Страницы

3 февраля 2017 г.

Ave Caesar, или Репетитор по английскому: как это бывает

Источник картинки- интернет
О репетиторах уже как-то писала, но сегодня хотела бы поговорить об этом серьезно, узкоспециально. Долго обдумывала этот пост, потом появилась полная и исчерпывающая статья Ирины Валерьевны, и я поняла: пора. 
Обозначу сразу: никаких имен и номеров школ называть не буду, а если и буду, то ненастоящие. Причина, думаю, ясна. Мне важно отразить смысл, а также то, что меня лично волнует, возмущает или восхищает.
…Когда я училась в школе, слово “репетитор” до 11 класса мне было незнакомо. Мы и знать не знали, что они существуют в природе. Оказывается, существовали и существуют. В старом фильме “Разные судьбы” (1956) один из героев – репетитор, тем и зарабатывает на свою новоиспеченную жену.
Нет ничего плохого в репетиторстве, потому как иногда именно репетитор сможет помочь ребенку преодолеть трудности с тем или иным предметом, направить, вдохновить. Однако согласно моим наблюдениям, далеко не каждый родитель разбирается в том, что же происходит на занятии и приносит ли это какую-нибудь пользу.
Репетиторы английского бывают разные. Разберемся с каждым по отдельности.

Вариант № 1: “Домашнее задание”.

Этот репетитор выполняет с Вашим ребенком домашнюю работу, который сам же его и задал или задал кто-то другой. Такие репетиторы не выходят за рамки домашнего задания и не предлагают никакого дополнительного материала. Если родителю только это и нужно, тогда этот вариант – самый подходящий. Это бывает довольно удобно для тех родителей, которые не владеют английским языком хотя бы на элементарном уровне и действительно ничем не могут помочь своему ребенку.
НО!
Одна учитель “репетирует” таким образом несколько учеников одновременно, до 5-6 сразу. Время занятия – 45 минут, и за этот промежуток времени она успевает позаниматься со всеми учениками одновременно. Как-то я спросила, а что говорят родители, не возмущаются ли они, что ребенок не прогрессирует. Получила такой ответ: нет, не возмущаются. Им довольно того, что у ребенка не “2” за четверть и он хоть что-то понимает. Но здесь могут быть подводные камни. Ученик может и не учиться на “2”, просто его учителю так удобно. Увы, но занятия с репетитором порой становятся негласным договором между учителем и родителем. Как сказала мама одного второклассника: “Пусть занимается, а то он тогда вообще…” В смысле, якобы вообще ничего знать не будет, а в журнале будут только “двойки”.
А есть еще и такое. Приходит как-то ученик на урок к одной учительнице, швыряет домашнее задание (именно швыряет, а не кладет): на, мол, выкуси, за меня репетитор всё сделала, ставь мне “5”! Т.е. этому мальчику родители или сам репетитор внушили, что домашнее задание по английскому – это обязанность репетитора, за выполнение которого его учитель просто обязан поставить отличную отметку. Это ужасная ошибка и заблуждение! Я была в сильном возмущении, когда уже мой ученик принес мне сочинение, написанное на мятом листке чужим почерком. Ну явно репетитор за него писал, а он мне пытался сдать – мол, это его работа. При этом, как говорят англичане, он это делал with a straight face, т.е. ни один мускул не дрогнул, т.к. считал это совершенно нормальным.
Еще вспоминаю кое-что, правда, уже комическое. Один мальчик вставал передо мной на колени каждый раз, когда хотел получить “4” за четверть или целый год, мотивируя свою просьбу тем, что “моему репетитору знаете, какие деньги платят, меня родители убьют”. На мой вопрос, при чем здесь я, у него ответа не было. За год он не то чтобы не старался, а не делал ни-че-го, так за что же я ему должна была ставить “4”? Пожалеть его родителей, которые платят сумасшедшие деньги какому-то прославленному репетитору?

Вариант № 2: “ОГЭ, ЕГЭ и прочие экзамены”.

