14 февраля 2020 г.

И мотив попопсовей, пожалуйста

- Всем привет! Сегодня мы будем пробовать экзотические фрукты…
- А если понравилось, ставьте лайк, пишите комментарии.
Эти и подобные однотипные фразы можно услышать от господ, которые создают сто пятьдесят видео в день, придумывая всё новые и новые способы привлечения потенциальных подписчиков на их каналы.
Я не подписана ни на один из них. Не понимаю, как можно тратить свое время и жизнь на чужое вИдение и чужие мысли. Сейчас все стремятся к свободе и независимости, а вместе с тем копируют то, что даже не создано другими, а пройдено через мозги без сердца, разума и чувства.

А не спеть ли мне песню о любви?
А не выдумать ли новый жанр?
Попопсовей мотив и стихи,
И всю жизнь получать гонорар?
(здесь и далее цитаты из песни “О любви” гр. “Чижа и Ко”)

Когда-то появление телевидения изменило мир. Картинки пробудились и дали жизнь новому этапу искусства. С начала создания кинематографа появилось очень много фильмов – настоящих шедевров и бездарностей, а уж когда появился интернет и такие каналы, как Youtube, бездарности полезли просто изо всех щелей.
Сейчас всем можно “создать”, сделать и купить абсолютно всё, причем сделать это очень быстро, вот прямо здесь и сейчас. Везде и повсюду мы видим рекламы типа “Английский/испанский/французский/немецкий – это легко! Как заговорить за три месяца”, “Здесь мир вращается вокруг вас”, “Создай свою лабораторию”, пропагандируя тем самым одну очень крамольную идею: наука – это легко и просто, не слушайте вы этих старых маразматиков-ученых, которые изучали какую-то дисциплину долгие годы, мы вот новую методику нашли, и вы за столько-то уроков заиграете на пианино, выучите язык и будете общаться не хуже уровня иностранца, проведете массу опытов и сдадите все экзамены на высшие баллы.

Мою песню услышат тысячи глаз,
Мое фото раскупят сотни рук,
Мое солнце мне скажет: “Это про нас!”
Посмеется над текстом лучший друг.

Голливудские фильмы пестрят героями, которым свойственна фантастическая многофункциональность. Подумайте, они умеют всё: говорят на всех языках мира, сведущи во всех областях науки, блестяще владеют оружием и пребывают в отличной физической форме, да такой, что спокойно бегают по стенам, убегают от пуль и летают по воздуху. Любой здравомыслящий человек скажет, что это невозможно. И вовсе не для среднестатистического (как я не люблю этот термин!), а просто для обычного человека.


В результате, прежде всего, у очень молодых представителей человечества в голове складывается весьма выгодная картинка: доступно всё, нет ничего невозможного, я управляю всем и вся, а главное – это мир вертится вокруг меня, а не я возле кого-то и чего-то.
Сейчас еще до сумасшествия популярны всякие би- и трилингвиальные программы, которые приводят в ужас даже меня, преподавателя иностранного языка. Я еще могу понять, когда это необходимо: ребенок проживает с русскими родителями, например, в Испании, и испанский знать, конечно, надо, потому что необходимо в этой стране жить, учиться и работать, но и русский забывать не хочется. Здесь даже без комментариев.
А вот когда такая обстановка создается искусственно, я искренне не понимаю всей этой свистопляски. Бывает, что сама “англомама” не особо владеет языком, но со своим ребенком постоянно разговаривает только на английском, а папа на русском.

И я стану сверхновой суперзвездой.
Много денег, машина - все дела.
Улыбнувшись, ты скажешь: "Как крутой!"
Я тебя обниму. Ты права.

