Страницы

4 августа 2022 г.

По святым местам Абхазии. Часть II.

Часть I – начало, Океанариум г. Сочи 
Часть II – Тисо-самшитовая роща г. Сочи 
Часть III – Красная поляна:  курорт “Роза Хутор”, канатные дороги 
Часть IV – исторический центр г. Сочи, морская прогулка по Чёрному морю 
Часть V – Дендрарий г. Сочи
Часть VI - по святым местам Абхазии, часть I (церковь свт. Ипатия Гангрского в Старой Гагре, храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Лыхны, Каманский мужской монастырь – гроб свт. Иоанна Златоуста, св. источник, церковь и мощи св. мч. Василиска Каманского)


Настало время ехать до следующей святыни – места третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Св. Иоанн – удивительной судьбы человек. Как-то я услышала суждение о том, что, дескать, не смотри, как человек живёт, смотри, как умирать будет. Мол, по кончине станет понятно, праведный был человек или нет. Это полная чушь. Сколько взять примеров из той же церкви, когда одного внезапно камнем придавило, а ныне он афонский святой (св. Афанасий), другого – искололи мечами и бросили в болото (свт. Ипатий Гангрский), отца св. Иоанна Предтечи закололи мечами в церкви, а сам св. Иоанн погиб от руки любодейки и вертихвостки. Пока ехала по этим местам, так и звучала в голове одна и та же фраза бесстыжей Иродиады, которую произнесла её не менее развратная дочь Саломия:
- Подать сюда на блюде голову Иоанна Крестителя!
11 сентября – день усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь настолько почитает этого святого, что установила постный день в память об этой вопиющей несправедливости. И каждый раз, когда я вспоминаю об этом событии, не перестаю удивляться. Ведь это тот, о котором Сам Христос сказал, что он лучший среди когда-либо рождённых женщиной, именно к нему Сын Божий пришёл на крещение, именно он всю свою жизнь прожил в пустыне и в последние годы наставлял всех, кто приходил к нему. Даже сам царь Ирод относился к его словам с большим уважением. И вот этот самый великий Иоанн, которого иногда на иконах изображают в образе ангела, начальник пустынножителей, был казнен через отсечение головы просто потому, что так пожелала развратная и отвратительная Ироидада с её плясуньей-дочерью. Кстати, согласно преданию, Саломия провалилась под лёд на реке Сикорис. Её голова была зажата между льдинами, а тело производило страшные движения, похожие на танец. Тела так и не нашли, а голову принесли Ироду и Иродиаде точно так, как когда-то им принесли голову Иоанна Крестителя.
Глава Иоанна Крестителя после усекновения была тотчас отдана на поругание Иродиаде, которая не дала его ученикам похоронить тело вместо с головой. Согласно преданию, служанка Иродиады по имени Иоанна тайно вынесла главу Иоанна Предтечи и похоронила её на Елеонской горе. Там она и была найдена через много лет вельможей Иннокентием (Первое обретение), который перед своей смертью закопал её там же, где и нашёл, во избежание поругания святыни.
Второе обретение главы Иоанна Предтечи уже было в V в., там была целая череда событий. Святыню перенесли в Емессу, затем в Константинополь.
Затем начался период иконоборческих гонений, когда уничтожали не только иконы, но и мощи, убивали людей или выжигали им на лицах иконы. Поэтому в IX в. голова была перенесена в Команы (в которых мы с вами были) и скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время молитвы было указано место, где находится святыня, и с помощью императора около 850 г. совершилось Третье обретение главы Иоанна Предтечи, куда мы с вами сейчас и пойдём.
Для этого нужно подняться примерно на 1100 ступенек - около 375 вверх и 200 вниз, а потом наоборот – 200 вверх и 375 вниз:




Лестница очень хорошо оборудована, сделана из железа, есть промежуточные этапы, чтобы перевести дух. Вокруг очень красиво:




Вот мы и добрались (радугу на первом фото справа видите? Её на месте не было, проявилась на фото как благословение святого Иоанна):






Обратите внимание на левую сторону этого фото, я специально увеличила. Именно там вы увидите нерукотворный лик св. Иоанна Крестителя – глаза, нос, борода. Много раз пытались его убрать, а он проявлялся снова:


Пора возвращаться назад:





Дерево похоже на мордочку кабана:


Настала пора ехать в последнее место нашей экскурсии – Новый Афон и места, связанные с подвигом св. ап. Симона Кананита.