Если у Вас конкретная цель – сдать тот или иной экзамен, то нужно искать репетитора, специализирующегося на подготовке к данным испытаниям. К выбору репетитора в этом случае нужно отнестись очень серьезно, ведь Вы этому человеку доверяете будущее своего ребенка. Конечно, никто не всесилен. Увы и ах, но собственную голову никакой репетитор на место головы своего ученика не поставит, поэтому нужно быть реалистом и исходить из существующих возможностей Вашего ребенка, а еще от прилагаемых усилий последнего.
Чтобы подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по английскому, требуется около 2 лет для каждого экзамена. В настоящее время сдавать иностранный сложно, это испытание очень серьезное и нуждается в долгом и кропотливом процессе зубрежки, поиске информации и понимания требуемых реалий. Посудите сами: Вашему ребенку нужно будет показать себя в пяти пунктах –

- аудирование (восприятие и полное понимание иностранной речи на слух);
- грамматика;
- словообразование;
- письмо;
- говорение.

Каждый пункт содержит в себе целую эпопею, разбирается на составные части, а складывается в единое целое только в день экзамена. Нужно быть очень стрессоустойчивым человеком, чтобы решиться сдавать английский язык, который признан наряду с химией самым сложным экзаменом (по крайней мере, я слышала, что даже сложнее химии).
Однако не всё, конечно, так страшно. Просто экзамен – это чаще всего напряжение умственных и нервных сил, но это не значит, что сдать его невозможно. Возможно всё! Просто всё зависит не только от репетитора, но и от ученика. От последнего в большей степени.
НО!
На одном из семинаров по ЕГЭ услышала неприятную новость. Оказывается, есть ученики, которые плохо справляются с разделом “Письмо” только потому, что не знают структуры. Я была потрясена: а чем тогда они 2 года с репетитором занимались?
Есть еще некоторые важные моменты при поиске репетитора по английскому, которому Вы доверите готовить Вашего ребенка:

а) ищите такого репетитора, который знает, из чего состоит экзамен, понимает его суть и объясняет ребенку.
б) ищите такого репетитора, у которого хорошее произношение и владение английской интонацией, иначе часть “Говорение” будет провалена, а это 15 баллов на ОГЭ (из 70 максимальных) и 20 (!) баллов на ЕГЭ (из 100 максимальных).
в) ищите такого репетитора, который зарекомендовал себя как ответственный и честный человек, иначе при недостаточном количестве баллов он будет обвинять только Вашего ребенка, но не себя.
Допустим, Вы нашли репетитора с целью подготовки к экзаменам. Ваши действия:
1) через 1-2 занятия поинтересуйтесь, объяснил ли он Вашему ребенку структуру экзамена – т.е. сначала спросите ребенка, а затем учителя. При этом ребенок должен не просто знать, что структура “стандартная”, а что именно туда включается. Из опыта: у меня уходит порядка 30-40 мин, чтобы пояснить это ребенку. 30-40 минут – оптимальное время, чтобы не торопясь, со всеми подробностями, осветить данный вопрос;
2) узнайте, насколько учитель владеет информацией по ОГЭ и ЕГЭ, в частности, посещает ли он какие-нибудь семинары, вебинары или знакомится с печатной продукцией на тему экзамена (можно, например, спросить: “А предвидятся ли какие-нибудь изменения в структуре экзамена?” или что-то в этом роде);
3) какая у учителя категория - вообще ничего не значит. Мне рассказывали об учителе, который всем афишировала о наличии высшей категории, но при этом в 5 классе ее ученики подозрительно чуть ли не каждый урок пели песни. Лучше будьте уверены, что перед Вами – заинтересованный в результате человек, работающий на главную цель, которая интересна Вам и Вашему ребенку, а не на свои собственные;
4) узнайте, каков опыт подготовки этого учителя к экзаменам, каковы результаты. Скажу по секрету: опыта может и не быть, но Вы можете просто знать этого человека и всецело ему доверять;
5) спросите, как часто учитель общается с носителями языка или просто практикуется разговаривать на английском. Открою Вам тайну: далеко не каждый учитель английского языка владеет разговорной речью и правильным произношением, поэтому он не сможет подготовить Вашего ребенка к устной части экзамена, т.к. не сможет ее адекватно проверить. Конечно, нельзя предъявлять завышенные требования, ведь ездить за рубеж может позволить себе далеко не каждый, однако разговаривать по скайпу, смотреть фильмы на английском, завести друзей в соцсетях, вступать в клубы – это доступно всем и каждому, причем в ряде случаев совершенно бесплатно (если не считать платы за интернет);
6) время от времени связывайтесь с репетитором, узнавайте, как идут дела, какие вопросы, какие недочеты. Если ответы односложные и однообразные типа “всё хорошо”, “не волнуйтесь”, то есть повод насторожиться. Даже у продвинутого ученика могут быть пробелы в знаниях при подготовке к экзаменам. Или, даже если их особо и нет, ответы преподавателя всё равно должны быть глубже и более развернутыми.

