1 октября 2016 г.

О логопедических занятиях дома и возможных сопутствующих ошибках

Домик хоббита изнутри. Источник картинки - интернет
Не секрет, что успех логопедических занятий зависит не только от самого логопеда, но и от родителей ребенка, которым предстоит закреплять дома полученные навыки. Если родители игнорируют указания специалиста, то и “выздоровление” звука (-ов) идет намного медленнее, чем хотелось бы.
Есть и такие родители, которые по каким-то причинам не обращаются к логопеду, а пытаются поставить звук самостоятельно. Или – научить ребенка говорить. К сожалению, иногда это приводит к отрицательным результатам. Одна мама, таким образом, закрепила у ребенка неправильные шипящие, которые потом пришлось долго исправлять. А всего-то: смотрели какое-то видео и пытались сделать так, как говорят и показывают.
Однако необходимо понимать, что логопедические занятия имеют свой план, свои перспективы. Каждое занятие построено по определенной схеме и рассчитано на каждого конкретного ребенка. Со стороны может показаться всё очень даже простым: сидит себе логопед с ребенком и без конца повторяют нужные звуки. Волшебной палочкой мах! – и вот вам результат.
Я искренне ценю и уважаю родителей, которые хотят помочь своему ребенку, но всё же есть момент, когда требуется помощь профессионала, т.к. в ряде случаев только специалист может определить степень нарушения звука (-ов) и речи, исходя из которой назначается схема коррекционных мероприятий. Более того, в эту работу может включаться не только логопед, но и ортодонт, стоматолог, отоларинголог, невролог, невропатолог, психиатр, психотерапевт и др.
Читала на одном сайте возмущения мамы по поводу того, что она с ребенком занималась и пальчиковой гимнастикой, и артикуляционной гимнастикой, и занятиями на мелкую моторику рук, а ребенок в свои год и 7 месяцев до сих пор не говорит. Она возмущалась тем, что логопеды “пугают” родителей: не будете заниматься - малыш не заговорит, а на деле данное утверждение якобы оказывается ложью. Мама водила ребенка к неврологу, которая поставила диагноз “ЗРР” (задержка речевого развития). 
Я сейчас отвечу так, как если бы сама дала ответ написавшей родительнице.
Во-первых, от души похвалила бы такую маму: она действительно молодец, раз постоянно занимается с ребенком.
Во-вторых… будет не совсем приятно, но сказать об этом надо. Меня интересует: зачем с таким маленьким ребенком заниматься артикуляционной гимнастикой? Это то же самое, что заставлять новорожденного прыгать и бегать. Артикуляционная гимнастика требует усилий со стороны пациента. Звуки до 4 лет исправлять не нужно, потому что у каждого человека, как и у нас с вами, был период нечеткого или неправильного произношения, которое впоследствии могло исправиться самостоятельно, без посторонней помощи. Если же эти неточности сохраняются и не исправляются к 4 годам, тогда есть повод обратиться к логопеду, который проведет полное логопедическое обследование и по необходимости направит к нужным врачам.
Что касается пальчиковой гимнастики и занятий на развитие мелкой моторики рук, то это очень полезные вещи: научно доказано, что умение человека ловко управлять своими пальчиками ведет к благоприятному развитию речи, поэтому так необходимо уже с самого раннего возраста приучать малыша захватывать мелкие детали, делать ему массаж пальчиков, разыгрывать спектакли с пальчиками и т.п.
Теперь по поводу диагноза ЗРР. Меня удивляет, что его поставили в столь раннем возрасте и одним специалистом. Есть, конечно, показатели благоприятного и неблагоприятного развития речи, есть диагнозы, которые можно поставить еще во время внутриутробного развития или в первые месяцы жизни (по характеристике младенческого крика, например), однако диагноз “ЗРР” ставится невропатологом, логопедом и психологом после 3-4 лет, когда уже можно отличить задержку речевого развития от индивидуального развития речи, проходящее с небольшими задержками.
Так, есть схема нормального развития речи по А.Н. Гвоздеву. Проведя соответствующее обследование и наблюдения за конкретным ребенком, можно сделать вывод об отставании в речевом развитии, частичного или полного отсутствия речи (алалия, афазия – последнее встречается у детей крайне редко). Однако ни в коем случае нельзя ставить диагноз, только если отклонения от этой схемы незначительны. Ведь крайне необходимо видеть самого ребенка, понаблюдать за ним, составить график развития его речи и схемы, проконсультироваться с невропатологом, психиатром или с другими врачами, а уже потом делать выводы о наличии у ребенка, например, ММД (минимальной мозговой дисфункции), РЦН (резидуальной церебральной органической недостаточности), ЗПР (задержки психического развития), аутизма, детской шизофрении и т.п. Перечисленные диагнозы – это всего лишь капля в море огромного количества причин отставания ребенка в речевом развитии.  Запомните: логопед не врач, он диагнозов не ставит, он только может сделать предположения, оповестить родителей и порекомендовать обратиться к соответствующим специалистам.
Что касается возмущений мамы о том, что ребенок “вообще не говорит”, то такие выводы можно сделать только при обследовании речи ребенка раннего возраста. Что значит “вообще не говорит”? Он не гулил в 3 месяца, не лепетал в 6 месяцев, не произносит ни одного слова, даже “детского”, не проявляет никаких попыток взаимодействовать со взрослым? А как у него с пониманием речи? Он вообще Вас слышит? Что именно он понимает? Отличает кровать от дивана или для него это одно и то же?
