Как-то
так получилось, что лет десять назад мы с мужем забрели в Дом Гоголя. Решила я
съездить туда ещё раз, захотелось подробней посмотреть и изучить это место.
Можно,
конечно, выйти и на “Александровском саде”, и на “Библиотеке им. Ленина”, но в
таком случае ваш пеший маршрут немного удлинится.
Как
только выйдете из “Арбатской”, поворачивайте направо и ступайте прямо к
пешеходному переходу:
Затем увидите перекрёсток и, собственно, одно из зданий музея, так называемое “Новое крыло”, жёлтого цвета:
Справа – здание основной экспозиции музея, а слева – памятник Н.В. Гоголю, который был открыт в 1909 г.:
Зашла
я, значит, такая радостная, но была разочарована: оказывается, музей
открывается с 12:00, а на моих часах предательски выходило только самое его
начало. Более того, билеты можно купить только онлайн на официальном сайте
музея.
Пришлось
выйти. На улице долго ковырялась с сайтом. Никак не могла понять, как же купить
билет на основную экспозицию, выходили какие-то выставки и временные
мероприятия. Наконец, я её нашла, но вкупе с выставкой работ современного
искусства, которая располагалась в “Новом крыле”. Так билет стоит 200 рублей, я
заплатила 300. Но это ладно, главное, что по делу, а современное искусство мне
сегодня вообще было неинтересно, поэтому я туда не пошла.
Чтобы
скоротать время, я отправилась в древний храм прп. Симеона Столпника на
Поварской, которому через 2 года исполнится ровно 400 лет:
Позор
мне на голову. Я всю жизнь думала, что это храм в честь иконы Божией Матери “Знамение”,
потому что именно она хорошо видна, когда мимо проходишь. Здесь я бываю тогда,
когда езжу в “Московский дом книги” на Арбате, поэтому очень мне нравится идти
и видеть это замечательное строение. Да уж, моя жизнь больше не будет прежней…
Итак,
подходим ближе:
Это
уникальная церковь. Более всего известна венчаниями: Н.П. Шереметева и П.И.
Жемчуговой-Ковалёвой, С.Т. Аксакова и О.С. Заплатиной, К.П. Победоносцева и Е. Энгельгардт.
Н.В.
Гоголь являлся прихожанином этого храма в последние годы своей жизни (хотя
посещал и другие ближайшие храмы), с 1848 по 1852 гг. – ровно столько, сколько
он прожил в Москве в том самом доме 7А на Никитском бульваре, куда мы с вами
отправимся, и именно там отошёл в мир иной. Встал вопрос, где отпевать. Поначалу
планировали там же, но впоследствии приняли решение сделать это в церкви святой мученицы Татианы при Московском университете – там и места больше, и Николай Васильевич был почётным членом университета.
Конечно,
нынешний храм прп. Симеона Столпника внутри выглядит совсем не так, как при
Гоголе, да и снаружи тоже. Вообще чудо, что он уцелел после 1917 г., т.к.
предназначался под снос. Однако трепет, который испытываешь уже при самом
приближении к этому святому месту, непередаваем.
Вертеп
очень необычно изображён. Странно, что до сих пор не убрали:
Древняя надпись на стенах храма, разобрать сложно:
Входим:
Ещё я забрела в Мерзляковский переулок – это если пройти мимо Дом Гоголя и свернуть направо. Вот она, старая Москва:
Буквально несколько слов скажу об этом историческом доме. Известен он аж с начала XVII в., когда в нём располагался загородный двор бояр Салтыковых. Владение домом передавалось от одного хозяину к другому, очень сильно здание пострадало во время Московского пожара 1812 г. В 1816 г. его хозяином стал участник Бородинского сражения генерал-майор Измайловского полка Александр Иванович Талызин. После его смерти в 1847 г. дом достался родственнице, титулярной советнице Талызиной, в тот же год здесь поселяется возвратившийся из Европы граф Александр Петрович Толстой. Скорее всего, его супруга, Анна Георгиевна, купила эту усадьбу где-то в 1847-1848 гг. В 1848 г. сюда поселяется Н.В. Гоголь. Портрет графини А.Г. Толстой, которая, как гласит надпись, имела большое влияние на писателя:
Музеем
это здание стало лишь в 1974 г. (!). Ещё в 1964 г. здесь жили люди. Сейчас этот
дом могут называть “домом Толстых” или “домом Талызиных-Толстых”, по имени тех,
кто ближе всего был к Гоголю.
