Страницы

12 июля 2016 г.

Что такое “развивающая среда”, или Самая обычная прогулка в летний будний день

Парк Победы в г. Королёв
Вам, уважаемые родители, наверняка много раз приходилось слышать такое сочетание слов: “создание развивающей среды”. Наверняка вы подумали, что это нечто такое суперпрофессиональное, что такую среду могут создать лишь особенные люди в специальных детских учреждениях. Это, конечно, не так. Этой статье мне хотелось бы показать, что при желании любой родитель может создать развивающую среду для своего ребенка.
Так что же такое “развивающая среда”? Всё очень просто: место, где ребенок развивается (желательно всесторонне), где перед ним ставятся определенные задачи, которые он согласно своему возрасту может выполнить, а также те задачи, которые он раньше не решал, но решает, используя свой собственный опыт и подсказки родителя или воспитателя.
Как же создать такую развивающую среду? Приведу пример самых обычных прогулок с сыном (его возраст – 1 год и 8 месяцев) в самые обычные будние летние дни.

Надо сказать, что нам повезло: относительно рядом с домом расположены великолепные парки, каналы, лес. Можно вволю любоваться природой, бегать по траве, дышать свежим воздухом:

Парк отдыха в г. Королёв
Начинаем с такого разговора:
- Послушай, как шумит ветер УУУУУУ. Видишь, деревья качаются? А того шмеля заметил? Слышишь, как он летает, перебирает крылышками – ЖЖЖЖЖ? Ух ты! Что это там стучит? Поезд проезжает! (канал располагается рядом с железной дорогой, по которой часто проезжают электрички). ТУ-ТУ! Как громко он едет! А вот птичка пролетела ЧИК-ЧИРИК! А там вдали машины ездят БИ-БИ! А что наверху? Самолет УУУУУ!! Да еще и вертолет ТРРРР!
А вы видите здесь самолет?
Таким образом, идет развитие неречевого слуха, когда ребенок учится слушать, слышать и дифференцировать звуки, окружающие его. Это является одной из важнейших предпосылок к развитию речи ребенка. Можно предложить упражнение посложнее:
- Слышишь? Кто это жужжит? А это что едет? А это кто летит?
И еще сложнее:
- Послушай, кто это? Что это?
Т.е. здесь вы вообще ребенку не говорите и не подсказываете, не произносите слов типа “жужжит”, “стучит”, но понуждаете его отгадывать, т.е. дифференцировать звуки окружающей среды, заодно развивая речь путем постоянного приглашения к звукоподражанию. Ближе к 1,5 годам старайтесь отходить от “биби” и “туту”. Обязательно говорите, что стоит за этими звуками: машина, поезд и т.п.
Вдоволь наслушавшись и насладившись великолепными звуками природы и НЕ природы, приступаем к изучению местности. Трогаем камни, ощущаем, что они твердые, а травинки – мягкие; одни камни большие, а другие – маленькие, одни деревья высокие, а другие - низкие (проговариваем вслух все прилагательные, т.к. эта часть речи усваивается не сразу, а только после существительных и глаголов, приблизительно к 1 году 10 месяцев).
 

Трава – великолепный материал для изучения. Она такая разнообразная! Можно найти длинную и короткую, кудрявую траву, а также с круглыми и овальными листочками. Что уж говорить про цветы! Какое богатство цвета и
запаха! Мы с супругом научили сына не рвать, а только нюхать цветы. Затем приступаем к цвету – т.е. желтому, синему, зеленому, красному – то, что есть на поляне. Цвета ребенок начнет называть только к 2 годам (НО самые простые – красный, зеленый, желтый, черный, белый), однако необходимо часто повторять названия цвета и одновременно показывать, чтобы в первом блоке мозга (там, где по З. Фрейду, расположено бессознательное) все записывалось, а со временем облеклось в речевую форму в области Брок/а (так называемая речевая сторона мозга). 