Я тоже об этом думала - начать говорить с ребенком только на английском. Однако когда поняла, что это означает то, что я уже не смогу прочитать ребенку прекрасные русские стихи, не покажу ему настоящие шедевры – прекрасные мультфильмы или сказки на нашем языке, не смогу обсудить с ним его день, - то твердо сказала “нет”. Я хочу, чтобы мой ребенок овладел красивой русской речью, чтобы он от меня слышал правильный, красивый и богатый русский, чтобы именно я была тем человеком, который научил бы его читать и разговаривать на нашем прекрасном языке, который я не променяю ни на какие другие языки мира, хотя глубоко уважаю любой из них, потому как за каждым языком стоят люди, их жизнь, менталитет, привычки и традиции.
Но сейчас так не принято. Всё англоциизируется со страшной силой, когда везде и повсюду, надо и не надо вставляются английские слова, вот прямо так и без перевода, чтобы выглядеть перед всеми и вся суперумным и прогрессивным человеком. Только ребенок, по мнению родителей, овладевает разговорным английским, как ему уже дают другой язык, а за ним – еще один. Я не против изучения иностранных языков, это здорово и чудесно, начинаешь мыслить по-другому, но мне не нравится идея чуть ли не полного отказа от русского языка, потому что он якобы не моден, не интересен и не крут.
И тут невольно возвращаешься к мысли о вседоступности всего и вся, о пропаганде “всезнайства”, особенно когда с этим сталкиваешься лицом к лицу. Нет, я не против споров, отстаивать свою точку зрения надо уметь, но только для этого нужна еще соответствующая обстановка и достаточно знаний в голове, а вот когда нет ни того, ни другого, ни третьего, даже секунды на это тратить не хочется. Ведь если у оппонента есть всё, он умеет всё, у него есть свой канал, он сам себе режиссер, электрик, монтер, врач, учитель и т.п., дальше о чем говорить?
Меня пугает многофункциональность в нынешнем понимании этого слова. В принципе, делать несколько дел не то что одновременно, а довольно синхронно, - это очень даже неплохо. Например, я могу гладить белье и одновременно смотреть фильм на английском. Или: готовить обед, гладить белье и обогащать свой словарь фразовыми глаголами. Сразу три дела выполняются довольно успешно. Но когда должность человека непонятно с каким образованием звучит “менеджер”, который якобы умеет абсолютно всё, это мне вообще непонятно.


Помнится, когда я работала личным ассистентом генерального директора, поражалась не только количеству поставленных передо мной задач, но и их содержанию. Допустим, надо было всенепременно найти самый дешевый рейс, перелопатив при этом ВСЕ существующие авиакомпании, а интернет работал так себе. Тогда еще не было сайтов вроде aviasales и т.п. Я нашла нечто подобное, но и это не особо помогало, учитывая, что мой босс терпеть не мог никакого посредничества, ему прямые связи подавай.
Ну или организовать поездку в Турцию пяти домохозяйкам с их детьми и всем скарбом (дел-то, подумаешь). Причем этой Марьиванне надо такую-то кровать, а та Марьпетровна едет с такими-то детьми, а вот этой обеспечьте, пожалуйста, наличие таких-то и таких-то предметов.
А потом надо было в курортном Зеефельде найти дешевую гостиницу для родственника босса. Ну это всё равно что на Рублевке искать килограмм картошки за 20 руб.
Плюсы в этой работе несомненно были, в частности в том, что я теперь отлично ориентируюсь в Европе, хоть и была всего в 3 европейских странах, научилась быстро обрабатывать информацию, общаться с людьми, однако я все-таки считаю, что главное – это быть на своем месте. Да, у меня неплохо получалась та работа, но я не училась на туристического агента, сотрудника по подбору кадров, специалиста по закупкам и продажам с опытом ведения международных переговоров и т.п.
Ретроградом тоже не являюсь, наоборот, очень люблю саморазвитие и движение вперед в профессиональном плане. Однако в бизнесе красной нитью проходит одна и та же идея: надо уметь выворачиваться, перевоплощаться, врать, создавать вид кипучей деятельности, занимать три должности одновременно, выполнять функции нескольких людей, при этом не являясь незаменимым сотрудником и знать, что за тобой стоит огромная очередь на это место. Мне искренне противна эта точка зрения, потому что беда нашего века – дилетантство, изобилие недоучек или тех, кто только немного черпнул каких-то знаний, выхватив верхний, наружный слой, а всю глубину оставил нетронутым, неизведанным, тем самым обеднив себя и окружающих поверхностными цитатами ни о чем и некомпетентностью.
Я надеюсь, что это время скоро пройдет и настанет время подлинной, глубокой науки, искусства, блестящих знаний, которые надо по-настоящему добывать, анализировать изучаемое, непрестанно размышлять, выдвигать новые гипотезы, а для этого нужны фундаментальные, теоретические знания, а не “гениальность”, “дар”, которые якобы падают с неба на особо избранных, а серая масса продолжает копошиться в своих nitty-gritty (англ. разг. “будничный, но жизненно необходимый”).


Все картинки взяты из интернета

20 комментариев:

