Образ святой блаженной Ксении Петербургской |
Если я говорю языками
человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь
звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю
веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и
отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет
мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится
не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего
надеется, все переносит. Любовь никогда не
перестает,
хотя и пророчества прекратятся, и
языки умолкнут,
и знание упразднится.
1-е
послание к Коринфянам св. ап. Павла, гл. 13, ст. 1-8.
В
настоящее время вроде как многие фильмы снимаются о любви, пишутся книги,
рисуются плакаты, да вот только не говорят и не объявляют во всеуслышание о
настоящей любви, о той самой, вечной, никогда не прекращающейся.
Почему
я так думаю? Да потому что знаю примеры настоящей любви. Сравниваю, прежде
всего, с собой и вижу, что не имею и капли той любви, какая была и есть у
многих людей. И такие люди, в совершенстве любящие, по праву могут называться
святыми. Среди них – блаженная Ксения Петербургская.
Подвиг
юродства Христа ради считается самым сложным, потому как человек, принимающий
вид безумного, является на самом деле, выражаясь современным языком, психически
нормальным. При этом он ведет себя как безумный: говорит что-то
невразумительное, зимой ходит без обуви и нормальной одежды, ничего своего не
имеет, вообще чуждается любой частной собственности. Такие люди часто
подвергались насмешкам, побоям. Их раньше сажали в острог, издевались над ними.
На это иногда были основания, потому что многие лишь по виду были юродивые
Христа ради, а сами делали вид, что “пророчествовали”, наживаясь за счет чужого
труда.
Ксения
Григорьевна до 25 лет ничем не отличалась от остальных молодых женщин своего
века. Жила себе своей жизнью, была замужем за придворным певчим, полковником
Андреем Федоровичем Петровым. Мужа она очень любила.
Вскоре
ее настигло большое горе: внезапная смерть любимого мужа. Это так сильно
поразило молодую вдову, что она вмиг поняла всю быстротечность земной жизни.
Особенно она переживала по поводу того, что супруг умер без покаяния. Поэтому
она решает всю свою жизнь не просто молиться о прощении грехов умершего, а
наложить на себя труднейший подвиг - юродивой Христа ради. Так, она стала
Андреем Федоровичем, а на свое имя не откликалась, всем говорила, что Ксения
Григорьевна умерла. Действительно, прежняя Ксения Григорьевна умерла. Для этого
мира. Надела одежду своего мужа, да так и ходила.
Начала
раздавать свое имущество. Родственники забеспокоились. Дошло до того, что они
обратились к начальству покойного Петрова, чтобы те не позволяли Ксении
что-либо отдавать. Однако после разговора с ней начальство нашло Ксению
совершенно здоровой и сказали, что она имеет полное право распоряжаться
имуществом так, как посчитает нужным.
А
она всё раздала. Вообще всё. Стала носить либо красную юбку с зеленой кофтой,
либо наоборот – зеленую юбку с красной кофтой (вероятно, такие цвета
присутствовали в военном обмундировании ее мужа). Практически без обуви или в
жалких лохмотьях. На голове платок. Без теплой одежды зимой и летом. И – постоянная
борьба с самой собой, с помыслами, понуждающими вернуться к прежней жизни, а
это, пожалуй, пострашнее хождения в легкой одежде в мороз.
Она
бродила по Петербургу, ее долго преследовали уличные мальчишки, кидали в нее
камнями, а она всё терпела. Лишь один раз ее увидели в гневе, когда
издевательства превысили все мыслимые пределы. С тех пор обижать блаженную было
запрещено. Тем более что за ней стали замечать, что она несет вовсе не
околесицу, а явственно говорит людям их, насущное, им лично нужное.
Ночью
молилась в поле. Там, говорила она, Бог более явственен. Никогда ни у кого не
ночевала. Максимум – обедала и тут же уходила. Даже милостыню не брала, а уж
если брала, то “царя на коне” (копейки с изображением царя) от добрых людей и
тут же раздавала таким же бедным, как она.
В
ту пору на Смоленском кладбище строили новую церковь. Рабочие стали замечать,
что кто-то натаскивает целые горы кирпича. Проследили, увидели, что это
блаженная Ксения всю ночь трудится с молитвой. Так что та церковь и ею тоже
построена…
Со
временем почитание святой уже при ее жизни возросло. Так, стали замечать, что
если она придет к кому-нибудь домой, тех ждет счастье и благоденствие.
Особенное благополучие ожидало того, кому Ксения что-нибудь давала. Поэтому
все, кто ее знал, стремились ввести ее в свой дом или как-то умилостивить, ведь
она, как насквозь, видела человека. Такого она сподобилась дара от Бога. Дар
сей не всякий выдержит, но такие угодники принимали это как служение Богу и тем
самым помогали людям.
Не
счесть, скольким людям помогла блаженная, скольких утешила, скольких вразумила.
Ксения умерла примерно на семьдесят первом году жизни 24 января старого стиля,
6 февраля нового. Ее похоронили на Смоленском кладбище, частом месте пребывания,
а со временем над могилой возвели часовню. Уже до ее прославления (прославление
в лике святых состоялось лишь в 1988 г.) люди в огромном количестве приходили,
чтобы поговорить со святой, попросить ее молитв. Никакие гонения и закрытия
часовни при большевиках не могли остановить почитание блаженной. До сих пор
люди идут и едут со всего мира.
Казалось
бы, куда едут, к кому? Посмотришь, внешне обыкновенная женщина. Да вот только
язык не повернется назвать обыкновенным того, кто всю жизнь свою положил во имя
любви к своему супругу, чтобы вымолить у Бога прощение за вольные и невольные
согрешения. А уж потом блаженная Ксения, через свое самоотвержение, сподобилась
многих Божьих даров, чтобы послужить не только спасению своему мужа, но многим
людям и при жизни, и после смерти. Ведь никто не умирает.
Светлана, спасибо за замечательный пост, я очень неравнодушна к Ксении Петербургской, она притягивает к себе как магнит. А началось всё с прочтения книги Далии Трускиновской "Сиамский ангел", 2010 г.Там две повести и первая называлась "Ксения". Она была посвящена святой блаженной Ксении. Конечно, там были некоторые элементы вымысла, домыслов, хотя очень близко к её жизни. Но книга была ТАК написана, что я несколько дней ходила сама не своя. После этого возник стойкий интерес к этой удивительной святой. Читаю всё, что о ней написано, молюсь ей. Как хорошо, что Вы написали о ней! Спасибо Вам огромное!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мирослава!
УдалитьЯ очень рада, что мой пост доставил Вам радость. Я очень давно была в часовне блаженной Ксении, а вообще вспоминаю о ней. Это одна из самых удивительных людей, живших когда-либо здесь, на земле.
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Спасибо за Ваш удивительно душевный рассказ о блаженной Ксении. Я слышала ее историю, это очень трогательно. С удовольствием прочитала комментарий Мирославы, теперь хочу познакомиться с книгой
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьЯ пытаюсь каждое житие пропустить через себя, осмыслить, насколько это возможно.