5 июня 2014 г.

Нет доверия к учителю

Картинка из интернета
Решила затронуть тему, которая особенно последнее время меня очень волнует. Может, кто-то не согласится со мной, может, посчитает, что я сгущаю краски, но почему-то я всё же уверена, что большинство со мной согласятся.
А поговорить я хочу о доверии. Корень «вера», но настолько разные эти два слова – «вера» и «доверие». Мне кажется, что последнее более глубокое и заслуживает большей похвалы.
Когда мы верим, это может быть молчаливо, т.е. без каких-либо особенных действий с нашей стороны. Допустим, попал человек в яму, выбраться не может. Он верит, что рано или поздно отсюда выберется. А вот если появляется кто-то, предлагающий свою помощь, веру заменяет доверие. И если он не будет доверять человеку, протянувшему ему руку, то из ямы либо не выберется совсем, либо потратит еще очень долгое время, чтобы это сделать.
К чему веду. Когда родители отдают ребенка в школу, они, надо полагать, доверяют учителю процесс подачи знаний. Оговорюсь сразу: учителя разные бывают, идеализировать не буду. Однако в общем и целом, т.к. родители не присутствуют и не могут присутствовать на уроках, они именно доверяют учителю – человеку, который знает, как нужно учить.

На деле получается совсем другое. Я наблюдала несколько раз, как мои коллеги вынуждены были оправдываться очередному родителю, который пришел, чтобы возмутиться, почему у его ребенка не та отметка, которую ожидала вся семья. Помнится, одна мама доказывала учителю русского языка и литературы: «Я читала сочинение, мне понравилось; мой муж читал сочинение, ему тоже понравилось, за что «3»?!» Не знаю, каких усилий потребовалось данному учителю, чтобы вкратце рассказать о методике оценивания сочинений, хотя вряд ли это возможно сделать вкратце, ведь методика – одна из сложнейших наук. Я помню, как долго ее постигала, как зубрила, как вникала в каждое слово. Но как это объяснить человеку, который считает, что отметки ставятся исключительно по настроению, а учитель придирается?
Или другой случай. Тоже с учителем русского языка и литературы. Была задана работа по литературе – по-моему, выразить основную идею текста. Какого – не помню, думаю, это неважно. Одна родительница долго доказывала учителю, что она придирается, что главное здесь – это и это, потому что сама писала сыну, пардон, они вместе писали (как она сама поправилась). Учительница, на зависть спокойная и уравновешенная, смогла отстоять свою точку зрения и показать родительнице, в чем же на самом деле является главным в данном тексте. Убедила, слава Богу. Но сколько времени на это потребовалось?
Да и мне на своих уроках нередко приходится слышать, что «мама сказала». Одна мама, офтальмолог по профессии, внушила сыну, что правильно нужно говорить  “Im 9 years old”, а не “Im 9”. Не хочу как-то себя выставлять, но все же скажу: как вы думаете, уважаемые читатели, если я, около 2 лет проработав с иностранцами всего мира (занималась созданием базы нашей компании, поэтому постоянно была на телефонной и скайповой связи), проведя 3 недели в Ирландии на учебе, учу детей в том числе и живому разговорному английскому, я имею право сказать «Вы не правы»?
И по поводу грамматических заданий то же самое. «Мама не уверена, что здесь так надо», хотя в словарь (у моих детей это не только место, где они записывают новые слова, но и все изучаемые правила, т.е. получается настоящий справочник) мы записывали правило и в учебнике оно есть.
Такие случаи окружают нас, учителей, постоянно. То второклассник вдруг расскажет дома, что классный руководитель его чуть ли не бьет, то кто-нибудь уверит родителей, что учитель поставил ему за четверть «2», хотя у него/нее были текущие «четверки»… Список можно продолжать.

