Страницы

5 марта 2017 г.

Первая неделя Великого Поста: обзор

Сегодня – Великий Праздник, который называется Торжество Православия. Этим днем завершается Первая седмица Великого Поста, которая наряду с третьей (Крестопоклонной) и Страстной (последней перед Пасхой) является самой строгой.
Первая неделя Великого Поста – это начало поста, начальная ступень на пути к Пасхе. С понедельника по четверг вечером имела место особая служба под названием “Великое повечерие с чтением Покаянного канона св. Андрея Критского”. Этот канон очень длинный, поэтому его делят на 4 части и читают в течение 4 дней. Он содержит в себе призыв к каждой душе покаяться, помириться с Богом и людьми и обратиться к Богу:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? 
Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, 
да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй. 
Кондак после 6 песни Великого Канона

Из-за большого объема и глубины этот канон носит название Великого Покаянного канонаВ нём можно найти множество примеров из Ветхого и Нового Завета, когда автор пытается донести до души каждого из нас какую-либо мысль. Например, в каноне Вторника, песни 8, есть напоминание о Ниневитянах – древнем народе, который жил на территории современного Ирака. Он впал в тяжкие грехи, но Милостивый Господь послал к ним святого пророка Иону, чтобы тот сказал им покаяться и обратиться к Богу. Не сразу они услышали Иону, но через какое-то время раскаялись во всех своих делах, посыпали головы пеплом, как это раньше было принято в знак большой скорби, и наложили строгий пост. За это Господь помиловал всю их страну и не послал праведный Свой гнев за жестокие их дела. Вот как в Великом Каноне говорится об этом:

Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу вретищем (одежда из очень грубой ткани. – С.К.) и пепелом: сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех прежде закона и по законе согрешивших.

