28 июня 2016 г.

Лекция Т.Г. Визель “Нейропсихология в работе дефектолога”

Т.Г. Визель
Источник фото
Некоторые встречи случаются раз в жизни, зато помнишь их потом всё время. Вот и мне посчастливилось, может, только раз, но побывать на лекции великой женщины-дефектолога Татьяны Григорьевны Визель.
Встреча проходила в Москве, 25 июня, в одном из зданий Московского социально-гуманитарного института, где я получила диплом учителя-логопеда.
Комната для лекций приятно порадовала, т.к. она оказалась не кабинетом, а великолепным местом, где можно расслабиться и думать о приятном:
 





И вот – лекция началась. Приятный и спокойный голос, тихая обстановка. К сожалению, за 4 часа занятия невозможно было осветить все вопросы, но уже то, что было сказано, дорогого стОит.
Что же такое “нейропсихология”? Как выразилась сама Татьяна Григорьевна, это тайна. Дисциплина молодая, хотя ее создал еще сам А.Р. Лурия, великий советский ученый, последователь Л.С. Выготского. Что же она изучает? Говоря простым языком, связь работы мозга и психического развития человека. Т.е. нейропсихология отвечает на вопрос, какие участки мозга за что отвечают, почему, например, ребенок невнимателен, гиперактивен, почему человеку трудно говорить, писать и читать или вообще невозможно это сделать и т.д.
Источник фото
Любому дефектологу (т.е. логопеду, олигофренопедагогу, тифлопедагогу и сурдопедагогу) просто необходимо знать основы нейропсихологии, потому как не имея представления о природе дефекта, невозможно его исправить. Ведь наверняка любой родитель, придя к дефектологу, спросит: “Почему мой ребенок не говорит?” Ключевое слово – почему, т.е. каковы причины данного недостатка, и только потом родитель спросит: “Как это исправить?”
Татьяна Григорьевна считает абсурдным запрещение логопедам употреблять медицинскую лексику. Да, логопед не врач, однако знать о поражении того или иного участка мозга, сообщить о причинах возникшего дефекта, должно и нужно.
Кстати, слово “дефект” я лично стараюсь избегать. А вот выдающийся ученый Л.С. Выготский не считал это слово отрицательным. Ведь если в чем-то одном у человека недостаток, в другом будет “достаток” – т.е. дефект – это такая вещь, которая всегда чем-то компенсируется. Так, у слабовидящего или невидящего человека прекрасно развиты тактильные ощущения, у слабослышащего и неслышащего – зрение и то же обоняние и т.д.
Какое-то время Т.Н. Визель проживала в США, читала там лекции. Как она сама отмечает, дефектология в нашей стране построена намного лучше, чем там, потому что в Америке каждый занимается своим узким делом и не выходит за узкие рамки. Так, логопед занимается только постановкой звуков. У нас логопедия – очень обширная область дефектологии, где постановка звуков – всего лишь часть огромного целого. Логопед в России исправляет неправильное звукопроизношение, работает с фонетическими и фонематическими нарушениями, делает специальный массаж, развивает речь, “запускает” речь, побеждает дислексию, дисграфию и дизорфографию, готовит к школе. Все вышеперечисленные недуги имеют свою серьезную причину, которую обязан знать каждый логопед, а иначе все занятия будут бесполезны, т.к. коррекция пойдет не в том направлении.
Об узости подхода в США Татьяна Григорьевна еще рассказала случай из собственной биографии. Как-то она сломала ногу. Пошла записываться к платному врачу. Ее записали…. к специалисту по ноге ниже колена. Изумленная женщина спросила: “А что, есть специалист по ноге выше колена?” Ей ответили утвердительно.
Источник фото
Итак, знать основы нейропсихологии нужно каждому, кто работает с больными детьми. Это так же важно, как знать врачу о строении и функциях организма. Ведь никто не станет оспаривать, как это доктору необходимо? Никто не станет доказывать, что врачу достаточно знать симптомы болезни и все лекарства? Так же и логопеду, да и любому дефектологу, необходима общая картина, показывающая связи одного с другим.
Далее я приведу слова Татьяны Григорьевны, которые мне показались интересными. Они будут полезны всем и каждому, особенно родителям, у которых маленькие дети. То, что не заключено в кавычки, непрямая цитата, но фраза с передачей сути.

Ребенка нужно пеленать до 6 месяцев. Тогда спина будет прямая.

Не носите ребенка в переносках! Это вредно для из спины!

“Мозг (имеется в виду головной мозг. – С.К.) очень похож на нашу планету Земля.” Много общего. 4 океана – 4 желудочка. Состав воды в океанах и мозге одинаков. Как внутри Земли находится магма и питает планету, так и внутри нашего мозга есть энергетический блок. Реки Земли – это мелкие артерии и капилляры в мозге. Борозды, серое вещество – тоже общее место.

