Страницы

14 сентября 2018 г.

А есть ли смысл? Может, и смысла-то никакого нет?


В.Е. Маковский «В сельской школе» (1883)
Что-то хандра одолевает всё больше и больше. Никак не могу смириться с тем, что лето и Крым закончились. Вроде бы первые две недели сентября выдались солнечными, даже жаркими, однако уже и дожди были, и зябко утром идти на работу, да и на ночь мы давно закрываем все окна.
А еще я всю эту неделю думаю о смысле моего пребывания в школе как учителе. С одной стороны, он очевиден: я иду на работу, чтобы чему-то научить детей. Смотришь на старые картины или фотографии, связанные со школой. Учитель там занимает центральное место, он источник знаний, все взоры направлены к нему. Я вовсе не за teacher-centered (обучение, центрированное на учителе), а за student-centered (на ученике) обучение. У меня на уроках именно ученик делает всю работу, я стараюсь только контролировать и направлять. Не всегда это выходит, но пытаться-то надо.
Однако меня удручает тот факт, что когда большинство детей приходят ко мне во 2 класс, то они практически всю программу уже знают. Нет, я не против того, чтобы они занимались дополнительно, это здорово и прекрасно, когда мой предмет кого-то интересует и радует, ну а в чем тогда смысл моего урока? Я знакомлю детей с элементарными фразами, с алфавитом, ищу новые игры, стараюсь побольше видео с носителями включать, чтобы ребята привыкали к английской речи, но я не являюсь учителем, как это раньше было, Америки им не открываю.
И вот всё думаю и думаю об этом, никак не могу понять: а может, и правда смысл школы вконец обесценился? Может, и правда скоро будет только семейное обучение? Ну как раньше было. Большинство обучалось дома, иных отдавали в пансионы и гимназии, третьи учились лишь читать, писать, считать, а четвертые вообще оставались неграмотными. Будет конкретный выбор: хочешь – учись, не хочешь – не учись. А может, это только иностранного языка касается, а с остальными предметами всё не так? Может, мне перестать по всему интернету рыскать, готовиться к урокам? Всё равно все уже это давно изучили, проработали, весь учебник прочитали, все упражнения сделали, обо всём поговорили. А Вы как думаете?

Евпаторийская школа-санаторий для глухонемых детей. 1907 г.
Картинки взяты из интернета.

25 комментариев:

  1. Охо-хоюшки, Светлана Николаевна! Это и правда проблема.
    Я всегда поражалась, когда родители, выбирая репетитора, редко обращались к учителям своей школы. Выискивали каких-то "супер-специалистов" за бешеные деньги, которые натаскивали на определенный уровень.
    А школьная программа предусматривает совершенно другое, ступенчатое обучение "с нуля". И когда в школу приходят уже "подготовленные" (читай: Натасканные) дети, то обучение с нуля кажется им смешным, и они особо не вникают в то, что говорит учитель. А ведь каждое "начинание с нуля" - это повторение, закрепление уже "известного" материала.
    А как дико слышать от учеников замечания "а мне репетитор говорил, что правильно делать вот так...".
    Не умеют дети слушать (слышать), они считают, что лишний раз прослушать уже известную тему - это бессмысленная трата времени.
    И учителя бывает, приходят на урок и элементарно заявляют "Вы это и так всё знаете..."
    А ведь есть такие в классе, которые не знают. И признаться в том, что не знаешь - значит получить статус "лоха".
    Светлана Николаевна, я считаю, что Вы должны придерживаться определенной школьной программы, учить "с нуля" даже тех, кто "умеет говорить".
    Какое-то рациональное зерно в этом есть.
    А для тех, кто не знает и не умеет, но боится (стесняется) признаться, такие "уроки с нуля", подготовленные хорошим профессионалом, единственная возможность получить знания.
    Сейчас Иван в ВУЗе. Им говорят: забудьте то, чему вас учили в школе, и начинайте всё заново. История, русский, математика, литература, английский - начинается практически с нуля. И именно это идёт не как повторение, а как объяснение новой темы.
    И та база, которую Ваня получил в школе - всего лишь опора для нового обучения. Хорошо, что эта опора устойчивая. С теплом вспоминаем прекрасных учителей гимназии №18. Ивана в универе хвалят, говорят, хорошая база.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ирина Валерьевна! А разве такое бывает, что учитель в класс приходит и говорит, "вы и так всё знаете"? Очень это странно.
      Конечно, не все дети из моих десяти классов приходят ко мне уже "всёзнавшие". Ради них и стараюсь. Но часто слышу, как "репетитор сказал", а еще книжками всякими продвинутыми передо мной машут, словно я не в курсе, что такие книги бывают и по ним не работала)))
      А по поводу того, что в вузах говорят "забудьте о том, чему вас учили в школе", меня это всегда задевает. Думаю, лишь педвузах так не говорят. Эти слова я расцениваю как бахвальство и высшее тщеславие: вы какие-то там учителишки, и ничего, что 11 лет детей учили, ерунда всё это и пустяки, а вот МЫ, вот МЫ - ВЫСШАЯ школа! А вы рты закройте и не спорьте. Ну знаете, давно еще приходила ко мне заниматься одна девочка из вуза, так она рассказала, какой у них английский. Пора было в обморок падать. Обидно.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, Вы не правильно расценили фразу "Забудьте, чему учили в школе". Это значит именно то, что учиться надо заново. Именно учиться, а не отлынивать под предлогом того, что "мы это уже учили - это я знаю".
      Кстати, после окончания ВУЗа преподаватели тоже говорят: "Теперь забудьте, чему мы вас учили - идите и работайте".
      Помню, когда я пришла на работу, мне сразу дали понять, что все эти новшества и идеи на работе не приветствуются. Есть устои и традиции, которые необходимо соблюдать.
      Помню, сделала схему по новым ГОСТам (как меня учили),так начальник заставил переделать её по старым ГОСТам, потому что рабочие (люди с большим стажем работы) привыкли к таким обозначениям. И все схемы (а их более 1000) должны быть "в едином стиле".
      Я, конечно, переделала, но потом потихоньку от начальника... уплотнила рабочее время и перерисовала все схемы по новым ГОСТам. Сначала я за это "получила по шее" (фигурально), но когда приехала комиссия "сверху" с проверкой, им показали именно мои схемы... получили благодарность и премию. Мне тоже досталось "трошечки".
      Так что эту фразу я слышала не единожды, и отношусь к этому вполне нормально.
      Она скорее всего аналогична - "Со своим уставом в чужой монастырь не лезут".
      А учителя, почему то, слишком больно воспринимают любые "не похвальные слова" в адрес системы образования. Увы...

      Удалить
    3. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Если слова в адрес системы образования совершенно справедливые, отношусь к ним совершенно нормально. Когда говорят о том, что качество обучения в школах оставляет желать лучшего, знаю, что отчасти это справедливо. Знаю некоторых учителей английского, произношение которых просто ужасное, которые не готовятся к урокам и ведут только по учебнику, ну как раньше было - прочитать и перевести. И про систему ОГЭ и ЕГЭ они вообще не слышали и слышать не хотят.
      Если про "забудьте" имеет тот смысл, о котором Вы говорите, то, конечно, это очень правильно. Когда встречалась с ирландцами в прошлом году, со мной в группе сидели 2 пожилые преподаватели английского какого-то московского вуза. Они очень уважительно относились к нам, "простым" учителям. Даже на публику говорить стеснялись, меня об это просили))) Но в то же время мне известен реальный взгляд свысока на меня, как на "простую учителишку" и очередное напоминание мне о том, что вот они достигли больших высот, а я... В общем, Вы поняли.
      А по поводу того, что Вы о работе рассказали - да, это истинно так. Мне пришлось далеко и надолго убрать с глаз долой свой красный диплом, когда я в Подмосковье переехала, потому что в университете меня не учили, как искать икру по всей Северной и Южной Америке, накрывать стол в Австрии, находить билеты за 1 евро и т.п. Диплом я достала только когда пошла в школу работать. Там это важно - высшее педагогическое образование.
      А Вы смелая очень! Я бы в 20-25-летнем возрасте на такое, наверное, не решилась бы. Хотя... Вспоминаю свой революционный настрой в конце своего бизнес-опыта, становится дурно. Представляю, Вы, наверное, тогда очень испугались. Мне даже сейчас представить страшно! Спасибо, что поделились своей жизненной историей!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Думаю, причиной Ваших мучительных мыслей все же является осенняя хандра) Уверена, Ваши ученики очень нуждаются в Ваших "изысках" для них. Сейчас и в нашей школе многие дети посещают студии английского языка. Но есть такие, которым трудно даются углубленные знания. Даже с трудом дается школьная программа по английскому языку. И кто же их научит, как не Вы? Ведь не все ребята такие способные! МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ВСЕХ!
    А ведь я сама работала несколько лет в детском саду воспитателем английского языка. Воспоминания чудесные! Так что, мы нужны, Светлана Николаевна! А лето будет снова! Скоро... С путешествиями, с Вашими замечательными наблюдениями и рассказами! Все хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Татьяна Николаевна! Спасибо, такие слова добрые написали! От детей часто слышу: ой, а мы эту песню на дополнительном слышали! Или - а мы по этой книге занимаемся! Ребята очень и очень разные. Учить иностранному языку 18 человек одновременно крайне сложно, но положительные результаты уже есть! Замечаю, как дети, до меня никуда не ходившие, при выполнении всех рекомендаций научились читать, отточили произношение, да и мало ли чего еще! И да, я тоже считаю, что я должна учить всех независимо ни от чего.