Вариант № 3: “Подтянулись!! Вытянулись! Сделали глубокий вдох...”.

Этот вариант репетиторства – когда нужно просто немного “подтянуть” свои знания или же улучшить их. Также такой вид репетиторства нужен, когда Вы хотите заниматься по углубленной программе, а существующая программа в школе Вас по каким-то причинам не устраивает.
Итак, Вы, допустим, увидели, что у Вашего ребенка пробелы в знаниях по иностранному языку и решили ему помочь, попросив репетитора позаниматься с ним. Это вполне конкретная цель с конкретными темами и задачами. Но будьте готовы к тому, что “подтягивание” может растянуться надолго, т.к. в английском языке одно цепляется за другое и разобраться по-быстрому вряд ли получится. Конечно, всё решается в индивидуальном порядке.
Что касается углубленной программы, то тут тоже нужно хорошенько подумать. С одной стороны, прекрасно, что Ваш ребенок будет заниматься отдельно от всеобщего учебного процесса, получать знания, которых в школе не дают. Иногда “не дают” по причине невозможности их дать и невозможности выбрать другую программу. Есть просто ужасные учебники по английскому, которые кроме как песен-плясок никаких знаний не предполагают, но проблема в том, что в Подмосковье, например, запрещено брать ту программу, которой нет в специальном перечне для общеобразовательных учреждений. Поэтому, уважаемые родители, обратите внимание, что причина не всегда в учителе или в его личном нежелании и неприятии давать что-то дополнительное.
НО!
Иногда бывает такое, что углубленных занятий хочет родитель, а ученик не проявляет никакой инициативы. Более того, зевает и скучает, но никуда не убежишь: мама сказала сидеть, значит надо “отсидеть”.  Английский язык – ужасно ревнивый и строгий дядька, он сразу чувствует неприязнь к себе и никогда ее не прощает. Конечно, можно попробовать заинтересовать ребенка, давать ему интересные задания, превратить занятия в эдакий цирк одного актера (о да, и такое на моей практике бывало), но поверьте: если у ребенка соответствующий настрой, он либо ничего делать не будет, либо ему ничего так и не будет интересно, даже если и будет что-то делать. Изучение иностранного языка – тяжелый труд, а еще добавьте нахождение в неязыковой среде. 
Одна мама очень часто приходила ко мне и доказывала, какой у нее гениальный ребенок, ведь он с репетитором занимается, и “тройка” ее ну никак не устраивает. Да-да, её не устраивает, понимаете? Ведь, по ее мнению, репетитор – панацея от всех проблем. Заплатил денежки, и нА тебе, “пятерки” так и посыпятся, а все учителя встанут в линеечку и дружно признаются в своих недочетах. Такого не бывает и быть не может, ведь урок – очень сложный процесс, состоящий из разных компонентов. Каждый урок продуман и просчитан четко по времени; каждый этап – это отдельный мир. Само собой, ребенок все 45 минут не может пребывать во внимании, поэтому где-то будет вертеться, где-то в окно посмотрит, когда-то с соседом парой реплик обменяется. Добавьте еще ожидание обеда (мой кабинет находился рядом со столовой), природную смешливость и чувство юмора – вот и всё, что нужно, чтобы внимание рассеялось и утекло. Конечно, задача учителя – собирать это внимание, но учитель не властелин, мысли читать не умеет, поэтому даже при индивидуальном подходе находятся ученики, которым сложно усвоить что-то в классе, им нужно объяснять отдельно и продолжительно.