Повторяю и буду повторять: да, учителя бывают разные и случаи бывают разные, однако все-таки ложь – это НЕ правда. Зло не имеет ничего хорошего, а ложь – это зло. И когда слышишь как в свой, так и в адрес своих коллег какую-нибудь очередную клевету, долго пытаешься понять, проанализировать, вспомнить «а вдруг»?, но потом все же осознаешь, что это клевета. Я неустанно повторяю своим родителям на родительском собрании: «Разговаривайте напрямую с учителем». Ведь в каждом из нас сидит тот, кто хочет спрятаться от своего проступка, убежать, обвинить кого угодно, только лишь бы не самого себя. Мы в этом смысле не взрослеем, мы остаемся такими же. Однако есть понятие совести, которая должна быть на первом месте. И вдвойне ужасно, когда ложь, т.е. момент потери совести, оборачивается против человека, который вообще ничего плохого нам не сделал.
Как объяснить родителю, что учитель не враг, а тот человек, который может помочь, разъяснить, показать, где ошибки и как двигаться дальше? Ведь на то мы учителя, не так ли? Или я ошибаюсь?

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вы правы - о каком доверии может идти речь, если мама ученика может позволить себе на родительском собрании высказывание, что её ребёнок знает школьную программу лучше многих (!) школьных учителей... А они ему ещё и, вот бессовестные, смеют "4" ставить... А ведь откуда маме-домохозяйке это знать? Только со слов своего ребёнка? Значит, ему мама доверяет, а учителям - нет..?
    Да и вообще сейчас растёт общество потребленцев - им все и всё должны, а они никому и ничего... Я - борюсь, но ведь есть и те, кто просто "спускают на нет" такие высказывания..., лишь бы скандала не было, а родители, чувствуя слабину, набирают обороты. Вот уже учителя оправдывается, вместо того, чтобы учить. О каком тогда доверии может идти речь? Я думаю, что всегда нужно разбираться во всех, пусть даже и небольших, конфликтах и недомолвках, имея собственное мнение, высказывая его. Т.е. учитель должен уважать себя, тогда его будут уважать и другие (родители, дети). А кого уважают - тому и доверяют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Общество потребления - да, Вы совершенно правы. Еще меня просто убивает фраза "Я доверяю своему ребенку". Для меня это выражение означает то же самое, что "Я не хочу ничего знать, ничего понимать, вы, учителя, во всем виноваты".
      По поводу разбирательств конфликта - конечно! Иначе - одни обвинения. А ведь иногда приходится быть просто следователем. Дошло один раз до того, что я сказала: "А теперь я дословно скажу то, что ты сказала тогда на перемене". Ну что это такое?

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, вот весь день думаю над Вашей статьёй... Получается, что из Главного человека в школьной жизни ребёнка (в начальной школе) учитель становится объектом постоянного контроля со стороны родителей... Да... современные родители, к сожалению, не всегда даже способны реально вникнуть в проблемы школы, или просто этого не хотят. Знаете, недавно опубликовала в своём блоге статью о материальных отношениях школы и родителей (http://geografo4ka.blogspot.ru/2014/05/blog-post_30.html), многое становится понятным и о доверии...