Как видите, вопросов много, которые наверняка задаст любой специалист, и это далеко не весь список. Нужен анамнез – как развивалась беременность, как проходили роды, как себя вел ребенок в первые месяцы жизни, характер его крика, появился ли комплекс оживления. Уже по ответам только на эти вопросы можно определить наличие или отсутствие умственной отсталости ребенка, нарушения в эмоциональной сфере и взаимодействий с окружающим миром (аутизм). НО: еще и еще раз напоминаю, что какие-либо диагнозы ставятся несколькими специалистами, при комплексном обследовании ребенка и вынесении окончательного вердикта.
Теперь по поводу логопедических занятий дома. Как выше указывалось, занятия с логопедом имеют четкую структуру. Даже артикуляционную гимнастику нельзя проводить спонтанно и одинаково. Для подготовки артикуляционных органов требуются отдельные мышцы, которые нужно “запустить”, заставить работать, поэтому для каждого звука предусмотрена своя артикуляционная гимнастика: например, для звука [р] нужно усиленно работать с подъязычной уздечкой и укреплением кончика языка.
Немаловажно заниматься дыхательной гимнастикой. Иногда бывает, что правильный звук не выходит из-за неумения ребенка правильно дышать - направлять воздушную струю в нужном направлении. Нужно, порой, усиленно работать, чтобы ребенок перестал надувать щеки при сильном вдохе и выдохе, т.к. от этого, например, зависит, будут у него правильные шипящие, или нет.
При более сложных нарушениях речи, например, при дизартрии (нарушенное звукопроизношение с нарушениями артикуляционного аппарата) нужно прибегнуть к логопедическому массажу. Прежде чем это делать, нужно четко знать, что Вашему ребенку массаж не противопоказан. Некоторые логопеды без справки от невролога даже не берутся его делать, т.к., казалось бы, совершенно безобидные действия могут привести к приступам эпилепсии или отеку гортани.
Ну и, конечно же, необходимо знать технику логомассажа, понимать, с чего начинать и чем заканчивать, с какой периодичностью делать массаж и в течение какого времени соответственно возрасту пациента. Некоторые действия просто нельзя делать, ну а если массажист не в курсе, что означает гипертонус и гипотонус, то браться за это важное дело вовсе не стОит. А как быть, скажем, с таким ребенком, у которого гипотонус с одной стороны языка, а с другой – гипертонус?
Теперь по поводу развития речи. Начнем с “запуска” речи. Его обычно делают, если у ребенка алалия (отсутствие или грубое недоразвитие речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте). Существуют специальные методы, способствующие вызыванию у ребенка способности выражать свои мысли словами. Это очень долгий и трудный процесс, растягивающийся на годы. Хуже, когда ребенок не понимает обращенной к нему речи и не говорит (сенсорная алалия). В таком случае сначала проводятся занятия, способствующие развитию понимая обращенной к нему речи (пассивного запаса). И вообще с детьми, у которых диагностируется алалия, занимается не только логопед, но и невропатолог, и психолог. Ребенка необходимо ввести в мир речи – в наш мир, вызвать у него потребность выражать свои мысли или просьбы словами, беседовать, взаимодействовать с окружающими.
В настоящее время всё больше набирает обороты раннее развитие ребенка и ранее развитие речи, но трезвый подход к этому имеют далеко не все. Развитие – это НЕ обучение, это только создание определенной среды для ребенка, которое схоже с созданной средой для алалика: вызвать желание, потребность говорить как можно быстрее. Это целая система, методика, которая отнюдь не содержит одну только долбежку в виде слова “скажи”, вызывающее у ребенка не что иное, как речевой негативизм, и не ограничивается общим “постоянно говорить с ребенком”. Говорить говорению рознь, можно просто болтать без умолку, и в конце концов малыш будет воспринимать речь как радио, не вдумываясь и не останавливаясь на том, что ему сейчас действительно нужно. Нужно взаимодействовать с ребенком, давать ему возможность высказаться, пусть даже одним словом, но ведь это такое счастье, когда с Вами разговаривает Ваш ребенок, когда Вы всё больше будете его понимать, а он – Вас! А чтобы всего этого достичь, необходимо продумать занятия, заранее к ним подготовиться (ребенок 1,5 лет не будет сидеть за партой и смиренно ждать), тонко выверить каждую деталь. Ведь можно говорить много и ни о чем, а можно дозированно, зато с постоянными повторениями и целенаправленно. Тогда и будет результат – это я уже как преподаватель иностранного языка говорю, т.к. цели и методы запуска речи родного языка и иностранного совпадают.
Важную роль в развитии речи ребенка играют книги. Их нужно выбирать тщательно, согласно его возрасту и интересам, и совсем чуть-чуть забегая вперед. В книге должно звучать как можно больше слов, знакомых ребенку, чтобы закрепить их, так сказать, наличие на этом свете. Тексты для малышей 1-2 и 2-3 лет должны быть короткими, насыщенными и богатыми содержанием одновременно, с четкими иллюстрациями или фотографиями, т.к. ребенку 1-1,5 лет сложно понять, что та собачка, которую он держит в руках, и та, что нарисована, - это тоже собачка. А уж если графическое изображение полностью отличается от неграфического, то малыш вообще не поймет, что на рисунке изображена собака, как не отличит собаку от кошки в этом возрасте. Или не сможет выбрать из нескольких карточек разных собачек. Этому тоже нужно обучать.
Есть еще тысяча нюансов, которые составляют полную картину логопедических занятий. Вот почему так важно хотя бы изредка консультироваться со специалистом, показывать, как ребенок ставит язык, как делает артикуляционную гимнастику, как дышит, как работает пальчиками, развит ли он физически (это тоже влияет на речь), какие методы используются для развития его речи и т.п. От этого зависит успех Вашей работы и Ваших усилий.
Пусть у Ваших детей всё получается!
Здоровья и благополучия Вам и Вашим детям!

