19 июня 2022 г.

“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского

 

Даже не знаю, сколько раз я читала этот роман. Наверное, 5-7, не меньше, однако, как это часто бывает при чтении классики, всегда находишь то, на что раньше не обращал никакого внимания.
Сразу скажу о фильмах. Постановок этого великого произведения существует много, но для меня лучшей и единственно правильной, правдоподобной, той, которая отражает именно идею Достоевского (кроме последнего эпизода, где Раскольников на каторге), - это фильм 2007 года с Владимиром Кошевым в главной роли.
Там все герои именно такие, как описано у Фёдора Михайловича, именно в этом фильме я нашла практически дословное, до мелочей, воспроизведение диалогов, действий и мыслей героев. Сыграть Раскольникова, задавленного своими собственными идеями, мучимого постоянными помыслами, - на это нужно профессиональное мастерство.
Особо скажу про исполнительницу роли Сони Мармеладовой – Полину Филоненко. Примечательно, что это была одна из первых её ролей, но сыграна она была блестяще. После Раскольникова это вторая по сложности роль, на мой взгляд, и совсем юная на тот момент актриса смогла передать реальную Соню, такой, какая она есть в романе.
Но, конечно, я предпочитаю книгу фильмам, даже таким чётким и точным. До его просмотра читала роман уже несколько раз, поэтому мне было можно его смотреть: первое восприятие, которое может дать только книга, в моей голове было сложено, осталось посмотреть на то, какое восприятие имелось у режиссёра.
Но довольно о фильме, обратимся к книге. В очередной раз убеждаюсь, что со времён XIX века поменялась только внешняя сторона, а внутренние терзания человека остались теми же. И всё та же заманчивая идея сверхчеловека, которая мучает из века в век, изо дня в день и всё человечество, и отдельно взятые личности. Только не верит недавно заразившийся этой мерзостью человек, что идея эта губительна с самого начала и принесёт вред не только ему самому, но и очень многим людям, включая его родных и близких.
Достоевский с точностью описывает, с чего начинается это в голове и к чему приводит, как постепенно по нейронам и аксонам разливается эта зловонная жижа, как отравляет всё существо человека, подобно раковой опухоли, как заражает своей депрессивной сущностью и отчаянием окружающих. В результате мы видим перед собой почти разложившийся труп, возродить которого к жизни возможно лишь Самому Богу, а Он есть любовь.
Высшей, Божьей любовью, которая возлюбила Раскольникова, была несомненно Соня. В этом слабом по виду существе был такой сильный дух и воля, что даже матёрые каторжники склоняли свои головы в непритворном почтении и благоговении перед ней, ведь Сам Бог приходил к ним.
Не понимаю, отчего в фильме, в последнем эпизоде, Родион Романович сетует, что сознался, и теперь ему надо будет ещё 8 лет терпеть каторгу. Не понимаю, отчего режиссёр не показал истинную природу вещей, почему упустил деталь духовного возрождения Раскольникова, ведь именно на этом заканчивается роман. В начале эпилога мы видим его таким, каким он был всё произведение, - убеждённым в своей идее, нисколько не раскаявшимся, разбойником, который поносил Христа до своего последнего часа. Проходит год, прежде чем душа его, наконец, проснулась, воспряла, увидела Соню, которая, словно тень, ходила к нему, ни на чём не настаивая, не упрекая, не навязывая. Конечно, она непрестанно молилась за него, потому что истинно любила, потому что знала великую цену, какую каждый человек должен заплатить за возрождение в своей душе этой настоящей, Божьей любви. И сколько ей пришлось пережить и перестрадать, прежде чем душа Раскольникова со стороны поносившего Христа разбойника перешла на сторону того, который смиренно и тихо попросил: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии си” (Лк. 23, 42), а в ответ услышал: “Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи” (Лк. 23, 43).
В каждом романе Достоевского мы видим совершенно разные типажи, и они показаны очень правдоподобно и открыто. В “Преступлении и наказании” можно найти и любящую мать, и верного друга в образе Разумихина, и мерзкого развратника Свидригайлова, покончившего жизнь самоубийством, и убеждённого только в своей правоте Раскольникова, как все подростки и молодые люди лет так до 25-30. Остаётся только задать самому себе вопрос: а я кто из них? Где нахожусь? Подобно тому, как читаешь Евангелие и так же себя спрашиваешь.
Ещё примечательно, как добрые движения сердца подавляются подлыми идеями сверхчеловека. Ведь Раскольников был настоящим бессребреником, он последние деньги отдавал совершенно незнакомым людям, а ещё, как оказалось, не только содержал своего друга, пока тот болел, но ещё заботился до самой смерти о его дедушке, которого так же, до последнего его дня, содержал и похоронил за свой счёт. Ведь любил же Раскольников отдельного человека, а не всё человечество в целом, это так по-карамазовски, но идеи, бушующие в голове, так и не дали ему покоя, и он переступил грань, по его слову, словно ножницами себя от всего мира отрезал, пролил кровь, но ещё очень долго отказывался принять, что убил двух женщин и нерождённое дитя, а не вшей прихлопнул.
Родиону Романовичу повезло: с ним рядом оказались те, которые всё делали по-Божьему. Соня выразила христианское понимание греха, когда Раскольников ей признался в убийстве: “Что вы, что вы это над собой сделали! <…> Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” (ч. 5, гл. IV). Ведь грех – это действие человека против себя, это сознательное обретение мучения и страдания, это отдаление от Бога и заповедей Его. Вот отчего эти слова Сони были именно такими потрясающими: она напомнила Раскольникову, что есть грех и кому на самом деле будет хуже всего.
Очень мне нравится Разумихин, хотелось бы мне иметь такого друга. Несмотря на внешнюю весёлость и легкомыслие, он оказался самым преданным Раскольникову человеком, до последнего не подозревавшим его в убийстве. Для меня удивительно, что даже когда он обо всём узнал, не отвернулся от друга, а стал выстраивать планы согласно тому, чтобы ему, другу, было хорошо: уехать и поселить навсегда в Сибири, начать новую жизнь. Его увлечение Дунечкой не осталось одним увлечением, а переросло во взрослую любовь, которая сочеталась законным браком, именно поэтому я за Дунечку полностью спокойна, хотя она очень сильный духом человек, способный преодолеть даже самые страшные жизненные удары.
Пожалуй, продолжать свои размышления не стану, иначе напишу ещё страниц эдак двадцать. Достоевского должен изучить каждый персонально и найти что-то полезное и нужное для себя. Утверждала и буду утверждать дальше: то, о чём писал Фёдор Михайлович, никогда не устареет, никогда не умрёт, потому что писал он о вечных вещах, которые будут существовать до скончания века.

9 комментариев:

  1. Света, здравствуй!
    Так Раскольников и не раскаялся. Гордыней был охвачен. Поэтому его и не уважали на каторге. И любит ли он Соню? Большой вопрос!
    Это она любит его как грешника. А вот он?
    Достоевский много вопросов ставит этим романом. Ответов на некоторые вопросы нет.

    Беру твой отзыв в "Летнюю азбуку". Разместила его уже, с твоего позволения.
    https://padlet.com/olgagolubeva1976/pxyo0eqt22435q3s

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Оля!
      Раскаялся. В начале эпилога он был точно таким же, как и всегда, это и подчёркивается автором. Насчёт отношения каторжан - так Раскольникова вообще тяжело рядом с собой выносить, он и сам себе не рад. Учтём, что его окружали такие же воры и убийцы, как и он. В любви к Соне он тоже сомневался, но вспомним вторую главу эпилога:
      "Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и бросило к её ногам . Он плакал и обнимал её колени. <...>
      Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
      Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!"
      Всё выделено мной.
      И в самом конце романа:
      "Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен."
      Налицо то, что сердце Раскольникова, наконец, тронуло осознание того, какое страшное дело он совершил. Достоевский подчёркивает, что не сразу и не вдруг произойдёт его возрождение, но начало было положено. Это и есть христианское, православное понимание покаяния: метанойя с греческого, т.е. изменение человека, которое происходит с ним всю жизнь, а не разом и не вдруг.

      Удалить
    2. И всё же он начал путь к раскаянию. Вот отсидит - и поймёт всё. А пока, увы.

      Удалить
    3. Он положил начало - значит раскаялся. Начало положено, значит он впервые осознал, что он сделал.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    А мне нравится экранизация 1969 года с Тараторкиным в главной роли.
    Да, несколько политизированная и с несколько "советским подтекстом", но это был первый фильм, ещё до прочтения книги.
    Потом и читая книгу я удивлялась, "почему там не так как в кино"))

    "...может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

    Сейчас многие хотят это понять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Именно потому, что советская версия 1969 года пытается обойтись атеистическим мировоззрением, мне и не нравится. Читать Достоевского без Евангелия не имеет никакого смысла, т.к. он был настоящим христианином и все свои произведения писал через призму учения Христа. Ну это как математику без таблицы умножения изучать. Нет же никакого смысла?
      А гордыня, тщеславие, самовосхваление, сосредоточение только на себе - да, это настоящие болезни нынешнего века. Соцсети им в помощь. Развитие блогерства - всё о том же.

      Удалить
  3. Boa tarde minha querida amiga. Obrigado pela dica. Aproveito para desejar um bom início de semana.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне совсем не хочется читать Достоевского. И вообще других классиков.

    ОтветитьУдалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^