      Удалить
    3. Лилия Павловна, наша директор как-то сказала очень точную фразу на совещании: "Мы под микроскопом". Увы, это так. Это неприятно, хочется протестовать, но ничего с этим поделать нельзя.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Очень больная тема для педагогов, еще больнее для руководителя. Как часто у наших родителей завышены представления об умственных способностях (возможностях) детей. Требуют ОЦЕНОК(!!!) - не ЗНАНИЙ. Жалуются, бегут к администрации, директору А что делать директору, если он работает учителе математики, да еще и в выпускном классе??? Конечно, в департамент, а лучше сразу в Министерство, тем более, что рядом - всего лишь три остановки. Спасибо, умеют там отстаивать интересы педагогов (если педагог того заслуживает).... Но как потом учить этого ученика? А еще случай был. Нашкодил третьеклассник дома, потом получил "2" за работу на уроке, оказалась учитель виновата. Оказывается, ребенок расплакался, мол его дома накажут, коллега (замечательный молодой педагог, сама мама школьницы того же возраста) погладила его по спине, усадила на место. А третьеклассник, боясь наказания, решил применить метод "нападения" - учительница его за "2" побила! Представляете? Чего мне стоило разрешить конфликт. Спасибо, детишки все видели, другие родители встали на защиту. А сколько раз нам угрожают жалобами в прокуратуру т.д. и т.п. Надоело!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я очень не завидую и нашему директору, и Вам. Ведь Вам достается больше всего. Хорошо еще когда администрация поддерживает, однако и это бывает не всегда так. Случаев клеветы на учителя огромное количество, а вот защиты почти никакой. Мне тоже это ужасно надоело. В этом году как никогда я подверглась клевете, знаю на себе, что это такое. Это не просто неприятно, а возмутительно и оскорбительно. Почему всё время говорят о психике ребенка и ни слова - о психике учителя? Об оскорблениях, которые нам порой приходится терпеть? О психологических травмах, которые нам наносятся чуть ли не ежедневно? Ответа, к сожалению, нет.

      Удалить
  3. Дааа! Я своим учителям, в школе всегда говорю, что после 3-х лет работы , вам в обязательном порядке надо давать дополнительный ,оплачиваемый отпуск.или курс лечения в неврологическом отделении.Шучу!!! Тот год, что положен учителю - этого мало!!
    Я работаю в школе в библиотеке. И со стороны могу видеть такие ситуации как бы со стороны. Т.ч. получается, что я независимая сторона.Родители в большинстве своем , действительно относятся с предубеждением как в сторону своего ребенка, так и в сторону учителей! По роду работы я общаюсь в двумя сторонами этого конфликта ( социального - можно ли так сказать?!) и приходится зачастую выслушивать обе стороны. Понимаю и ту, и ту сторону. Но все же, в последнее время родители поддерживают такую тенденцию, как "вы школа - вы обязаны". По моему родители как бы скидывают с себя обязанности по воспитанию СВОИХ детей. Все переносится на учителей. Вы обязаны, вы должны, вы , вы. вы... , ребята , а где МЫ? Прежде всего это наши дети и мы несем за них первостепенную ответственность.А зачастую учителя лучше знают наших детей.Разве так должно быть? Каждому родителю надо заучить одну формулу - Я+УЧИТЕЛЬ = РЕБЕНОК.И никак иначе! Да, школа учебно - воспитательное учреждение. И все мы работаем на эту установку. Но я бы выделила в первую очередь – учебное

    ОтветитьУдалить
  4. .В школу дети приходят с уже установленными взглядами на мир( в соответствии с их возрастом). Установленными в семье!!! И как бывает нелегко работать учителю с детьми, в семье которых нет ни уважения к друг - другу, ни к ребенку. То что некоторые родители балуют детей и возводят в ранг вундеркиндов - это НЕ уважение к личности ребенка прежде всего! Это не помогает, это портит!
    Я член школьной комиссии по делам несовершеннолетних! И не понаслышке знакома с позицией бабушек, мам и детей! А потом они удивляются :"Зачем ставить МОЕГО ребенка на учет?" Одному учителю сложно , если нет помощи родителей! И ребенок страдает в первую очередь!
    Что касается утверждения - "учителя бывают разные" я согласна и одновременно не согласна. Да у всех разный эмоциональный фон, нервная система. Но здесь есть одно большое"НО"- у учителя очень маленькая зарплата и она не соответствует его деятельности. В этом я уверена на 200 %. Поэтому какой бы учитель не был - плохой или хороший - в школе работают люди не за зарплату - это точно! Я веду к тому, что в школе работают люди, которые могут и хотят работать там! Не за зарплату, а по велению сердца.Пусть это и звучит высокопарно. Кто не любит детей и не могут найти общий язык с ними - уходят мгновенно и не задерживаются! Дети сразу чувствуют таких учителей !