Вход
по QR-коду. Всё пребывание
в музее возможно только в маске.
Итак,
заходим внутрь и попадаем в переднюю. Первое, что замечаешь, - это плащ-крылатка
и шляпу-цилиндр – реконструкции по лекалам XIX в. Вот интересно, было ли в такой одежде тепло:
Напротив вешалки – дорожный сундук как символ путешествий. Вся жизнь Николая Васильевича была сплошным путешествием:
Рассмотрим
поближе, что же там лежит:
Слева-направо:
страницы из школьной тетради Гоголя по ботанике, дорожный сундучок, ревизская
сказка 1850 г. (это документ, согласно которому устанавливалось налогообложение),
рисунок Гоголя-гимназиста неизвестного автора, “История Малой России” Д.Н. Бантыш-Каменского
1830 г., карта Палестины, украинские рушники к.XIX-н.XX вв.
Пора
в гостиную:
Интерьер
воссоздан по воспоминаниям современников Гоголя: мебель красного дерева,
придиванный столик, колокольчик для вызова слуги и мн.др.
На
стенах изображения XIX
в.:
Симонова монастыря, Рима и вообще Италии, Оптиной пустыни, Петровского дворца в
Москве, икона Божией Матери “Казанская”:
Предметы ломберного столика – колокольчик для вызова слуги, книги и журналы издания 1830-х гг., справа – издание 1849 г. “Стихотворений” В.А. Жуковского, Полный христианский месяцеслов 1818 г., пара чайная и нож складной для резки фруктов начала XX в., слева – издание 1847 г. “Выбранных мест из переписки с друзьями”, под ними – карта географическая “Владения России в Азии” 1750 г.:
Видим красивые каминные часы (производство Англии к.XVIII - н.XIX вв.). Стрелки остановились на цифре “3” – в это время в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г., незадолго до своей смерти, Н.В. Гоголь сжёг свои рукописи, в том числе второй том “Мёртвых душ”. В камине воссоздан вид рукописи, пожираемой огнём.
В
помещении кассы можно увидеть аллегорию Клодта:
Идём
в рабочий кабинет Николая Васильевича. Здесь было холодно, поэтому когда писателю совсем
стало плохо, его перенесли в другую комнату, где он и скончался. Позже мы её увидим,
а пока –
Слева при входе – портрет С.П. Шевырёва, русского литературного критика, историка литературы, поэта и общественного деятеля. Он особенно был близок к Гоголю, читал корректировку его сочинений, налаживал связи с книгопродавцами, ведал его финансовыми делами. Даже после смерти писателя Шевырёв продолжал многое делать для своего друга, в частности, способствовать изданию его произведений:
Перед нами предмет туалета – латунный умывальный прибор XIX в., который стоит на прикроватной тумбочке, а сверху – настенный шкафчик. На стене слева – портреты оптинских преподобных старцев – Моисея, Антония и Макария, справа – немецкая гравюра Иисуса Христа в венце:
Это конторка Н.В. Гоголя, за которой он и работал. Я была удивлена, когда узнала, что писатель стоял (!) за ней, а не сидел. Представляете? Столько времени провести на ногах, на холодном полу!
