Страницы

21 ноября 2020 г.

Письменная часть Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

В ноябре проходил муниципальный этап Всероссийской олимпиады по английскому языку. Конечно, мы, преподаватели, ожидали часа икс, когда нас позовут на проверку. В этом году это было 14 ноября. Мне досталось проверять письменную часть 7-8 классов или творческое задание, которое выглядело так:

An English magazine has asked its readers to send in short stories with the title “An Unforgettable Adventure”. The best stories will be published.

(Английский журнал попросил своих читателей написать короткую историю под названием “Незабываемое приключение”. Лучшие истории будут опубликованы.)

Далее шла подробная инструкция, что должно быть включено в историю, какой объем, как она должна быть написана, ну а главное – то, что повествование надо сделать захватывающим и впечатляющим.

Вообще я очень люблю творческие задания и вообще все те, которые так или иначе касаются раздела Writing (письмо), потому что обожаю читать и писать. Была б моя воля, стала бы я писателем, сидела бы, укутавшись в теплую одежду, на теплом крылечке или в теплой комнате с большими окнами, и наблюдала бы за осенним дождем или падающим снегом, слушала бы спокойную музыку, а вдохновение черпала бы из бесконечных прогулок или походов по горам и морям…

Размечталась я чего-то))) Этот пост я хотела бы посвятить разбору основных и неосновных ошибок, которые допускают дети при выполнении подобных заданий и как их, по возможности, избежать.

Раздел “Письмо” в английском – один из самых сложных. Мне кажется, с каждым годом детям всё сложнее и сложнее выполнять задания, в которых нужно продемонстрировать владение письменной речью, и главная причина, которую я считаю очевидной, - это НЕ чтение книг.

О пользе чтения я писать не буду, все и так это знают. Однако не все в курсе, что письменно изложить свои мысли – самая трудная мозговая операция, потому что она затрагивает сразу несколько сложнейших умений: владение языком, формирование мыслей, письмо (само физическое умение человека взять ручку и писать), правильное изложение мыслей на бумаге. Если язык иностранный, прибавляется еще одна мозговая операция – всё вышесказанное пропустить через центры, отвечающие за иностранный язык. Однако чем чаще человек в этом упражняется, тем лучше, быстрее и качественнее последний пункт переходит в стадию автоматизма (я имею в виду когда про себя уже ничего не переводишь, а сразу мыслишь на иностранном языке).

И опять же: умение написать что-то своё, например, сочинение по произведению или полностью рассказ придумать никогда не приобретется, если человек не читает. Да и невозможно правильно и грамотно мыслить, когда мозг никак не затронут, когда ему выдают всё в готовом виде, и это беда нашего времени. Добавлю еще одно плохое последствие НЕ чтения - это остановка в расширении словарного запаса как родного, так и иностранного языка.

С прискорбием очень часто замечаю, что дети даже на русском не знают, что сказать по той или иной теме. Это настоящая проблема. Мне-то надо как-то их разговорить, поэтому я подбираю разные речевые ситуации, упражнения, задаю наводящие вопросы, а в ответ – молчание. Не потому что не понимают то, что сказано на английском, а именно потому что в голове нет ни одной мысли. После паузы возникает коронный вопрос: “А откуда идеи брать?” Из головы, мой дорогой, из головы. Если в голове нет игры мысли, нет размышлений, нет анализа и синтеза, если мозг никак не принуждают работать, т.к. он очень ленивая субстанция, толку не будет. Хоть сто пятьдесят репетиторов найми, но человек на языке не заговорит. Отдельные фразы и сленговые словечки (которые меняются каждый день), - да, освоит, а вот чтобы вот так просто сидеть и в нормальном кругу подолгу общаться, взвешивать “за” и “против”, спорить, приводить аргументы, доказывать и обосновывать свою точку зрения да и просто за жизнь говорить, - вот этого человек никогда не добьется, если не будет серьезно работать над собой, над своим языком, повышать культуру речи, свой интеллектуальный уровень. Лишь раз восхитившись магией текста, уже никогда не сможешь от него, от текста, оторваться, там же кладезь мудрости, ума, пищи для размышлений!

Вот почему некоторые ребята не смогли справиться с этим заданием, их работы пришлось обнулить. Иногда бывает и так: вроде и объем нормальный, и лексика сносная, но такая чушь, простите, написана! Так безалаберно и безграмотно изложено, без логики и смысла, а результат печальный: ноль баллов за РКЗ (решение коммуникативной задачи), а значит за всю письменную работу в целом. Пункт у себя в голове под названием “напишу хоть что-то, хоть сколько-то баллов получу”, здесь не работает, его надо срочно вычеркнуть. У нас четкие критерии оценивания, за рамки которых мы выйти не можем.

Моя первая рекомендация такая: если чувствуешь, что не владеешь письменной речью, не ходи ни на олимпиады, ни на экзамены. Может, это и жестко, зато разумно и логично. Письмо дает существенное количество баллов. В этом году в олимпиаде – это 20 баллов. 20! Из 100. В ОГЭ – 10 баллов из 70, в ЕГЭ – 20 из 100. Как видим, ставки высоки, поэтому работать именно над этим заданием надо упорно и постоянно.

Таким образом, первая ошибка, которую допускали многие ребята, - это несоблюдение коммуникативной задачи, т.е. писали не о том, что требовалось в задании, пропускали пункты, которые надо было обязательно осветить, никакого вывода в конце не делали, а значит нарушили логику повествования и оставляли свое сочинение незавершенным.

Вторая, не менее распространенная ошибка, - это когда дети начинают писать по-русски английскими словами или переводить дословно то, что у них в голове придумалось. Конечно, за это сразу снижается балл, потому что налицо демонстрация бедной лексики и грубых грамматических и речевых ошибок.

