24 августа 2016 г.

Quo vadis, человек?

Троице-Сергиева Лавра,
июнь 2013 г.
Уже давно обдумываю этот пост, даже как-то писать его начинала, но не доводила до конца. А написать очень хотелось. О людях, с которыми мне довелось встретиться, общаться и дружить, о событиях из моей жизни. Можно во всё это не верить и считать придуманным, но я свидетельствую, что всё описанное мною я видела собственными глазами и слышала собственными ушами. У меня сознательная вера. Некоторые спорят со мной, говорят, что вера сознательной быть не может, но я настаиваю именно на этом словосочетании: еще как может, ведь я твердо знаю, во что и в Кого верю, для меня духовный мир так же реален, как и то, что я вижу своими “физическими” глазами. Слишком уж много событий было. Жаль, что раньше я их не записывала, но расскажу, что вспомню.
С чего всё начиналось, 
или Богу неважно, мужчина я или женщина.
А начиналось всё с самого детства. Как-то всегда знала, что Бог есть, хоть и в церковь раньше вообще не ходила. Мама говорила, что вот сегодня, например, Благовещение, а скоро будет Пасха. Я не знала, что это за слова, но раз мама сказала, значит, это праздник, и его надо отмечать.
1992 год. Я в Абхазии вместе с мамой и сестрой. Посетили знаменитые новоафонские пещеры, а затем пошли в Новоафонский монастырь св.ап. Симона Кананита. Тогда он еще был закрыт: само его возрождение началось только в 1994 г. после 70-летнего молчания.
Я хорошо запомнила день, когда впервые переступила порог церкви этой обители, т.к. тогда кое-что произошло.
Спаситель в терновом венце.
В монастыре была
немного другая икона.
Мне тогда было 10 лет, одета была в синее платье с пуговкой. Носила длинные волосы, завязанные в хвостик. Зашла я со всеми в храм, стала осматриваться. Озиралась туда-сюда, а потом подошла к одной иконе. Я не знала, что это была икона, Кто на ней был. Там был изображен Человек с чем-то острым на голове. Кровь струилась по Его лбу, щекам. Лицо изображало ужасное страдание. Меня как громом поразил этот образ, бросило в жар, я словно ощутила, что этот Человек действительно страдал так сильно, что невозможно это ни передать, ни пересказать. Мое потрясение было так сильно, что я еще долго стояла возле этого образа, не смея отойти. Думаю, именно тогда и произошла моя первая встреча с Богом.
…А потом был подростковый период с обостренным чувством справедливости. Я, кстати, до сих пор полностью не излечилась от этого “обострения”. Меня, например, возмущали преференции мужчине и полное или частичное обделение женщины. С возмущением читала книги, в которых это постоянно обыгрывалось, переживала за Марианну из “Богатых тоже плачут”, за несчастных героинь из индийских фильмов. Конечно, сейчас у меня это не так сильно гиперболизированно, однако когда мне говорят, что если я не преклоняюсь перед мужем, то я не православная, задаю простой вопрос: “А где это написано?”
Была у нас дома Библия на русском языке в зеленой обложке. Случайных случайностей не бывает. И вот как-то я просто открыла на любом месте эту книгу и прочитала такие слова: 
Источник фото

“Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе”

