давно. Другое дело – как отдельные люди
относились и относятся к этому до сих пор.
Ист-Энд
50-х гг. – это череда многоквартирных домов, ютящихся рядом. В те времена 5
детей – это еще не многодетная семья. Соответственно, в среднем рождалось
порядка 10-15 детей. Дженнифер описала удивительный случай, когда
женщина-испанка родила 25 (!) детей. При этом 25-го ребенка она вЫходила сама,
хотя была сильная опасность смертельного исхода для нее и малыша.
Семьи
именно ютились – жилье в более-менее приличных местах стоило неподъемно дорого,
время было послевоенное, так что жить большой семьей где-то еще не
представлялось возможным. Но все-таки эти люди были обеспечены бесплатной
медицинской помощью и дородовым наблюдением. Это было колоссальным достижением!
Меня удивило, что в те времена родившую женщину 10-14 дней держали в кровати и
не разрешали вставать, каждый день 2 раза к ней приходила принимавшая роды
акушерка и следила за ее состоянием и состоянием новорожденного. Само собой, акушерке приходилось сталкиваться
с разными семьями, условиями жизни, а порой быть свидетелем настоящих драм.
Монахини
обители, при которой располагалась женская консультация, - люди особенные. Они все
разные, но одинаково служат ближнему и Богу. Дженнифер рассказывала, что сама
не могла понять, отчего она устроилась работать при монастыре, но к концу книги призналась, что свет, исходящий от этих удивительных людей, всю свою жизнь
положивших ради служения ближнему, так озарил ее душу, что она даже взяла в руки
Евангелие, чтобы первый раз его прочитать.
При
этом, что мне особенно понравилось, показаны не только достоинства монахинь, но
и их недостатки. Это честно: елейности я бы не потерпела и спешно захлопнула бы
книгу. Люди, живущие здесь, на земле, еще не ангелы, хотя некоторые из них на
них и правда похожи, т.к. отказались от своей личной жизни, встают каждый день
в 3:30 утра, в 4:00 начинают молитву, а потом – еще 5 раз в день. Между службами
– осмотр пациенток, ведение беременности, срочные вызовы на роды, оказание
помощи населению на дому – то, что прописал врач. Они иногда и ночью не
ложатся, молятся о благополучном разрешении родов, ведь в таком случае их присутствие при роженице составляет бОльшую часть: следить за характером схваток,
узнать, есть ли в наличии необходимое чистое белье и кипяченая вода,
обработать только что родившую, пристально следить за ней первые часы после
родов, убрать в комнате. У них были помощницы из “мира” – одна из них наш
автор, иначе одним было бы не управиться, т.к. каждая женщина рожала в среднем
каждый год. Одним словом, акушерство – это их главное направление деятельности,
которому они отдавались всецело и всей душой. Это вовсе не похоже на жалость. Это
сострадание человеку в один из самых тяжелых периодов его жизни. Монахини поистине
были высокими профессионалами своего дела, что показано и описано подробно.
Жалость
– всего лишь эмоция, и она естественна в какие-то моменты, однако
останавливаться на ней нельзя, потому что она, как дым, проходит. Нужно идти на
следующий этап: дело из-за сострадания.
Так делала мать Тереза. Так делала св. прпмч Елисавета Романова. Эти люди
никогда не смотрели свысока, поэтому им и не приходилось “снисходить”. Они были
наравне с теми, кому помогали, в этом и заключается их святость. Примеров такого
мужества, терпения, полной отдачи себя другим людям в истории мы найдем очень
много, они есть и в наше время. Узнавать о них – это как прикосновение Творца,
Который показывает, какими мы все можем стать. Такова задача святости – служить
примером и непрестанно работать без праздников и выходных.
А у нас на четвертый день после Кесарева выписывают))) Не берегут женщин, не очень-то и заботятся о ее здоровье и нашем будущем, вот и детки сейчас не все рождаются здоровыми, 6-7 баллов по шкале
ОтветитьУдалитьИ Анна Каренину до сих пор понять не могу)))
А жить ради других - это предназначение каждого из нас, но все ли этому следуют?
Светлана Николаевна, огромное спасибо, посылку я получила, а вот откроем ее завтра с Милашей, поиграем в Почту
Очень интересная информация, Светлана Николаевна, спасибо. Вспомнился "Казус Кукоцкого" Улицкой.
ОтветитьУдалить