8 января 2017 г.

ЕГЭ: Speaking, Part IV


Мы подошли к последнему, четвертому заданию устной части ЕГЭ. Это самое сложное задание, к которому нужно готовиться особенно, т.к. оно не предусматривает права выбора. Вы должны уметь сравнивать два фото, находить сходства и различия, а в конце делать вывод. Задание IV в демонстрационной версии выглядит  так:  


Согласно заданию, Вам нужно:
а) внимательно рассмотреть 2 предложенных фотографии;
б) найти сходства и различия между ними;
в) у Вас есть 1,5 мин на подготовку (как и для любой части Speaking в ЕГЭ);
г) у Вас есть 2 минуты на то, чтобы дать ответ в количестве 12-15 предложений;
д) Ваш ответ должен строиться по следующему плану:
1) дать краткое описание предложенных фотографий (что происходит на фото, где что находится);
2) сказать, что общего Вы нашли в этих фотографиях;
3) сказать, какое (-ие) отличие (-я) Вы между нами нашли;
4) сказать, каким образом Вы предпочитаете читать – основываетесь на тех способах чтения, которые представлены на фото в демоверсии (этот пункт всегда будет разный – всё зависит от конкретных фото, которые Вам попадутся);
5) объяснить, почему Вы выбрали тот или иной способ чтения.

Что проверяется этим заданием?
а) умение не только описывать фото, но и давать краткую характеристику найденных сходств и различий;
б) умение обосновать свою точку зрения (последний пункт плана);
в) умение строить связную монологическую речь без ошибок и долгих пауз на английском языке.

Как оценивается часть IV “Speaking”?
Точно так же, как и часть III. За это задание, если выполните его правильно, Вы получите 7 баллов. Здесь у Вас нет права на ошибку. Балл будет снят даже в случае одной ошибки – фонетической, лексической или грамматической.

Еще раз напомню то, о чем мы говорили ранее, когда рассматривали часть III: ПОМНИТЕ О КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧЕ!!! Т.е. если Вы будете просто что-то говорить, но безотносительно к выбранной Вами фотографии, Ваш ответ автоматически оценивается как нулевой. Ваша первая обязанность – говорить только по существу, строго соблюдая предложенный план.
Второе. Обратите внимание: Вам НЕ нужно ТОЛЬКО описывать два фото. Описание в данной части – всего лишь один пункт, состоящий из приблизительно 5 предложений.
Третье. Ваша основная задача – сравнить и показать, в чем сходства и различия между двумя фотографиями. Более того, Вам необходимо выразить свою точку зрения или свое вИдение по поводу того или иного вопроса и обосновать то, что Вы конкретно думаете.
Четвертое. Данное задание, так же, как и в третьей части ЕГЭ, должно содержать только четкие и ясные предложения – ничего лишнего! Не надо ничего пересказывать, говорить о том, как Вы провели лето или куда собираетесь на ближайшие выходные. Вам необходимо отработать этот важный навык: говорить по существу, ведь est brevitate opus, ut currat sententia (краткость – сестра таланта).
Перейдем к каждому пункту задания. Нам нужно внимательно рассмотреть предложенные фото. Вот они:


Уже на этом этапе стОит поразмыслить, что могло бы быть общего и каковы различия между этими двумя фотографиями.
Теперь нужно дать вводную фразу, которая послужит началом нашему ответу. Как говорится, помоги себе сам, поэтому исходим из самого же задания –


и на его основе строим первое предложение:

I’d like/I want to compare and contrast these (two) photographs.

Просто и ясно, ничего придумывать не надо. Теперь можно сразу переходить к делу и выполнить первый пункт предложенного плана:


Обратите внимание: Вам нужно описать две фото – т.е. ВСЕ предложенные, однако сделать это надо очень кратко и четко. Давайте попробуем:

In the first picture there is a girl who is sitting on a white armchair and reading something on her e-reader. She seems to be relaxing and enjoying because she is smiling. The second picture demonstrates a smiling girl as well. She must be going by train or just standing next to a window and reading a book.

