Страницы

7 августа 2019 г.

Израиль и Турция. Часть V. Палестина: Вифлеем



Ну как можно было не съездить хотя бы на одну экскурсию с моим неуемным желанием посмотреть-увидеть-впечатлиться или пройти по святым местам? Меня ж посреди ночи разбуди, спроси, хочу ли на экскурсию, и я непременно отвечу: “Да!!!”
Муж хотел посетить Назарет, также предлагалась однодневная экскурсия на Иордан и по многим местам, находящимся в Израиле, но не сложилось. К тому же, огромное количество евангельских мест находится на территории Палестины. Надеемся, в следующий раз – обязательно!
В общем, вышло так, что мы все вместе поехали в Вифлеем – ближайший евангельский город к Израилю, но находящийся на территории Палестины. Честно признаться, мне когда предложили индивидуальную экскурсию – буквально туда-обратно на машине, с экскурсоводом в Вифлееме, я испугалась. Ехать на территорию Палестины страшновато как-то было, мне было известно, что туда можно спокойно поехать на автобусе, пройти строжайший паспортный контроль на границе посреди мужчин с заряженными автоматами, а потом спокойно пройти до храма… Однако меня заверили, что у нас российские паспорта, являемся гражданами России, и нам пересечь границу, как и пребывание на палестинской территории, ничем не грозит. Я долго думала, ведь уже привыкла видеть на улицах Иерусалима полицейских с пистолетами и людей в военной форме с автоматами за спиной – правда, их было мало. Меня они не пугали, я приехала в Израиль с мирными целями, с искренним и глубоким уважением к людям, проживающим там, к их традициям и обычаям. Помолилась и приняла решение: ехать по индивидуальной экскурсии, иначе сыну будет тяжело на автобусе. Когда решили так, на душу снизошел покой, и мне совсем стало хорошо и благостно.
В воскресенье, перед днем отъезда из Израиля, в праздник Казанской иконы Божией Матери (21 июля), мы посетили русский храм в честь Пресвятой Троицы, относящийся к Русской Духовной Миссии в Иерусалиме:







Пока муж был на службе, мы с сыном погуляли вокруг храма:




Т.к. храм именует себя русским, службы там проходят на русском (церковнославянском) языке, все там русские, а Литургия наша, родная, православная.
Около 11:00 мы уже стояли у экскурсионного бюро, а примерно минут через 40 сидели в машине с израильским водителем.
Ехать всего ничего, да и вообще вся экскурсия заняла у нас приблизительно 3 ч с небольшим. По пути никаких особых достопримечательностей мы не обнаружили, кроме леденящих кровь табличек: одна при въезде на территорию Палестины, где написано на иврите, на английском и, по-моему, на арабском, что въезд граждан Израиля запрещен, опасно для жизни, а другая – соответственно, на выезде, где такими же языками написано о гражданах Палестины.
Никто у нас не проверил ни одного документа и даже не вышел к нам, хотя, конечно, мы взяли все паспорта и свидетельство о рождении. Наверное, потому что эту машину все уже знают, паломники же постоянно туда ездят. В определенном месте наша машина остановилась, израильский водитель вышел, а на его место сел палестинский. С нами поздоровалась Виктория, милая экскурсовод, и провела нас в лавку. Я по наивности думала, что мы прямо сейчас пройдем к храму Рождества Христова, но это был просто православный магазин:



В отличие от других экскурсоводов, Виктория оказалась очень тактичной, ничего не навязывала, правда, некоторые вещи, которые она говорила, а именно как преподносила, меня очень коробили. Потом, когда уже с мужем это обсуждали, он меня успокоил: ну она же для разных людей рассказывает, вот и не стóит так сильно переживать.
Небольшое видео – начало экскурсии:


Заговорились мы с вами, задумались, а уже подъехали ко второй Великой христианской святыне Востока – храму Рождества Христова. Первая, как вы, наверное, догадались, - Храм Гроба Господня. А есть еще и третья, и мы… тоже ее посетили, хотя не предполагали! Вот только это пока секрет, а может, уже вы поняли и поделитесь своими мыслями?
Итак, храм Рождества Христова, построенный по указанию императора Константина Великого в 330-х гг и освященный 31 мая 339 г. Он является уникальным уже потому, что сохранился с своем первозданном виде, единственный храм в Палестине, сохранившийся с домусульманского периода и практикующий службы с ранневизантийской эпохи. Он был построен на предполагаемом месте вертепа или пещеры – там, где родился Христос:



Поворачиваешь назад голову и обнаруживаешь мечеть:



Храм каменный, древний-предревний:



Народа было очень много плюс жара, фотографировать тяжело, но один снимок я чудом сделала – о нем позже, сама удивляюсь. А пока мы с вами входим в храм через врата смирения – очень низкий вход, взрослому человеку нужно обязательно наклониться, чтобы войти:



На самом деле здесь раньше был самый обычный вход, но из-за набегов кочевников сверху его заложили – чтобы верхом на лошади точно нельзя было бы ни пройти, ни проехать.
Храм внутри сохранил древнюю мозаику – это всё труды св. равноап. царицы Елены:




А это – сохранившаяся мозаика на полу. Именно таким раньше и был пол. Просто удивительно, ведь это всё выкладывалось вручную!




По храму мы пройдемся позже, а пока отправляемся к пещере – ведь храм построен над ней. У южного входа в пещеру располагается большая чтимая икона Божией Матери “Вифлеемская”. Ее отличие от всех других в том, что это единственное изображение улыбающейся Богородицы. Именно поэтому икону по-простому именуют “улыбающейся”. Связано это с тем, что перед нами – 15-летняя Пресвятая Дева, молодая, только что родившая Сына Божия. Перед Ней лишь радость и счастье от Младенца, и пока не услышаны страшные пророческие слова, которые произнесет спустя всего несколько дней праведный Симеон: “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2, 35)Не знает Пресвятая Богородица, какая страшная участь предстоит Ее Божественному Сыну, как сильны будут Его и Ее страдания, какую боль Ей предстоит испытать, какой ужас предстоит увидеть – как толпа во главе с первосвященниками будет мучить и истязать Христа, как будут делить Его одежды, истканные Богородицей, как откажут даже в глотке воды и подадут уксус. 




Здесь мы видим Мать, и каждая женщина, пожалуй, в этой радости узнает себя: счастье от новой жизни, от того, что целый мир перед тобой. И Сам Господь указал на это: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16, 21).
У меня дома много икон, но эту я купила – маленькую, а потом в Турции поставила в номере на видное место, и каждый раз, бросая взгляд на Матерь Божию, испытывала радость и умиротворение.
Слева от иконы “Вифлеемская” вход в собственно пещеру:






Было очень волнительно, а экскурсовод всё говорила и говорила, хотя сама указывала, что нас оставит для молитвы и размышлений. В конце концов, Виктория поднялась наверх, но и мы скоро вышли – в пещере оказалось очень душно, а народу очень много.
Внутри пещеры находится место Рождества Христова – престол (IV в.), на котором ежедневно совершается Божественная Литургия:



Надо опуститься на колени и приложиться к святыне, обозначенной 14-конечной серебряной звездой – символом Вифлеемской звезды. Снимок, который я помещаю ниже, и есть то чудо, о котором я говорила. Народ теснил, всех торопили, чтобы долго не задерживались, но мне удалось сфотографировать звезду, а потом мы всей семьей одновременно к ней приложились:



Как видите, там множество лампад: 6 - от православных, 5 – от армян и 4 - от католиков. На самой звезде надпись: Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est (“Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии”). Изначально звезда была другая, но ее в XIX в. украли (доподлинно неизвестно, кто именно), поэтому та, что находится в пещере сейчас, уже, так сказать, ближе к нам по времени. Ее в 1853 г. изготовили как точную копию древней по приказу султана Абдул-Меджида I и на его средства.
Немного поодаль располагается придел Яслей, куда Мария положила новорожденного Младенца:


Там было темновато, поэтому видно не очень хорошо. Часть Яслей были с великими почестями отвезены в Рим, а оставшаяся часть обложена мрамором и является углублением в полу, напоминающим колыбельку, над которой горят 5 лампад. Напротив, за решеткой, располагается образ волхвов – тех, кто пришел поклониться Христу:




Они принесли золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, она же явилась символом смерти. Кстати, на одной из мозаик храма есть изображение волхвов. Есть устное предание, рассказывающее о том, что когда Вифлеем был захвачен персами, то храм подвергся опасности быть разрушенным. Однако когда они увидели изображение волхвов и узнали в них своих соотечественников, то храм не тронули из уважения к ним.  
Наверху лампочка в форме Вифлеемской звезды:



Потолок пещеры:



Панорама пещеры:






Поднимаемся наверх и обнаруживаем три алтаря: православный (в середине, именно он построен над пещерой Рождества Христова), католический и армянский. В тот день велись ремонтные работы, поэтому православный придел виден не полностью:



Посмотрим вокруг:












Колонны представляют собой особый интерес. Их число – 44, созданы во времена крестоносцев, о чем говорят даты на двух колоннах – 1130 и 1169 гг. Внешне кажется, что они из мрамора, но на самом деле из известняка, просто они отполированы очень тщательно:





Мы обратили внимание на странные рисунки на некоторых колоннах. Виктория сказала, что это крестоносцы написали.
- Т.е. эти надписи, грубо говоря, означают “здесь был Вася”? – спросила я.
- Да.
Ну граффити такое крестоносное, скажем так. Увековечили себя тогдашние озорники, ведь надписи не стирают, это же целая историческая ценность:





Идем в католический храм св. Екатерины (там же находится и их монастырь) через такой выход из Вифлеемской церкви:



Нам открылся прекрасный вид:







Вообще на территории Вифлеемского комплекса находятся три монастыря: католический, который вы увидели, армянский в честь Св. Троицы, и православный, в честь вмч. Георгия Победоносца.
На выходе мы увидели интересную скульптуру св. вмч. Георгия Победоносца:



А потом спускаемся по лестнице и окончательно выходим из храма Рождества Христова:



Вот так прошло наше пребывание на Палестинской земле. Даже не думала, что попаду, как-то боялась, а сейчас не боюсь, да и там мне было очень спокойно. Просто только подумаешь о том, как жестко разделена грань между одними и другими, как они непримиримы, так становится очень грустно. Граница Израиля и Палестины очень интересна, потому что такого нет, как мы привыкли: вот здесь нарисована черта, перед которой одна страна, а за ней – другая. Мы когда на такси ехали, водитель нам показывал огромные стены: вот здесь Палестина, а вот тут – уже Израиль. В конечном итоге, мы запутались с определениями, где же все-таки находится Израиль, а где Палестина, но самое главное, чтобы был мир. И все могли спокойно смотреть на звезды.