На конторке можно увидеть игольницу, чернильный набор с песочницей и сосудом для чернил, подсвечники парные, “Преображение” с оригинала Рафаэля, а также “Арабески” 1835 г. издания:
Здесь мы можем увидеть настольную лампу XIX в., “Похождения Чичикова или Мёртвые души” 1846 г. издания, копия автографа письма Н.В. Гоголя к А.С. Пушкину, заглавный лист поэмы “Мёртвые души” с пометами цензора 1842 г., слева – репродукция титульного листа ко второму изданию “Мёртвые души” – рисунок Н.В. Гоголя:
Здесь
виден краешек платяного шкафа со старыми изданиями произведений Н.В. Гоголя, икона
Христа Вседержителя, на стене изображения Гроба Господня и Вифлеемской пещеры (Гоголь в 1848 г. побывал в Иерусалиме):
Здесь, где тогда была приёмная графов Толстых, 5 ноября 1851 г. Гоголь читал свою пьесу публике, которую составляли И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, Г.П. Данилевский, а также некоторые актёры Малого театра. Это иллюстрирует данная картина 1951 г.:
Сюжет
“Ревизора” был дан Гоголю А.С. Пушкиным, которого сам писатель об этом просил.
Вашему
вниманию – часы напольные:
Портреты
М.С. Щепкина, Г.П. Данилевского, С.Т. Аксакова:
Стол
с чернильным прибором, листом гербовой бумаги, записной книжкой и коробочкой с
крышкой в бисерном чехле:
Портреты тех, кто принимал активное участие в постановке “Ревизора” – Н.О. Дюра, В.Н. Асенкова, И.И. Сосницкого, П.А. Каратыгина:
Портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.О. Смирновой-Россет, фрейлины императорского двора, М.Ю. Виельгорского, благодаря которому император Николай I познакомился с рукописью “Ревизора”:
Заходим
в ту саму комнату, где умер Н.В. Гоголь. Здесь раньше была комната для гостей. Именно
сюда в январе 1852 г. и был перенесён Николай Васильевич, будучи уже смертельно
больным. 21 февраля 1852 г. (ст.ст.) около 8 часов утра он отправился в мир
иной, а ночью, накануне, он громко закричал: “Лестницу поскорее, давай
лестницу!” Видела его смерть тёща профессора Московского университета М.П.
Погодина Е.Ф. Вагнер.
Слева от входа – “Песнь
молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице”. Точно этот факт не установлен,
но считается, что её сочинил Николай Васильевич:Как
известно, этот святой сыграл особенную роль в жизни писателя. В семье родителей
писателя все дети умирали, никто не выживал. Наконец, когда должен был родиться
Николай Васильевич, мать Гоголя взмолилась святителю Николаю и пообещала
назвать ребёнка в его честь. Дитя выжило и стало единственным ребёнком в этой
семье – вымоленным у Бога.
Скульптура, изображающая
умирающего Гоголя:Вот так примерно выглядело место, где умер Николай Васильевич. Рядом с кроватью, справа, видим копию посмертной маски писателя (сейчас она в хранилище, а мы с мужем видели оригинал), у кровати – столик с рюмкой для лекарств, подсвечником, старой псалтирью, раскрытым на покаянном псалме 50:
Метрическая книга церкви прп. Симеона Столпника с записью о смерти и отпевании Николая Васильевича (выделено красным мной, почерки XIX в. очень мне нравятся!), хотя отпевание было не там, просто писатель был их прихожанином последние 4 года, а один священник из этого храма участвовал в его отпевании:
После
этой печальной комнаты переходим в Зал воплощений, в котором представлены
различные периоды жизни и – больше – творчества Гоголя.
Семья
Н.В. Гоголя:
Далее
рассмотрим картины и скульптуры, иллюстрирующие произведения Н.В. Гоголя,
некоторые из которых довольно жуткого вида.
Афанасий
Иванович и Пульхерия Ивановна:
На втором этаже располагается читальный зал и научный центр музея. Подниматься туда следует по парадной лестнице, справа и слева – картины владельцев усадьбы:
Чем старше я становлюсь, тем всё отчётливей понимаю, как жили писатели. Как обычные люди. Конечно, со всеми особенностями своего времени и эпохи. Так и представляла себе, как Николай Васильевич выходит из дома и направляется к церкви, как встречает гостей, как разговаривает с ними, как работает. Со временем обязательно перечитаю его “Выбранные места из переписки с друзьями” и “Мёртвые души”. Всё же пока он остаётся для меня великой загадкой. Наверное, потому что глубоко личное скрывал ото всех. Лишь Один Бог знает про него всё, а мы можем только догадываться о движениях его души и сердца.
