14 августа 2021 г.

Однажды 20 лет спустя, или Мой родной город Тольятти

 

Когда приезжаешь в свой родной город, где ты родился, вырос, каждый уголок, каждый предмет напоминает о чём-то или о ком-то. Вот даже достаю ложку или вилку и вспоминаю, что это за предметы, сколько мне было лет, какие супы я ела.
В этот раз, по приезде в Тольятти, решила сделать как можно больше фото, пройтись по местам, в которых не была более 20 лет, а главное – написать пост в свой блог, сама потом буду перечитывать.
Конечно, дело не обходится без старых фото. Люблю их рассматривать. Вот здесь, например, мне 5 месяцев:

А это фото сделано в тот же день, я здесь с мамой. Не поверите, но в моем сознании есть одна вспышка одного-единственного мгновения: когда напротив меня большая камера съемки, а мама держит меня на руках.


Здесь мне уже годик:


Ну а это один из лучших дней в моей жизни, 1 сентября 1989 г.:


Это мой класс и первая учительница Лазарева Раиса Афанасьевна. Найдете меня здесь?

Вот и та самая, 71-я школа, куда я пошла в 1-й класс когда-то. Мне показалось, что забор тот же, как и тогда:



Здесь прошла моя первая в жизни линейка, я всё помню. Даже первый классный час:


А это уже моя любимая 36-я школа. Вернее, её уже не существует, осталось только здание от неё и мои лучшие воспоминания. Это была самая замечательная школа нашего города, в которой я провела счастливые 5 лет, с 7 по 11 класс, там, где мне преподали такие ценные знания, которые до сих пор мне помогают. Чуть ли не со слезами смотрела я на любимое здание, деревья, крыльцо:




Сравните фото 1999 г., когда я иду на выпускной, и фото 2021 г., на том же месте:


Потом я поступила в университет. После первого курса с сестрой поехали в Санкт-Петербург (это 2000 год, мне 18 лет):



Весёлая вожатская практика:


А это уже 2003 г., за год до окончания университета, еду на Валаам по Ладожскому озеру:


Никольский скит. Помню, что туда пускали только паломников с группами, просто экскурсии с туристами – нет. Там была необыкновенная атмосфера покоя и тишины:


7 августа 2003 г., Софийский собор Великого Новгорода:


Теперь просто пройдёмся по Тольятти, а я вам всё расскажу. Начнем с вида из окна моих родителей. В этом доме я прожила около 25 лет:

Эта дорожка – рядом с домом моих родителей. Часто я здесь гуляла. Помню, как накануне 1 сентября 1989 г. я так радовалась, что в школу иду:



Троллейбусы обновились, стали более удобными и уютными. Вспоминаю свои студенческие годы, когда на улице -30, двери старых троллейбусов замерзали:


Рябина уже поспела, прям как у нас в Королёве:




Листья многие уже жёлтые. Я-то думала, что это только в Подмосковье так в августе, оказывается, и здесь такая же история:



Вот это здание начали строить еще с самого моего детства. Бросили где-то в 90-х годах, так и не закончили, а зря, оно было бы очень красивое:


Рыночки уличные. Там такой же прекрасный запах свежих овощей, фруктов, ягод. В Королёве есть подобное, но такого запаха из детства там нет:



Идём по улице Ворошилова:




Здесь раньше был ювелирный, где мы тогда с будущим мужем покупали обручальные кольца:


Знаменитый ТЦ “Русь”. С детства его помню, он и тогда был самый представительный:






Рядом с “Русью” – венчальный храм в честь свв. прав. Петра и Февронии Муромских, его открыли совсем недавно, 8 июля 2017 г.:





Там очень интересные иконы. Например, Ласкание Пресвятой Богородицы:


Икона святых покровителей семьи и брака:


Место для клироса:


Напротив храма – Дворец бракосочетания. Угадали, именно там мы с мужем расписывались:


Знаменитый ДК ВАЗа. Не знаю насчет сегодня, но ранее там была сцена, где выступал балет, театр, мы с сестрой часто туда ходили. Но самое главное – это наличие самой крупной и богатой по тем временам библиотеки и читального зала. Я там просто ночевала, бегала туда почти каждые выходные, а в читальном зале просиживала все воскресенья:


Рядом построили прекрасную детскую площадку, ну а я пока отдохнула на такой скамейке-качели:


Этот памятник влюблённым поставили уже когда я уехала из Тольятти, но в день, когда я приехала сюда в гости. Он такой милый:


Мост через дорогу, тоже древний, с самого основания Автозаводского района. Правда, внизу всегда были красивые цветы в форме ладьи нашей или надпись “ВАЗ”:




Идём в Спасо-Преображенский собор, мой первый приход:


Это – церковь св. Иоанна Предтечи, поначалу именно там и велись богослужения. Она оказалась закрытой:



Идём в Спасо-Преображенский собор. Его освятили 19 августа 2002 г., я присутствовала на этом знаменательном событии:



Зайдём?


Собор поражает своей красотой и величием. В храме три алтаря: главный, в честь Преображения Господня, справа – в честь свт. Николая:


Слева – в честь свв. Севастийских мучеников:


На выходе:


Встреча Христа с Фотинией Самарянкой, мозаичное изображение:


Напротив собора:


Здесь мы с мужем часто ходили, ели появившееся тогда, в 2007 г., новое мороженое “Максибон”:


Не могу не упомянуть о моей любимой Пантелеимоновской церкви, где я прослужила 4 года и где состоялось моё венчание. Сейчас этот храм в честь свв. мчч. Космы и Домиана Римских. До сих пор приезжаю туда и встречаю своих знакомых:


Это старая церковь, именно в ней я венчалась. Новую достроили и открыли уже после моего отъезда. Но сначала поностальгирую по своей любимой трапезной:






Дворик за трапезной. Справа – детская больница, слева – патология беременных. Далее – лес, по которому я часто гуляла, собирала шиповник, лекарственные травы:


А вот и новый храм:




Детский парк, куда мы часто с сестрой ходили:



Знаменитое колесо обозрения, не была там с 1997 г., а вчера прокатилась вместе с сыном:







Сын выиграл в тире (ещё и воздушный шарик был), попал в 15 целей без единого промаха, а с другой винтовки - 10, но с трудом, т.к. там было намного сложнее:


В четверг ездили в с. Ташла, знаменитое к наших и не только наших краях святое место, где в октябре 1917 г. нашли чудотворную икону Пресвятой Богородицы “Избавительница от бед”, там же забил святой источник. Сейчас икона находится в Троицком храме с. Ташла:







Здесь, конечно, всё кардинально поменялось. Раньше когда я туда приезжала, был только храм, святой источник и вот эти вагончики, в которых мы ночевали:


А теперь посмотрите, как преобразилось всё. Вот это – рядом с храмом. Наверное, это монашеский корпус (там небольшая женская монашеская община) + лавка:



Далее – святой источник. Ранее здесь ничего не было, всё было пусто:






Дорога к святому источнику сейчас заасфальтированная и красивая:


Святой источник:



Икона св. вмч. Пантелеимона:


Раньше воду брали здесь, здесь же было несколько купелей. Сейчас, наверное, снова всё перестраивают, оставили пока одну купель, народу много туда стоит, а воду можно взять отсюда:

Это очень цивильно, скажу я вам, по сравнению с тем, что было. Раньше мы брали ведро, зачерпывали воду, как из колодца, и через воронку лили в свои бутылки. Здесь же можно было её попробовать. Вода на вкус очень сладкая.

…Я очень рада, что добралась до мест, где не была очень давно. Замечательно, когда есть воспоминания, которые на всю жизнь сохранятся в сознании. Их ещё очень много, конечно, обо всём не расскажешь, но память – это самое главное, что у нас есть, ведь на ней всё и держится. 

