Страницы

5 декабря 2013 г.

Причины непонимания иностранной речи на слух

Люди, изучающие язык, условно подразделяются на 3 категории. 
Первая группа: к ней относятся те, что прекрасно владеет грамматикой и лексикой, свободно читает на языке и блистательно справляется со всеми тестами, но в понимании речи на слух и в общении они испытывают большие трудности.
Вторая группа: здесь "обитают" те, кто великолепно и бегло общается, воспринимает иностранную речь на слух, но как только дело касается письменной речи, становится не по себе, т.к. представитель этой группы делает многочисленные ошибки в письменной речи и грамматических упражнениях, не способен грамотно выразить свои мысли на бумаге.

Третья группа - самое интересное. Человек прекрасно владеет грамматикой, читает свободно на языке, понимает, что говорят, но...сам молчит. Жалуется, что "всё понимаю, а сказать не могу".
В этой статье мне хотелось бы коснуться проблемы аудирования - т.е. восприятия иностранного текста на слух и выделить  главные и типичные причины, по которым у многих бывают затруднения.
Вообще аудирование - сложное задание, ведь необходимо не просто понять, что говорят, но выделить основную идею, сжать сказанное до нужного объема и ответить на предлагаемые вопросы.  Более того, нужно обладать неплохой памятью, т.к. нужно еще и запомнить что и кто говорил в конкретной ситуации. 
Зачастую аудирование становится неподъемной задачей для большего количества учеников, а причины все и везде одни и те же. Попытаемся разобраться.
Причина № 1. Отсутствие практики. Бывает, человек добросовестно учится, выполняет все задания, вроде неплохо может 2 слова выделить из устной речи, но наступают моменты, когда "ничего не понятно". Это бывает из-за того, что человек не занимается самообразованием. Ведь чтобы научиться слушать, надо просто слушать. Соответственно, нужно запастись материалами по аудированию, которые сейчас продаются в изобилии для любого уровня, и хотя бы по 10-15 мин, но каждый день заняться этой важной работой.
Причина № 2. Маленький лексический запас. Это, думаю, основная причина. Если лексический запас регулярно не повышается, то и ждать от себя высоких результатов по аудированию нечего. 
Причина № 3. Плохая память. Увы, это тоже одна из причин. Чтобы ответить на вопрос, нужно в точности помнить, какая была ситуация, кто принимал в ней участие, а уж когда дело касается цифр... В общем, необходимо развивать память.
Причина № 4. Неумение сжимать информацию. Порой, человек понимает всё, что было сказано, но не может выделить основной идеи высказывания, не понимает, почему у него ошибки в ответах. Я уже писала о том, как можно научиться работать с текстом, выделять главное. 
В заключении хотела бы порекомендовать несколько сайтов, на которых можно попрактиковать навык аудирования: здесь. Также рекомендую книгу А. Шереметьевой "Английский язык. Аудирование". Конечно же, не могу обойти стороной фильмы на языке - но лучше начните смотреть фильмы с субтитрами, смотрите до тех пор, пока не убедитесь, что вы понимаете каждое сказанное слово.
Если позволяет время, приобретите аудиокниги, но начните с того, что во время прослушивания следите по тексту, выпишите все незнакомые фразы и слова, и только после полного понимания текста приступайте к его прослушиванию без опоры на текст.
Удачи вам в этом нелегком, но оправдывающем себя труде! Помните одно: если хотите научиться слушать и понимать, то необходим ежедневный кропотливый труд над собой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий