Данный рассказ о том, где я была в этот раз в Абхазии, делю на 2 части из-за обширности
материала. Этот пост я писала несколько дней, т.к. консультировалась со многими
источниками, изучала карты, перепроверяла ту информацию, которую дал гид. Эта
поездка была однодневная, состоялась 30 июля, но получилась очень содержательной.
Более
месяца назад мы забронировали экскурсию по святым местам Абхазии. Я никогда не
бывала в этих местах, хотя и ехала в Абхазию уже 4-й раз в жизни, поэтому для
меня это было и загадочно, и радостно одновременно. Когда я выезжала туда в
прошлом году (см. часть I и часть II),
посетила типовые туристические места, так называемый почётный круг достопримечательностей: Гагрскую
колоннаду, о. Рица, реку Бзыбта и Голубое озеро, Новоафонский монастырь,
Новоафонская пещера, “Каменный мешок”, Чабгарский карниз. И, конечно, одна
только мысль о том, что я увижу то, куда обычные автобусы не заезжают, не могла
меня не заинтриговать, а уж посетить святые места - это вообще было
запредельно. Ещё, конечно, появился повод лишний раз побывать в Абхазии – ну
как можно от такого отказаться?
Выехали
утром в 9 часов. Нашим экскурсоводом оказался прекрасный рассказчик и знаток
Абхазии, уроженец Сочи, по материнской линии аджарец Денис. Мне, разумеется,
было интересно послушать человека, который родился и вырос в этих местах, знает
привычки и обычаи людей из первых уст, а не то, что когда-то было просто прочитано в
книгах.
Исторические
сведения об Абхазии, которые он нам сообщил, само собой, можно проверять и
перепроверять, я так и сделала. Учитывая постоянную переменчивость этого места в связи с разными
событиями, можно и запутаться, как, пожалуй, в истории любой другой страны.
Для
меня было, например, новостью, что хоть в Абхазии около 80% исповедуют
христианство, большинство из них принадлежат к армянской церкви. Почему удивило
– в Абхазии очень много христианских святынь, с этими местами связано много
судеб святых, вот я и думала, что здесь процветает православие. Однако это не
является принципиальным, конечно. Главное – чтобы к ним был беспрепятственный
доступ.
Что
мне понравилось: по наблюдениям Дениса, в Абхазии все живут бок о бок
совершенно спокойно, никто никому не мешает и ничего не навязывает. Конечно,
начиналось всё с язычества, как и везде. Именно здесь несколько тысяч лет назад
процветал нартский культ (бытовал у ряда народов Северного Кавказа).
В
VI в.
до н.э. эти земли колонизировали древние греки, которые, конечно, насадили свой
культ Зевса. С 64 г. до н.э. эта территория переходит под контроль римлян.
Около
548 г. основной религией становится христианство, затем последовала череда
нападений арабов, которые смогли отразить, к VI в.
н.э. столицей Абхазского царства стали Лыхны (ныне село, мы туда поедем), до X в.
оно только усиливалось.
Примерно
в XIII в.
пришли генуэзцы (итальянцы) в Абхазию. Конечно, это были, прежде всего, купцы.
Они-то и начали процесс развращения абхазского народа. Действовали хитростью.
Увидят красивую девушку - идут к родителям и рассказывают им сказочные истории
о том, что её очень хочет взять в жёны
какой-то величайший король. Родители, поверив в сказки, отпускали дочь,
а потом генуэзцы продавали её в рабство. Так же поступали и с юношами: забирают
несколько мальчиков из семьи якобы на царскую службу, а итог такой же –
унизительное рабство.
Со
второй половины XVI
в.
усилилась зависимость Абхазии и Западной Грузии от Османской империи, большая
часть населения была обращена в ислам. Конечно, местное население
сопротивлялось и эти протесты вошли в историю под названием антитурецких восстаний. Закончилось
всё тем, что с конца XVIII
в.
абхазские князья стали искать помощи и покровительства, которые нашли в
Российской империи. Однако всегда надо помнить о том, что местное население
было против этого.
Не обошлось без трагических событий. Князь Келешбей, например, был убит
в результате протурецкого заговора в 1803 г. Его сын Сафарбей (по-нашему
Георгий) в 1809 г. подавил сторонников Турции, также попросил покровительства у
русского императора (у Александра I).
Просьба была удовлетворена, и 17 февраля (1 марта н.с.) 1810 г. вышел манифест
о присоединении Абхазского княжества к Российской империи.
Далее
последовала череда очень сложной и многострадальной жизни абхазского народа.
Ещё сотни раз на них будут нападать турки, ещё много раз будут проходить
внутренние нестроения и беспорядки.
28 марта 1921 г. была провозглашена
Советская Социалистическая Республика Абхазия. Особенно с конца XX в.