Около 2 000 лет назад это написал св. апостол Павел к галатам (Гал.3, 28). Галаты – это древний северный народ, их так раньше греки называли.
Конечно, меня не могли не заинтересовать эти слова. Я подумала: если христианскому Богу всё равно, кто перед ним, значит в Нем и есть та Высшая справедливость, которую я так отчаянно ищу. Это для меня на тот момент было камнем преткновения.
Несколько раз Господь подтверждал мне истинность этих слов, лично мне показывая, что Ему и правда всё равно, кто я, мужчина или женщина. Он сотворил меня женщиной, значит в этом был Его промысел.
Стою я как-то в церкви. Шло причастие. Внутри меня вдруг разбушевалась буря. Я стала возмущаться про себя и ругать на чем свет стоит нынешние порядки: что за безобразие? Почему рядом со священником во время причащения всегда стоят только мужчины? Они, значит, всё-таки лучше! Ага! Значит у нас всё для мужчин создано, даже в церкви! Ну и т.д.
Тем временем причастие закончилось, и все священники, кроме одного отца Бориса, ушли в алтарь. Ушли и их помощники. Вдруг подбегает молодая мама с малышом. Отец Борис, обведя взглядом присутствующих, остановился на мне и поманил пальцем: “Помогите, пожалуйста!” Я встала рядом с чашей, протерла губы младенцу, как и полагается, а потом встала на своё место. “Слава Тебе, Господи!” – сказала я про себя.
Источник фото
И еще был недавний случай подобного утешения Божия. Была Светлая седмица, неделя после Пасхи. Мы с сыном старались каждый день приходить на причастие, в Светлую неделю можно причащаться без исповеди. После каждой Литургии полагается крестный ход с хоругвями (полотнища с изображением Христа, Божией Матери или святых, которые крепятся на деревянную палку), иконами, пасхальными песнопениями Как только мы доходим до какой-нибудь стороны света (севера церкви, юга, запада или востока), останавливаемся, священник читает Евангелие, а затем трижды возглашает: 
“ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!” 
и трижды кропит всех присутствующих святой водой, пока мы все отвечаем ему: 
“ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!”
Так вот. Хоругви мне не давали ни разу. Их получали пожилые женщины, дети каждый раз, причем одни и те же. В Светлую пятницу служба закончилась, вышел мальчик раздавать хоругви. Все раздал, осталась одна. Он посмотрел вокруг, и тут его глаза встретились с моими. Он подошел и отдал ее мне. Она была с Пресвятой Троицей, а потому зеленого цвета.
Вы только представьте себе, сколько в Господе уважения к каждому из нас! Он не прогневался на меня, но дал понять, что пол и правда не имеет для Него значения, что все и правда для Него едины, главное – сердце человека. Распинаясь на кресте, Господь Иисус Христос страдал за каждого из нас и за всех вместе, а после Своего Воскресения явился женщине – св. равноап. Марии Магдалине. А сколько святых мучениц, сколько праведниц и угодниц Божиих! Если бы Бог презирал женский род, Он бы никогда не родился через Женщину, но как-то по-другому явился бы в этот мир. Родившись от Женщины, Господь возвысил женщину и мать, но не умалил мужчину. Каждому – своё. У мужчины одни дары, у женщины – другие. Пол автоматом не приближает и не удаляет от Бога. У каждого есть одинаковые возможности, чтобы спастись, только обстоятельства разные.
Всё это я поняла по милости Божией, а иначе никогда не стала бы православной, если бы увидела хотя бы микрочастичку несправедливости в христианстве.  

 Бог Вездесущий
Одно дело стать верующим, а другое – довериться Богу и познавать Его. Когда я осознала, что Бог Вездесущ, мне стало страшно, потому что представила себе эдакого Большого Брата. Со временем я поняла, что Вездесущие – это одно из свойств Божиих, Он всё видит, но при этом дает полную свободу каждому из нас. Часто можно слышать, как говорят: мол, где был ваш Бог, когда происходили такие-то ужасы? Ответ кроется в Тайне Божьего Промысла о человеке, как бы чудовищно нам не казались некоторые вещи. Но это уже другая тема, а рассказать я хотела о том, что Бог и правда Вездесущ, всё видит и о каждом человеке печется.
Храм св. вмч. Екатерина,
Крым, г. Феодосия
14 августа 2013 г. Крым, Феодосия. Первый день Успенского поста, в народе именуемый Медовый Спас. Накануне купила крымского меда и с пол-литровой баночкой отправилась на службу в красивейший храм св. вмч. Екатерины. Иду, а сама планы строю, как пойду потом купаться и загорать.
…Жара стояла сильная. Тогда было около +35 в тени. Иногда мне казалось, что сварюсь. Литургия закончилась, мёд не помню – освящали или нет, но перед окончанием службы вышел тогда служивший престарелый отец Алексий Свитанский, ныне иеромонах Николай, бывший летчик. Он стал говорить проповедь. Говорил проникновенно, особое внимание уделил святым мученикам Маккавейским, память которых приходится на 14 августа по новому стилю. Их страдания ради Истинного Бога наводят ужас. Вы можете прочитать о них в Библии, Ветхий Завет, во “Второй книге Маккавейской”, глава 7, или в житии, составленном свт. Димитрием Ростовским. Потрясает не только мученичество этих семи святых братьев, 

“наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из сыновей на родном языке и говорила им: я не знаю, как вы явились во чреве моем: не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого из вас. И Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы не щадите самих себя за Его законы”. (Мак. 7, 20-23) 

Имя этой святой женщины – Соломония. Через несколько столетий ее подвиг повторит святая мученица София, которую заставили смотреть, как мучают ее дочерей – Веру, Надежду и Любовь.  
Итак, отец Алексий напомнил всем присутствующим об этих удивительных людях и призвал быть тверже в своей вере. Дальше он стал говорить всё строже и строже, а под конец так расстроился, что сказал так: “40 лет служу священником, а некоторые из вас даже Символа веры до конца не знают! Да провалиться мне на этом самом месте!” И чуть ли не заплакал.
Я стояла в первом ряду. Мне стало так страшно и стыдно за то, что я ничего из себя не представляю, как христианка. Совсем меня это удручило. Проповедь закончилась, отец Алексий ушел в алтарь, а затем стал ходить туда-сюда по аналою и что-то бормотать. Действие происходило одновременно: я стояла ни жива ни мертва и думала, что после такой проповеди и в первый день поста не гоже на пляж идти, а батюшка говорил что-то, но будто бы самому себе, но разобрать ничего было нельзя.
И вдруг отец Алексий подходит поближе ко мне и не глядя на меня, но очень отчетливо – так, что я помню каждое его слово, - говорит: “А можно и на пляж сходить, это не грех”. И снова пускается в бессмысленные бормотания, которые опять разобрать нельзя. Вы можете себе представить, как я была шокирована? Разве это не доказательство Вездесущия Божия, Который через отца Алексия разрешил такое, казалось бы, пустяковое недоумение, но для меня на тот момент такое важное?
Возле храма св. вмч. Екатерины
Крым, г. Феодосия


Возле храма св. вмч. Екатерины
Крым, г. Феодосия

Возле храма св. вмч. Екатерины
Крым, г. Феодосия

Вера
Мы познакомились с Верой в паломнической поездке. Это было в 2005 году. Мы были в Дивеево. Запомнила ее грустные глаза. Она очень любила своего мужа, а он от нее ушел. К другой женщине. Они создали семью и родили ребенка. Через какое-то время Вера пришла ко мне и сказала, что малыш заболел. “Буду молиться” или “надо молиться”, - спокойно приговаривала она. Для нее было так естественно, что нужно молиться за больного ребенка… Другая бы на ее месте могла бы позлорадствовать, потереть руки и сказать, что вот, мол, Бог их наказал, но Вера не стала. Иначе она не была бы для меня Верой. До сих пор помню ее грустные, печальные глаза. В них столько боли было. Не знаю, как сложилась ее судьба, но надеюсь, у нее сейчас всё хорошо.