Вот, собственно, основные варианты репетиторов. Я написала о них для того, чтобы каждый родитель принял решение, для чего его ребенку нужны дополнительные занятия и нужны ли вообще, всё хорошо взвесил и только потом принял решение.
Еще есть очень важная деталь: даже если Вы, уважаемые родители, найдете такого репетитора, который отвечает большинству из вышеуказанных требований, помните: если ребенок НЕ настроен учиться, ни один, даже самый прославленный репетитор ему не поможет. В учебе срабатывает всегда одно и то же: что посеешь, то и пожнешь (as you sow, you shall mow), особенно это касается иностранного языка. Если ребенок упрямо не будет следовать советам преподавателя, не слушать его, не повышать свой уровень, а упорно стоять на своем, - результата не будет. Я очень советую Вам, уважаемые родители, быть на связи с Вашим репетитором. Не надейтесь на чудеса и на то, что кто-то что-то сделает за Вас. Это Ваш ребенок, его будущее. Важно не упустить, вовремя подтолкнуть, направить, чтобы достичь того результата, которого хочется и которого хочет Ваш ребенок, ведь учиться-то придется именно ему, а не Вам. Важно, когда между репетитором и ребенком установятся дружеские отношения. Без них ничего не выйдет, потому что это – индивидуальные занятия и если ребенку на них некомфортно, учебного процесса не получится.
Когда Вы впервые встретитесь с педагогом, обозначьте конкретные цели: чего именно Вы хотите и выслушайте учителя, чтО он/она Вам скажет, проанализируйте все “за” и “против”, поговорите с ребенком наедине, объясните, что репетитор – это не маг с волшебной палочкой, но человек, который только помогает и направляет на нужный путь.

Желаю Вам и Вашим детям успехов в учебе! Пусть всё получится, а цели достигаются!


28 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Я ждала этот пост, так как "с точки зрения родителей" я-то высказалась у себя в блоге, а вот "что думают учителя" - для меня было загадкой.
    То есть читала не раз в блогах коллег, но это было больше похоже на инструкцию.
    А вот так, от души, как смогли Вы, не каждый решится рассказать. Ибо, боится быть непонятым.
    С сожалению, среди учителей-репетиторов существует нездоровая конкуренция по "перетягиванию сильных учеников". Считается, если "поступаемость 100%", то это хороший репетитор. Но, увы, как показывает практика, сильные репетиторы просто не связываются с "провальными вариантами". Да оно и правильно. Никакие деньги не приделают новую голову с мозгами нерадивому ученику.
    И ещё, мне кажется, что взрослые намного больше переживают, как дети сдадут экзамены, удастся ли поступить... получить профессию... и т.д.
    Дети, в большинстве, или просто более скрытные (скрывают волнения) , или действительно "пофигисты"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да, ужасная конкуренция существует. Мне это ужасно противно. Знаю одного учителя, который моего ученика разнес в пух и прах - просто придралась, говоря откровенно, наговорила, что такие фразы употреблять нельзя. Ученик в полном шоке звонит мне и дрожащим голосом мне всё это говорит. Я его успокоила, как могла, сказала, что у меня большой опыт общения с носителями языка, так что "так говорят" и т.п. Та учительница наверняка понимала, что ученик хоть и средних знаний, но очень хороший. Он сдал на 66 баллов, почти на 100% результат, но ложка дегтя была подложена, а это было очень неприятно.
      Да, Вы правы: прославленный и Великий Репетитор никогда не возьмется за слабый вариант. Ему сливочки подавай с золотой каемочкой, а всю самую сложную и нудную работу пусть делают презренные учителишки или "средние" репетиторы, у которых 1 занятие стоит не 2000 руб., а намного меньше.
      И да, взрослым больше надо, чем самим же сдающим. Борюсь вот так с одним учеником, что поделать? Пока не доходит. Надеюсь, придет в себя.
      Спасибо, Ирина Валерьевна, за дискуссию, я для нее открыта!

      Удалить
  2. Дам почитать этот пост сыну. Он окончил вуз по специальности "методика преподавания иностранных языков", а сейчас в магистратуре СПбГУ изучает синхронный перевод. Репетиторствует,но очень серьёзно подходит к этому занятию. Рассказывал про своих учеников - с очень разным уровнем владения языком и освоением программы, не всегда простым характером и настроением).
    да,очень важны взаимоотношения с учеником. Не просто "натаскивать", но позитвино общаться)
    Согласна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Думаю, Ваш сын найдет что-то для себя знакомое, а может, то, чего не знал раньше. Синхрон - это здорово. Я училась не продолжительное время, это физически очень тяжело. Удачи ему!
      Ну а о взаимоотношении - это ключевое. Без него вообще ничего не получится, как не хочется.

