12 августа 2018 г.

Крым, мой Крым! Часть X. Послесловие: Феодосия, Бахчисарай, или Назад в 2013 год

Часть I Побег из БЕЗсолнечной Долины.
Часть II Отель "Амели". 
Часть III Пляж в Солнечной Долине. 
Часть IV Солнечная Долина собственной персоной. 
Часть V Генуэзская крепость, г. Судак.
Часть VI Гора Ай-Петри, Большой Каньон Крыма, или Terra Incognita
Часть VII Симферополь
Часть VIII Дерево Кощея, водопад Джур-Джур, ванны Любви, Красоты и Здоровья, пещеры Мроморная и Эмине-Баир-Хосар
Часть IX НЕ прощание с Крымом, или возвращение в БЕЗсолнечную Долину

Не имея возможности расстаться с Крымом, я решила рассказать кое-что о своем первом визите на полуостров, который состоялся ровно 5 лет назад. Само собой разумеется, я многое забыла, но в памяти отложилось самое яркое и интересное, а мое восхищение и любовь к этим местам заставило меня мечтать несколько лет о возвращении сюда.
Как известно, тогда Крым входил в состав Украины, а значит я могла беспрепятственно поехать туда на поезде. Никак не планировала свой отдых, более того, вообще не думала, что тем летом куда-то съезжу, но мой добрый муж обеспечил мне незабываемые впечатления.
Решила ехать через паломническую службу, чтобы сэкономить на проживании и еде. Выбрала “Марфу и Марию”. Ныне там почему-то вообще Крым отсутствует, а тогда он сиял отдельной строкой.
Сэкономить и правда получилось изрядно. Т.к. я просто вклинилась в систему, скажем так, мне дали возможность жить не в самом пансионате, а в частном доме с удобствами на улице. Есть я ходила в пансионат. Еда была полностью постная, ни грамма мяса. Тогда это не напрягало: я поехала в самый канун Успенского поста, который вот-вот должен был начаться.  К тому же, в Феодосии стояла страшная жара, +35 в тени. Вода в море – словно специально подогретая.

На поезд купила билеты заранее туда-обратно, но из-за большой загруженности обратно ехала на боковом  месте у туалета. Условия были ужасными, но я на это внимания не обращала, ведь ехала-то я уже из Крыма, какое там боковое?! Туда мой поезд значился “Москва-Феодосия”, вышла на станции “Айвазовская”, а обратно – “Симферополь-Москва”, с того самого железнодорожного вокзала, о котором рассказывала в очерке о Симферополе и который так опечалил меня своей пустынностью (а было настолько оживленно и радостно!).

Меня встретили представители “Марфы и Марии”, буквально сняли с поезда. Как они меня узнали, до этого ни разу в глаза не видевшие, - до сих пор является загадкой. Мужчина и девушка проводили мою персону до частного дома (сначала была одна комната, потом переселили), я положила вещи, и мы тут же пошли смотреть дорогу до пансионата и до пляжа (около 10-15 минут).
Тогда я делала очень мало фото, т.к. была еще совсем неопытным блогером))) Поэтому фото пляжа нет, но могу сказать, что он был на удивление чистым, хоть и находился в черте города, море – тоже.  
А вот, собственно, мои апартаменты…Заранее прошу прощения за качество некоторых фото, т.к. они были сделаны с самого обычного телефона, еще не смартфона:



Т.е. просто комнатка метр на метр. Здание было двухэтажное, жильцов – пруд пруди, но шумно не было. Даже бассейн стоял, из которого иногда черпали воду для туалета, т.к. часто отключали воду. А еще у меня была проблема со светом в комнате. Допустим, посидела я, почитала, а потом захотела выключить свет и прогуляться. Возвращаюсь – свет не включается! И так всё время было. Интернет был очень слабый, но с мужем по Скайпу всё же могла разговаривать. Выходить за пределы этого дома по вечерам не представлялось возможным из-за ужасной темноты, вообще ничего было не видно. Горели какие-то два фонарика, но я в таком ужасе шла домой после экскурсии в Бахчисарай, просто бежала от страха. Вот такой мой первый опыт жилья в частном секторе)))
А еще у меня один забавный случай был. Легла я спать. Вдруг слышу – мой пакет шевелится. Думала, показалось. Закрыла глаза, но… он снова зашевелился. Свет не включался, фонаря не было. Вышла я во двор, позвала мальчишек. Они посмотрели, а там – жаба! Забралась, бессовестная, ко мне в пакет и пугает меня! Выпустили они ее на волю, а я спокойно продолжила отдыхать. Вот почему нам повезло, что в Солнечной Долине мы жили на втором этаже. Одна семья с тремя детьми жаловались на нашествие пауков и прочих насекомых.
Домик мой располагался в 5 минутах ходьбы от автовокзала, что было весьма удобно. Так, я спокойно съездила в центр Феодосии, на экскурсию в Бахчисарай, о которой расскажу позже, в Топловский монастырь, в Симферополь, а потом – на ж/д вокзал Симферополя, когда уже уезжала в Москву. Экскурсии проводились через день, но я сама много поездила, мне так было интересно. Наша экскурсовод меня невзлюбила из-за того, что я кое-что знала о местах, куда мы ездили. Она как-то это болезненно воспринимала и отпускала непонятные комментарии.
Совсем рядом с автовокзалом Феодосии располагается одна из красивейших церквей в честь вмч. Екатерины:






Вы только полюбуйтесь церковным двором:




Это всё было сооружено стараниями тогдашнего настоятеля, отца Алексия Свитанского, ныне иеромонаха Николая. Он бывший летчик, да и вообще, хочу отметить, в Крыму целая армия “военных” священников. Экскурсовод в Бахчисарай минут пять перечислял церкви и воинские звания священников. Вот оно, настоящее воинство Христово, только поле битвы намного тяжелее.
А это – музей Александра Грина в Феодосии. Там так уютно внутри! Музей маленький, похож на кораблик. Интересно было тем, что будто бы попал в далекое детство и плывешь на шхуне к приключениям:


Знаменитый деревянный кораблик:


Памятник И.А. Айвазовскому возле его галереи:


Вообще Феодосия – это, скорее, даже “Айвазовск”. Там буквально всё пронизано духом этого великого мариниста. Я очень люблю его картины, потому что обожаю море, с удовольствием посетила галерею, а через несколько лет пошла на выставку его картин в Москве.
Вот, пожалуйста, фонтан с надписью “Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия”:


А это фонтан “Добрый гений” – тоже в  честь художника:



Удалось побывать рядом с могилой И.А. Айвазовского,


которая находится рядом с армянской церковью Сурб-Саркис, сооруженной в 1330 г.:





Внутри церкви не фотографировала, но отличает армянскую церковь от русской то, что там нет икон, как в православном храме, и скульптур, как в католическом. Алтарь открыт, а женщины могут заходить в храм без платков.
Центр Феодосии:


А как вам такое место? По-моему, где-то в Европе есть нечто похожее:


11 августа я поехала на экскурсию в город Бахчисарай. В переводе с крымско-татарского название означает “дворец в саду” или “садовый дворец”. Дорога была очень долгая и трудная, ведь мне предстояло преодолеть 122 км!
Экскурсовод был очень веселым, мужчиной лет под 50. Он очень живо рассказывал, приводил примеры, смешил анекдотами. Нашей первой остановкой был, как он пошутил, “источник молодости”:


С другой стороны:


Но это, конечно, была всего лишь санитарная остановка)))
А в Бахчисарай – древний и маленький городок – мы прибыли и остановились в Успенском мужском монастыре в скале. К большому сожалению, посетить можно было только одну церковь, к которой нужно подниматься по длинной и большой лестнице. Пока понималась, от души назвала ее “аллеей грешников”, как в Абхазии, т.к. она оказалась очень трудной и бесконечной:









Еще в автобусе я познакомилась с одной девушкой-студенткой из Киева, она-то меня и фотографировала. В храм я пошла одна, а дальше мы шли вместе.
Итак, продолжаем наш путь и направляемся в древнюю крепость Чуфут-Кале. Осмотримся:




Представляете, как здесь красиво осенью? Мечта моя - увидеть это своими глазами!
К крепости надо было подниматься в гору. Я, как наивная, пошла с тетенькой-экскурсоводом, которая очень заботливо объясняла, как правильно надо подниматься, чтобы не сбить дыхание. Иду я, значит, радостная, и понимаю, что это… не моя группа! Пулей слетела вниз, увидела нашего экскурсовода, который билетики раздавал и меня искал. Он объяснял, что в крепости будет другой экскурсовод, вот я и подумала… В общем, второй раз пришлось мне по горе подниматься.
Что же такое Чуфут-Кале? Это древний пещерный город (ну тяга у меня к пещерам!), точное время основания которого доподлинно неизвестно. Предполагают, около V в.н.э. Кто здесь только не жил! Археологи, думаю, просто с ума сходят от удовольствия исследовать эту настоящую историческую сокровищницу.
Вот это – древние хозяйственные сооружения, на пчелиные соты чем-то похожи или многоквартирные дома:



С обратной стороны:




Здесь я сижу на древнем водопроводе:


Вот еще рядом с одной из сохранившихся построек –


прямо напротив мавзолея Ненекеджан-Ханым:


Внутри есть надпись на арабском языке: “Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-Ханым, дочери Золоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года”, т.е., по-нашему, 1437 г. Внурь зайти нельзя, закрыто, да я и не заглядывала даже, ведь самого тела усопшей принцессы там давно нет – результат многочисленных разграблений.
Существует несколько версий причины смерти и такого пышного захоронения Ненекеджан-Ханым. Одна героическая: то, что она жила в Чуфут-Кале, возглавляла военный гарнизон и была убита во время осады. Другая – романтическая: отец застал ее с возлюбленным, и она, боясь его гнева, сбросилась вниз. Вот поэтому якобы именно здесь, у этого самого обрыва, она и была похоронена. А обрывчик там и правда очень крутой, дух захватывает. А с другой стороны, вид великолепный, на долину Ашлама-Дере, где когда-то красовался дворец Ашлама-Сарай:





А вот еще одно строение:


Как внутрь зайдешь, кажется, будто там пытки производили, но на самом деле ничего такого там и в помине не было. Очень мне нравится это фото:


После Чуфут-Кале мы отправились покушать. Я попробовала самый вкусный в мире лагман! В этом году смогла получить этот вкус дома, очень старалась, как-нибудь напишу об этом.
А мы отправляемся в Ханский дворец, бывшую резиденцию крымских ханов, и попадаем на Дворцовую площадь:


Строительство дворца началось в начале XVI в. Само здание – воплощение мусульманского рая на земле, отсюда и название – “дворец в саду”.
Жара была страшная, вот я платок и надела))) Мечеть до сих пор действующая, с 1532 г.:



Портал Демир-Капы (“железная дверь”) – парадные ворота, посольские ворота, первая постройка дворца. Это еще древнейшая датированная часть дворца. Вверху написано, что она была построена в 1503 г.





Идем в Зал Дивана – или зал заседаний по-нашему:



Вот здесь сидела одна из жен (наверное, самая старшая), которая могла наблюдать за ходом заседания или, как поговаривают, сам хан, чтобы подслушивать, о чем в его отсутствие подданные рассуждают:


Летняя беседка, в которой колонны раньше были обвиты плющом:


Малая ханская мечеть:


Золотой фонтан, построенный в 1733 г.:


А этот фонтан узнали?


Да-да, это тот самый “Фонтан слез”, построенный в 1764 г.! По легенде, его соорудили по приказу Крыма Герая, любимую жену которого вероломно отравили. Фонтан должен был символизировать скорбь. И, конечно, известным он стал после стихотворения А.С. Пушкина “Бахчисарайский фонтан”, отрывок из которого привожу:

Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.


А теперь переходим в женскую часть, гарем и жилые покои. 


Это буфетная со встроенным в стену шкафом. Считается, что здесь подогревали пищу, хранили посуду, делались напитки (щербеты):


Т.к. заняться бедным женщинам было вообще нечем, они учились играть на музыкальных инструментах, некоторые читали, может, даже стихи писали, играли в разные игры:






Дальше комнаты посвящены крымско-татарскому обряду сватовства (ниже фото уже замужней женщины, насколько я помню):


А это – комната невесты:


Ну как раньше невесту выбирали? Правильно, чтобы всё умела по дому делать! А будущая жена хана должна была еще такие пельмени лепить, чтобы 15 штук в одной ложке умещалось. Экспозиция, на которой представлена работящая невеста с приданым:





А это – очень-очень древнее дерево, не помню, сколько ему лет:


Это территория послов, они здесь отдыхали. Также в этом месте постоянно пробегали слуги с кушаньями для хана.
Дворец и правда утопает в зелени и цветах. Смотришь на старые картины и понимаешь, какой он раньше был красивый, но жить там мне бы не хотелось. В качестве женщины особенно)))
Была еще прогулка по Коктебелю и Новому Свету. В Коктебеле посетила музей М. Волошина:








В Новом Свете погуляла по можжевеловой роще, посмотрела на великолепные виды, прошлась по тропе Голицына. Жаль, в этом году не получилось:












Что ж, пора заканчивать мою крымскую эпопею... Август на дворе, но я наслаждаюсь каждым днем и по капельке пробую вкус этого сладкого месяца. Осталось совсем немного лета, но солнышко я жадно хватаю за лучи. Остаются одни фото, которые будут согревать меня промозглой осенью и холодной зимой. Уже сейчас я снова и снова их перебираю, вспоминаю пережитое, думаю о том, что бы еще хотелось посмотреть. Большое спасибо, что вы были вместе со мной, радовались и удивлялись. А мне было неодиноко и весело, ведь я могла разделить свою радость вместе с вами. Пусть осень будет теплой, а зима – не такой холодной! Желаю вам отличного крымского настроения круглый год!

В написании поста мне помогли следующие интернет-ресурсы:
http://mirtrip.com/xanskij-dvorec-baxchisaraj-legendy-i-posvyashheniya/

30 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, в Вашу крымскую эпопею нельзя не влюбиться.:)Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, ничего, впереди, как я надеюсь, ещё много интересного!

      Удалить
  2. Вот почему мы любим больше море, чем те, кто живёт рядом с ним? Потому что стараемся извлечь за короткую встречу многое.
    Когда четыре года назад писала в блоге о Крыме (https://olgagolubeva.blogspot.com/2014/03/blog-post_19.html), то чувствовала себя таким археологом. Казалось, что чуть-чуть только прикоснулась к истории полуострова. Побывать в Крыму - почувствовать себя археологом тоже.
    Айвазовского просто обожаю. Спасибо за рассказ о художнике ))
    И М.Волошин, и А.Грин, знаю, тоже жили в Крыму. Он-то и повлиял на их творчество тоже. Как без этого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Море мы любим потому, что так далеко от него находимся! И когда домой приезжаешь, кажется, что всё было в сказке, а не с нами.
      Про Айвазовского, музей М.Волошина не стала рассказывать подробно: и пост получился бы слишком длинным, и про Айвазовского, собственно, не расскажешь, его картины надо видеть. Как я рада, что побывала именно в той самой феодосийской галерее! Два года назад Феодосия сама приехала ко мне, как я могла пройти мимо? Возле его картин могу стоять бесконечно.

      Удалить
  3. Интересно, Светлана Николаевна! Читаю ваши посты и удивляюсь, поражаюсь, восхищаюсь! Такая красота вокруг!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучше увидеть собственными глазами! Крым - это именно такое место. Пока не увидишь, камешки не почувствуешь, всё не то...

      Удалить
  4. Какие ласкающие слух названия!
    Два раза подниматься на Чуфут-Кале - это для спортсмена опытного. Там как ни старайся, доберешься лишь язык высунув))) Да, постройка сохранившаяся, с арочками, называется кенасса караимская.
    Лето как-то быстро пролетело. Хоть и жара ещё на улице, но уже воздухом осени запахло, с ароматом яблок/груш и жухлой травы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кенасса караимская? И правда слух ласкает. Забыла уже, столько лет прошло.
      А гора там и правда сложная, учитывая еще ужасную жару, которая в тот день стояла. Туда без панамки, воды и удобной обуви ездить просто запрещено. Ну я как-то спокойно к горам отношусь, очень их люблю, вот и не заметила особенно, что второй раз надо подниматься))) Муж рассказывал, что в детстве он на горы какие-то неделю поднимался. Я в такой же поход хочу. Только не на Эвересты всякие, а чтобы обязательно было тепло.
      А про осень слышать вообще не хочу. Как-то в этом году особенно(((

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, здравствуйте! Ваша любовь к Крыму передаётся на расстоянии! Очень вдохновляет, очень заразительно! Буду знать, с кем советоваться, если случиться туда поехать)) спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это потому, что с Крымом я не рассталась! Ну уж нет! Я про него очень мало знаю, но если что будет в меру моей компетенции, обязательно отвечу.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Вы удивительный рассказчик! Ваши Крымские истории дали информации не меньше самого грамотного гида! А фотографии - чудо! Спасибо за Вашу увлеченность и доброту! Это чувствуется на расстоянии! Пусть солнышко еще как можно больше радует Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Николаевна, за добрые слова! Но до гида мне так далеко! Сравниваю себя с тем же Игорем Гаркушей - разносторонним и образованным человеком. А быть гидом - тоже одна из моих неосуществимых "мечт". Вон сколько мечтаю, даже стыдно)))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Большое спасибо за прекрасные воспоминания о Крыме. Это просто восхитительно, как Вы смогли передать необычную атмосферу, сравнить "то и это", слегка "поностальгировать" и порадовать собственными мыслями.
    Спасибо огромное.
    А теперь в качестве паломника тоже можно путешествовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Паломничать - да, можно, конечно, только я уже несколько лет не хочу путешествовать с паломнической группой, у меня на этот счет много пунктиков. Прежде всего, вопрос в гиде, который, увы, не всегда адекватен и начинает нести полную околесицу. Всё же основная цель паломничества - молитва, общение с Богом, а не празднословие, к чему чаще всего всё и сводится. В Топловский монастырь, который располагается в 30 минутах езды от Феодосии, например, я сама ездила в 2013 г., и очень этому рада. Спокойно прошлась по территории, посмотрела, что хотела, поговорила, с кем хотела, сама сделала соответствующие выводы. А крымских святых мест там очень и очень много, это надо отдельное время посвящать.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! В Феодосии я была, правда уже давно. Очень нравится мне этот город! С большим интересом рассматривала фотографии, искала знакомые места! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Я тоже очень люблю Феодосию, красивый, тихий и древний город. Идешь по нему и кажется, что на 1000 лет назад попал. В этом году я туда не ездила совсем.

      Удалить
  9. Светлана Николаевна, дорогая, спасибо огромное за все Ваши рассказы-воспоминания о Крыме. Я была там несколько раз, и, можно казать, только начинаю его изучать. Многое для себя только открываю вместе с Вами. Но уже люблю все, что еще не видела, благодаря Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, Анна Борисовна, что разделяете со мной мою радость!

      Удалить
  10. Светлана, какой замечательный, живой рассказ и чудесные фотографии. Я много путешествую, но, к сожалению, в Крыму не была. Надо будет обязательно съездить. Спасибо за удовольствие.
    Буду раза видеть Вас у себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Я Вас часто вижу в блоге у Галины Станиславовны. Вас она называет Лола, я не нашла Вашего отчества, можно мне так к Вам обращаться или как лучше?
      Очень приятно с Вами познакомиться! Спасибо за внимание к моим очерками о Крыме, которые я планирую продолжить, если получится попасть туда ещё раз.
      Я пока сейчас не дома, сложновато с ноутбуками и т.п., но позже обязательно подпишусь на Ваш блог.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Сколько бы лет не прошло я с большим интересом рассматриваю крымские фото. Как же здорово, что все это было, что все это я видела, ощущала. В Ханском дворце довелось побывать. У меня много похожих фото. Феодосии не была (в планах) Спасибо за рассказ об этом городе. Но не один раз была в парке "Айвазовский" в Партените - настоящий рай!
    Вообще по территориям парков крымских дворцов (Воронцовского, Ливадийского, Массандровского и т.д) предпочитаю гулять самостоятельно без экскурсий и посещать один в день Впечатлений море!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! От фото с Крымом веет таким раем, не передать! В планах посещение всех этих дворцов и парков! Ялту и Севастополь ещё не изучила.

      Удалить
  12. Бахчисарйа и можжевеловую рощу помню)
    Хорошо,когда погода радует во время экскурсий - нет жары.
    Так было в Бахчисарае. А еще после спуска мы зашли в чудную чайхану и выпили много чашек вкуснейшего чая с пахлавой)
    До сих пор помню этот божественный вкус)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я обожаю жару! Чувствую себя комфортно. В Чайхане не была, но меня впечатлил вкус лагмана. Жалею, что в можжевеловую рощу так и не съездила в этом году.

      Удалить
  13. Светлана Николаевна, здравствуйте. Несколько дней "гуляла" именно по этому сообщению.Что-то невероятно притягательное есть в Бахчисарае. Раз пять посещала...Девять лет назад впервые с детьми там и оказалась.Невероятно свежий воздух,звёзды, к которым, казалось, можно ночью и рукой дотянуться.Поскольку мои путешествия по Крыму постоянно происходят у подопечными, то они меня подзаряжают такой энергией, что трудностей марш-бросков не замечаю.Свято-Успенский монастырь всё время ЗАСТАВЛЯЕТ думать над тем, как вообще такое человеку под силу.В Чуфут-кале мы подходили очень близко, но осенью было скользко. Зато волшебство осенних красок было такой силы, что учеников приходилось "отдирать" от красот.Посмотрели издалека.Вам вон насколько повезло больше! И вашими впечатлениями повествование куда более притягательно нежели интернет-источники.
    Дерево в Ханском саду называется тутовник, или шелковица.Ему более пятисот лет.Его очень берегут, подлечивают.Гарем всегда удручает.Существование его обитательниц когда-то вызывает сочувствие.Чудесный,непостижимый КРЫМ.Отматываю назад и продолжаю знакомиться с вашими сообщениями по заданной тематике.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Елена Анатольевна! Вот и я поднималась два раза на гору, и пять раз бы поднялась! Да, Вы правы, есть что-то притягательное, но оно не только в Бахчисарае, а в одном слове КРЫМ. Если бы я жила ближе!!! Тоскую очень, как хочу туда снова! Покорить новые вершины, увидеть новые места...
      Спасибо за информацию о дереве! 500 лет - сильно...

      Удалить
  14. Добрый день, Светлана Николаевна! Чудесное у Вас было путешествие, насыщенное. А осенью в Феодосии невероятно красиво! А еще и фестиваль воздушных шаров проходит, мы уже дважды ездили. Осеннее море особенное, мы хоть и живем близко, море любим не меньше:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, как же я хочу осенью на все это посмотреть! Но...наши желания практически всегда не совпадают с возможностями)))

      Удалить
  15. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Отдельное , огромное спасибо за рассказ о Феодосии) Город, в котором бывала часто в детстве и юности, виртуально прошлась вместе с Вами по галерее Айвазовского, побывала в доме-музее А.Грина...интересно, зал с рисунками Нади Рушевой ешё действует?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Такого зала не помню, даже не могу сказать, есть он сейчас или нет.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^