Старица Анна
В нашем храме в Тольятти трудилась и до сих пор трудится бабушка Галя – Галина Григорьевна. Человек, который пережил за свою жизнь столько, что на несколько томов хватит. Как-то раз, когда я еще работала в той же церкви, она пригласила меня поехать к ныне покойной матушке Евпраксии – престарелой схимонахине, дожившей до 100 с лишним лет. К ней люди шли за советами и наставлениями. Она жила одна. Иногда приходили “хожалки”, но ненадолго. Однако Бог ее не оставил без Своего попечения.
После посещения матери Евпраксии отправились, как выразилась Галина Григорьевна, к “старице Анне” (ныне покойной, Царствие ей Небесное!).
- А почему “старица”? – удивилась я.
- Ну просто пожилая женщина, пойдем, проведаем.
По дороге Галина Григорьевна рассказала поразительную историю из жизни бабы Анны. У нее то ли пятеро, то ли шестеро детей. Все девочки, только один мальчик уродился – младшенький. Я его видела, ему тогда уже около 45-50 было.
Как-то раз пришла баба Анна домой и увидела, что ее сын... повесился. Она бросилась его снимать и с ужасом поняла, что он мертв. В страшном отчаянии и чудовищной боли она со всей силы, насколько только позволял ее голос, стала кричать:
- ГОСПОДИ!!! ВЕРНИ МНЕ СЫНА!!!
Рассказывает баба Анна:
- Я не знаю, сколько я так кричала – может, час, а может, полдня. Но мой сын очнулся.

“После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.  Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.  Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!  Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.” 
 (Лк. 7, 11-16)
 У Галины Григорьевны был похожий случай, только своего сына ей спасти не удалось. Сетует, что в тот момент так сильно не кричала. И каждый день вот уже много лет ломает себе руки и задает один и тот же вопрос: почему он это сделал? И молится: “Господи, помилуй его!”

Преображение
За свою жизнь я видела только 2 раза, как человек полностью меняется в лучшую сторону. Один раз это было в школе, когда всех задиравшая одноклассница перестала изображать из себя неизвестно кого и стала обычным ребенком. Второй раз – с Татьяной, уже пожилой женщиной.
Она кое-что рассказывала о себе. Жила с мужем, родила троих сыновей. Была ярой атеисткой. Так бы продолжалось и дальше, если бы не произошел один странный случай.
Сидела Татьяна как-то со своими знакомыми и родными то ли на даче, то ли на природе, разговаривала, смеялась. Пили, шутили. Она решила уйти. Почему-то.
- Поднялась на высокую гору и вдруг... Такая тоска меня охватила: что я тут делаю? Зачем? Никогда не вернусь больше к этому хохоту, к этому безверию!
Луч света тогда вошел в ее душу. А был самый обычный день. И преображение ее наступило не сразу, а постепенно.
Потом была страшная болезнь - рак. Господь в общей сложности дал ей три года, чтобы она успела полностью измениться и рассчитаться со всеми своими долгами. И она успела. Надо было видеть, как она кается, насколько искренне плачет о своих грехах, как молится, как просит о помиловании. Именно такой я ее помню, именно в этот период мы с ней дружили несмотря на значительную разницу в возрасте.
Было это в 2007 году. Встретились в парке. Вовсю пахло осенью, но стояла великолепная погода. Ходили, беседовали, потом присели на лавочку. Было уютно и хорошо. Через какое-то время я узнала, что у Татьяны очередная химиотерапия. Внимания не обратила, потому что она часто проходила эту тяжелую процедуру. Позвонила ей в четверг, 12 сентября, она еле-еле разговаривала, говорила, что плохо себя чувствует.
Татьяна умерла 14 сентября 2007 года, в самое церковное новолетие, в полном сознании, на руках младшего сына. Он не спал уже которую ночь: дежурил у постели. Мы с подругой пришли проститься. Татьяна лежала спокойная и светлая, в белом платочке. Царствие ей Небесное и вечный покой! Очень надеюсь, что Господь принял ее покаяние и поселил у Себя. Ее пример подтверждает, что никогда не поздно измениться самому и изменить всё вокруг себя. Преподобный Серафим Саровский говорил так: “Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”.