Т.е. ты, душа, не стала подражать этому народу, не обратилась к Богу, не хочешь признать свое падение, хотя много согрешила.
Вообще Великий Канон – настоящее произведение церковного искусства. Существует много толкований, но лучше, конечно же, знать Ветхий и Новый Завет, тогда будет понятно, о чем говорится и с чем что сравнивается.
Еще одна особенность Великого Поста – это Литургия Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам и в некоторые дни особо почитаемых святых. Ее корни восходят к глубокой древности. Дни Великого Поста наполнены сосредоточением и глубиной, поэтому в нем нет места увеселениям. Пост распространяется даже на службы. Если во все дни года служится Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста – главное богослужение, во время которого воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, богослужение, наполненное светом и радостью, то во время Великого Поста Божественная Литургия служится только по субботам (Литургия свт. Иоанна Златоуста, она немного короче) и воскресеньям (Литургия свт. Василия Великого, она подлиннее).
Литургия Преждеосвященных Даров называется так потому, что на ней происходит причащение Святыми Дарами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа), освященными на предыдущей полной Литургии (в воскресенье, скорее всего). Причащение осуществляется засушенными Святыми Дарами, поэтому на этой Литургии детей, которые еще не могут кушать твердую пищу, НЕ причащают. Грудничков можно приносить на Причастие во время Великого Поста только в субботу или воскресенье. Исключением является день Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), в этом году выпадающий на пятницу.
Литургия Преждеосвященных Даров – уникальная служба. Она очень продолжительная и содержательная. Во время этой Литургии всё, в основном, читается, а не поется, с преклонением колен. Побывать на этой службе – большое счастье, т.к. она очень редкая. Я уже несколько лет на ней не была: не удавалось попасть из-за работы, а потом, когда родился сын, не могла присутствовать, т.к. надолго оставить грудничка не представлялось возможным.
вмч. Феодор Тирон
Суббота первой недели Великого Поста – память св. вмч. Феодора Тирона. Если кому удавалось побывать в церкви накануне вечером или утром, в субботу, то наверняка Вы получили сладкую пшеницу с черносливом, изюмом или орехами, а может, со всеми возможными сухофруктами. Это коливо. Зачем же его раздают? А дело в том, что в IV веке Юлиан Отступник повелел торговцам на рынке окропить свою пищу жертвенной кровью, т.к. хорошо знал, что у христиан был Великий Пост и что им запрещено есть идоложертвенное. Великомученик Феодор Тирон, замученный за Христа за сто лет до этого, явился епископу Евдоксию и сказал, чтО приказал Юлиан Отступник, а потом
Коливо
научил, как готовить коливо. В память об этом чуде мы до сих пор в первую субботу Великого Поста варим коливо или идем в Церковь, где совершается особенный молебен на освящение этого блюда и раздается присутствующим в храме.
Но вернемся к Торжеству Православия. Именно этому празднику посвящено первое воскресенье Великого Поста. Как выразился один священник, в этот день все иконы – именинники. Это было сказано по той причине, что в данный день мы особенно почитаем святые иконы – т.е. изображение Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и иже во святых. В первые годы христианства было несколько периодов иконоборчества, когда иконы объявлялись идолами и подвергались поруганию и уничтожению. Тех, кто продолжал чтить святые изображения, жестоко избивали, мучили и даже убивали. В церковном календаре можно встретить святых мучеников с припиской “начертанные”. Это означает, что им на лице огнем выжигали иконы.
В 842 году иконопочитание было окончательно восстановлено святой царицей Феодорой и свт. Мефодием, патриархом Константинопольским. с этого момента раз и навсегда установилось, что иконы НЕ идол и что православные кланяются НЕ доскам и краскам, а тем, кто на них изображен. Ум всячески рассеивается во время молитвы, а святые образы помогают собраться, вдуматься в слова, которые произносятся.
Как-то мне сказали:
- Ну как же Вы кланяетесь идолам!
А я сказала то, что написала выше, и добавила:
- У Вас есть близкий человек? Мама, брат, жена? А их фотографии? А бывает, что Вы их фото рассматриваете, даже разговариваете с ними, целуете в случае разлуки или просто как знак любви? Вот так же и изображение Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Они нам дороги, мы бы смотрели и смотрели на них постоянно и расставаться нам с ними совсем не хочется…
Не знаю, убедила ли я их, но очень надеюсь, что свою мысль донесла. Просто представьте, что Вы рвете фото самых близких себе людей. Или сжигаете. Жутковато как-то, не находите?

Из нечестия во благочестие пришедше, и светом разума просветившеся, псаломски руками восплещим, благодарственно хвалу Богу приносяще: и на стенах, и дсках, и на священных сосудех, начертанным священным образом Христовым, и Пречистыя, и всех святых, честно поклониися, отлагающе злочестную злословных веру… (служба Торжества Православия)

С ТОРЖЕСТВОМ ПРАВОСЛАВИЯ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! С ПЕРВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ ВЕЛИКОГО ПОСТА!!!

В написании данного поста мне помогла книга: Богослужения Триоди Постной. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002

ВСЕ фото взяты из интернета.

5 комментариев:

  1. Поздравляю, Светлана Николаевна Вас, всех Ваших близких и читателей с праздником Торжества Православия. Пусть разум возобладает!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна Борисовна! Вас и Вашу семью тоже с Праздником! Трезвение, т.е. разумное ко всему отношение, чувство меры - это очень важно и в практике веры, и в светской жизни. Поэтому согласна с Вами: разум - важно. Ведь не зря же Бог нам его дал.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Какой проникновенный рассказ о первой неделе Великого Поста! Спасибо Вам за просвещение. Знать и нести в люди слово Божье - это хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за внимание к статье!
      Я сомневалась по поводу публикации этой статьи, а потом подумала: авось кто-нибудь и прочитает, может, кто-то и найдет что для себя полезное. Не сейчас, так потом прочитает.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, Вы очень правильно сделали. И для "сейчас", и для "потом" - каждый, кто придёт к пониманию душой, обратится к ней, почерпнет знания, утвердится в вере. Спасибо.

      Удалить