Страницы

28 февраля 2014 г.

А у вас в доме нет зимы?


Замечаю, что в последнее время стали писать повести-романы по автобиографической линии. Или же, как избрали А. Жвалевский и Е. Пастернак: обо всех сразу, но от лица каждого. Так же написана “Где нет зимы” Д. Сабитовой. Наверное, из-за этого эту книгу, хоть она и нетолстая, читать было сложнее – одно дело, когда пишут со стороны, а другое – когда словно тебе лично о чем-то рассказывают.
Лицами, от которых ведется повествование, три: 13-летний Павел, его младшая сестра Гуль и Лялька – тряпичная кукла, сшитая их бабушкой Шурой. Все они описывают происходящие события, но каждый со своей стороны, и поэтому картина происходящего становится наиболее полной, а вместе с тем наиболее трагичной.

25 февраля 2014 г.

Поближе к жизни

Не хотите ли поразмышлять о том, приближена ли современная школа к реальной жизни? Помню, когда училась в Дублине, мы поднимали этот вопрос. Нас тогда в классе сидело несколько национальностей – немцы, итальянцы, бразильцы, испанцы, ирландцы. И мы сошлись на том, что в школе не хватает предметов для того, чтобы учить КАК жить.
Сразу сделаю оговорку: я ЗА преподавание ВСЕХ существующих обязательных дисциплин в школе, НО я ПРОТИВ нынешнего количества часов по ряду предметов. Думаю, хотя бы в старшей школе (10-11 классы) нужно кардинально пересмотреть этот вопрос.

23 февраля 2014 г.

Ура всем нам!!!

Осталось всего несколько минут до начала церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Итог – победа нашей страны в командном зачете. Честно: такого я не ожидала, не верила, что это возможно для нас. Поначалу было много разочарований, хоть и победы, конечно же, тоже были. Но…как-то ждали чего-то большего, уж такие мы. Я с трепетом следила за медальной таблицей, особенно – за хоккеем. И чуть ли не со слезами встретила поражение нашей сборной. Но знала одно: наши сделали всё возможное, такой игры, борьбы я не видела давно.

"Зорко одно лишь сердце", - А. де Сент-Экзюпери

“- Мамочка, ну почему я такой урод? – прошептал я.
- Нет, малыш, ты не…
- Я знаю, что я урод.
Она расцеловала мне всё лицо. Она целовала мои перекошенные, будто сползшие вниз глаза. Целовала мои вдавленные внутрь щеки. Целовала мой черепаший рот.
Она говорила мне ласковые слова и пыталась меня утешить. Но я-то знаю, словами лицо не изменишь”.  
Это был один день из жизни Августа Пульмана или просто Ави, пятиклассника, до этого ни разу не учившегося в школе, только дома. У него редчайшее генетическое заболевание, благодаря которому его лицо обезображено. У него даже нет ушей, и впоследствии пришлось носить слуховой аппарат. Он перенес 27 операций, т.к. раньше он даже не мог самостоятельно есть и дышать.
И вот мама с папой решают отдать его в обычную школу. Это огромный стресс для обычного ребенка, а представьте себе мальчика с таким лицом. Не опишешь словами, что пришлось ему пережить, что пришлось пережить его родителям, но читая строки обо всем этом, от слез не удержаться.

21 февраля 2014 г.

Физика или лирика?

С этого понедельника посещаю курсы по ФГОС. В следующем году у меня планируются 5-е классы, всё равно пришлось бы их посещать - не в этом, так в следующем учебном году. Плюс совсем скоро внеурочная деятельность будет обязательной для всех школ.
В общем-то, есть много разумного во ФГОС, и оказалось, что я и мои коллеги, по большому счету, уже давно так работаем, просто не знали умных слов и фраз, как это назвать. Но есть и то, что меня очень сильно настораживает и не может не волновать.
Я высказала эту мысль на занятии в понедельник. Нас убеждали в том, что только нестандартное объяснение материала дает положительный результат. Я возразила, привела свой собственный пример. Сколько не училась в школе, в университете, брала только зубрежкой. Мне можно было сколько угодно объяснять “нестандартно”, “творчески” и “замысловато”, но пока я сама не брала в руки книгу или тетради с лекциями и не учила наизусть к семинару или к экзамену, вся нестандартность куда-то девалась.  