    ОтветитьУдалить
  5. Вот вам живой пример! Когда у меня учился младший сын , у него были постоянные конфликты с учителем русского языка в средней школе. Конфликты были локальные, не серьезные, но были. Требования учителя я знала и была с ними согласна. Теперь надо было узнать мнения сына. Когда я с ним разбирала очередную их перепалку. Я задала ему вопрос "Что конкретно тебе не нравиться в учителе, в чем она, по твоему мнению не права?". Услышала много детских и глупых "не". Мы разобрали все эти " не". Итог разговора - слова сына" Нет , она ( учитель) конечно строгая и придирается по мелочам , но учит нас хорошо"! И это главное! " Еще несколько моих советов были даны сыну по этому поводу - вроде бы все понял! НО,,,! Перепалки их так и не прекращались до конца его учебы в школе, но носили с его ( сына) стороны уже уважительный характер к А.В. как к учителю, а потом уже как к человеку! Ну не сошлись они на человеческом уровне, зато русский язык и литературу сын знает не плохо ! Так что закончить хочу , перефразировав известную фразу " Обидеть учителя может каждый...." Родители, давайте будем любить своих детей адекватно, чтобы не вредить им нашей любовью, а помогать. И оценивать труд учителя как учителя, а не как соседки по дворовой лавочке.

    Пусть формула Родитель + учитель = ребенок будет работать эффективно для всех участников "проекта" под названием " Воспитание ЧЕЛОВЕКА. Человека ОБРАЗОВАННОГО"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Большое Вам спасибо за такой подробный комментарий. Все бы родители понимали, что главными людьми в жизни ребенка являются родители, именно они несут ВСЮ ответственность за воспитание ребенка. Школа - лишь подспорье, помощь в воспитании, а не его основная составляющая. Я как-то на родительских собраниях говорила совершенно прямо: "Без вас (т.е. без родителей) я не справлюсь". И не справляюсь я именно тогда, когда я веду одну тенденцию, а родители дома - другую. В таких случаях приходится разбираться чуть ли не в качестве следователя - когда точно, что точно было сказано. В общем, со временем это до такой степени надоедает, что сил уже никаких нет.

      Удалить
  6. Здравствуйте, уважаемая Светлана Николаевна! Вот я с Вами и познакомилась, благодаря проекту Лилии Павловны. Как у Вас интересно в блоге, какие важные вопросы воспитания Вы поднимаете! Вы правы в своих возмущениях, с Вами согласится любой учитель. С большими требованиями приходят в школу родители и, следовательно, их дети. Ведь дети копируют родителей. Как в семье отзываются об учителе, так ребёнок и ведёт себя с учителем. Сейчас, с появлением телефона, стало ещё краше! Что-то ребёнку не нравится, он на телефон. Всё! Жди звонка от родителей! Меня это тоже сильно возмущает. Считаю, что большую работу надо вести именно с родителями. Раньше в школах проводились всеобучи для родителей. Читались лекции на воспитательную тему. Может, их надо возобновить. Очень жалко время, уходящее на такие разборки, мешающие учебному процессу, выбивающие из колеи учителя. Вы работаете в среднем звене, значит, с подростками, а это очень трудно - возраст выдаёт своё. Желаю Вам терпения. мудрости в решении проблемных ситуаций. Рада, что заглянула к Вам в блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Очень рада Вас видеть! Спасибо за добрые слова.
      Тема, описанная мной в этом посте, и правда меня особенно волнует. Просто, бывает, сил уже никаких нет. Идея про всеобучи для родителей мне кажется прекрасной, я бы с радостью вела подобные лекции. А вообще будущих родителей нужно воспитывать со школьной скамьи.
      То, что я описала, характерно не только для подростковой среды, ведь я работаю с детьми начиная со 2 класса, а там такое тоже бывает, аж волосы дыбом встают! Мне жалко тратить на всё это свое время, силы, нервы, а куда деваться - мы же живые люди, поэтому реагируем очень болезненно.
      Спасибо еще раз, что пришли ко мне в гости, всегда Вам рада!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^