22 января 2019 г.

Педагогические гении


4 года назад я прочитала “Чудо” Р.Дж. Паласио, а затем дала эту книгу моему мужу. Ознакомившись с ней, он вспомнил одно произведение из своего детства. Со временем я и думать забыла о нем, но в эти новогодние праздники не просто вспомнила, а даже получила ту самую книгу в дар.  
Мужу было около 12 лет, когда он впервые прочитал эту историю. Я читала эту книгу 1976 года выпуска и почему-то представляла себе, как мальчик-подросток точно так же заглядывает и знакомится с ее страницами. Свекор отдал нам некоторые детские книги, очень старые, и я с радостью отвезла их домой.
“Я умею прыгать через лужи” (“I can jump puddles”) была выпущена в 1955 году. Ее автор – Алан Маршалл (1902-1984), уроженец Австралии. Всё, что написано в этой книге – абсолютная правда, даже имена не изменены. Путешествуя по страницам повести, вы погружаетесь в подлинную жизнь сельской Австралии начала XX века. Автор настолько мастерски описывает людей, природу и повадки скота, что кажется, словно слышишь голос камышей, уток, лошадей, быков. А сколько подробностей о конях! Отец мальчика был объездчиком лошадей, тем и зарабатывал себе на жизнь, а потом вся семья переехала в Мельбурн по двум причинам: четвероногих постепенно заменяли автомобили, а Алану надо было учиться на бухгалтера, чтобы самому зарабатывать себе на жизнь.
.... Начнем с самого начала. 2 мая 1902 года у Маршаллов родился третий ребенок, первый сын. Как был рад отец, как мечтал поскорее научить его ездить на лошади, да и вообще всем делам, которые, как он рассчитывал, они будут делать вместе! Однако… Случилось непредвиденное. Малыша поразил вирус полиомиелита. У педиатрии, как и у акушерства, был очень долгий и мучительный период развития, ведь очень долго они не выделялись в отдельные дисциплины. Поэтому доктор Крауфорд, ничего не смыслящий в детском параличе, дал варварские рекомендации матери мальчика по выпрямлению ног. Описание этого действа вызывает настоящий ужас, но именно так предлагали “лечить” это страшное заболевание. Впоследствии малыша положили в больницу, хирург там оказался намного лучше предыдущего невежи-доктора, сделали операцию. Алан провел там очень много времени, а при выписке родителям сказали, что ходить их ребенок не сможет никогда.


Больше всего в этой книге меня поразили родители Алана. Представить невозможно себе, до какой глубины отчаяния они могли дойти! Ведь это начало XX века, никаких суперсредств не существовало. Чего только они не делали: мазали мазями, пытались как-то поменять ситуацию, но, в конце концов, смирились, причем правильно смирились, без натяжек (идеальное поведение, как я писала ранее здесь). 
Самое главное, что они не только не отвернулись от мальчика, но сделали всё для того, чтобы он как будто не подозревал, что никогда не сможет ходить, а уж ездить на лошади – тем более. Несмотря на это, они гордились своим сыном. Знаете, это по-настоящему святые родители, они и впрямь достигли высшей степени святости в воспитании своих детей. Читать их монологи-размышления, а уж тем более диалоги с сыном – это просто учебник или энциклопедия по педагогике. Никогда прежде ничего подобного я не читала и не видела.



Подумать только! Все вокруг недоумевали и постоянно приговаривали с причитаниями, что никак не могут понять родителей Алана, но это именно потому, что те вели себя истинно и правильно, и как же повезло мальчику, что он родился именно в этой семье! Страшно даже представить, что бы было, если… Он бы никогда не стал бы таким, каким стал, это однозначно.
А как понять, ну скажите мне? Если для тебя человек на костылях, постоянно волочащий одну больную парализованную ногу за собой, - однозначно калека, то ты так и будешь смотреть на него сквозь костыли или инвалидную коляску. А вот родители Алана слово “калека” не только вслух не произносили, но даже и не думали о нем. При этом они полностью смирились с тем, что их сын немного не такой, как все остальные. Да, он всю жизнь будет ходить на костылях или ездить в инвалидной коляске, но это не помешает ему участвовать в соревнованиях по бегу (!) наравне со здоровыми бравыми малыми, драться со здоровым задирой на палках (кстати, с разрешения родителей), прыгать через лужи, ездить на неделю со старым знакомым по работе. Честно: я бы не отпустила, но это воистину святые родители! Они отпустили своего ребенка на неделю (!) в густые непроходимые леса, куда ездил их сосед Питер на лесозаготовки, и только воскресенье проводил с своей семьей. Там жили несколько мужчин, одна женщина, жена лесоруба, с тремя маленькими детьми. И надо же так! Иногда проскальзывало в их разговорах “калека” и столь ненавистная Алану жалость, которая всегда была неуместна, но, по большому счету, все мужчины обращались с мальчуганом на равных.

- Что тут плохого? – сказал он возмущенно Артуру. – Это хорошая песня. Алан знает, что он калека, верно? И мы знаем.
Артур встал и, наклоняясь через стол к Принцу, сказал ему тихо:
- Вот тут ты ошибаешься, Принц; он не знает, что он калека. – Артур выразительно взмахивал пальцем после каждого слова. – Он никогда не узнает этого, даже если проживет сто лет.
(здесь и далее цит. по кн. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. – М.: Детская литература, 1976)