      Удалить
    2. Мдааа, синхрон для меня вообще какая-то фантастика. Есть знакомые, которые им занимаются, я наблюдаю и поражаюсь - как так можно делать? Но и они признаются, что устают и перегрузки опасны для здоровья.

      Удалить
    3. Ирина, если занимаешься чем-то с удовольствием и желанием, то и усталость не страшна. Сын - мастер спорта по многоборью, естественно, отец-тренер хотел видеть его в спортивном вузе. Тем не менее, поступил Денис туда, куда решил сам, потому как склонность к языкам явная. Учился с интересом и продолжает совершенствоваться именно в этой сфере. Это счастье - сразу найти свое призвание. пусть и у него так будет)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Статью прочитала, не оставили без внимания, но))) С точки зрения опыта работы в школе, мамы дочери отличницы и "красного" дипломированного специалиста, учителя математики, у которого средний ученик сдает ЕГЭ без репетиторства (социум у нас не слишком богат) и руководителя школы я СО МНОГИМ не согласна. Но это личное мое мнение, я его оставляю при себе, никому не навязывая. Мы росли без репетиторов, сами поступали в ВУЗы))) Лень детей и большой кошелек родителей..... Грустно, тогда зачем вообще нужны школы???????????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за внимание к статье. Согласна с Вами: меня возмущает, что сейчас репетитор - это царь и бог, который якобы возьмет и всему научит. Я тоже не понимаю в такие моменты, зачем нужна школа. Некоторые свои возмущения я выразила и написала, что репетитор не так уже и не необходим в ряде случаев.
      Однако есть моменты, когда необходим. К ЕГЭ по английскому невозможно подготовить качественно при условиях, в которые мы поставлены. Дается только 3 часа в неделю, материал огромный, про устную часть я вообще молчу, а об эссе и говорить нечего. При стандартных 3 часах в неделю качественно и массово подготовить детей к ЕГЭ НЕВОЗМОЖНО, ведь всё должно вестись на иностранном языке, что усложняет поставленную задачу вдвое.
      Я тоже сама учила язык, с репетитором занималась раз в неделю в 11 классе, но уже сейчас могу сказать, что он мне был не нужен. Все знания нам дала наша учительница, но тогда не надо было сдавать ОГЭ и ЕГЭ, а рассказать тему, решить грамматические задачи и ответить на вопросы экзаменатора. Сейчас сдать выпускные по английскому сложнее в несколько сот раз. В общем, палка о двух концах. Нужно смотреть индивидуально и на учителя тоже. Знаю тех, кто просто приходит в класс, садится на стульчик и ничего не дает в классе, зато требует за один день написать письмо или выучить песенку. А как ребенок это сделает на английском, если ему не объяснили, как?

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, я ни в коей мере не хочу ни с кем спорить, каждое мнение имеет место быть. Я лишь говорила с позиции своего предмета, желания и возможностей школьника. Удачи Вам в Вашей работе, пусть детки Вас всегда радуют результатом. Язык -это сложно!)) Согласна!