Так-так, урок начинается!

Неделя выдалась плотной: понедельник – курсы, вторник – вторая смена, среда – начало ОРВИ и страшная с ним борьба, четверг – родительское собрание. Жалко, что к книге долго не подходила. Сегодня, наконец, прочитала прекрасную повесть Якова Акима “Учитель Так-Так и его разноцветная школа”.
В детстве я именно так и представляла себе школу: лес, поляны, ягодки, речка… Странно, но даже когда я пошла в школу, я воображением уходила далеко-далеко за потолки, карты, колбочки. Мне казалось всё необычайным. Особенно на уроке литературы, где я погружалась в другой мир, звонка не слыша, не помня себя, а помня героев изучаемого произведения.
А сейчас я сама учитель. И сколько раз мне хотелось провести урок так же, как и учитель Так-Так: на улице! Как же это здорово – пройтись по лесу или парку или просто по двору школы, открывая ученикам то, что можно увидеть в обычном необычное! У младших школьников каждый урок – физкультминутка. Как было бы здорово, если бы мы проводили ее на улице, а не в маленьком классе!

19 февраля 2014 г.

Всем большое спасибо!

Здравствуйте, дорогие друзья!
Огромное спасибо, кто откликнулся, - Лилия Павловна и Анна Борисовна. Очень вам признательна! Если вдруг что-то не получится, то воспользуюсь советами Анны Борисовны (с Вашего разрешения, Анна Борисовна) - 1) переустановить виджет "Последние комментарии"; 2) снять временно модерацию комментариев, а все ненужные удалить вручную; 3) очистить куки (куков) в браузере, в котором работаете.
По поводу моей проблемы: НИКОГДА не нажимайте кнопку "Включить комментарии Google+ в этом блоге". Из-за этого некоторые комментарии были стерты, чему я была очень огорчена. А комментарии были точно. Они стираются из-за замены домена. Это, как я прочитала, самый большой косяк Blogspot - просто непродуманное действие, которое для незнающих до поры, как я, вызывает определенные проблемы.
Всем приятного ведения блога!

18 февраля 2014 г.

SOS!

Дорогие читатели моего блога!
У меня случилась неприятность: все комментарии, которые вы, возможно отправляли с 16 февраля, не появляются, я их не вижу ни в настройках блога, ни на своей почте, на которую всегда приходили комментарии для модерации, ни на другой почте, которая также связана с блогом. Поэтому извините, если я не отвечаю на ваши комментарии с 16 февраля, просто не имею такой возможности, чему я очень сильно огорчена. 
Убедительная просьба: если кто-то из вас когда-либо сталкивался с подобной проблемой, напишите мне, пожалуйста, на мой ящик sweta82k@yandex.ru. Буду очень признательная вам за помощь.

16 февраля 2014 г.

Оксюморон

Представьте себе утро. Вы хорошо выспались, и поэтому вставать совсем не сложно, а даже приятно. Вы сладко подтягиваетесь, зная, что сегодня у вас просто хороший день. Вы поворачиваетесь на другой бок, зажмуриваетесь и наконец, встаете. Идете умываться, завтракать, затем на работу, обедаете, разговариваете с друзьями и родственниками, вечером возвращаетесь домой, ужинаете, ложитесь спать.
А теперь представьте себе, что тело – ваш самый главный тормоз. Вы понимаете ВСЁ, но не можете ни потянуться утром, ни повернуться на другой бок, ни сами умыться, ни позавтракать, ни поговорить. Потому что ваше тело живет от вас отдельно, но есть одна страшная неизбежность: вы в этом теле заключены навсегда, и вам с ним жить до конца жизни. А окружающие думают, что вы недоразвитый недоумок, просто потому что тело выражает совсем другое, чем вы хотите. И даже поднять с пола игрушку вы не в состоянии. Вы не можете сказать, что вам не нравится песня, которую ваши родственники или учителя ставят в который раз, не можете возмутиться в ответ на оскорбления в ваш адрес, потому как все окружающие просто убеждены, что ума у вас нет, раз нет такого тела, которое должно слушаться вас. И вам хочется кричать, плакать, вопить что есть сил, и вы пытаетесь, пытаетесь что есть сил крикнуть всё это людям, но...даже язык вас не слушается. Даже он.