Таким образом, мы занимались сенсорным развитием ребенка, т.е. развивали восприятие, понятие о внешних свойствах предмета – цвет, форма, величина, запах, вкус.
А потом сыну захотелось попускать мыльные пузыри. Сначала он не умел делать глубокий выдох, а потом у него это стало отлично получаться. Однако будьте осторожны! Не увлекайтесь надолго такой игрой с маленькими детьми, это может вызвать головокружение и даже обморок! Что же развивает обычная игра с пузырями? Физиологическое дыхание, которое очень важно и для физического, и для умственного, и для речевого развития ребенка. Иногда ребенок неправильно произносит звуки только потому, что не умеет правильно дышать. Он надувает щеки при выдохе, делает неполный вдох. При таком дыхании будут проблемы с шипящими, свистящими и несомненно с [р] и [р‘], т.к. чтобы произнести эти звуки, необходимо не только направить воздушную струю в нужном направлении, но и правильно выдыхать воздух. Уже в раннем детстве можно этому научить своего ребенка. Не только при помощи мыльных пузырей, но и воздушных шариков, свистков, мячиков (на них можно дуть и перекатывать, куда нужно), корабликов из бумаги, резиновых уточек при купании и т.п.
Еще один способ научить правильно дышать летом –простой одуванчик. Это ведь так здорово: подуешь, и если всё сделаешь правильно, “парашютики” разлетятся в разные стороны (плюс можно пощупать, какой одуванчик мягкий). Не упустите свой шанс: вторая половина мая –лучшее время для такой игры.
Первые цветы, подаренные мне сыном
Не могу не коснуться развития мелкой моторики рук. Поднимание камней – маленьких и больших, шишек, срывание колосков и перебирание их мелких семян, попытки взять маленьких жучков в руки, рисование мелом (один раз сын даже попытался червяка разрисовать) и т.п. Но не оставляйте своего ребенка без присмотра наедине с мелкими вещами! Рисование мелом развивает не только мелкую моторику, но и координацию, творчество, фантазию и воображение. Я начала давать сыну мелки с 1 года 5 месяцев, когда сошел снег, однако если у вас ребенок “летний” и у него прошел период активного помещения всего, что есть вокруг, в рот, можете дать раньше. Поначалу он будет рисовать только горизонтальные и вертикальные линии – ничего страшного, это говорит о нормальном умственном развитии малыша. Сядьте рядом с ним, нарисуйте цветочек, домик. Покажите, как это здорово и весело рисовать на асфальте. Обратите внимание малыша на рисунки других ребят – у нас в парке дети выписывают целые художества, и это так прекрасно!
Что же касается шишек, то это великолепный материал для самомассажа рук,
Шарики су-джок
полноценная замена массажера су-джок, направленный также на активизацию речевых центров мозга посредством массажа и самомассажа кистей рук и пальчиков. Если шишка не очень острая, то пусть малыш немного ее переберет одной-двумя ручками. Прекрасно, если у него окажется сразу несколько шишек – посчитайте их (развитие понятия один-много), переберите (развитие умения сортировать), расскажите, чем одна шишка отличается от другой (развитие внимания и памяти).
Еще сын очень любит играть в прятки, как, наверное, любой малыш. Вы полагаете, что это только игра? А вот и нет! Прятки – великолепное упражнение для умения ориентироваться в пространстве. Это умение нужно тренировать уже с 2-3 месяцев жизни ребенка, т.к. появляясь на свет, малыш не понимает, что исчезнувший из его поля зрения предмет обязательно вернется. Когда мы играем в прятки с уже повзрослевшим ребенком, мы ему как бы говорим: я спрятался, меня ты сейчас не видишь, но ты сможешь отыскать, попробуй! Задания можно усложнять, но немедленно прекращайте, если ребенок испугался и заплакал из-за вашего отсутствия.
Еще можно повторить части тела. В среднем ребенок к 2 годам должен показывать пять частей тела. Как можно разнообразить это задание (вместо простого “где у тебя глазки?”, “где у тебя нос?”)? Например, вот так:

 

Эти большие фигуры хороши еще и тем, что их можно потрогать, показать, какая часть тела и где находится, а также увидеть, какие у лёвы и мишки большие глаза и нос.
Таким образом, в самый обычный день во время самой обычной прогулки можно устроить ребенку целое занятие по развитию многих и многих умений. Исходя из всего, что я описала, можно сделать вывод: всё просто, ничего сложного, достаточно как можно больше рассказывать и объяснять ребенку, показывать, как мир вокруг него разнообразен, как себя следует вести, как можно что-то выразить словами. Если вы уже с раннего возраста начнете знакомить ребенка с формами предметов, цветами, фигурами, запахами, вкусами, будете работать над физиологическим дыханием, делать массаж рук и развивать мелкую моторику, будьте уверены, что в будущем у ребенка будет меньше проблем и с речью, и с русским, и с иностранным языком, и с математикой, и с успеваемостью в школе. Успехов и здоровья вам и вашим детям!

Статья и фото созданы автором - Кирсановой С.Н. При цитировании ссылка на мой блог обязательна.