      Удалить
  3. Хандра, Светлана Николаевна...
    Она такая, затягивает.
    Мои дети вот тоже пришли, частью "подготовленные"... Но самое обидное, что у этих "подготовленных" очень много проблем. И это требует "изыскиваний" особых. А у меня ведь не иностранный язык, а родной русский. Да еще в начальной школе. Но если ребенок бойко читает, пересказывает так же бойко, а когда чуть изменю последовательность или попрошу выстроить алгоритм (если это задача), то все, мы валимся куда-то, то понимаешь, что скучать и хандрить некогда, надо срочно как-то решать эту проблему :)
    Думаю, что и Ваши детки так же. Вроде все знают. Но это только им так кажется ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Эльвира Ульфатовна, такое тоже иногда замечаю. Учебник-то они прорешали, а я же вредная, не из учебника часто задания даю, и тут-то начинается самое интересное... Не понимаю, т.е. они занимаются только затем, чтобы весь учебник выучить?

      Удалить
  4. Это временно, Светлана Николаевна! А Крым и осенью прекрасен, лета ждать не обязательно... В начальной школе таких проблем нет, ся "подготовленность" очень быстро заканчивается и мы вместе "шагаем" по лесенке знаний. И у Вас это только начало, все наладится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Анна Анатольевна, возможностей в Крым поехать осенью нет никаких, вот в чем дело...
      Действительно, может, просто подождать?

      Удалить
  5. Палка о двух концах))) Нет репетитора - плохо, и есть - плохо. И все же я не понимаю, зачем репетитор в начальной школе? Глупо и странно. Дети еще не научились самостоятельно добывать знания, а им уже тортик на блюдечке родители подкидывают. В наше время скрывалась информация о том, что у кого-то есть репетитор, это считалось дурным тоном))) А сейчас куда ни глянь: няни, репетиторы, гувернантки)))
    А вот старшеклассникам, кто так и не смог сформировать свой багаж знаний - прямая дорога к репетиторам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Анна Борисовна! Само собой, некоторым детям действительно нужны индивидуальные занятия, они не усваивают за 2 урока в неделю, и я радуюсь, что они где-то занимаются или им родители помогают.
      А в начальной школе репетиторов по английскому нанимают уже с 1 класса, потому что родители боятся, что ребенок не сможет освоить программу, а самое главное, сейчас дурным тоном считается, если кто к репетитору по английскому не ходит. Об истерии насчёт всенепременного английского для всех и вся Вы знаете.
      Насчёт старших классов - полностью согласна. Там это очевидно.

      Удалить
    2. Да истерии есть, и ее больше боятся не дети и родители, а педагоги, которым все это нужно еще впитать в себя с пережить. Вот и начинают учителя английского бежать из школы кто-куда. Пусть это явление не массовое, а все же наблюдается

      Удалить
    3. Полностью соглашусь с Вами. Молодые специалисты надолго в НЕ московских школах не задерживаются. Зарплата никакая, нагрузка огромная, условия очень желают лучшего, требований выше крыше, а перспектив зачастую никаких. Сбегают на курсы, где платят в 2-3 раза больше, а еще там сидят исключительно мотивированные ученики с кэмбриджскими учебниками (по которым только Москва может работать), да по 5-6 человек в группе, максимум 12, а не 18-19 абсолютно немотивированных и постоянно тычащих тебе, что ты проводишь уроки не так, учишь не тому, "а мой репетитор сказал" и т.п.