(80-90-е гг.) на территории Абхазии происходили поистине страшные события
междоусобиц и кровопролития. В данный момент люди живут своей жизнью, но
всегда начеку, хотя и наслаждаются свободой делать то, что нравится им самим, без
оглядки на других. От всего сердца желаю, чтобы там был мир и процветание,
пусть он будет везде, а главное – в сердце каждого отдельно взятого человека.
За таким кратким экскурсом в историю Абхазии мы с вами уже подъехали к крепости “Абаата” II – XIX вв., располагающейся в Старой Гагре:
Проходим
мимо красивейшей магнолии:
Подходим
к храму в честь свщм. Ипатия Гангрского (бывшая церковь Покрова Пресвятой
Богородицы) IV-VI вв.
н.э. Внутри было очень тихо и светло.:
Священномученик
Ипатий – участник Никейского собора 325 г., был убит арианами по возвращении
домой: в пустынном месте на него напали, жестоко избили и изранили мечами,
камнями и копьями, а потом сбросили в болото.
Люблю,
когда свечки в песке стоят, очень удобно и безопасно:
Церковь
небольшая, каменная, что является лучшим решением в жарких странах, в то время как мы бы на севере к этим
самым камням зимой точно примёрзли.
Снаружи
красовался заброшенный торговый центр:
Долго
мы там не задержались и поехали дальше. По пути я очень пыталась
фотографировать красоту Абхазии, там можно было не останавливаться, но, к
сожалению, не всё получилось:
Подъезжаем
к селу Лыхны Гудаутского района. Напоминаю, что раньше это место было столицей
Абхазского царства. Село очень большое и просторное. Обратите внимание на школу
(4-этажная! в селе!):
Раскидистая
липа перед входом в храм. Денис пошутил, что сидя под ней нельзя врать (как
будто сидя под другими деревьями врать можно):
Вот
и сам древний храм в честь Успения Пресвятой Богородицы X-XI вв.,
фрески, которые до нас дошли, относятся к византийской росписи XIV в.:
Внутри
фотографировать нельзя, но я успела сделать один снимок (всегда фотографирую
без вспышки, попросила извинений у сотрудницы храма, действительно не увидела
табличку о запрещении):
Внутри
церкви располагается захоронение владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба-Шервашидзе,
при котором Абхазия вошла в состав Российской империи (XIX в.).
Вокруг
храма:
На
территории храма похоронен легендарный корнет Константин Лаберкай, национальный
герой Абхазии, погиб во цвете лет во время Первой мировой войны:
Могила
митрофорного протоиерея Петра Самсонова, который здесь служил в течение 47 лет:
Котейки
прячутся от дневного зноя в тени, на ступеньках храма:
Ещё
одно захоронение на храмовой территории. Не смогла найти никакой информации,
кем была эта женщина:
Башня
– это уже когда вы выходите из храма, проходите сквозь эти каменные ворота:
После
посещения храма мы пошли на небольшой рыночек, где купили абхазские персики,
груши, чай:
Направляемся
в Сухум (грузинское название Сухуми, где я отдыхала в 1991 г.), вот он уже на
горизонте:
Посмотрите,
какое интересное фото на ходу получилось, словно нарисованное:
К
сожалению, не запомнила и не записала название этой реки, очень сложные в
Абхазии названия:
Старый
ж/д вокзал г. Сухума:
Подъезжаем
к самой дальней точке нашего маршрута:
Переходим
дорогу и видим перед собой Команский (или Каманский) монастырь, другое название
– монастырь свт. Иоанна Златоуста. В данный момент это мужской монастырь, а
изначально был женский:
Поворачиваем
налево и видим гроб святителя Иоанна Златоуста:
Святитель
Иоанн Златоуст – один из трёх Вселенских учителей церкви (вместе со свт.
Василием Великим и свт. Григорием Богословом), яркая личность, талантливейший
проводник. Та литургия, которая сейчас служится в православных храмах, - его
творение. Во время Великого поста по воскресеньям служат литургию святителя
Василия Великого (она немного длиннее), а в будние дни Великого поста –
литургия Преждеосвященных Даров - свт. Григория Двоеслова (потому что Святые
Дары были освящены в воскресный день).
Его
житие не расскажешь одним словом, настолько оно многогранно, а уж его творения
настолько многочисленны, что до сих пор являются настоящим учебником
христианства.
Может,
и нельзя так говорить, но я просто обожаю святителя Иоанна. За его
адекватные и трезвые суждения, применимые к любому времени. Он превозносил христианский брак, воспитание детей, утешал всех –
и монахов, и мирян, сам был строгим аскетом, но жил среди мира. Его письма к разным людям можно
читать как лично обращённые к любому читающему. Каждый что-то найдёт для себя.