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Замечательную и нужную статью Вы написали, написали легким и доступным языком. 👍🏻Я уверена, что она будет понятна простым людям, людям без специального образования, т. е. всем родителям.
    У меня к Вам предложение - давайте организуем с этим материалом что-то вроде гостевого поста в моем блоге? 😉Буду ждать ответа. 💐

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!Я так ждала, когда Вы опубликуете "Детскую галерею"! Зашла в "Точное время", всё думала: вот Жанна Витальевна проснется, напишет, и я в октябре буду первая))) Жалко, не получилось!(((
      По поводу Вашего предложения - я только "за"!

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, проспала я... :))Это шутка, а если серьезно, то здорово, что Вы согласились. Тем более, что опыт в Гостевых постах у Вас есть. Давайте обсудим подробности по эл. почте?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я бы сказала еще: "Не зная броду, не лезь в воду" - это по поводу логопедических занятий не профессионалами - мамами! А потом логопедам приходится исправлять такие "перлы"..... Спасибо вам, Светлана Николаевна, за подробное освещение этого вопроса, это просто необходимый материал для родителей)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Как я написала в статье, я только за, если родители помогают логопедам, но нужно понимать, что всё имеет свою систему, а без системного подхода результата добиться невозможно.

      Удалить
  3. Спасибо, Светлана Николаевна. Ваша статья доступна для любой категории читателей, спасибо за советы. Главное, не заниматься самому тем, в чем нет ни опыта, ни знаний!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Спасибо, что затронули такую важную тему.
    У меня был печальный опыт, когда я закрепила гортанную "р" у своей дочки.
    Как меня ругал потом специалист!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Я бы тоже ругала))) Гортанное Р - как же тяжело его исправить!!! На это иногда уходят годы, не то что месяцы.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо вам за интересный, познавательный материал. Родителям надо помнить главное правило: " Не навреди"

    ОтветитьУдалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^