      Удалить
  6. В прошлом учебном году я занималась с мальчиком четырёхклассником из соседней школы (его дедушка с бабушкой мои соседи). Сейчас я репетитор по английскому языку у ребят нашей школы - 3 и 8 класс. Два мальчика ходят ко мне по 2 раза в неделю. К своим учителям не обращаются, т.к. те очень заняты (по 60 часов у каждого). Их родители попросили меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Наверное, по 30 ч? 60 ч - это что-то запредельное...
      Я не являюсь ярым противником дополнительных занятий, иногда они очень даже для конкретных учеников требуются. Кто-то ходит на курсы и получает углубленное обучение, кто-то подтягивается и т.п. Дело в обесценивании учителя, в потере доверия ему. Мантра "в школе вас ничему не научат"висит над нами, как черное облако. Из-за этого бывает морально тяжело.

      Удалить
  7. А у меня другая проблема, Светлана Николаевна. Часто родители очень слабых учеников видят единственную возможность исправить плохую ситуацию по предмету, обратившись к репетитору. Причем с этим вопросом обращаются ко мне. Но это же получается, что я ребенка бесплатно не научила, а вот за деньги вроде всё получится. Отказываюсь однозначно, чем вызываю недовольство обращающихся.
    А английский и прочие языки пусть учат как угодно. Я бы побольше факультативов безоценочных ввела в школах (вот только у нас кроме английского и немецкого больше ничего почти и не преподают). По городу куча курсов итальянского, китайского. Но те учителя в школы не пойдут. Им от репетиторства хорошие деньги идут, а вот школа программу потребует, бумажную отчетность, график напряженный...
    Ко мне осознание того, как важно знание многих языков пришло лишь недавно, когда стала активно путешествовать. Уровень "улыбаемся и машем" самой противен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, к сожалению, не все правильно понимают, зачем нужен репетитор. Для некоторых граждан это панацея от всех проблем и бед, которые сразу решатся. И это по любому предмету, который требует много сил, чтобы им овладеть.
      По поводу курсов - смешно читать и видеть рекламу, где предлагают "индивидуальный подход" и английский по щелчку пальцев. Конечно, в школы те преподаватели не пойдут, на курсах просто легче преподавать и мороки меньше. Только вот качество некоторых из них оставляют желать лучшего. Такое произношение слышу, впору уши затыкать.

      Удалить
  8. Светлана Николаевна, того, что Вы даёте детям, не может дать никто. Вы прежде всего даёте им свою любовь, любовь к языку, любовь к общению, к раскрытию самих себя. Ваши уроки - это глубинное взаимообогащающее общение душ, в котором изучение английского языка является лишь инструментом познания ещё одной грани себя.
    Насчёт курсов..."Английский за три часа" или там "Французский за пять минут, весело и увлекательно" привлекают к себе тех, кто этого заслуживает. Любой нормальный человек знает, что надо хорошо сесть на попу и получать удовольствие от очень увлекательного процесса.
    Знали бы Вы, какое у французов страшное произношение. Сначала я бывала просто в тупике и хватала воздух ртом. "Ай ав" - "I have", "Хай ам" - это не иранский поэт, а "I am". Соответственно "альф" - "half", "but" - "бёт" ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как Вы глубоко и сильно написали, Лола! Однако не мне судить о своих уроках, пусть лучше скажут дети. Иногда чувствую, что говорю с ними на одном языке, а иногда - нет. Чувствую, когда меня отвергают, намеренно машут перед лицом книжками, которые очень далеко вперед по программе изучают, а это обидно. Они-то уверены, что я этого не знаю и поэтому не использую этих волшебных книг.
      А про французов знаю, общалась с ними неоднократно))) Прикольно было!