Следует всегда помнить о том, что на то он и иностранный язык, что невозможно на нем вот прямо точно так же, как на русском, выразить свои мысли. Чтобы именно заговорить на языке, придется переделать своё мышление и научиться выражать свои мысли по-новому. Это делается не вдруг и сразу, на это нужно время, вот почему я говорю, что непременно нужно читать и часто выполнять именно творческие работы по письму, потому что они отлично развивают навык “а как это сказать по-английски”.

Третье – это, конечно, орфографические и грамматические ошибки. Было очень обидно, когда вроде и текст был у ребенка логичный, и повествование отвечало РКЗ, но ошибок - пруд пруди. Из-за этого ноль по грамматике, орфографии или и по тому, и по другому.

Как видите, чтобы успешно выполнить часть Writing, необходимо постоянно трудиться и серьезно заниматься своим языком, потому что выразить свои мысли в письменном виде – непростая задача, результат многих и многих усилий и труда. Можно неплохо говорить на иностранном языке, но при этом совершенно не владеть его грамотным изложением на бумаге. Если у человека есть цель сдать важный экзамен, то научиться грамотному письму – это задача № 1, потому что любой международный экзамен предполагает написание статьи, письма, эссе или отчёта, и очень не зря. Об этом стоит хорошо подумать.

Картинка из интернета

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Как хорошо и подробно Вы изложили материал.
    А можете ли привести примеры типичных ошибок.
    Вы же запомнили какие-то фразы, отрывки из проверяемых работ?
    Было бы очень интересно.
    А то, что репетиторы "натаскивают" устный минимум для "произведения впечатления на окружающих" - это факт.
    Кстати, конкурсы с написанием рассказов на английском языке проводятся довольно регулярно, и весьма неплохо оплачиваются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Примеры приводить не стала, потому что не записала их: объем проверки был большой. Ну и плюс всякие грамматические и орфографические ошибки нет смысла цитировать. В основном, это проблема с временами, - просто наше всё, самое распространенное из всего, что может быть.
      По поводу РКЗ вспоминаю одно сочинение, над которым мы хохотали до слёз. Ну явно человек сидел и просто от нечего делать писал. Поток сознания нервно стоит в сторонке по сравнению с его "творением". Там какой-то Дикий Запад с сумками, сделанными то ли из лошадей, то ли из верблюдов, герои не пойми какие, но главный герой - непонятно откуда появившийся мужчина. Слава Богу, не мне досталась эта работа, ведь над ней около получаса сидели мои коллеги, пытаясь понять, о чём она вообще. Автор сего "шедевра" явно для смеха это писал, а учителя это проверяют потом. Я своих учеников предупреждаю всегда: помните, что Ваши творения потом будут читать и разбирать, тратить огромное количество времени, всё не просто так в этом мире. В общем, с одной стороны, обидно, что люди не понимают, какой это труд корпеть над такими работами, а с другой - множество положительных эмоций, которые несомненно получаешь.
      По поводу говорения - вот вообще не понимаю, как на него можно "натаскать". Это как раз та самая метапредметная сфера, которую невозможно списать или кого-то обмануть, потому как либо она у тебя есть, либо её нет.
      Что касается конкурсов - да, их действительно много, но победить в них невозможно, даже если будут участвовать носители языка. И то последние, мне кажется, не в состоянии ответить всем этим немыслимым требованиям. Однако просто попробовать свои силы, прокачать письмо на английском - это да. Жду, когда мои дети еще больше подрастут, сейчас они еще маленькие в таких конкурсах участвовать.

      Удалить
  2. Boa tarde minha querida amiga. Parabéns pela matéria. Um excelente domingo.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Очень подробный разбор, уверена, учителя английского языка возьмут себе на заметку!
    Я думаю, что Ваши ученики будут успешны в такой олимпиаде, ведь каждая олимпиада выходит за рамки знаний из учебника, а значит, чтобы ребёнок получил высокие баллы, нужно, чтобы и учитель применял на уроке нетрадиционные формы, задания, а не просто был ретранслятором учебника.

    Светлана Николаевна, немного не поняла - в блоге боковые панели чёрные, а ответ на комментарий не читается - там всё белое..... Посмотрите, вдруг что-то сбилось в настройках, или... это у меня не так отображается?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я очень надеюсь на следующий год, когда мои ученики пойдут в 7 класс, мне очень долго не давали старших, будущие 7-классники будут самыми старшими. Олимпиада - это уже совсем другая область, надо настроиться на другой уровень, это точно.

      По поводу настроек - огромное спасибо, Лилия Павловна, я по-другому пути пошла, настроила, чтобы хотя бы фон был светлый, не люблю черноту, но исчезли радужные ссылки и много чего. Новая версия блогспота мне не нравится, настройки не позволяют того, что было возможно при старой версии. Например, хочу поменять фон и цвет шрифта страниц, но опять нигде не вижу. Хочу вернуть радужную ссылку, картинку в поле комментариев, и где это? Вчера билась долго, слава Богу, хоть вернула свет и прекрасный фоновый пейзаж.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Да, беда в том, что Не читают или читают недостаточно. И ещё Не читают задания, Не читают их внимательно и Не в состоянии их осмыслить. Пресловутое "клиповое мышление" переносится на бумагу. Конечно, никакого продуктивного высказывания ( ни устного, ни письменного) получиться не может.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Клиповое мышление - это беда нашего времени, ну просто горе! Бывает, детям реально нечего сказать по какой-либо теме, даже по-русски. Если не читаешь или читаешь из-под палки, высокого результата за творческое задание даже и ждать нечего.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Agnieszka! Приятно с Вами познакомиться!
    Всё правильно: иностранный язык только так и учится: через коммуникацию, и никак иначе.

    ОтветитьУдалить