Толкования Евангелия святителя Иоанна – это отдельный шедевр.
Можно
и дальше перечислять его добродетели, но лучше всего, конечно, самому
ознакомиться с той стороной христианства, которая вам лучше всего интересна. Его
слова буквально растащили на цитаты. Я приведу лишь некоторые из них:
Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был
хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была
хорошая душа, нисколько не заботится. Это и расстраивает всю вселенную.
Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы
подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не
случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение.
Как еще осмеливаешься называться отцом, предав таким образом сына, оставив без
внимания растление его всеми пороками?
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил
человека свободой.
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих.
Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов,
ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств.
В
результате множества интриг в 404 г. свт. Иоанн Златоуст был сослан на
территорию современной Турции. Зимой 406 г. уже немолодой святитель был
прикован к постели из-за болезней, но вышел приказ о переводе его в самую
глушь, в Пифиунд, ныне Пицунду. Измождённый болезнями, в холод, дождь и
впоследствии зной в течение 3 месяцев пути подвергался постоянным
издевательствам и жестокому обращению стражников. 14/27 сентября 407 г.,
причастившись Святых Христовых Таин, св. Иоанн скончался. Его последними
словами были: “Слава Богу за всё!”
Конечно,
многие спорят до сих пор, где же произошла честная кончина святого. Нынешние
Каманы – одно из таких мест, которое на это претендует.
Пройдемся
по территории монастыря:
Отправляемся
к следующему месту, неподалёку от Каманского монастыря (пешком 10 минут),
источнику св. мч. Василиска:
На источнике летали такие дивные создания в большом множестве. Мы сначала думали, что это бабочки, а оказались стрекозы:
Святой
мученик Василиск стал для меня открытием. Я о нём раньше ничего не знала, а вот
здесь, сначала в Сочи, когда нашла храм в его честь, потом в Абхазии, поняла,
почему его так чтут: он принял здесь свою мученическую кончину.
Родом
св. Василиск из Турции, был племянником вмч. Феодора Тирона (его память
почитается особенно в субботу первой седмицы Великого поста), сюда был сослан и
казнён после продолжительных мучений. Этот источник целебный. Денис, например,
лично засвидетельствовал, что его бабушка была исцелена здесь от рака. И это не
единственный случай.
После
казни христиане взяли тело Василиска и с почестями похоронили на вершине, а
потом построили там храм. К этому храму (конечно, тот, старый, не сохранился)
нужно подняться. Денис обещал 48 ступенек, на деле оказалось 86:
Это
уже видно место с мощами мч. Василиска:
Подойдём к святым мощам.
Их несколько раз хотели перенести в другое место, но каждый раз что-то мешало:
Я, конечно, понимаю, что так просто такие посты не пишутся, но здесь прям исследовательская работа!) Для меня большая часть информации внове, так что спасибо за доступное, в картинках, изложение)
ОтветитьУдалитьСпасибо, я старалась))) Надо же было проверить всё. Сама многое узнала, пока копала информацию.
УдалитьКак красиво в Абхазии! Конечно православные церкви внешним видам не похожи на русские православные церкви, но внутри все почти, как у нас.
ОтветитьУдалитьПо выражению одного путешественника, красота в Абхазии просто сумасшедшая, и я с этим согласна. Можно просто сесть и смотреть на горы, море, закаты и восходы, и всё равно не насмотришься.
УдалитьНасчёт церквей - древние церкви именно так и выглядели в жарких странах, а у нас, на севере, строили из дерева. Русские церкви строились так, чтобы можно было там более-менее находиться зимой. И даже некоторые церковные предметы были из дерева. Например, потир - чаша для Причастия. Если её сделать из железа и т.п., то зимой у священника к ней примерзали руки.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я человек абсолютно светский, в истории религии не разбираюсь, но как же красиво, какой дух от старых городов, деревень, от мест с историей! Старые храмы очень настоящими выглядят, правильными что ли (простите, если что не так говорю, я воспринимаю данный пост исключительно визуально и эмоционально) А природа Абхазии просто восторг! Буйство зелени!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна! Древние церкви или руины крепостей и правда обладают особенным духом. Как представишь, сколько всего видели эти стены, - дух захватывает.
УдалитьСтарые или новые храмы построены абсолютно все по одному и тому же принципу, только архитектура разная. Это очень важно, иначе это место будет чем угодно, только не православным храмом.
Природа Абхазии - это отдельная тема. Ею нельзя насладиться и насмотреться.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за интересный рассказ и великолепные фотографии! Как будто вместе с Вами побывала в Абхазии! А я рассказала о своей поездке в музей-усадьбу "Дворяниново"
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьЕсли будет у Вас возможность, в Абхазию точно сто́ит съездить хотя бы на экскурсию, это особенный мир.
Обязательно зайду к Вам в гости!