      Удалить
    2. Иногда уроки проходят на таком подъёме, так хорошо, радостно, а иногда приходится тянуть ученика изо всех сил. Очень выматывает. А иногда кажется, что ученик откровенно саботирует. Интересно, что когда я работала в группе бывала та эе картина. Я не могу понять, то ли это дело в учениках, то ли во мне самой. Потом задумаешься и понимаешь, что это у меня была спрятана в глубине раздражительность, усталость. Самой кажется, что ты такая же активная, как и всегда, но они чувствуют истинное состояние. А иногда и сами ученики могут быть уставшими. Есть ученики быстрые и хваткие, но они не могут долго концентрироваться. Есть медлительные. Их приходится тянуть, зато они более глубокие и терпеливые. Есть логичные. Им не хватает тонкости, интуиции. А есть витающие в облаках, их надо структурировать. В любом случае, очень интересно следить за своими реакциями, за развитием другого.

      Удалить
  9. Смысл в нашей профессии есть. Иначе нас, учителей, не было бы.
    Мне в этом плане трудно даётся весь пятый класс, потому что повторяем то, что изучили в начальной школе. И получается, что я, повторяя с ребятами всё, что они уже неплохо знают, заведомо думаю о них как о неуспевающих. Вот и приходится к каждому уроку искать и подыскивать интересный материал. Игровые, олимпиадные упражнения - всё идёт в ход.
    В любом случае нужно разговаривать с родителями и убеждать в том, что и учитель, и репетитор - это хорошо. Но задача репетитора - углубить и повторить, а не идти вперёд.
    У нас практически бессмысленные уроки английского языка у Лизы получаются. Класс не делят. 32 человека. Третий год мы в таком режиме изучаем иностранный язык, который эти дети уж точно будут сдавать обязательно. Разве можно сердиться на учительницу? Конечно, нет. Ей впору памятник ставить. Она работает в невыносимых условиях. Чему сможет она научить в таком режиме? Вот и пришлось идти на курсы английского языка. Лиза с удовольствием занимается. Учебник другой, ушла Лиза вперёд. Соответственно на уроках ей неинтересно: то, что изучают, она знает. Поэтому не надо хандрить, а надо понять, с какой целью берут репетиторов. Сегодня родители так напуганы ЕГЭ, что готовы чуть ли не с пелёнок изучать английский язык.
    Но мне, конечно, смешно, когда изучают иностранный язык лет так с трёх. А по-русски-то когда будем учиться разговаривать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я тоже постоянно подыскиваю что-то новое, увлекательное, чтобы было интересно, чтобы дети с удовольствием шли на урок. Да, точно ты написала про "неуспевающих". Увы, это так.
      То, что творится у Лизы в классе, - полное безобразие. И это действительно подвиг со стороны учителя. Не понимаю администрации этой школы, как же так можно? Разумеется, здесь непременно нужны дополнительные занятия на курсах, иначе будет страшные пробелы в знаниях, которые потом будет очень сложно заполнить, и в данном случае учитель здесь ни при чем.
      Как я уже неоднократно писала, некоторым детям и в самом деле нужно индивидуально заниматься или просто идти по углубленной программе. Изучение с 3 лет - я тоже целую статью об этом писала, "логопедически" я категорически против. Меня уже замучили вопросом "А Серёжу учишь?" Нет, не учу! И делаю это намеренно, у него сейчас сензитивный период освоения родного языка - звуковой картины, которая до конца еще не оформилась, речевой, грамматической - этих бесконечных склонений и окончаний. Зачем я ему буду сейчас пихать английский? Придет время, всему научу. Я когда к урокам готовлюсь, он подходит, слушает песни, а потом повторяет по-английски. Но это он просто сам хочет, я его не заставляю и на курсы не тащу. Пробовала с ним по-английски говорить. Не оценил))) Стал ругаться, чтобы я так больше не делала. А когда он еще в люльке лежал, читала ему "Хоббита" в оригинале. Тоже по-своему ворчал. В общем, отстала я от него до поры до времени))) Всему свое время.

      Удалить
  10. Светлана Николаевна! Всё Вы правильно написали! А смысл, конечно, есть! Научить любить язык, получать кайф от работы с ним, не бояться ошибок, задавать вопросы, сомневаться, размышлять...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Елена Алексеевна, очень надеюсь! Просто иногда думаешь о всяком...

      Удалить