Света, здравствуй!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за виртуальную экскурсию!
Я бы тоже с тобой поехала в дом-музей Н.В.Гоголя. О последних днях жизни Н.В.Гоголя рассказываю в 9-м классе, когда начинаем изучать "Мёртвые души". Как живо представлено и это произведение, и многие другие.
Да, согласна с тобой: писатели были ОБЫЧНЫМИ, но ГЕНИАЛЬНЫМИ людьми. Всегда об этом говорю ученикам: посмотрите на ЧЕЛОВЕКА, со своими бедами и радостями.
Спасибо большое!
Оля, добрый вечер!
УдалитьПриезжай летом, сходим вместе. Бери любое фото из моего блога, а также я про Достоевского писала ровно неделю назад, тоже, может быть, что-то пригодится.
Музей этот небольшой, но таит в себе тайну смерти этого великого писателя и другие тайны. Скорбно, что он именно здесь сжёг свои рукописи... Они, конечно, не горят, но...
Прекрасное место! Можно и в читальном зале при желании посидеть. Там вообще кафе было, не знаю, работает ли оно в период эпидемии.
Больше всего трогает в таких местах рукописи. Когда видишь листки бумаги, исписанные то мелким,то витиеватым почерком писателя, будто видишь его.
ОтветитьУдалитьБыла во многих литературных местах и музеях и кажды раз что-то новое узнаю.
Спасибо за работу)
Да, это действительно потрясает. Стоишь и думаешь: неужели это он писал?
УдалитьСпасибо, что прочитали.
Очень люблю Гоголя. Спасибо большое, Светлана. Как это я ни разу не была в этом музее. Благодаря Вашей экскурсии Гоголь ожил. Какой же у него был быт. Вокруг Гоголя много мистики. Интересны его описания Рима, Италии. Какой же дырой были тогда эти места. Для меня Гоголь загадочная личность. Я думала, что его истории о ведьмах и прочей нечисти основывались на местном фольклоре. Как нас учили в школе. Я удивилась, что это не так.
ОтветитьУдалитьКак раз пару мемсяцев назад моя школьная подруга заговорила о Гоголе. Мы стали с ней бродить от одной передачи, одного док фильма до другого. Читать воспоминания о нём его современников. Какая же это интересная личность. А уж читать его. перечитывать можно до бесконечности. Каждый раз открывается новый слой, и поражаешься, как же я этого не замечала, не отмечала раньше.
Сейчас я сижу на Гоголе, Достоевском и Чехове. Хотя они совсем разноплановые. Поразительно, как их миры затягивают. Я почти физически ощущаю атмосферу той эпохи, того антуража, которые описаны, отображены в том или другом произведении.
И наколько меня отталкивает Лев Толстой. Он мне кажется таким мёртвым, назидательным и бесконечно лицемерным. Детали его биографии тошнотворны. Два дневника. Один для себя, который он носил в сапоге, другой с поучениями и самолюбованием - для других.
Здравствуйте, Лола!
УдалитьСпасибо, что поделились своими мыслями!
Я вот тоже как засела на Достоевском, не могу оторваться. Не хочу погружаться в нашу действительность, хочется думать о высоком и мыслить идеалами. Поэтому в настоящий момент даже смотреть в сторону "невысокой" литературы не могу.
Насчёт Толстого - полностью с Вами согласна. Абьюзер и ужасный человек. Как писатель, он, конечно, гений, но в сторону его книг вообще смотреть не могу. Как-то заменяла литературу в 5 классе, они "Кавказского пленника" изучали, пришлось перечитать. Но на этом всё.
А в Достоевском, Гоголе и подобных великих людях можно черпать и черпать без конца. Как же переплетено всё, оказывается! Кто друг с другом связан или дружил, один Тургенев оказался Фигаро здесь, Фигаро там))) Будем познавать дальше, это очень увлекает и успокаивает одновременно.