15 февраля 2014 г.

Идеальная семья

У вас есть знакомые многодетные семьи? У меня есть. Когда они приходили к нам в гости, у нас случался настоящий кавардак. Но что было самое удивительное, я нисколько не уставала, а напротив, набиралась сил. Хотя с виду совсем не скажешь. Самое смешное, когда дети, в основном, маленькие. Это самое волнующее. Ведь каждый из них что-нибудь хочет, что-то при этом говорит и обязательно размахивает руками и ногами. В результате получается, казалось бы, полнейшая неразбериха, но когда в квартире после их ухода наступала тишина, становилось немного грустно.
Книга норвежской писательницы Анне-Катрине Вестли о семье, в которой 8 (!) детей. Я никогда раньше не слышала ни о Вестли, ни о ее книгах. А жаль. Оказывается, повести про папу, маму, бабушку, 8 детей, грузовике и лесе были написаны еще в 1957-1958 гг.

14 февраля 2014 г.

Я больше не буду!

Эта книга-сборник рассказов подойдет для чтения от 0 до 10 лет. У кого было советское детство, наверняка помнит этого замечательного писателя – Бориса Житкова. Он писал действительно добрые рассказы, которые хотелось читать много раз, а главное, они учили очень многому. Рассказы, которые я прочитала, - “Как я ловил человечков”, “Пудя”, “Белый домик”, “Мыло”, “Разиня”, “Девочка Катя” – учат не просто “слушаться родителей”, как бы общими словами, а доступно объясняют, почему так и так поступать нельзя, почему это плохо.
Очень рекомендую для чтения в семье и для внеклассного чтения в школе соответственно возрасту. Я бы даже некоторые рассказы детям постарше прочитала. Есть о чем размышлять.

13 февраля 2014 г.

Зрелый взрослый подросткового возраста

Вы можете понять, что к чему в этой жизни? Я, например, нет. И полностью согласна с автором одноименной книги В. Фроловым  - “Наверное, до конца никто не понимает…” А разобраться порой очень хочется.
Герой повести – 14-летний Саша, семиклассник, на которого свалились совсем не детские неприятности. И всё время он пытается разобраться, “что к чему”, а это оказывается очень мучительно и для него, и для его близких, а также знакомых.
В его семье происходит очень “неудобное” происшествие, которое вызывает самые грязные сплетни. Хуже всего то, что Саше никто ни о чем не говорит, и он вынужден додумываться обо всем сам. В поисках истины он мечется из стороны в сторону, и к концу книги нам всю эту историю рассказывает уже не мальчик-подросток, а взрослый человек, который в своей жизни видел ложь и лицемерие, испытал настоящую боль и отчаяние.

12 февраля 2014 г.

Как найти смысл в 14 февраля

Приближается 14 февраля. Уже много лет в нашей стране стал праздноваться так называемый день святого Валентина. Всем понравилась западная традиция с сердечками, цветочками и романтическими стишками.
Православная церковь чтит нескольких святых Валентинов. Кого именно имел в виду папа Геласий, когда канонизировал св. Валентина в 494 году (и канонизировал ли действительно кого-то?) и установил ему память 14 февраля, сказать сложно по причине недостатка фактов и свидетельств.
Также нельзя точно сказать о том, действительно ли какой-либо св. Валентин тайно венчал брачующихся, потому что римским солдатам в те времена было запрещено жениться по указу императора Клавдия II. Узнав о том, что императорский указ был нарушен, святого Валентина якобы за это казнили. Перед смертью, согласно легенде, св. Валентин написал прощальное письмо одной слепой девушке, через которое она исцелилась.
Да, ореол романтизма прямо-таки очень яркий, и легенда вполне подходит для повсеместного празднования. Вот только душа моя к этому празднику не лежит. И первая причина – потому что этот праздник не наш. А вторая – потому что нет в нем глубокого смысла. А без смысла я не могу.