      Удалить
    3. Анна Борисовна, я очень уважаю Вас и Ваше мнение, спасибо, что делитесь))) Желаю и Вам того же: пусть ученики радуют, пусть они будут благодарными учениками!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    С особым интересом прочла пост. Младший сын в этом году будет сдавать ОГЭ по английскому языку. У нас есть репетитор №3 уже 5 лет. Школьным английским Татьяна Александровна с Мишей не занимается (если только ему надо что-то уточнить или объяснить, когда пропустил по болезни). Ещё в прошлом году сын объявил нам, а затем и репетитору, что будет сдавать английский. Я, честно скажу, не в восторге, так как знаю, что это очень трудно, особенно говорение (сижу организатором на всех ЕГЭ и ОГЭ), но это его решение. Как только Татьяна Александровна узнала о решении ученика, они перешли на новый уровень взаимодействия - вариант №2. Миша занимается не индивидуально, а в паре с девочкой-ровесницей. На занятии много "говорения" и общения. Учитель говорит, что это ещё и здоровая конкуренция стимул для обоих.
    Школьный учитель хвалит Мишу. С репетитором поддерживаю тесную связь. По математике ходит на курсы в школе, а по русскому занимаемся сами, по письменной части много работает учитель в школе. По обществу часто ходит на консультации.
    Вот так мы готовимся к ОГЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Дети в 9-11 классах очень сильно загружены и перегружены. Вот бы убрать кое-что лишнего из программы, было бы здорово.
      Занятия в паре, когда идет подготовка к говорению, - это очень хорошая практика. дети начинают чувствовать, что они не в пустоту говорят, а общаются с реальным человеком.
      Это прекрасно, что Вы поддерживаете связь с репетитором - это очень важно.
      Успехов Вашему Мише!!! Пусть он сдаст английский на 70 баллов!!!

      Удалить
  5. Мне кажется, что сейчас вообще много чего лишнего как для ученика, так и для учителя, так сказать "никакой личной жизни" и это задалбливает, потому возникает или нежелание учиться, или усталость тех и других, или что-то типа перегруженности информацией, от чего мозг отказывается принимать еще навязчивое обучение через репетиторов по решению родителей. Как же, надо, чтобы ребенок был лучше других... Думаю, что дети часто просто-напросто привлекают внимание родителей - побудьте со мной, поговорите, поймите. А родители, наверно, не слышат.. И потом виноваты, ну кто..ребенок - он тупой, или учитель в школе - не может научить, или репетитор - ему же деньги заплачены, он должен научить! У проблемы всегда есть корень, а мы, как современная медицина, лечим следствие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, как же я с Вами согласна! Сейчас репетитор является каким-то обязательным составляющим. Почему-то многие родители убеждены, что без репетитора у их ребенка будет 2. А уж какой ажиотаж раздувается по поводу английского языка! Как же! Ведь ВЕСЬ мир на нем говорит! Ну и что? Всему свое время. Заговоришь, была бы мотивация. Если ребенку пихать 100 иностранных языков, толку не будет, а только отвращение.
      Да, я тоже за то, чтобы искать первопричину, тогда и будет толк. А по поводу современной медицины - о да, уже язык болит спрашивать-расспрашивать у врачей. Как мне как-то сказали, мне такие вещи не скажет ни один врач, ведь невыгодно: выгодно, когда пациент на всю жизнь привязан к врачу, аптеке и больницам. Выздоровеет - через какое-то время опять бежит. Грустно.

      Удалить
    2. Сейчас ажиотаж еще по китайскому языку. Кто-то учит с удовольствием, кто-то по категоричному решению родителей, кто-то из-за взгляда в будущее по торговым и другим отношениям между странами. Наверно, действительно, мотивация есть, у каждого своя, как и понимание этой мотивации. А аптеки..странно, что они все увеличиваются, а люди здоровее не становятся. Действительно грустно.

      Удалить
    3. Да, синхрон - это очень напряженная и ответственная работа. Слышала, что синхронистов предпочитают мужчин. Перегрузки бывают, это очень тяжело.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Никогда не стремилась находить для ребёнка репетитора, но когда дочка высказала желание изучать английский более углубленно, то познакомились с замечательным педагогом, который отвечает на запрос ребёнка.
    Ваш пост поможет многим читателям понять и расставить приоритеты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Значит Вы на правильном пути: исходите из того, что ребенок может учиться сам. Но по поводу английского - очень хорошо, т.к., как я и писала, школьного языка более продвинутому ребенку может и не хватать. Успехов Вашей дочери!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Я сейчас занимаюсь репетиторской деятельностью, но готовлю детей для поступления в российские вузы, очень уж программа по биологии разнится с нашей казахстанской. Да и каждый вуз требует что-то свое - один решать задачи по молекулярке, другой - по генетике, а третий требует работу с рисунком в приоритете.
    Могу сказать, что среди факторов, почему берут репетитора - это психологический аспект, который вселяет дополнительную уверенность в движении к цели.