Шок
Стоял солнечный летний день. У нашей церкви остановилась машина, из которой вышли женщины в черных очках. Они спрашивали, оставляем ли мы умерших в церкви на ночь. Мы сказали, что нет, но они долго настаивали и требовали батюшку. Отец Андрей пришел, и тетки с ходу начали говорить, что они за всё заплатят, лишь бы гроб с телом некоей покойной стоял у них всю ночь. Мы тогда поразились: а что, дома никак нельзя?
Не знаю как, но они договорились с нашим настоятелем, а через какое-то время привезли усопшую. Она оказалась женой одного видного чиновника (или депутата?) нашего города. Женщина была еще нестарая, лет 50, выглядела очень хорошо, одета прекрасно и даже немного накрашена, с маникюром.
Тогда я не могла отделаться от одной мысли, которую высказала вслух Инна – девушка, с которой мы тогда вместе в церкви работали:
- Как мусор выбросили…
Было жутко до дрожи. Я хотела во что бы то ни стало поскорее закончить рабочий день и уйти домой, только чтобы такого ужаса не видеть. Хотя, как говорит мой муж, чего переживать, что будет с телом? Лучше переживать, что с душой станется.

Скорби
Чаще всего люди приходят к Богу из-за какого-нибудь горя или переживания. Некоторые верующие из-за горя теряют веру, а иных оно делает только сильнее. Я видела многих людей, которых посетило какое-то несчастье, и все реагировали по-разному, но ни один из них не проклинал Господа, хотя им было очень и очень тяжело.
Не помню, как звали ту молодую женщину, у которой новорожденная девочка лежала в реанимации. Ее давно выписали, и она каждый день ходила к дочери, поэтому мы часто виделись. Даже вышла на работу. Насколько я поняла, она была незамужней.
Эта женщина где-то пела – то ли в ресторане, то ли в баре. Как-то пришла и спросила:
- А вот петь – не грех? Я же ничего такого не делаю! Нужно зарабатывать.
Я ее успокоила: ну какой в этом может быть грех? И молодая мама еще месяц-другой каждый день работала, а потом приходила к своей доченьке.
…Она пришла незаметно и тихо, как всегда. Она вообще была тихой женщиной, будто боялась причинить беспокойство. И тогда, в тот страшный день, она так же тихо сказала:
- Умерла моя девочка…
Рыдания перехватили ей горло, и ей было тяжело что-то говорить. Я не знала, что сказать. Просто с ужасом смотрела на нее. Ведь сколько надежды было у человека, но Бог сулил так.
Мы больше не виделись. Не знаю, как сложилась дальше ее жизнь. Надеюсь, хорошо.
А еще была такая история. Надежде с мужем тогда было около 40 лет. Их первый ребенок трагически умер от какой-то аллергии: весь покрылся коркой, а потом его не стало.
Надежда тогда была на последнем месяце беременности, мы познакомились, она уже лежала в патологии. Через какое-то время я узнала, что Надя родила девочку, Машеньку. У нее образовалась какая-то корка, но, слава Богу, ребенок выжил! Прямо в реанимации ее крестили, а я стала крестной, хотя и не присутствовала на крещении.
До сих пор вспоминаю, как муж Надежды Сергей забирал жену и дочь из роддома. Это надо было видеть! Представьте себе солнце – оно же ярко светит? Но ярче солнца светили лица счастливых родителей, которые смотрели на свою доченьку и радовались так, как не дано радоваться какой-то другой мелочи в этой жизни.

…Хотелось мне закончить чем-то радостным – вот и закончила. Таких историй было много, обо всём не напишешь. Благодаря своим долгим наблюдениям  за человеком я поняла, насколько каждый из нас многогранен и неоднозначен. Христианство нам словно говорит: бойтесь навешивать ярлыки. Не верь глазам своим: ведь ты думаешь, что он грязный и ничтожный, а в глазах Божиих он святой, потому что делает такие дела, до которых нам далеко. 


“Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных”. (Мф 20, 16)

“Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.” (Откр. 3, 17)

19 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за такой рассказ. Он не нуждается в комментариях,потому что то, что ложится на сердце не требует пояснения. Спасибо большое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ирина Валерьевна! Это точно: многие вещи не нуждаются в комментариях. Спасибо, что прочитали.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, добрый вечер. Спасибо за Ваши воспоминания. Каждый должен верить. кто-то приходит к Богу, кто верит в друга. Но это всегда должно быть искренне, сильно, чувственно.
    Человеку без веры нельзя ,
    Человек всегда должен верить ,
    Верить в Бога ,друга ,любовь ,
    Эта вера откроет все двери ,

    Человеку без веры не жить ,
    Только вера ,нас делает сильными ,
    Самое страшное в мире зло ,
    Перед верой людской бессильно ,

    Человеку без веры нельзя ,
    Ты поверь и иди дальше смело ,
    А я буду верить в тебя ,
    Чтоб сильнее была твоя вера ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за душевные стихи! Человек без веры как без воздуха.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    У каждого из нас свой путь к Богу, но то, что Вера необходима - это точно! Спасибо за рассказ - буду ещё возвращаться, т.к. после первого прочтения кое-что не поняла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Да, каждый идет своим путем, по-другому нельзя. Спасибо, что прочитали!

      Удалить
  4. Светлана Николаевна, СПАСИБО ВАМ!
    Пишите еще. Знаете, мне порой вроде как неудобно писать на православную тематику. Наверное, ложный стыд или что-то в этом роде. А вот так со стороны читаю, и так на душу хорошо ложится... Пишите. Сделайте рубрику у себя в блоге "Православная страничка" и пишите...
    Обнимаю Вас... С миром о Господе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, доброе утро! А знаете, Вы мне интересную мысль подсказали. Может, и правда сделать такую рубрику? Глядишь, через несколько лет кто-нибудь да прочитает.
      А писать не обо всем нужно. Просто есть страх, что это не так будет понято, ведь православие - серьезная тема, да и есть вещи, которые должны остаться при себе. Ну а ложный стыд - Вы и без меня знаете, что с ним надо делать.
      Обнимаю Вас и я. Бог в помощь!

      Удалить
    2. Обязательно сделайте, Светлана Николаевна! И знайте - что у нее есть преданный постоянный читатель. Пусть она будет для немногих. Не каждый поймет, не каждый прочтет. Но она БУДЕТ. И это главное. Для меня - так уж точно!

      Удалить
    3. Спасибо большое за поддержку! А то месяца 2 назад я уже думала закрыть блог, удалить. Но потом решила оставить, как есть. Оно ведь действительно так бывает: поначалу никому не надо, а затем кто-то заинтересуется.
      А вот лично для Вас я бы вообще страничку создала: "Для Надежды Александровны. Посторонним вход воспрещен!" )))
      Раз Вы будете читать мои заметки, обязательно буду писать. О чем - ну это как Бог вразумит.
      А рубрику создам. Только картинку подходящую подберу и ярлыки выправлю. Еще раз спасибо за прекрасную идею!!!

      Удалить
    4. Ну, вот. Я думала, что меня одну вечно тянет закрыть блог. А оно вон каааак!
      Ой, спасибо!!! Наверное, мы во многом с Вами переживаем одинаково, светлана Николаевна!
      Вы знаете, Ваш пост меня утешил. Вечно думаю, что я один такой недоверок - не понимаю многого. А вот читая - про пляж и проч. как-то успокоилась. И ведь, действительно, порой вроде простые решения вызывают бурю сомнений. Как поступить? Что сказать? В общем, целая проблема, наверняка, понятная не многим...

      Удалить
  5. Спасибо, Светлана Николаевна!
    Прочла Ваш пост и ощутила душевное тепло. Ваши чувства, переживания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что Вам понравилось. Спасибо, что не оставили без внимания.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Очень тронули истории о которых Вы рассказали. Читала и в некоторых моментах становилось больно)) Рано или поздно мы все обращаемся к Богу, и как уже было сказано, у каждого своя Вера! Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Каждая история пережита и прочувствована. Много таких историй. Уже написала этот пост, а потом еще вспомнила.

