2 августа 2016 г.

“И вы, отцы, не раздражайте детей ваших...” (Еф. 6, 4)

Источник фото
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей”.

“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
Перед вами два высказывания двух очень известных, умных и уважаемых людей. Можете угадать, кто авторы, в какое время они жили?

Долго томить не буду. Первое высказывание принадлежит Сократу (V в. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. н.э.). Удивлены? Я уже в последнее время нет, потому что подобным высказываниям верить перестала, т.к. произносятся они об одном и том же, только говорят эти слова разные люди в разное время.
Только и слышно: ну и молодежь пошла, а вот раньше… а вот мы… а вот в наше время… Зачастую люди, которые ругают молодежь, забывают свою собственную молодость, забывают то, как и им когда-то было 18, 20, 30 лет… Зато они точно знают, что в “их” время было всё намного лучше и просто идеально: младшие уважали старших, слово старшего – закон, учитель всегда прав и всё такое. “От грязи никто не умирал” (прямая цитата продавщицы клубники на базаре, которая предлагала моему сыну попробовать немытую ягоду), педагоги (абсолютно все) бесплатно до вечера оставались с учениками и занимались индивидуальным подходом, ну и т.д., и т.п. Думаю, этот список каждый из Вас дополнит тем, что когда-то приходилось слышать.
Раньше я этому верила. Росла послушной девочкой, всегда хотела жить в любое, только не в свое время, ведь все твердили, что “раньше” было лучше. Однако своей любви к старым фильмам не изменила: что-то действительно было лучше, но ведь что-то было и хуже, однако этого борцы за нравственность вовсе замечать не хотят.
Любовь младенца к родителям беззаветна, он просто любит – и всё. Но чем ребенок становится старше, тем всё сложнее завоевать его любовь и уважение. Вот об этом мы как раз не всегда думаем и с возмущением, как чрезвычайно строгая учительница из фильма “Доживем до понедельника” восклицаем: “Это кому Я должна доказывать?!” Я не случайно выделила слово “Я”, т.к. оно здесь ключевое. Пока существует только это самое огромное и чудовищное “Я”, места другого человека рядом с нами не будет. Включая нашего собственного ребенка.
Но мой сегодняшний разговор не совсем об этом, я просто ушла чуть-чуть вглубь, чтобы понять, из-за чего возникают эти восклицания про молодежь, почему старшие вечно недовольны младшими и обвиняют их во всем на свете. Конечно, есть вопиющие случаи, о них речи нет. Однако я убеждена на все сто: если ты не уважаешь человека и не умеешь себя вести, не жди, что кто-то будет просто обязан уважать тебя только за то, что ты старше.
Любимым оружием “взрослых” является такая фраза: “Молодежь сейчас выступает!” Притом эти же самые “взрослые” считают вправе вести себя так, как им заблагорассудится, не думая о том, что их поведение, мягко говоря, неправильное.
Стою в очереди в аптеке. Мой сын со мной, сидит в коляске. Там, надо сказать, какой-то холодильник: кондиционеры работают на полную катушку. Естественно, долго мне там задерживаться никогда не хочется, но впереди стояла женщина по виду около 60 лет. Ее скидочная карта просрочена. Аптекарь предложила заполнить анкету на получение новой карты отдельно на столике. Женщина посмотрела на меня и обнадеживающе сказала, что “здесь уже очередь”, т.е. меня с ребенком она увидела. Однако рано я радовалась. Она стала заполнять анкету в кассе, а аптекарь дооооолго объяснять, сколько сдачи ей сдали, какие лекарства она приобрела и т.п. В конце концов я не выдержала и вышла из аптеки: внутри было действительно очень холодно, а на улице +30.
Вот интересно: поучать никого не собиралась, наверное, бесполезно. А как насчет элементарного чувства такта? Как же старшие, которые должны подавать пример?
Подобных случаев множество. Помню одного дяденьку по виду около 45 лет, который с упоением складывал каждую свою покупку в супермаркете, а пакетов набралось около четырех. Ему было всё равно, что за ним выстроилась огромная очередь, но есть ведь люди, которые живут по такому принципу: “Я же заплатил!”
Мне рассказали неприятную историю про одного дедушку со скандинавскими палками, который свернул с дороги и на глазах у маленьких детей и их мам (место парковое, там всегда гуляют мамы с детьми) сходил, простите, в туалет.
Один учитель принципиально не поставил своей ученице “четверку” за год, т.к. она училась в “плохом” классе. Девочка возмутилась и в сердцах обозвала его нехорошим словом, тот разъярился до крайней степени и побежал к классному руководителю выяснять отношения. Когда мне рассказали эту историю, я просто сказала: “Она сделала всё правильно!”
Всё это я пишу не затем, чтобы мы начали предъявлять друг к другу претензии. Я только за мир и взаимопонимание, за крепкие семьи, за связь поколений. Но мне больно видеть, что поучения исходят от того, кто сам, мягко говоря, себя вести в обществе не научился. Ну как будут ученики уважать того, кто их постоянно унижает, называет всякими словами, занижает оценки? Как можно требовать к себе уважения и еще возмущаться совершенно естественной ответной реакции? Я знаю этот класс. Да, он непростой, там много детей из неблагополучных семей (кстати, они в этом не виноваты), но асоциально вели себя единицы. Все остальные дети – добрые и отзывчивые, своего классного руководителя очень любят и уважают, потому что она их уважает и любит, хоть и пришлось ей много потрудиться с ними.
Первая заповедь Господня гласит: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20,12) Здесь речь идет не только о родителях, но о старших вообще. Но вот когда происходят вещи, которые я описАла, цитирую такие мудрые слова, сказанные около 2000 лет назад святым апостолом Павлом:“И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4)

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Животрепещущую тему Вы затронули! Плюсы и минусы были, есть и будут во все времена - это факт. Сейчас много можно писать о том, как было в наше время, а вот сейчас.... не буду! Нужно быть терпимее к окружающим людям - они тоже ЛЮДИ, нужно слышать людей и иметь чувство такта, как Вы правильно заметили, тогда и они к вам будут поворачиваться всей душой, а не всем........Хотя есть такие "перлы" в человеческом обществе, удивляешься, да и только)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      Я за взаимоуважение, но против "ты - мне, я - тебе". Просто нужно уважать друг друга, и всё. А невоспитанность и грубость проявляется в любом возрасте.

      Удалить
  2. Светлана Николаевна, добрый день! С высказываниями Сократа и Гесиода была знакома (тоже из статьи), просто поражает, как всё повторяется:)
    Всё правильно Вы пишите - присоединяюсь к Вашему мнению, только взаимное уважение залог конструктивных отношений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Спасибо, что поддержали! Я так боялась, что не права и неправильно всё понимаю.

      Удалить
  3. Добрый день, Светлана Николаевна! Не просто бывает найти общий язык разным поколениям, но все зависит только от нас самих:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Анна Анатольевна!
      Да, Вы правы: всё зависит от нас самих. Всегда нужно начинать только лично с себя, а уже потом что-то от других требовать.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Тема вечная и непростая. На мой взгляд нельзя судить с позиций "все мужчины....; всё женщины....; вся молодежь...." многоточие заполняется соответственно ситуации и, скорее всего, нелицеприятными суждениями. Есть просто люди, а какого они пола и возраста или национальности не имеет значения. Есть люди воспитанные, а есть невоспитанные. Есть такое выражение: "Сколько детей не воспитывай, а они всё равно будут похожи на родителей".А ещё "Мудрость приходит с годами. К некоторым возраст приходит один". Ну т.п. Не людей надо поучать, а каждому воспитывать себя и спрашивать с себя жёстче, чем с других. Вот тогда и комфортно будет нам всем жить. Но, видимо, это фантастика )) Всё правильно Вы пишете. Я тоже всегда поражаюсь таким людям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо, что заглянули!
      Для меня тоже ни пол, ни возраст, ни национальность значения не имеет, поэтому я против стереотипов и глупостей.