    Очень грустно, что нормы ЕГЭ превышают реальные предоставляемые условия в школе. И они должны быть пересмотрены с точки зрения учета реальности школьной подготовки. Попробуй научи языку, когда в классе 35 человек. Все таки экзамен ЕГЭ должен быть доступен для сдачи среднестатистическому ученику без репетиторской поддержки, за счет обучения в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Согласна с Вами по поводу психологического аспекта, просто иногда доводят это до абсурда.
      Ну а по поводу несоответствия заданий ЕГЭ со школьной программой - это отдельная тема. Особенно это касается языка. Нужно 2 года заниматься с репетитором, чтобы сдать ЕГЭ по английскому, т.к. задания там просто караул - я имею в виду, ребенку нужно постоянно заниматься только одним языком, а у него еще очень много других предметов.

      Удалить
    2. Абсурдизация образования чиновниками не знает границ. У нас таки внедряют полиязычие, наперекор всему здравому смыслу и физиологическим возможностям ребенка. У подруги ребенок в первый класс ходит и путает языки - английский и казахский... Обнять и плакать.

      Удалить
    3. Я одного не могу понять: чиновники что, решили на Казахстане эксперимент поставить? Намеренно издеваются над детьми?!

      Удалить
  8. Спасибо за информацию к размышлению:) Не попадалось до сих пор мнение учителей. Как родитель, я против репетиторства и считаю, что если выпускника надо каким-то образом натаскивать, готовить к поступлению в вуз, то возможно он там будет занимать место кого-то более способного. Но работу я нашла именно в сфере репетиторства. С английским языком
    работаю только с малышами в клубе. Игровой английский для дошкольников- это вообще отдельная тема:) Иногда берусь за репетиторство на первом году обучения языку в школе, когда все в панике, что ребёнок не справляется или не хочет заниматься. Обычно проблема встаёт остро во втором классе, когда ставят отметки, и после первых двоек по английскому дети отказываются заниматься вообще. Берусь только за выполнение конкретных задач: мотивация, обучение чтению. То же самое и с репетиторством по русскому языку- решаю только конкретные задачи, но к сожалению приходится иногда выполнять желание тревожных состоятельных родителей "подтянуть вообще", причём гораздо чаще умника, чем реально отстающего ребёнка. Разумеется, в любом курсе можно найти то, что никогда не будет лишним, но красть время загруженного ребёнка, я никогда не стану.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана Дмитриевна, за Ваш обстоятельный ответ! Да, во 2 классе начинается паника, потому что ставят отметки. Учителя английского - главное зло))) Здесь важно, конечно же, не перегнуть палку в требованиях, но и не дойти до всеобщего попустильства и, как следствие, отсутствие реальных знаний.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Лень наших детей переходит все границы!!! Он не хочет учиться, не хочет вообще напрягаться по жизни, а родители идут у него на поводу, мол, не страшно, найдем репетитора, вбухаем деньги, пусть только попробует не научить за наши кровные....... А нет бы встряхнуть деточку, научить внимательно слушать на уроках, да строгости немного добавить, нет, да и гляди ум появится!!! Согласна, что некоторые предметы даются в малом количестве часов по программе, если уж совсем туго, тогда и подтянуть ребенка не грех!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Да, Людмила Владимировна, такое сплошь и рядом. На уроках верчение-кручение, дома ничего не делаем, зато требуем от учителя. Здесь действительно много факторов: и неспособность ребенка воспринимать на слух, и плохая память, и рассеянное внимание, и неразвитое мышление, и проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. Всё сложено в кучу. Ну а если ребенка, как Вы правильно сказали, не приучили трудиться, тут уж ничем не поможешь, пока его сознание не проснется.

      Удалить
  10. Светлана Николаевна, с удовольствием почитала Ваши размышления о репетиторстве и комментарии к ним. Если честно, то я пришла к выводу, на примере своего старшего сына, что репетитор был нам нужен, чтобы я удовлетворила свои собственные амбиции: как это так мама в школе работает, а у ребеночка где-то там не все супер... Наверное есть конечно и другие случаи, ведь дети разные. Но родителям не мешалобы задавать вопрос себе "Кому больше нужен репетитор папе с мамой или ребенку?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Вопрос: кому больше нужен - нужно непременно задавать, а не то никакого особенного толка не будет. Просто не все это понимают, к сожалению.

      Удалить