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Как прекрасно гулять с малышами на природе. Есть возможность прочувствовать это до глубины души. Но бывает, что молодые мамочки, вместо того, чтобы развивать малыша, на прогулке собираются "в кучку" и просто сплетничают между собой. А потом удивляются, что их ребенок ничего не знает.
    Есть у нас одна мама, у которой ребенок в 3,5 года практически не разговаривает, только какие-то полувыражения типа "уйди, а то как дам!" или громкий ор, если не получает то, что хочет. Реакция мамы - шлепок побольнее, чтобы не орал.
    "Подружки" (такие же "недомамы") успокаивают, что ребенок сам выговорится, когда придёт время. А я с ужасом думаю, что этого-то и не будет. Не сможет ребенок "сам", без помощи. Хотя, матерятся их дети вполне осознанно и "без шепеляния." :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Всё то же и о том же: моим ребенком обязаны заниматься те, кто за это получает деньги(((
      Если ребенок практически не говорит в 3,5 года, это точно отставание в речевом развитие вплоть до алалии (отсутствие речи). Одна из причин данной патологии - это неправильное воспитание или отсутствие воспитания, живого речевого общения с ребенком. Мамы и папы, включающие телевизор, не отдают себе отчет, что ребенок не усваивает речь, которую не "видит". Из-за этого дошкольник до поры до времени не может разговаривать по телефону, т.к. ему это очень трудно и непонятно.
      Речь - это не само собой разумеещеся, это то, что развивается только при, говоря научным языком, постоянной активизации соответствующих нейронов в головном мозге. Вовремя уделенное время речи сэкономит время на всю жизнь. Но иным, видимо, легче всю жизнь водить ребенка к логопедам, психологам и репетиторам. Быть родителем - это не только ответственность, это еще и огромный труд, который увы! не каждый желает на себя брать.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, спасибо за Вашу статью. Все свои прогулки с внученькой во дворе, парке, детской площадке использую как плацдарм для развития личности ребенка, формирования ключевых умений и навыков, а молодые мамочки (не все, но есть) спешат на "перекур" или просто поболтать друг с другом. Грустно, какой потом придет ребенок в садик, в школу)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Вашей внучке очень повезло с такой замечательной бабушкой!
      С одной стороны, желание мамочек пообщаться понятно, но когда это делается в ущерб развитию собственного ребенка, это, конечно, неоправданно.

      Удалить
  3. Как приятно было читать ваш статью)
    Читаю и понимаю как сильно любите ребёнка и серйозно относитесь к воспитанию и развитию.
    Побольше бы таких мам)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алиса Сергеевна!
      Спасибо за добрые слова! Есть такие мамы, которые заботятся о своих детях, вот для них эта статья.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Читала и вспоминала наши (с моими мальчишками) развивающие прогулки.Они проходили почти так же. У нас лес рядом.Мы ещё и птичек с белочкой кормили.
    Хорошая получилась статья для молодых мам, с объяснениями!В ребёнка до 7 лет надо "вкладывать", чтобы потом получить "плоды". И учиться ребёнок в школе будет успешно, потому что все психические функции будут сформированы, а речь развитая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Так ведь и сложного ничего нет, правда? Просто показывай, объясняй, исследуй вместе с ребенком. Кому, как не Вам, учителю начальных классов, знать, какими иногда дети приходят в школу! Есть вещи, в которых родители не виноваты, но есть такие моменты, когда ложится вся вина и ответственность за то, что у ребенка ни речь не развита, ни мелкая моторика.

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, здравствуйте!!! Помните, Вы задавали мне вопрос: " Как лучше подготовить ребенка к школе, со скольки лет начинать заниматься?", что - то в этом роде, так вот Вы сами в этом сообщении дали ответ - разговаривайте с ребенком, общайтесь, показывайте мир красок, звуков, цветов, считайте птичек, лавочки в парке, и когда наступит время идти в 1 класс, он будет знать все, что ему нужно, потому что Вы его научили, не натаскивали, а именно вкладывали постепенно, согласно его возрасту! Вы сами можете дать ответ своим сомнениям))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Людмила Владимировна!
      Да, Вы правы. Как же хорошо иметь дело с подготовленной, так сказать, почвой, а не засевать всё по-новому и с великим трудом обрабатывать под палящим солнцем или в дождь... Я за ранее развитие (но не обучение!) ребенка, против того, чтобы сидеть и ждать, когда оно само всё появится из космоса, и ребенок сам по себе научится читать, писать и считать.