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Как же это здОрово побывать в родных краях, повидаться с родными и знакомыми людьми, пройтись по дорожкам детства и юности! Очень рада за Вас. Спасибо за рассказ и фотографии Тольятти. Интересно было совершить виртуальную экскурсию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Да, это точно. Побывать в родном месте - это счастье. Рада,что Вы "прошлись" со мной.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Только сейчас задумалась, что Вы - ровесница моей дочери, она всего на год моложе (1983)...
    Вот уж поистине, интернет стирает все границы.
    С удовольствием посмотрела репортаж о городе, и как будто прогулялась по его улочкам.
    Хорошо, что Сережа тоже знает город, где росла мама, откуда её корни.
    Красивый город, и места там душевные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да, оказывается, мы ровесницы.
      Раньше Тольятти был ещё красивее, к сожалению, с какого-то времени за ним перестали следить. Но я всё равно его люблю.

      Удалить
  3. Светлана Николаевна, здравствуйте!
    Знаете, что я подумала, когда прочитала заголовок поста, даже ещё не глядя на текст и фото? Я подумала: "Это была она! Я не ошиблась!". Вы не поверите, но когда вы фотографировали 71 школу в прошедшую пятницу днём, вы были с сыном, одеты как раз в зелёную юбку и жёлтую футболку, я проходила мимо, шла из Лицея, я ходила поливать цветы)) Я видела Вас со спины, и у меня мелькнула мысль, что может быть это Вы, но сама себя одёрнула, что вряд ли, мол откуда)) Ну надо же))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Как тесен мир! И Вы были в том месте именно в то же самое время! Поразительно))) Вот мы и "встретились".

      Удалить
  4. Спасибо, что рассказали о личном. На фото, мне кажется, Вы всё та же, что в пять месяцев, что сейчас) Взгляд всё такой же уверенный и целеустремлённый)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Ну глаза же не растут, поэтому нам кажется, что у лялек они огромные.
      А взгляд - да. Мне тоже кажется, что такой же)))

      Удалить
  5. Света, пост очень трогательный!
    Здесь слышится голос малой родины, того места, где ты жила до 26 лет. Естественно, родная улица, родные школы...
    Хорошо, что съездили в Ташлу.
    Вспомнила, что и я писала о нашей поездке в Ташлу ровно 7 лет назад. Представляешь? Вот пост: https://olgagolubeva.blogspot.com/2014/08/blog-post_15.html
    И вот здесь твой рассказ о первом сентября в твоей жизни и некоторые фотографии: https://olgagolubeva.blogspot.com/2017/08/1.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про Ташлу я помню, что ты писа́ла, а вот про 1 сентября прочитала, словно это вообще не я говорила,совсем не помню)))
      Совпадения интересные, конечно...
      А родной дом есть родной дом, там, где родился, оно так и остаётся с тобой.

      Удалить
  6. Светлана Николаевна, как здорово побывать в родном городе! Вы, наверное, редко приезжаете в Тольятти. Очень трогательные фотографии, особенно ваши детские фотографии. Как хорошо, ч то в этом году вы смогли приехать ДОМОЙ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Это точно, родной город есть родной город.
      К сожалению, в Тольятти приезжаю редко.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    С удовольствием погуляла с Вами по городу Вашего детства! Представила Ваши чувства и волнения. Я в июле побывала в родном Омске. После большого перерыва. Но даже фотографировать не могла. Такое было волнение. Только гуляла, смотрела, вспоминала, радовалась, огорчалась.
    У Вас в Тольятти мама и сестра. Как хорошо, что есть близкие в родном городе! Можно вернуться в детство!
    Спасибо Вам за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Родной город есть родной город, именно он мне и снится. Это же привязка к земле, на которой ты родился. Я очень давно не была рядом со своей любимой школой, например, так здорово, что всё же там побывала!
      Счастье, когда есть место, где тебя всегда ждут.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Получился интересный рассказ с хорошими фото. Они увеличиваются, приближая и людей, храмы..."Ласкание Богородицы" - не знала о такой иконе. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Рада, что Вам понравился рассказ о моем родном городе.

      Удалить
  9. Obrigado por dividir uma parte da sua história conosco. A matéria ficou linda e especial.

    ОтветитьУдалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^