6 августа 2024 г.

И снова Сочи. Часть IX. Чудеса долины реки Мзымты и одно легендарное место

Часть III. 33 водопада.

Когда я сплавлялась по реке Мзымта, обратила внимание на два интересных места: на Ахштырскую пещеру (с подачи нашего инструктора, а сама бы не увидела снизу, где мы ехали, на вид очень скромный вход) и на мостик – наш финиш, где мы перекусили шашлыками и форелью. Вот на этом фото  справа видна только маленькая часть этого моста через реку (Казачий Брод):

Тогда я не смогла туда попасть, т.к. вход оказался с другой стороны. Когда мы заказали экскурсию в Ахштырскую пещеру, я не знала, что именно на этот мост я и попаду.
Кстати, с него и началось наше путешествие. Мост оказался деревянный и требует изрядного ремонта. С него открываются великолепные виды реки Мзымта и Ахштырского ущелья:

После посещения этого места едем повыше, чтобы увидеть Ахштырскую пещеру:

Заходим в нацпарк, идти около километра пешком, дорога нетяжелая:

Вход в пещеру платный, около 200-300 рублей, кажется. Никаких специальных экспонатов и оборудования там нет. Наверное, в силу того, что все кости животных и людей, которые там были найдены, давно переданы музеям. Эта пещера признана обитаемой, открыта в 1903 г. Причем жили там не одно тысячелетие. Периодически пещера полностью затапливалась водой. Сейчас Мзымта расположена низко, т.е. спускаться туда проблематично, но в эпоху неандертальцев и кроманьонцев эта река, во-первых, еще не полностью размыла горы и образовала Ахштырское ущелье, а во-вторых, располагалась она намного выше, чем сейчас, так что воду оттуда можно было брать беспрепятственно и без бесконечных спусков и подъемов. На какой высоте сейчас находится пещера, смотрите на фото (это 185 м над уровнем моря):

А мы уже дошли до пещеры, где нас встречает занимательная табличка про ее слои:

Пещера для осмотра очень небольшая, около 160 м, высота – до 10 м, но в начале пути приходится немного нагибаться, температура внутри около +15 градусов по Цельсию, так что нам не пришлось надевать даже кофты. Воздух, как и полагается в пещерах, чистый, стерильный, для жизни то, что надо. Когда я туда зашла и разглядывала всё вокруг, меня не покидала ассоциация этого места с гостиницей или общежитием, потому что отчетливо видны “комнатки”, а стены черные от копоти.

Заканчивается пещера вот таким залом. Я пошутила, что там, наверное, общая сходка тут была. Ну а кто знает? Нас разделяют десятки тысячелетий:

Пора идти обратно:

Выходим на свет Божий и любуемся невероятной красотой этих мест:

Когда мы вернулись на начало нашего маршрута, я обратила внимание на табличку, где было написано, что здесь неподалеку была найдена икона Божией Матери “Ахтырская” (по аналогии с Ахштырским ущельем), всего надо пройти вниз 160 м. Мы отправились:

Увы! Мы прошли вниз около 200 м, но ничего не нашли. Указатель (один) увидели только на обратном пути, пошли согласно ему, но опять – ничего. Зато какие виды я сфотографировала:

Наша экскурсовод с нами не пошла. Мы пожаловались, что ничего не нашли. Она сказала, что там место очень неприметное, причем самой иконы там нет. Просто стоит камень, а там копия иконы Божией Матери и вроде свечки есть. Мы удивились, почему нельзя было нормальные указатели сделать. Ну да ладно, что теперь поделать. Подниматься пришлось 200 м вверх. Слава Богу, что хоть деревья нас от жары закрывали.
А мы едем дальше. Наша следующая остановка – Троице-Георгиевский женский монастырь. Всё началось с 1999 г. и 3 монахинь, которые решили проводить свою монашескую жизнь в этом тихом месте. Добираться до него тяжело и долго по серпантинной дороге, вокруг – село Лесное:

За эти 25 лет территория была значительно облагорожена, выстроили 5 храмов, но висят объявления с просьбами помочь и поработать на благо обители. Насельниц там очень мало, да и место уединенное. Летом туда добираются еще как-то, а вот не в сезон, наверное, раз-два и обчелся приходят. К сожалению, мы не попали в Троицкий храм, его мыли снаружи, но зато зашли во все остальные.
Вот Троицкий храм:

Храм в честь иконы Божией Матери “Семистрельная” или “Умягчение злых сердец”:

Храм в честь св. мч. Уара:

Храм в честь иконы Божией Матери “Утоли мои печали”:

Храм в честь иконы Божией Матери “Иверская”:

Территория монастыря очень чистая и красивая:

А это монастырская выпечка. Зашли туда попить чаю и перекусить:

А вот и колодец в честь св. мч. Фотинии Самарянки, моей небесной покровительницы. Климат вокруг очень походит на тот, что был во время ее встречи с Христом:

Что ж, пора прощаться. Мне кажется, я сюда еще вернусь:

Едем дальше, созерцать следующую красоту, которая связана с древнегреческими мифами и нашим легендарным фильмом “Бриллиантовая рука”.

Согласно мифам, один из своих подвигов Геракл совершил на Северном Кавказе; также якобы именно здесь был прикован Прометей, а аргонавты, направлявшиеся за золотым руном, увидели несчастного и назвали эти скалы Орлиными. Вроде бы где-то здесь неподалеку нашли скульптуру Геракла без рук. Теперь можно видеть вот такие интересные экспонаты по дороге в Красную поляну:

А теперь смотрим на “встречу” двух гор, под названием ущелья Ахцу. Его на протяжении миллионов лет и подрезала река Мзымта. Узнаете это место? Ведь именно здесь снимался эпизод фильма “Бриллиантовая рука”, когда товарищ Козодоев вез Семена Семеновича на рыбалку на мотоцикле:

Наше следующее место – заброшенный санаторий на минеральном источнике Чвижепсе:

Этот санаторий то ли недострой, то ли заброшка. Проходим по мосту над рекой Чвижепсе, чтобы увидеть источник с целебной минеральной водой нарзан:

А вот и он:

Вода действительно словно из магазина – на вкус обычная минералка. Экскурсовод предупредила, что пить ее надо быстрее, потому что к вечеру будет осадок, вода окрасится в оранжевый цвет, и пить ее уже будет нельзя. В зарослях еле-еле видно заброшенное производство нарзана. Увы, его уже не купишь в магазине, производство закрыли:

Насладимся видом горной реки Чвижепсе:

Это был наш завершающий день в Сочи. Вечером я пошла на пляж, но увы, купаться было нельзя из-за шторма, как и утром в четверг, когда мы улетали. Однако красивый вид моря я засняла:

Следующий день – был уже август. И всё стало не то. Впереди нас ждала долгая и мучительная дорога домой. Зная о переполненности сочинских трасс, мы решили поехать в аэропорт на электричке:

Сочинский аэропорт также переполнен, там очень душно. Но что делать? Пришлось ждать какое-то время до посадки. И вот взлетаем:

Дорога из “Домодедово” до Королева заняла аж 1,5 ч против 50 минут без пробок. И – +11 по Цельсию. Это ударило по моему здоровью в виду неприятной аклиматизации.
Но зато мне удалось многое увидеть, прикоснуться к истории, порадоваться климату. Именно по нему я особенно скучаю и тоскую. Из-за аклиматизации даже не заметила, что август уже вовсю в своих правах. Однако я за позитивный настрой и слава Господу нашему, что Он дал мне увидеть и почувствовать очень многое. Будем искать новые поводы для радости и хорошего настроения. Как говорил один мой преподаватель:
- Что-то закончилось? Значит начинается что-но новое!
Тогда – вперед! За чем-то новым!

1. Светлана Николаевна, природа красоты необыкновенной, храмы тоже очень красивые! Спасибо, что вы рассказали и показали всё это!

1. Очень рада, что Вам понравилось. В этом году у меня особенно много было впечатлений.

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^