  1. А я при всем своем оптимизме, устала верить в светлое будущее. Особенно, в образовании. Сейчас модны понятия "Точка Роста", "Информационная среда образования", школы, в которых они есть оснащают супер современным оборудованием, а у нас опять все как-то "мимо". Учим опять "на пальцах"))). Вот поэтому везде есть "великие специалисты" - всего и обо всем... А знаний совсем нет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Да, оптимизма буквально с каждым днем всё меньше, тяжело строить какие-то планы исходя из нынешней действительности, но я все-таки веры не теряю.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, прочитав слова "надеюсь, что это время скоро пройдет" расплылась в улыбке. То, что дальше хотелось бы сказать О ВРЕМЕНИ, не для открытого комментария((
    А вот по обучению деток с раннего возраста иностранному могу говорить смело, так как есть опыт. Мы детя отдали сразу учиться трем языкам почти с памперсного возраста (с пяти лет). Что-то лопотал, мы умилялись, результатов не видели... Но в один прекрасный день процесс попёр сокрушительно вверх, и ребенок уже свободно стал общаться со сверстниками из других стран.
    На сегодня - 5-й уровень ICAO из шести возможных. Для шестого, пожизненного уровня, не хватило балла. Что это? Способности к языкам? Явно нет (пама/мама еле щебечут). Может все-таки раннее погружение сыграло свою роль? Очень может быть. Так что я бы учила с раннего возраста, учитывая огромные возможности бесплатного обучения детей за границей в случае, если эти дети знают язык страны обучения. И кто бы мне раньше такое подсказал?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Понимаю про "время наше". Песня Чижа прекрасно отразила мои мысли, а она была написана еще лет 20 назад.
      По поводу раннего иностранного. Да, таких примеров, как Ваш, очень много. Наблюдается положительная динамика, человек и правда начинает свободно говорить на иностранных языках. Но есть много НО. Слава Богу, Вам повезло, и у ребенка не возникло логопедических проблем, не было дисграфии, что бывает у детей билингвов, да и свой родной язык был освоен нормально. Такие побочные действия увы есть.
      А еще я всегда задаю один и тот же вопрос: а зачем? Чтобы в отеле спросить лишнюю чашечку кофе? Никто не может сказать со 100% уверенностью, с чем будет связана жизнь его ребенка. А если вводят по 3-4 языка? Их ведь поддерживать надо по той простой причине, что ребенок не может жить в 3-4 странах одновременно или с теми людьми, кто будет с ним на них разговаривать. Или один человек на один язык. Но это будет только его, единичный опыт, а язык - понятие обширное, он должен быть освоен с разных сторон. И снова у меня вопрос тот же самый: а зачем столько? С какой целью?
      И тоже скажу из своего опыта преподавания иностранного. Начиная с 2000-х идет эта тенденция раннего развития и т.п., вот только где результат? Где отличное владение языком, где обширные знания? Изучение иностранного языка дает великолепную работу мозга, но только вот по-прежнему, как и на заре моего преподавания 10 лет назад, так и сейчас, не изменилось ничего, а именно: как понимали и использовали язык, как надо, 1-2%, так до сих пор с этими же 1-2% можно хоть о чем-то поговорить.

      Удалить
  3. Обрести душевную гармонию непросто. Ещё сложнее слушать и слышать себя, не идти против себя в разных обстоятельствах.
    Но мы справимся, я верю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Душевная гармония - как это важно, Вы точно подметили, Ирина Валентиновна! Но как сложно ее сохранить в этой карусели! Спасибо, что всё еще верите! Я знаю, что уже не одна в своих надеждах пребываю.

      Удалить
  4. В раннем детстве я читала сыну детские книги на немецком языке.
    Он ещё не умел разговаривать, но понимал, реагировал на действие, мог показать пальчиком на предметы, которые я называла на немецком (и на русском) провести какие-то движения.
    Заговорил, правда, на русском.
    Немецкую речь вопроизвести не пытался, да я и не разговаривала с ним.
    Просто читала книжки.
    Потом, когда мы попали "в лапы психологам и логопедам" )))) (шутка) было очень непросто объяснить нашу систему обучения.
    Как итог, одна психологиня совершенно серьёзно (со злым выражением на лице) сказала, что раннее понимание иностранной речи - это признак шизофрении и ребенка едва-едва допустили в "обычный детский сад", и то, только потому, что "в спец-садике" не было мест.
    И категорически запретили учить иностранный язык.
    Ну результат Вы знаете.
    Ребенок вырос.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Странный психолог Вам попалась. Шизофрения не диагностируется в раннем возрасте, даже с аутизмом осторожничают, несмотря на его четкие проявления уже в грудничковом возрасте. Просто она, наверное, очень вредная была)))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я не знаю, вредность или плохое настроение было у этого специалиста, но сказано это было в моём присутствии, и я до сих пор помню этот ужас на лице мамы. Она такая впечатлительная была)) И мне тоже эти слова запали в душу. Даже в школе, когда началось изучение английского языка, я боялся, что стану шизофреником. Детская травма. Сейчас, в университете, говорят, что у меня довольно хороший язык. Но, если бы тогда не испугали, возможно было бы уже два языка.