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, здравствуйте. Важная проблема затронута. Нельзя требовать от других уважения к себе, не уважая собеседника. Нельзя спрашивать ответ за содеянное, если сам грешен. И еще, "ты-мне, я-тебе". это не мой принцип. Люблю действовать просто так, потому что душа велит, никогда ничего не жду в ответ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Анна Борисовна!
      Я тоже против принципа "ты - мне, я - тебе". Вы совершенно правильно подметили, что нормальное поведение должно быть естественным и исходить от сердца.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Очень была удивлена, узнав автора первого высказывания, казалось, что высказыванию не более 20-30 лет..
    Всё возможно, если уважать друг друга, доверять, а нынче это сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Насчет доверия Вы правы - я лично не каждому готова доверять, скорее, буду НЕ доверять, однако уважать друг друга нужно.

      Удалить
  7. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Как же мне близка эта тема! Насколько сложно бывает заставить себя (хотя бы не нагрубить) выслушать человека, который изначально не прав, и сам знает это. Так досадно видеть жалкие потуги убедить других в том,чему не верит сам.
    И ещё многие путают понятия "уважение" и "беспрекословное подчинение".
    Иногда считают, что если ты не согласен (со старшим), то значит ты его не уважаешь. А мне кажется, что ни в коем случае нельзя применять политику соглашательства. Надо вежливо, корректно, со скидкой на возраст, обязательно разъяснить свою точку зрения на определенные ситуации. Мне кажется, что "умалчивание и соглашательство" в данном случае будут просто неуважением к человеку.
    Всегда можно найти компромисс, или просто остаться при своём мнении, не навязывая это другим. Сложно, но возможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо за мудрый ответ! Полностью согласна. Работа над собой - вот самое главное. Воспитание детей - это, прежде всего, воспитание себя. И нужно уметь поступиться своим, если это необходимо.
      А вот когда тебя заставляют, это вообще недопустимо. Беспрекословное подчинение - это уже, знаете, гетто какое-то, а не отношения людей. И мне тоже непонятно, почему я должна во всем соглашаться с человеком, просто потому, что он меня старше. Точно так же не требую, чтобы соглашались со мной по ряду вопросов. Это нормально, но, к сожалению, не все это понимают.

      Удалить
  8. Очень щепетильная извечная тема "отцов и детей". Считаю, что она решаемая только личным примером.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна!
      Наверное, когда все друг друга уважают, понимают, снисходят - это и есть Рай. И в наших силах сделать его некоторый элемент уже здесь.

      Удалить
  9. Материнство делает женщину более чувствительной. Согласитесь, раньше Вы бы относились ко всем этим ситуациям проще. У Вас появился ребенок, Вы стали понимать и замечать...
    Светлана Николаевна, все это всегда было - невежество, несдержанность и непринятие нового.😞 Каждый тянет одеяло на себя.
    Хочется верить, что когда-нибудь общество изменится, причем в лучшую сторону.
    Спасибо за статью, опять заставили задуматься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Я и раньше так воспринимала, просто блога не было))) Например, случай с 45-летним дяденькой произошел много лет назад, когда у меня еще не было сына и не ожидалось. А некоторые тетеньки, которые всегда были в курсе того, что же мне лучше, тоже были в далеком прошлом. Сейчас не пристают)))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Это извечная проблема отцов и детей.
    С развитием цивилизации пропасть между поколениями становится все больше и глубже.
    Сейчас мир так стремительно меняется, что люди просто не поспевает за ним. Чем старше человек, тем хуже у него это получается быть на волне. Жить прошлым - это психологическая защита. Поучать молодежь - это эволюционный механизм, который позволял выживать в сообществе приматов. Старшие передавали свой опыт младшим, и группа успешнее выживала. Так что это нам досталось от наших далеких предков.
    Но чтобы мир двигался вперед этот разрыв между поколениями необходим, иначе мы бы застряли в родово-общинном строе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Интересные мысли. Спасибо!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^