Итак, мы только что дали краткое описание обоих фото в количестве 4 предложений. Параллельно сделаю кое-какие замечания:
1) напоминаю: при описании фото лучше употреблять Present Continuous, т.к. там действие происходит прямо сейчас;
2) Вы не можете утверждать некоторые вещи совершенно четко. Например, действительно ли девушка на первом фото расслабляется и получает удовольствие от чтения или то, что девушка на втором фото едет в поезде или просто стоит возле окна. На этот случай есть специальные фразы: Apparently…/It seems to…/She mustПоследняя фраза с модальным глаголом must обозначает вводную конструкцию “должно быть”. НО: будьте внимательны!!! Не забудьте о нужном времени! Например, здесь мы даем описание в Present Continuous. Значит фразы должны строиться вот так:

She seems to be relaxing.
She must be going by train.

3) я употребила два предлог next to, который означает “рядом с”. А почему не “near”? Ведь с точки зрения русского языка это одно и то же. Конечно, Вы помните, что с предлогами в английском языке нужно быть предельно осторожным, т.к. они несут колоссальную лексическую и грамматическую нагрузку. Дам объяснение этих двух предлогов в картинках, чтобы Вы поняли сразу, в чем принципиальная разница между near и next to:


Химки рядом с Москвой. Всего несколько минут на электричке. В это случае мы употребляем предлог near.
А теперь посмотрите на это фото – библиотека Канзаса в США (источник):


Скажите, как близко расположены муляжи больших книг? Всё верно: плотно друг к другу, соприкасаясь одна с другой. Значит здесь мы употребим предлог next to.
То же самое и на фото 2 в демоверсии: девушка стоит рядом с окном, т.е. очень близко, соприкасаясь (или почти соприкасаясь) с ним.
Следующий пункт плана:


В данном задании это определить легко. Сходство сразу бросается в глаза, потому что оно очевидно: обе девушки читают и улыбаются, т.к. им нравится процесс чтения, они получают от этого удовольствие. Этот пункт плана может быть выполнен вот так:

Obviously, there is a clear similarity between these two photos: both girls are reading and smiling. Apparently, they are enjoying this process, because they are smiling and must be thinking about characters of their books. They undoubtedly prefer to spend their free time as it’s shown in the photos.

Обращаю внимание на наличие вводных слов, наречий (выделены красным), правильное употребление грамматических форм. Ваш звездный час настанет, если Вы постараетесь употребить как можно больше разнообразной лексики. Diversity, господа, diversity!
Предлагаю немного поразмяться. Найдите что-нибудь общее между предложенными фото:


Уже сложнее демоверсии, не так ли? Если захотите, можете предложить свои мысли в комментариях. Попробуйте еще:


Данные картинки взяты из книги Betsis Andrew, Mamas Lawrence. Succeed In Cambridge English: Proficiency 8 Practice Tests Speaking.
Теперь переходим к следующему пункту:


Итак, различия. Здесь они тоже очевидны: на первом фото девушка читает с планшета, а на втором – бумажную книгу; на первом фото девушка сидит дома на диване и читает в расслабляющей обстановке, на втором – девушка стоит и, скорее всего, находится либо в университете, либо на работе, либо едет в поезде (и такое бывает) и наслаждается обеденным перерывом. Оформим это на английском языке:

On the other hand, there are some differences between the photos. In the first picture the girl is reading something on her e-reader, while in the second picture the girl is reading a paper book. Moreover, the girl in the first photo is sitting and reading a book at home. In contrast, the girl in the second picture is standing and reading during a break at a university or at work.