      Удалить
    3. Здравствуй, Иван! Мне хоть и страшно, но могу себе представить чувства твоей мамы, когда ей такое сказали... Что ж, изучать языки никогда не поздно, пока у тебя есть возможность, изучай. А то я, например, хочу всерьез заняться испанским, были успехи в этом направлении, но с моей работой продолжение занятий просто невозможно. Увы. Но я всё же надеюсь, что обязательно прочитаю "Сто лет одиночества" в подлиннике.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! А я про "домашний английский", когда разговаривают в семье не на родном) и просто вспомнилось, раньше на французском разговаривали, письма писали.
    Но вы правы, корни своего языка нужны.
    А в образовании перемен к лучшему уже не жду. Если городские коллеги пали духом, представьте, как нам на селе. Все показуха((( надоело! Простите за крик души)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! А Вы сравните XIX век и нынешний. Кто разговаривал с детьми? Кто учил языку? Либо носитель, либо профессионал. Читали же, как, например, в женских пансионах только так гоняли воспитанниц по французскому. А что мы видим сейчас? Сам или сама мояй-твояй, но зато "разговариваем". В результате всё равно придется вернуться к академическому языку, нарабатывать нормальную лексику и знания именно языковедческие. А исследования давно показали, что усваиваемость мозга иностранного языка одинакова в любом возрасте. Это звучит невероятно, но это так. Просто взрослый по-другому усваивает. Главное - мотивация и большое желание учиться. Есть переводчик "Войны и мира", к сожалению, не помню ее фамилии. Она так любила Л. Толстого, что хотела непременно прочитать его на русском языке, а сама она то ли американка, то ли англичанка. Около 80 она начала изучение русского, около 90 сделала перевод эпопеи на английский. Сейчас ее перевод считается лучшим. И она не была гением, с особыми дарами, просто человек очень любит иностранный для нее язык.
      А по поводу образования - и я иногда падаю духом, настолько всё лживо вокруг...

      Удалить
  6. А мне интересно, почему те, кто делает видео и загружает на YouTube называются видеоблогерами. Называют себя блогерами и те, кто пишет в соцсетях. Блогер - это человек, который ведет блог. А где блоги этих блогеров? Разве можно назвать блогом страничку в соцсетях или свой канал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! В английском есть простое слово: vlog. То есть ты сидишь перед камерой и балакаешь ни о чем. Вы же понимаете, что болтать и писать - это разные вещи. Скоро те, кто умеет излагать свои мысли в письменном виде, будут считаться на вес золота. А те "блоги", которые существуют, - большинство из них - такой кошмар, что меня воротит, простите, от одного вида. Пишут ни о чем, мысли излагать не умеют вообще, поток слов извергают с ошибками, но зато позиционируют себя величайшими мастерами своего дела. Только какого? Перед камерой покривляться?

      Удалить
  7. Светлана Николаевна, я верю, что все наладится. Ведь народ у нас мудрый, понимающий... С языками тоже знаю много положительных примеров изучения с ранних лет - когда разговаривают с малышом на двух языках сразу. Видимо многое зависит не только от малыша, большее - от родителей/учителей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Спасибо за Ваш оптимизм! Это очень обнадеживает.
      А по поводу языков - да, Вы правильно подметили. Зависит этот процесс от очень и очень многих факторов, которые надо обязательно взвесить.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Наверное это будет всегда. Споры по поводу образования вечны.И вот эти слова: "надо уметь выворачиваться, перевоплощаться, врать, создавать вид кипучей деятельности, занимать три должности одновременно, выполнять функции нескольких людей, при этом не являясь незаменимым сотрудником и знать, что за тобой стоит огромная очередь на это место." относится не только к работающим, но и к студентам. Увы. Просто изучать предмет, его тонкости и готовиться влиться вбольшую и дружную рабочую среду с хорошими знаниями, это считается недостаточным. Надо не только знать и уметь, но и доказывать постоянно, что ты это знаешь и умеешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, еще раз приветствую! Я очень рада, что ты меня правильно понял. Как, собственно, и всегда))) Ненавижу клоунаду и враньё. Я не рублю правду-матку, но терпеть не могу притворство и обман, выдаваемый за величайшую истину. Это везде проявляется, да, ты прав.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Глубоко тронул Ваш пост, обдумывала и спорила сама с собой. Верю ли я в то, что дальше будет лучше, чем теперь? Пожалуй, да, но вот будет ли....? К сожалению, Инстаграм заполоняет со своими минусами... Взять бы его и "выключить", да хотя бы для детей.... Пока это главное "зло", конкретное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Понимаю Ваш пессимизм. У меня иногда совсем руки опускаются. Цифровой век сыграл злую шутку, он выкачивает весь разум, чувства. Инстаграм просто не могу терпеть, даже слышать не могу о нем. Верх тупости. Одно дело, если его использовать по нормальному назначению, а другое - да, его надо отключить или сделать платным.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^