9 февраля 2014 г.

Младенцы говорят о многом

Получилось очень интересно. Книги просто лежали стопкой в правом углу моего рабочего стола, и я решила их читать именно в таком порядке. 3 книги Маши Трауб лежали в таком порядке: сверху «Плохая мать», затем «Дневник мамы первоклассника», а затем – «О чем говорят младенцы». Оказалось, что это самая настоящая автобиографическая трилогия.
В «О чем говорят младенцы» мир описывается так, как его видит младший ребенок Маши Трауб, - Симы. На момент написания книги ей было 2 года, но события повести описывают разные периоды ее младенческой жизни. Автор показала неплохое знание детской психологии, причем не как мама (все мамы, конечно, владеют детской психологией), а как психолог-профессионал. Я имею в виду понимание того, что ребенок – такой же человек, как и мы все, только маленький. Вот вам понравится, когда с вами сюсюкаются? Или когда чужие тети-дяди берут вас к себе на руки и трясут что есть сил, а какие-то мальчики-девочки постоянно мучают? Вот и маленькому человеку это тоже может не нравится, потому что у него уже есть свое понимание удобства-неудобства, уже есть свой характер, даже мысли свои есть. Это мне очень понравилось в книге, я сама твердо стою на позиции, что дети понимают абсолютно всё в любом возрасте, только по-своему.

8 февраля 2014 г.

Per aspera ad astra

Мне очень повезло: я работаю с детьми со 2 по 11 классы и вижу, как постепенно из маленькой ляльки ученик превращается во вполне себе осознанного члена общества, так сказать. Есть своя прелесть в работе с начальной школой, но есть и свои трудности. Именно их, только уже со стороны родителя, с юмором описала Маша Трауб в своей книге «Дневник мамы первоклассника».
Как мне знакомы все эти рубашки навыворот, ладошки в чернилах, озорные глаза, игра наперегонки в кабинете, потерянные ластики/учебники/портфели! Даже дневники в коридоре теряли, пока мы с детьми до моего кабинета шли. А один мальчик (он тогда во 2 классе был), завидев меня, бежал ко мне что есть сил и кричал: «Прилип!» А потом «прилипал» ладошкой, пока я не скажу «отлип». Это игра у него такая была. Ведь так и будет ходить «прилипший» до конца рабочего дня!
…Где-то читала, что самую большую нагрузку родители по-настоящему переживают 2 раза: когда ребенок рождаетсяв первый год его жизнии когда ребенок идет в первый класс. Современная школа так сильно отличается от нашей родной, советской. И программа другая, а главное, другие дети. Такая нестыковка. Вот в этом и трудность, а иногда целая «катастрофа», как описано в красках в книге М. Таруб. Правда, книга полна мягкого, ненавязчивого юмора, а потому все моменты, как хорошие, так и плохие, сглаживаются при умелом описании событий автора. А раз так, то можно с уверенностью сказать: «Неприятность эту мы переживемPer aspera ad astraчерез тернии к звездам.
Эту книгу я очень советую родителям. И необязательно при этом быть родителями первоклассников. В «Дневнике» каждый найдет для себя «свою» ситуацию, сможет с облегчением выдохнуть и сказать себе, что не у одних у них такие трудности, все так или иначе переживают этот очень серьезный и такой важный, а главное, неповторимый период в жизни ребенка.

7 февраля 2014 г.