А еще Алан научился плавать, что было затруднительно даже для самых обычных детей и их родителей. Но кульминацией, пожалуй, было то, как он выехал на лошади по кличке Зведочка перед матерью и отцом. Они не могли поверить своим глазам. Их сын ездит верхом! Немыслимо и неслыханно для человека, у которого одна нога полностью парализована, а позвоночник искривлен. Лошадь управляется ногами, да и залезть на нее как?! Но Алан тренировался не один год, набил множество шишек и все-таки добился своего. Поначалу лошадь боялась его костылей, но постепенно привыкла, и теперь можно было сойти с нее без особых проблем.
И так вся книга: преодоление себя, борьба с тем, Другим Мальчиком, который постоянно ныл и просил пощады, борьба самая трудная и жестокая – с самим собой, со своим беспомощным телом, в то время как разум требовал бежать вперед, а можно было тлько либо ползти, либо падать кубарем, а затем изо всех сил ползти вверх, уставая, но не отчаиваясь, не требуя к себе особого отношения, а скорее, наоборот. И друзья Алана относились к нему, как в равному: не обращали внимания на его костыли, катались на его инвалидной коляске, дрались и играли, лазали и ушибались, - всё, как в самом обычном мальчишеском детстве.
Рекомендую эту книгу для прочтения, прежде всего, родителям. Принять ребенка, какой он есть, - величайшее искусство. Это относится не только к родителям детей с какой-нибудь болезнью, но и самым обычным. Прискорбно, когда родители всенепременно хотят сделать из своего ребенка какого-то сверхчеловека, не считаясь с его жизнью и особенностями личности.

- Тебе там, наверное, будут мешать костыли, - задумчиво заметил Джо. – В этой толчее на улицах…
- Костыли! – воскликнул я, с презрением отбрасывая мысль о них. – Кто думает о костылях!

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо! Действительно , нам надо учиться принимать ребёнка таким, какой он есть! Но, ох, как это тяжело!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Это действительно очень трудно, но главное - к этому стремиться. Нельзя ломать личность другого человека в угоду себе.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Как часто мы обращаем внимание не физическое несоответствие общепринятым нормам, и как закрываем глаза на душевное уродство.
    Каждый человек - прежде всего ДУША, и не важно, в какую оболочку он заключен.
    Спасибо, меня заинтересовала эта книга.
    Нашла в интернете http://lib.ru/INPROZ/MARSHALL/luzhi.txt буду читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, спасибо за Ваш отзыв о книге,заинтересовали. Важная проблема затронута автором, нужно научиться воспринимать людей такими, какие они есть на самом деле. Они живут в своем мире, и живут так, что многие из нас должны поучится у них вере, оптимизму и их умению радоваться жизни.
      Ирина Валерьевна, спасибо за ссылку. Я тоже буду читать

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Отдаю должное американской системе инклюзивного образования. Именно американской! Это идеал в данном смысле: на человека ВСЕГДА смотрят одинаково. При этом неважно, как он выглядит, передвигается ли в инвалидном кресле или на костылях. Там есть все условия для того, что НИКТО из граждан не чувствовал себя в чем-то обделенным. Дискриминация начинается в голове. Увы, наше общество пока не совсем избавилось от глупых стереотипов и не до конца готово общаться на равных с каждым, а уж об отсутствии должного оснащения в общественных местах и школах вообще молчу. Говорильни много, а дел около нуля.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень рада, что ВЫ заинтересовались. На первом же родительском собрании порекомендую эту книгу для чтения.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Книгу "Я умею прыгать через лужи" я читала и даже смотрела фильм. Надо жить, чтобы не случилось в твоей жизни! Как хорошо, когда есть любящие родители!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Здорово, что Вы читали эту прекрасную книгу! Очень это тяжело, "что бы ни случилось", но пытаться надо.

      Удалить
  4. Светлана, вспомнила фильм с Иваном Охлобыстиным 2017 года "Временные трудности". Тема та же. Вышла потрясенная. Многие называют методы отца мальчика-инвалида фашистскими,но по факту мальчик вырос в успешного и самодостаточного человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Ни разу не смотрела такой фильм, а Охлобыстин мне нравится))) Спасибо за рекомендацию!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Мне повезло, потому что впервые с этой замечательной книгой я познакомилась еще в школе, когда взяла ее в библиотеке и залпом прочитала. Разумеется, за давностью лет детали успели позабыться, но зато хорошо помню то сильное впечатление, которое произвели на меня образ этого мальчика и его родителей, описанные события. Безусловно, юный возраст не позволил понять и оценить какие-то моменты до конца, поэтому, думаю, надо будет книгу перечитать. Тем более, что теперь она есть и в моей домашней библиотеке. Спасибо за то, как Вы об этом произведении написали! Я тоже уверена, что оно не устарело и его надо рекомендовать и обязательно читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Прекрасно, что Вы познакомились с этой книгой еще в детстве, как и мой муж, до сих пор ее вспоминает, такое впечатление она на него произвела. Эта повесть из тех, которые хочется перечитывать снова и снова!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я помню эту книгу с юности. И помню, что она меня тогда потрясла. К сожалению, многие хорошие книги со временем забываются. А вот эту книгу сейчас и нужно читать, чтобы понять, как трудно таким детям социализироваться, как сейчас говорят. Да им просто жить трудно. Из современных очень интересна книга Паласио "Чудо". Читали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! "Чудо" читала, ссылка на нее в начале этой статьи. Собственно, во всех этих книгах прослеживается одна и та же мысль: как жить, несмотря ни на что, как выжить в сложных условиях, когда кажется, что всё потеряно. Такие произведения дают заряд бодрости, вселяют силу духа.

      Удалить
  7. Да, замечательное произведение!!! Надо будет обязательно прочитать его. Спасибо, Светлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лола! Как-нибудь на досуге можно))) Правда, некоторые страницы слезы вызывают.

      Удалить
  8. Книга для меня незнакома, спасибо, что поделились, Светлана Николаевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Книга подойдет, мне кажется, любому школьному возрасту, только, прежде всего, я бы внимание родителей на нее обратила.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^