Мостик через реку Псырцха (вот почему-то это название я запомнила, удивляюсь уникальности человеческого мозга). Здесь абсолютно всё сделано из немецкого железа по указанию И.В. Сталина, это было принципиально:

Заброшенная ж/д станция “Псырцха”:



Когда я сказала, что здесь, наверное, поезда не проезжают, Денис засмеялся и ответил, что если станция заброшенная – это вовсе не значит, что железное полотно никак не функционирует. Я тут же живо представила несущийся по этим рельсам какой-нибудь поезд-призрак...
Красавица Псырцха:


Здесь было армянское летнее кафе, где мы ели хашламу и, конечно, хинкали. Я сфотографировала вид, которым мы любовались, пока обедали, та же река Псырцха:



Порция хашламы была очень большая, целый тазик. Это армянское национальное блюдо - суп на говядине, картошке, помидорке, луке и специях. Очень похож на мамины щи. Вкусно. Ну а хинкали – это то блюдо, которое я бы ела каждый день без остановки, особенно когда они с бараньим мясом.
Пообедав, мы пошли по тропе, посвящённой св. ап. Симону Кананиту. Вход платный, 200 рублей с человека, дети до 7 лет бесплатно. Первый раз в Абхазии я увидела, что где-то на природе я должна платить деньги:


Ура! Я увидела-таки живой самшит!


Доходим до наскального следа стопы св. ап. Симона. Это событие произошло, когда апостол проповедовал в этих местах, а слушатели усомнились в подлинности его рассказов о Христе и Едином Боге Вседержителе. Тогда камень под ногой апостола на глазах у людей расплавился. Конечно, время беспощадно, поэтому где-то сколы произошли, где-то деформации, просто с виду кажется, что стопа была огромных размеров:



Следуем дальше:


Источник св. ап. Симона. Забил после его трагической гибели. Там можно было окунуться, и дальше тоже было специальное место, но увы, с собой у меня ничего для этого не было:


Проходим немного дальше, вперёд:



А вот и лобное место святого апостола. Его смерть была очень страшной. Римские легионеры поймали св. Симона и поволокли на казнь. Смеясь над ним, они сказали:
- Ты проповедуешь двуединство Бога – человеческое и божественное. Мы тебя сейчас распилим на две части и посмотрим, придёт ли твой Бог спасти тебя.
Так и сделали. Сейчас на этом самом месте располагается крест, а справа, если приблизить фотоаппарат, можно захватить камень с красными пятнами – застывшей кровью апостола. Можно, кончено, думать, что это результат действия железа и т.п., но удивительно то, что более ни одного камня рядом не содержит подобных пятен:





Места здесь живописные. Мы отправляемся в келью св. Симона, которая расположена повыше, нужно подниматься:






По пути встречаем что-то типа хозяйственных помещений, где были иконы, а кое-где и горящие свечи. На первом фото вы можете видеть углубление, которое было образовано в результате взрыва:


Келья св. Симона Кананита. Внутри темновато:












Пейзаж на спуске из кельи:


Едем к Новоафонскому монастырю:



Пицундская сосна:


А вот и он, величественный красавец:











Церковная лавка и место для записочек маленькие и скромные:



Был вечер субботы, совершалось Всенощное бдение перед воскресные днём. Прошлый раз, когда нам дали всего 20 минут, я ничего не услышала, а в этот раз даже записала кое-что на видео. Мне всегда было интересно, на каком же языке там служат. Для понимания: нынешняя Абхазская православная церковь не относится к русской. Денис сказал, что на греческом служат, однако когда мы зашли, я услышала псалтирь на абхазском (очень было похоже):


Затем пошли ектении – вот они были на греческом, а затем я отчётливо услышала стихиры на русском. Послушайте, как красиво:


Выходим:







Монастырь, как видите, точно так же, как и окружные пейзажи, прекрасен с любого ракурса.
Настала пора возвращаться домой. Напившись чудного абхазского лимонада с гранатом и эвкалиптом, я села в машину и до самого конца рассматривала абхазские пейзажи:





Гагры:


Дальше было прохождение границы. Пришлось немного постоять в очереди, но это ерунда по сравнению с тем, как здесь бывает. Денис дал полезный лайфхак: возвращайся из Абхазии до заката, потому что все встречают его в Гаграх, делают красивые фото, а потом полночи стоят.
И всё же с прохождением границы нам несказанно повезло. Туда мы вообще не стояли, весь процесс занял около 15 минут, а обратно - около 30-40. Св. ап. Симон помог мне в прошлый раз, не оставил и тогда.
Я до сих пор до конца не вместила в себя то, где была и что видела, настолько эти места поразительны по своей сути. Можно долго спорить, подлинный ли это гроб святителя Иоанна Златоуста или именно вот там умер св. ап. Симон Кананит или на сантиметр дальше, но для меня главное, что здесь их почитают, а моя личная встреча с ними состоялась. Ничего не бывает случайного, вот и моя поездка точно случайной не была. Пусть подольше хранятся святыни, не смолкает молитва, пусть везде и всюду будет мир и благосостояние. А я, если Бог даст, обязательно в Абхазию вернусь. К Симону Кананиту точно.

8 комментариев:

  1. Добрый день. Интересные места, интересное их вИдение. Даже подумалось, что у каждого СВОЯ Абхазия: у кого-то исключительно туристическая (море, пляжи, пальмы), у кого-то историко-культурная (старинные особняки, монастыри, национальные обычаи). Могу похвастаться, что у меня она ни та, ни другая. Даже не так... И та, и другая, но ещё и с добавлением детских воспоминаний.
    На одном фото у себя нашла девочку Галю в панамке, сидящую под пальмой в окружении чернявых мальчишек. Когда девочка подросла и приехала с отцом в Цандрыпш (это там у его сослуживца дом, где мы и бывали летом), то отец упорно мне указывал на ту пальму, под которой сделано фото. А позже, уже после грузино-абхазской, ездили туда с мужем. Печально было видеть лишь фундаменты некоторых соседних домов, в которых ранее жили грузины. Что осталось, так это море, в котором рыбаки по утрам так и ловят рыбу, на берегу коптят (а дом в Цандрыпше от берега отделен лишь небольшим пляжем), а потом вечером, под вкусное вино, ведутся рассказы "за жизнь".
    На моей памяти, Псырцха всё-таки снова стала принимать поезда. Позже она перестала быть станцией, но редкие поезда там вроде курсируют без остановок, полотно то ещё годное. Или уже совсем нет поездов? Хотя туннельные шахты вентиляции отключены с грузино-абхазской, может это небезопасно...

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Спасибо, что поделились своими воспоминаниями. Если бы Абхазия была тесно связана с моим детством, то, конечно, воспоминания были бы теплее. А так - связано, но как туриста.
    Насчёт Псырцхи наш гид очень неопределенно сказал. Насколько я поняла, поезда там иногда проезжают, но на станции не останавливаются.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно и красиво, Светлана Николаевна! Спасибо за рассказ и фото!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за видео в храме. очень люблю слушать там пение. Акустика шикарная, голоса звучат будто с небес)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там шикарная акустика. Когда я услышала русские стихиры, очень обрадовалась. Никогда не слышала их там раньше.

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, у Вас очень серьёзный подход и к самому путешествию и к рассказу о нём, спасибо! Так всё подробно, разнообразно, увлечённо. Сразу видно, что Вам это очень нравится. Это замечательно, значит, у Вас обязательно будут долгие и яркие воспоминания. Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Когда я путешествую, то изо всех сил стараюсь впитать в себя то, что вижу. Потом очень долго я вновь и вновь погружаюсь во всё это. Если место пришлось мне по душе, я его никогда не забуду. Так было с Новоафонским монастырём в 1991 г., когда я впервые встретилась с Богом. Св.ап. Симон Кананит независимо от меня участвует в моей жизни, я именно к нему постоянно возвращаюсь. У меня ощущение, что мы ещё обязательно встретимся, что это не последний мой визит к его местам. Поэтому уже сейчас жду с нетерпением, а пока общаюсь с ним, как могу, в молитве.

      Удалить