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, дорогая Светлана Николаевна! Спасибо за удивительный рассказ. Вы очень смелая, не побоялись поехать в Палестину.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Да нет, мои страхи оказались напрасными, всё хорошо. Русским там бояться нечего, просто надо, чтобы все документы были в полном порядке, одеться подобающе, т.к. Палестина - это мусульманская автономия, и спокойно ходить по святым местам. Если когда попаду туда в следующий раз, обязательно поезжу по святыням Палестины, их чуть ли не больше, чем в Израиле.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Спасибо Вам за рассказ, за прекрасные фотографии! Скажите, а запрета на фото вообще не было? Можно было открыто фотографировать или только без вспышки?
    Поразили колонны - вот никогда бы не сказала, что они из известняка, а вот 100% из мрамора! Чудо!
    А "здесябылавася" есть везде, к сожалению, а вот что удивительно, так и было в давние времена тоже...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Запрета на фото не было никакого - ни в одном христианском святом месте Израиля меня никто не выгонял. Что-то я такое припоминаю, Виктория вроде говорила про то, что без вспышки, а, может, не она, а кто-то другой.
      Запрет на фото в таких местах делать глупо, особенно в Храме Гроба Господня - главной святыне христианства. Вспышка - да, это неправильно, но без вспышки мы фотографируем, как и миллионы присутствующих. Запрет на фото в храме я вообще не понимаю. Во время службы - да, нечего скакать и фотографировать, ну а если так просто, для себя, почему нет?
      Колонны - это нечто! Если бы Вы туда зашли, готовы были бы поклясться, что они из мрамора! Но вот представьте себе, и такое бывает.
      Мы были шокированы этими надписями. Тем более в храме, и вроде как самими христианами, хотя очень спорные они личности были. Не понимаю я этого - в храме писать на столбе, чтобы не забыли. Бред какой-то. А надписи, между прочим, XII в., что ли.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Читала раньше, что народ туристический из Израиля в Палестину спокойно на автобусе едет. Понятно, что с ребенком проще на такси.
    Автографы крестоносцев напомнили посещение Софии Киевской. Когда на стене собственной ручкой отметился Владимир Мономах, то это уже не вандализм, это История))) Кстати, там таких граффити больше 300 и их теперь под стеклом сохраняют. Фотографировать, увы, в Софии нельзя, но мне пару подпольных снимков сделать удалось (если интересно, то я даю ссылочку http://solodenkovagalina.blogspot.com/2013/08/blog-post_12.html).
    Кстати, этот прекрасный вид, этот клуатр, это католический монастырь? Архитектура просто характерна для католической церкви. Нечто подобное впервые увидела внутри пражской Лореты.
    Насчет фото... Мне кажется, что этот запрет на съемку надуманный. В этом году, при посещении Саввино-Сторожевского монастыря произошла неприятная история. Увидев табличку у входа в главный собор на запрет съемки, разочарованно сказала: "В Ватикане можно, в Троице-Сергиевой Лавре можно, а тут нельзя". Услышал охранник. Я выключила фотоаппарат, но он так и висел на шее. Охранник за мной по пятам ходил, все собой загораживая. Аж противно было(( Хотела громко осадить его служебное рвение, да пожалела тех людей, что пришли к прп. Савве и не заслужили слушать скандалы.
    Третья христианская святыня Храм Благовещения в Назарете, но вы сказали, что с ним "не сложилось". Так что подожду, когда вы сами откроете секрет того, что удалось посетить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Вот надо же, да? Граффити-граффити, а сами спустя столетия в музее хранят как историю))) Может, и наше что под стеклом когда-нибудь хранить будут!
      По ссылке прошлась, спасибо! Позже напишу у Вас комментарий.
      Да, это католический монастырь, Вы правы. Всё католическое сразу видно, честно говоря: и храмы, и монахи, и службы)))
      Да, действительно неприятная история произошла с Вами. Но значит, охраннику так сказали делать, вряд ли он сам до этого додумался. Порой, служители или сами монахини такую чушь нести начинают, хоть уши закладывай, поэтому я слушаю это, как радио: что-то говорят, ну и пусть дальше говорят. Ну а уж если цепляться начинают, тут я не выдерживаю, отвечаю по полной. Не зря одна женщина из нашего храма какое-то время на меня смотрела и просто крестилась, ничего мне не говорила))) Вот и не надо. Я тоже в школе училась и сколько будет дважды два прекрасно знаю, а она меня пыталась научить жизни и продавить своим супер-пупер опытом. Не вышло, вот ей и обидно стало, как же так?
      Храм Благовещения в Назарете - это и правда одна из величайших христианских святынь, именно туда муж хотел поехать, но это не третья святыня Востока. Спасибо за предположение!
      P.S. Хотела об Израиле закончить, но не вышло. Я ж еще не рассказала про еврейский и армянский кварталы...

      Удалить
    2. Да-да, я то я уже, таки, подумала, что в Израиле нет евреев)))

      Удалить
    3. Спасибо Светлана! Очень интересно!

      Удалить
    4. И Вам спасибо, Валентина! Я очень рада, что Вам понравилось.

      Удалить