24 декабря 2016 г.

ЕГЭ: Speaking, Part II

Продолжаем наш разговор об устной части экзамена ЕГЭ по английскому языку. Переходим ко второму заданию. Что в нем требуется? Давайте обратимся к демонстрационной версии:


Согласно заданию, Вам нужно:
а) представить, что Вы задумались о том, чтобы купить данное кухонное приспособление – то, что изображено на фотографии-рекламе;
б) задать 5 прямых уточняющих вопросов о данном товаре, а именно: 1) о его цене, 2) можно ли купить это приспособление в интернете; 3) о количестве функций приспособления; 4) о гарантийном периоде; 5) прилагается ли к данному приспособлению книга рецептов;
в) у Вас есть 1,5 мин на подготовку (как и для любой части Speaking в ЕГЭ);
г) у Вас есть 20 сек на то, чтобы задать один вопрос.

Что проверяется этим заданием?
а) умение безошибочно задавать разные виды вопросов в любой ситуации на английском языке;
б) умение задавать вопросы спонтанно – т.е. проверяется Ваш уровень владения ситуацией на иностранном языке (на экзамене происходит имитация реальной разговорной ситуации).

Как оценивается часть II “Speaking”?
За это задание, если выполните его правильно, Вы получите 5 баллов – по одному за каждый правильно заданный вопрос. При этом, у Вас есть право на незначительные фонетические или лексические ошибки, не затрудняющие восприятия. Данные ошибки не учитываются только в случае их крайней минимизации.

Первое, на что хочу обратить Ваше внимание: во второй части Speaking НЕ НУЖНО описывать картинку. Она дана Вам только для иллюстрации!!!
Второе. Это задание предполагает, что Вы знаете все виды вопросов в английском языке и как они образуются. Вопросы делятся на прямые (четкие и прямые) и непрямые (используются для придания Вашему вопросу вежливости – Не могли бы Вы…, Вы случайно не знаете… и т.п.). Также следует знать и помнить о 4 видах вопросов в английском языке:

1) общие (general questions) – те, что предполагают ответ “да” или “нет”:
- Do you speak English?
- Are you a student?
- Has she been studying Japanese for 7 years?

2) специальные (special questions) – те, что содержат вопросительные слова:
- What is your name?
- How long have you been there?
- Where are you going?

3) альтернативные (alternative questions) – те, что предлагают выбор (альтернативу) и в своем составе и содержат слово OR:
- Do you like swimming or jumping?
- Are you reading or cooking now?
- Is it a dog or a cat?

4) разделительные (tag questions) – те, что “разделяются” на две части при помощи уточнения в конце предложения и переводятся на русский язык “не так ли?”:
- You don’t want to eat the hamburger, do you?
- I am a student, aren’t I?
- They will arrive tomorrow, won’t they?

Если Вы не очень хорошо помните, как образуются вопросы в английском языке, обязательно повторите. Вопросительные предложения в английском языке имеют четкую структуру, которая нарушается в разговорной речи, но далеко не всегда. Всё-таки на ЕГЭ Вам нужно показать хорошее знание английской грамматики – классику, одним словом. Хочу предложить Вам доступно изложенный материал по разделительным вопросам: его составила Мищенко Н.Г. на сайте “Открытый урок 1 сентября”
Теперь разберемся с тем, как определить, какие именно вопросы нужно задавать. Можно отлично владеть теорией, но при этом не понимать, что с ней делать. Задание 2 в устной части ЕГЭ содержит множество подсказок, key words, видя и понимая которые можно с легкостью преодолеть все преграды.

Подсказка № 1. Вас просят задать прямые вопросы. Т.е. не придется вспоминать множество вежливых формулировок типа Can/Could you…, Would you…, I wonder if…, Will you happen to know… и т.п. Вы ориентируетесь только на предмет вопроса и сам вопрос.
Подсказка № 2. Она содержится в каждом вопросе. Вам нужно просто отыскать ключевое слово, на которое следует опереться. Снова обратимся к демоверсии:

Первый вопрос, который нам нужно задать, - это вопрос о цене. Если Вы хотите узнать, что сколько стоит, то какое слово Вы употребите в самом начале? Правильно, “сколько” или “в какую цену”! Вот и здесь точно так же. Можно спросить вот так:
- How much does the appliance cost?
Лучше, если Вы вместо the appliance скажете food processor. Есть и облегченный вариант того же самого вопроса:
- What’s the price of the appliance (food processor)?

Следующее, что Вам нужно выяснить, можно ли купить кухонный комбайн в интернете. Обратите внимание на слово IF. Оно означает слово “ли” – можно ли купить в интернете. Это слово предполагает общий вопрос и чаще всего начинается со слова can:
- Can I buy it online?

Дальше number of functions. Ключевое слово – number, т.е. количество. Как задать вопрос, чтобы узнать о количестве. Всё верно – “сколько”:
- How many functions are there in the food processor/in it/in the appliance?

4-й вопрос о гарантийном периоде. Т.е. Вам нужно просто спросить, какова его продолжительность. Ключевое слово – продолжительность, которое указывает на вопросительное слово how long:
- How long is the guarantee period for the appliance?

Наконец, последний, пятый вопрос, должен содержать информацию о том, прилагается ли книга рецептов к кухонному комбайну. Иными словами, есть ли она, существует ли в природе. Для этого в английском языке есть замечательные обороты there is и there are:
- Is there a recipe book to go with the unit?
А можно задать разделительный вопрос:
- There is a recipe book to go with the unit, isn’t there?

Итак, как видите, задание 2 в устной части Speaking не такое уж и трудное. Важно просто найти ключевое слово и на него опереться. Нужно просто почаще тренироваться, чтобы дойти до автоматизма. Повторите вопросительные слова, правила построения вопросительных предложений, типы вопросов и считайте, что 5 баллов у Вас в кармане.

Желаю Вам успехов!

4 комментария:

  1. Спасибо, Светлана Николаевна. Ваш материал будут полезен выпускникам и молодым педагогам (у меня в школе 3 учителя английского языка - молодые специалисты).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Дети получают низкий балл иногда из-за того, что не знают структуры и что от них требуется. Поэтому я много времени уделяю разжевыванию, раскладыванию по полочкам. Это оказывается краеугольным камнем успеха. Молодым специалистам именно это и посоветовала бы))) Успехов им!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Согласна с тем, что вопросы-дело нелёгкое, и ученики часто испытывают затруднения с их построением. Насколько я знаю, непрямые( косвенные) вопросы не приветствуются в ответе на второе задание. Но, если, всё же, выпускник их задал, то они могут учитываться только при случае их совершенно правильной конструкции. С другой стороны, это значит, что учащийся невнимательно прочитал задание, в котором речь идёт ТОЛЬКО о прямых вопросах. Спасибо за квалифицированную консультацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за такое нужное дополнение. Я это не указала в своем сообщении, позже укажу (хоть и написала об этом, но не акцентировала внимание). Конечно, лучше делать так, как написано, а написано именно о прямых вопросах. Хотя они значительно обедняют задание, но зато облегчает его. Непрямые вопросы не все знают, лишь единицы.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^