Фразы, выделенные красным цветом, - вводные, синим – фразы сравнения. Вот некоторые из них:

In comparison withпо сравнению с
In contrast (to)в отличие от
In the first picture …, but (а, но) in the second picture…
In the first photo…. while (в то время как) in the second photo…
The first photo demonstrates….whereas (в то время как) the second photo shows…
The man in the first picture looks like more arrogant/bigger than in the second picture.
Instead of – вместо

Осталось совсем немного. Переходим к предпоследнему пункту плана, где нужно сказать следующее:


Как я говорила в самом начале, этот пункт плана будет всегда разный – в зависимости от содержания фото. В данном случае Вам нужно просто сказать, каким способом Вы предпочитаете читать – с планшета, электронный текст или обычную бумажную книгу. Сделать это можно с помощью Id prefer или Id rather. Только не забудьте, что в первом случае требуется частица to, а во втором - инфинитив без частицы to:

I’d rather read paper books as the girl in the second picture is reading.

Этого для данного пункта достаточно. А вот в следующем пункте Вам нужно объяснить, обосновать свою точку зрения:


Обосновываем:

From my point of view, reading paper books is traditional. Besides, I like to turn pages, in this case it’s likely I “feel” the author. It helps me concentrate on the main idea of the text and its characters. Finally, being with a book is a private thing, therefore I prefer to sit in a quiet place, relax and focus on this magic process of meditating.  

Данная часть очень похожа на эссе – когда нужно выразить свою точку зрения и обосновать ее. Здесь точно так же необходимы вводные слова и выражения, правильное употребление предлогов. Обращаю Ваше внимание: нужно привести не менее 3 аргументов в защиту своей точки зрения.
Все пункты плана выполнены, но нужна еще завершающая фраза. Ее можно придумать один раз на все случаи жизни, чтобы не думать на экзамене:

That’s all what I wanted to say regarding these two photos.

Соберем кирпичики воедино. Вот что у нас получилось:

I’d like/I want to compare and contrast these (two) photographs.
In the first picture there is a girl who is sitting on a white armchair and reading something on her e-reader. She seems to be relaxing and enjoying because she is smiling. The second picture demonstrates a smiling girl as well. She must be going by train or just standing next to a window and reading a book.
Obviously, there is a clear similarity between these two photos: both girls are reading and smiling. Apparently, they are enjoying this process, because they are smiling and must be thinking about characters of their books. They undoubtedly prefer to spend their free time as it’s shown in the photos.
On the other hand, there are some differences between the photos. In the first picture the girl is reading something on her e-reader, while in the second picture the girl is reading a paper book. Moreover, the girl in the first photo is sitting and reading a book at home. In contrast, the girl in the second picture is standing and reading during a break at a university or at work.
I’d rather read paper books as the girl in the second picture is reading.
From my point of view, reading paper books is traditional. Besides, I like to turn pages, in this case it’s likely I “feel” the author. It helps me concentrate on the main idea of the text and its characters. Finally, being with a book is a private thing, therefore I prefer to sit in a quiet place, relax and focus on this magic process of meditating.  
That’s all what I wanted to say regarding these two photos.

Итак, все пункты плана выполнены. Мы сделали задание, т.к. ничего не игнорировали, а разложили по местам.
Напоминаю о ссылках, которыми Вы можете воспользоваться, чтобы пополнить свой лексический запас и обогатить свою речь (ссылка № 1, ссылка № 2).
В завершении хотела бы порекомендовать Вам постоянно практиковаться в устной речи, по возможности каждый день. Сравнивайте фото, находите сходства и различия – это навык, который нужно выработать, чтобы не растеряться на экзамене. Сложность устной части ЕГЭ состоит в том, что Вы будете говорить спонтанно, практически без размышлений и раздумий. Это покажет Ваши знания и опыт, Ваш кругозор, умение творить и мыслить на иностранном языке.

Желаю Вам успехов!!!

2 комментария:

  1. Уверена, выпускники и абитуриента воспользуются Вашими рекомендациями и советами. Спасибо, Светлана Николаевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Надеюсь, всё объяснила внятно и понятно.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^