Книга М.И. Сеченова “Рефлексы головного мозга” написана простым, доступным языком.

Человек произошел не ОТ обезьяны, а ИЗ обезьяны.

Человек становится человеком только когда становится полностью вертикальным – т.е. встал на ножки. Именно тогда просыпается разум, и ребенок произносит первые слова.

Нервная энергия передается по позвоночнику. Можно быть старухой, а можно – пожилой женщиной. Чтобы не стать старухой, никогда не сгибайте спину! Ходите прямо. Думайте о высоком. Не скатывайтесь. В процессе любимого дела выделяются эндорфины, а это омолаживает.

ВАЖНО: у левшей правое полушарие работает лучше, чем у правшей, но НЕ активнее левого. Ведь если у человека правое полушарие работает активнее левого, то он психически нездоров.

Левшу лучше переучить. Левшество чревато нервными срывами. Однако если это делается со скандалом, если Вы видите, как отчаянно ребенок сопротивляется, лучше не надо. Старайтесь переучить в раннем возрасте и делайте это ненавязчиво.

Все клетки головного мозга живы. Нужно только, чтобы появилась возможность их задействовать. Не бывает такого, чтобы человек не мог вдруг взять и заняться хоть химией, хоть физикой.

В последней цитате я нашла подтверждение своей теории о том, что не бывает бездарных людей. Есть просто такие области, которые человеку интересны или безынтересны совсем. Можно привести пример святителя Луки Войно-Ясенецкого. Он вообще не собирался быть хирургом, учился на художника. Однако потом жизнь перевернулась, и будущий святитель взялся за медицину. Результат: выдающийся ученый, чьи книги до сих пор являются настольными для врачей.

Конечно, мой путь в эту науку только начался. Обо всем не расскажешь. Во время первого перерыва нам выдали сертификат о том, что мы прослушали лекцию. Занятие было просто шикарным, ведь это конек Татьяны Григорьевны: говорить просто о сложном. Дай Бог ей здоровья!!!

11 комментариев:

  1. Спасибо, Светлана Николаевна за знакомство с интересным человеком, мне очень понравились мысли Татьяны Григорьевны, с в полной мере согласна с некоторыми позициями (готова согласиться со всеми, но не по всем вопросам обладаю достаточными знаниями). Растили раньше деток в пеленках, твердые были коляски, росли детки здоровыми)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Нейропсихология - одна из интереснейших наук, потому что она напрямую связана с нами. Механизмы объяснимы, и мы можем помочь человеку.
      А пеленать я так и не научилась. В роддоме показывали, но не смогла. Сын всё время вытаскивал ручки. А потом вообще не пеленала, а теперь жалею.
      А по поводу колясок - да, наверное, коляски надо сделать тверже всё для той же спины.

      Удалить
  2. Я бы с удовольствием посетила лекцию Татьяны Григорьевны Визель.
    Светлана Николаевна, у Вас была замечательная возможность расширить границы познания, получить знания необходимые специалисту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это точно, Виктория Александровна!
      Мне еще нужно время, чтобы всё осмыслить. А некоторые книги Т.Г. Визель можно свободно скачать в интернете.

      Удалить
    2. Виктория Александровна, у вас есть прекрасная возможность поприсутствовать на семинаре Татьяны Григорьевны в режиме он-лайн, если живёте вы не в Москве. Зайдите на сайт " Логопед-мастер" и прочитайте информацию об этом.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Когда человек доступным языком рассказывает даже такой сложный курс, как нейропсихология, становится понятны элементарные вещи, пусть это и не пригодится в жизни, но понятие о предмете можно получить отменное! Мне очень понравилось сравнение головного мозга с нашей планетой, и сразу лучше начинаешь понимать, что у нас в голове, как устроено, как работает))))))))(шучу конечно....) А есть вещи, которые чисто интуитивно понимаешь, просто знаешь и все тут, с тем же пеленанием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      Это и есть конёк Татьяны Владимировны: просто о сложном. Она так увлекательно рассказывала об ученых, заслушаешься!
      А на свою интуицию не полагаюсь. Она у меня напрочь отсутствует. Предпочитаю факты)))

      Удалить
  4. Спасибо, Светлана Николаевна, за обзор лекции с удивительным человеком. Отличное сравнение мозга с планетой. Интересные мысли, заметки. С удовольствием бы посетила лекцию Татьяны Владимировны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это безумно интересно. Она из тех людей, возле которых просто хочется сидеть и слушать.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Большое спасибо Вам за ваш рассказ о лекции. Полностью с Вами согласна, Татьяна Владимировна Визель это специалист которого "просто хочется сидеть и слушать". Она высочайший профессионал и очаровательная женщина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Иосифовна! А Вы когда-нибудь были на лекции Татьяны Григорьевны?

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^