      Удалить
  6. Добрый день,Светлана Николаевна! Раньше была школа для будущих мам, так теперь просто необходимо такие школы проводить для молодых мамочек, чтобы научить их общению с детками! Тогда в школе проблем не будет))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      А ведь у меня была такая мысль: организовать такую школу. Однако с юридическими и прочими делами просто не разберусь, да и финансы нужны определенные. Хотя кто знает, как повернется жизнь? Если дело угодно Богу и принесет реальную пользу, Господь всё даст.

      Удалить
  7. Эта статья, действительно, для любящих и внимательных мам. К сожалению, другие читать и не станут... А жаль...
    Мне очень симпатичен Ваш взгляд, Ваше мировосприятие, отношение к воспитанию детишек, Светлана Николаевна.
    Вы большая умничка, Ваш Сергунька вырастет отличным человечком!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна Витальевна, за добрые слова! А как же мы с Вами общаемся - потому что согласны друг с другом! Я с удовольствием читаю Ваши статьи, где уловила общую волну: любовь к детям, уважение к ним как к личности и всестороннее развитие. Молю Бога, чтобы сын вырос хорошим человеком, воспитание - это после молитвы самое трудное дело в жизни. Папа у нас тоже принимает активное участие, занимается с сыном, как и я, а где-то даже больше.
      Да, увы, может, особо никто читать не станет, но я надеюсь, что хоть кому-то будет интересно. Может кто-нибудь случайно наткнется и вместо пустых форумов и разговоров ни о чем задумается о самом важном деле своей жизни - воспитании и развитии собственного ребенка.

      Удалить
  8. Светлана Николаевна, здравствуйте!
    С любовью и знаниями написан Ваш пост. Много полезного и нужного материала. Спасибо большое, буду рекомендовать её молодым мамам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория Александровна!
      Если кому-то пригодится - это будет лучшая награда.

      Удалить
  9. Светлана, у вас получилась очень увлекательная и развивающая прогулка! Благодарю за участие в галерее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила! Спасибо, что разрешили пока без ссылки, пыталась много-много раз сделать ссылку и на "Детскую галерею", и на "Забавный календарь", но никак не выходит. Обязательно сделаю в следующий раз, с этим сообщением какие-то нелады...

      Удалить
  10. Самое главное, на мой взгляд мамы с восьмилетним стажем, любить ребёнка. Любить просто, несмотря ни на что) Это трудно: иногда не можешь смириться с тем, что ребёнок делает не по-твоему, понимаешь: он - другой человечек. Маленький, но личность. Это и легко, когда понимаешь, что это твоя частичка. И тогда развиваешь ребёнка независимо ни от чего. Прочитал сказку - порадовался за героя или поругал за плохой поступок; увидел цветочек - полюбовался им, его цветом, формой; надел красивое платье - порадовался вместе с мамой очаровательному пупсику. Просто любите - и всё! Но ни в коем случае нельзя делать из ребёнка центр вселенной! А это уже совсем другая история )) моего поста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любить тоже надо уметь. Перегибы плохи и в ту, и в другую сторону. Я тоже как-то писала о том, какая это большая ошибка - делать из ребенка центр вселенной. Но и в то же время не замечать его, не считаться с ним - это также неправильно.

      Удалить
  11. Светлана Николаевна, спасибо за полезный пост. Совсем скоро я воспользуюсь Вашими советами на практике!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я буду рада, если это Вам пригодится. Планирую писать еще, буду рада видеть Вас в гостях!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Столько много примеров и советов молодым родителям можно у Вас найти. С внучкой с камешками, шишками мы так и делали. Сейчас камешки и раскрашиваем, и рисуем на них.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна!
      Раскрашивание - это тоже великолепная тренировка пальцев рук, это развивает и мелкую моторику, и готовит руки к письму.

      Удалить
  13. Светлана Николаевна, здравствуйте! Спасибо за статью. Она по полочкам раскладывает понятие развивающей среды. И ключевой момент - это ее всесторонность и баланс. Когда работают все каналы восприятия, и физическое движение присутствует. А то ведь встречаются невероятные перекосы. Ребенок и считает, и читает, а мяч поймать руками не может.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Моей целью и было показать, что нет ничего сложного, всё "под рукой". А перекосы - да. О главном забывают. Думают, знание пяти иностранных языков перевесит неумение ребенка завязывать шнурки и ловить мяч (а это серьезно).

      Удалить