      Удалить
  7. Светлана Николаевна, я ваш пост прочитала не один раз. Не всегда после прочтения тянет комментировать, иногда хватает простого восприятия информации. Но в этот раз у меня к вам появился небольшой вопрос. Вот вводят на Кубани предмет "Православная культура"... Конкретно так вводят, с планами и прочими сопутствующими документами. Мол, казаки вы наши, давайте получше изучим историю православия. Но большинство моих учеников имеют к казачеству очень приближенное отношение, да и православных в многонациональной Кубани насчитаем лишь две трети (и буддисты у меня есть в классах, и армяно-католики, и мусульмане недавно из Афгана прибыли). Просто хочу узнать ваше мнение о том, как с таким контингентом вводить такой предмет. Я бы все-таки остановилась на основах мировых РЕЛИГИЙ, что считаю наиболее приемлемым, тем более, что сама могу о многих религиях рассказать (у нас сейчас ищут тех, кто сможет вести предмет), да и чуточку принадлежу к той ветви христианства, которая ПАПУ Франциска уважает. Мне кажется, что поспешили со всеобщим внедрением культуры, когда многие за эти годы нашли себе что-то близкое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Спасибо за интерес к моему посту!
      Прежде всего, хочу сказать о том, что меня удручает: отсутствие преподавателей-специалистов-богословов, которые могли бы вести предмет "Православная культура" или "Основы православной культуры". Адекватных преподавателей очень и очень мало, отсюда возникают некоторые казусы, а это неправильно. Ведь православие (если заглянуть в самую суть) - это не учение уходить в какие-то миры и отрывание от реального мира, но религия жизни, которая пронизывает и быт, и праздник, и мысли, и слова.
      А по поводу того, что много национальностей и людей разных религий - ну и что же, у нас в России их всегда было много, но официальной все-таки всегда считалось православие, поэтому интерес именно к этой религии неслучаен.
      У меня в классе училась мусульманка, но она с нами ходила, например, на экскурсию, посвященную Пасхе, с интересом смотрела, как в Древней Руси праздновали этот праздник, слушала отрывки из пасхальных молитв. Более того, она присутствовала в церкви на отпевании моего ученика, т.к. для нее было важно попрощаться со своим одноклассником и ее не смутило, что он другой веры и его провожают в последний путь по нашим традициям и правилам.
      К чему я это? Возвращаюсь к адекватности. Должно быть ко всему трезвое отношение, особенно к религиозным вопросам, ведь они затрагивают сокровенные струны в каждом человеке, за которым стоит целый род. "Православная культура" не призывает обращать кого-то в веру, но просто рассказать о той религии, в которой полтора тысячелетия живет большинство в России. Да, многие и в церковь никогда не ходят, но крестят они своих детей и приходят прощаться со своими близкими именно в православной церкви. Кстати, в приходе, где я работала, до сих пор трудится шофером мусульманин. Его покойный отец был не кто иной, как муллой. А вот внуки у Анвара крещеные, и ему никто ничего не навязывал. Никто из нас, включая нашего настоятеля – православного священника.
      Выбор, безусловно, за каждым человеком. Но если мы живем в стране, где подавляющее большинство православные или хотя бы такими себя считают, то почему бы не познакомить это большинство с их же собственной религией? А те, кто не исповедуют православие, тоже только познакомятся , узнают для себя что-то новое. Если бы я жила, допустим, в Саудовской Аравии, было бы естественно для меня изучать ислам, потому что вокруг находятся мечети и люди, исповедующие эту религию.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, спасибо за такой обстоятельный ответ. Я почему ещё за преподавание именно истории мировых религий. В любом духовном заведении (в т.ч. и в семинариях) обязательно обстоятельно познакомят учащихся со всеми религиозными течениями, потому так грамотно могут общаться между собой духовные лидеры разных конфессий. Вот бы простым гражданам так научиться...
      А учителей предмета нового пока и правда нет. Главное, чтобы взялись за него люди творческие, тогда будет любому ученику интересно (хотя заранее предвижу сложности такого преподавания в старших классах, где раньше этого предмета не было).

      Удалить
  8. Светлана Николаевна, здравствуйте! Затронуло душу ваше сообщение, как много чудес по воле Божьей происходит!!! Спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^