Любимая наша страна


Пишу эти строки во время прямой трансляции церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. Честно признаюсь: такого не ожидала. И никогда раньше не видела ничего подобного. Такое богатство красок, сюжет, волшебная, переливающаяся всей историей России сцена - это просто нечто. Даже словами не могу описать.
Я больше люблю открытие Олимпиады, чем закрытие. Еще нет обид, страданий, впереди еще есть надежда, вера в лучшее. Вот и я верю, что наша страна обязательно наберет много медалей, одержит победы в самых  разных видах спорта. 
И так хочется надеяться и верить, что точно так же, как люди большинства стран мира, сейчас сидят вместе на стадионе, точно так же мы будем вместе и никогда не будем друг с другом воевать. Дай Бог. Удачи вам, наши дорогие спортсмены! Мы с вами, мы за вас!

5 февраля 2014 г.

Очень странная книга

Эта книга очень странная, а местами очень тяжелая. В ней автор описывает своих родственников, прежде всего, мать, а также людей, с которыми она так или иначе по жизни встречалась. И жизнь эта была необычная, как и отношения с матерью. 
Автор описывает всё откровенно, "как есть", что называется. Мне как-то не по себе читать такие откровения. Понимаю, что жизнь есть жизнь, и со стороны всё выглядит иначе, но не могу по-другому.
Люди, с которыми автор сталкивалась в детстве, описываются по-разному, но отчего-то нигде нет ни лучика солнца, ни капли надежды, ничего такого, за что можно было бы зацепиться. Всё детство, судя по описанию, пронизано беспросветным мраком, а вот собственная личная жизнь - бесконечным светом. Я, конечно, рада за автора, но всё-таки... Неужели вообще ничего хорошего не было? 

4 февраля 2014 г.

Школьная трагедия

Школа № 263, Москва, 3.02.2014
Вчера весь день ходила и думала: написать - не написать об этой новости в свой блог? Понимаю, что на данный момент эта новость облетела уже всех, многие о ней уже написали, но все же сегодня решила.
Вчера я думала о том, что вот только накануне вечером, которое было воскресенье, молодой учитель Андрей Николаевич Кириллов проводил это время со своей семьей, просто жил, как и все обычные люди, а вот уже сегодня вечером... Мне было страшно представить семью этого несчастного человека, а также семью застреленного и погибшего на месте полицейского, семью другого полицейского, которому делали операцию в течение 5 часов.
Думаю, все из нас задают один и тот же вопрос: ЗАЧЕМ? Почему он так поступил? И ответов может быть очень много, но истину - а узнАем ли мы ее? Не будет ли она, как часто бывает, спрятана от посторонних глаз?

3 февраля 2014 г.

Незабываемый аромат детства

Когда я впервые открыла эту книгу, то сразу испугалась, что буду читать ее долго из-за мелкого шрифта. Но страницы как-то быстро заканчивались, и вот сегодня я завершила чтение этой удивительной истории. 
Я бы сказала, что эта книга скорее для взрослых. Она напоминает нам всем, какой он - мир детей. Мне вспомнилось, как я точно так же, как Наринэ с Манюней, воспринимала тогда мир: гипертрофированно - и не просто в суперувеличительном виде, а увеличительном в миллиарды раз. Автор настолько точно описывает те ощущения, что я с головой погрузилась в этот непередаваемый мир. Местами хохотала до слез, местами возмущалась, а иногда очень тяжело и глубоко вздыхала: ведь дети живут не в другом, а в нашем мире, и они по-своему смотрят на многие вещи, которые происходят вокруг. 

1 февраля 2014 г.

Каким должен быть учитель?


Сегодня семиклассники делились своими мыслями по поводу того, какими качествами, по их мнению, должен обладать учитель. Я отметила основные из названных: снисходительный, терпимый, энергичный, строгий, но не через край, творческий, с чувством юмора.
Уже который раз с радостью слышу, что ученики понимают сложность работы учителя, ценят роль учителя в своем процессе обучения, признают его значимость. Ученики хотят, чтобы было интересно на уроках, поэтому хотят видеть творческого учителя, а вот энергичного - потому что, как выразился один ученик, "учитель много затрачивает сил, ему они нужны".