Светлана, вот удивительно. Я захожу в Ваш блог в таком нейтральном состоянии. И вот начинаю заводиться. А потом думаю, надо же, сколько во мне темперамента, оказывается))))) Как-то Ваши публикации, стиль, язык, меня пробирают до основания. Душу из меня вытряхивают.
ОтветитьУдалитьЗначит Вы нашли что-то созвучное себе. Я пытаюсь донести своё восприятие, как я это всё увидела. Наверное, Вы бы с такими же мыслями, как и я, ходили бы по этому музею.
УдалитьЯ очень рада, что эта моя публикация оказалась для Вас полезной!
Здравствуйте, Светлана Николаевна.
ОтветитьУдалитьОтличный музей, прекрасная экспозиция.
И, я так смотрю, посетителей маловато? Нет толп с экскурсоводами?
Заинтересовала узенькая кровать. на которой он спал - это как же неудобно, ни калачиком не свернёщься, ни особо поворочаешься?
Да и за конторкой тоже, по моему, не совсем комфортно часами стоять.
Я так поняла, свои произведения он писал стоя?
Любит человек страдать.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьКассирша сетовала, что из-за того, что обязали покупать билеты только на сайте, количество посетителей сократилось на 90%.
Я пришла и была одна, потом пришли школьники в какой-то олимпиаде участвовать. И всё.
А кровати меня очень удивляют: почему-то кровати того времени были очень маленькие.
И насчёт конторки я тоже потрясена. Стоя писать. Значит произведения действительно выстраданные.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Огромное спасибо Вам за такой подробный рассказ и множество фото! Признаться, зависла надолго... Мне всегда кажется, что в таких домах витает дух писателя... Я бы тоже с удовольствием там побывала! Поставлю вв свои закладки для будущих путешествий!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьЯ очень люблю такие места и горю желанием поделиться своей радостью с другими. Дух писателя - да, однозначно, потому что он оставил очень многое после себя.
Неделю назад я писала о Достоевском, как писатель, он нравится мне больше, но русскую литературу я обожаю, поэтому обойти Гоголя - ни в коем случае.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьС удовольствием прочитала пост о доме Гоголя в Москве. Восхищает и то, как Вы рассказываете о деталях экспозиций каждого зала, и фото, и комментарии к ним. Теперь хочу сама там побывать и всё увидеть своими глазами. Произведения Н.В. Гоголя люблю, но знаю о писателе мало. Обязательно перечитаю произведение "Мёртвые души". Благодарю за виртуальную экскурсию и интересный рассказ!!!
Здравствуйте, Елена Валентиновна!
УдалитьОчень рада, что Вам понравилось, я очень стараюсь сделать описание со всей тщательностью. Мне и самой интересно, что это и что то.
Таких гениев нужно обязательно читать и несколько раз перечитывать, с каждым разом открываешь новое и неизведанное.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо, что рассказали о замечательном музее Гоголя. Интересно смотреть, где жил и работал писатель. Кажется, что вот он сейчас войдёт в дверь...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Да, иногда и правда такое ощущение складывается... Однако сейчас я всё больше думаю о том, как они относились к смерти, к её неизбежности и как умирали. Это очень важно для нас, живых, понимать и осознавать. Последние слова - это жемчуг, потому что умирающий человек видит то, чего не видим мы. Смотрю и впитываю всё, что вижу, всё, что на сердце легло. Эти гении нам многое оставили, вечная им память.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за виртуальную экскурсию в музей!
Много раз была в Москве, а вот в дом-музей Н.В.Гоголя ни разу не заходила. Очень интересно!
Здравствуйте, Анна Анатольевна! Как приедете в Москву, обязательно посетите этот музей, он удобно расположен, в самом центре.
УдалитьСветлана Николаевна! Мечтаю посетить музей М.А.Булгакова в Москве, а теперь и к Н.В.Гоголю захотелось.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Евгеньевна! В Москве столько литературных музеев, что дух захватывает. Приезжайте обязательно!
Удалить