Данное фото из интернета |
Как же я терпеть не могу, когда говорят:
- У него нет способностей к английскому/физике/химии/математике, он будет
заниматься другими делами.
Одна мама дошла до того, что четко распределила “обязанности” двух своих
дочерей: одной она внушила, что та имеет исключительные способности к пению,
другой – что к рисованию. И когда девочка, имеющая “способности” к рисованию,
захотела заняться пением, ее мама резко сказала:
- Нет! Не твоё это!
Увы, но часто и учителя поддерживают такую точку зрения. Помните старый
фильм “Это мы не проходили”? Там на 49:35-51:57 минуте данная идея разбивается в пух и прах. Да и
сама я замечала: говоришь детям, что они, если захотят, на всё будут способны,
они только смеются в ответ. Им ведь внушили стереотипы, которые подпитываются
годами, и к 7-9 классу они уже точно уверены, что английский язык – это такое тайное
общество для “избранных”, куда обычным детям вход воспрещен.
Я долго доказывала, что это не так, что любой человек способен заняться
любым родом деятельности, и это реально. Мне не верили, меня опровергали. И вот
– ура! Я получила научное подтверждение своей теории, которая, оказывается,
вовсе и не теория, а факт: в голове у каждого из нас есть все необходимые
нейроны, которые просто нужно развивать. Это я услышала на лекции Т.Г. Визель
по нейропсихологии, о которой писала ранее.
Что это значит? Это значит, что если я, человек гуманитарной
направленности, вдруг завтра захочу заняться механикой деформируемого тела, мне
никто воспрепятствовать не сможет. В детстве и подростком возрасте я увлекалась
медициной, мечтала стать хирургом, неплохо знала анатомию и латинские названия,
в университете на первом курсе мне попался билет по малому и большому кругу
кровообращения, так я практически все названия говорила по латыни, а потом на
пятом курсе по-английски делала презентацию медицинской направленности по
работе сердца.
Видите, что делает самая обычная заинтересованность и мотивация? Вы
думаете, у меня какие-то особенные данные и феноменальная память? Ничего
подобного! В детстве я с трудом запоминала стихотворения, а в университете к
одному экзамену готовилась от 1,5 до 2 месяцев, и такие глупости, как “ночь
перед экзаменом” для меня совершенно не работали. Результат – имею красный
диплом по первой специальности. Со второй было проще, т.к. память была уже
развита, ведь в 2010-2012 гг. я проходила курсы перевода, где существовала
определенная схема, которая тогда казалась нам недостижимой. Благодаря ей я
стала с легкостью запоминать цифры, посмотрев один раз в какой-нибудь книжке ненароком.
Память, как Вы понимаете, развивалась в нас для того, чтобы мы могли устно
(последовательно или синхронно) переводить. Без запоминания текста на иностранном
языке передать какой бы то смысл невозможно.
Так в чем же дело? Почему у ребенка проблемы с иностранным языком? Что же
нужно делать, чтобы улучшить результаты?
Корни восходят, само собой, к родному языку, а также к
наиважнейшим познавательным процессам - памяти, вниманию, мышлению. Мы,
преподаватели иностранного языка, в один голос говорим: если есть проблемы с родным
языком, то они непременно будут и с иностранным. Тем более если у ребенка
трудности с вышеперечисленными познавательными процессами.
Возьмем, к примеру, память. Вы непременно скажете, что в
иностранном языке она нужна только для того, чтобы запоминать слова. А
давайте-ка я перечислю еще несколько пунктов. Итак, хорошая память при изучении иностранного языка нужна для:
1) запоминания новых слов (куда ж без этого!), выражений и связанных
текстов;
2) запоминания на слух того, как правильно произносятся звуки и слова
иностранного языка, куда правильно ставить язык и что с ним вообще делать;
3) запоминания грамматических правил, без которых ни один язык не будет
языком;
4) запоминания разговорных выражений, нужных для ведения качественного
диалога (потому как некоторые чисто “английские фразы”, фразовые глаголы и
идиомы нужно просто выучить, они не поддаются никакой логике и правилам);
5) пересказа текстов на иностранном языке;
6) запоминания содержания прочитанного текста на иностранном языке с
целью выделения главной мысли и ответов на вопросы (такие задания даются на ОГЭ
и ЕГЭ);
7) запоминания содержания устной речи на иностранном языке с целью выделения
основного содержания и ответов на детальные вопросы;
8) запоминания текстов на иностранном языке с целью качественного
размышления на прочитанную тему. Иными словами, нужно очень хорошо помнить
прочитанный текст, чтобы по нему размышлять;
9) запоминания слов и выражений для письменной речи, чтобы, например,
качественно написать письмо личного характера и эссе на ЕГЭ. При этом нужно
очень хорошо помнить, какие фразы являются разговорными и формальными, чтобы не
смешивать стили;
10) четкого разграничения британских и американских слов, потому что за
их смешивание на экзамене могут снизить балл.
Дальше перечислять? Думаю не стОит. Полагаю, и так всем понятно, что
изучение иностранного языке целиком и полностью строится на памяти,
запоминании. Если ребенок не помнит, как произносятся слова, как они читаются,
как пишутся, не знает выражений, в которых обыгрываются эти слова, не имеет
представления о грамматических правилах, то в голове у него не будет ничего,
потому что перед ним не его родной язык, а чуждый, иностранный, над которым нужно
много трудиться. Так просто из головы ничего не всплывет по мановению волшебной
палочки, потому что взять неоткуда. Если на русском языке можно хотя бы
сделать вид, что что-то знаешь, на иностранном это не работает вообще.
Замечаю, что у некоторых детей проблемы с памятью и фонематическим
восприятием, а также с простым послушанием.
Говоришь им, что так не читается, исправляешь, а они всё равно за свой вариант –
русский, родной, ведь так легче, зачем напрягаться и ломать свой собственный
язычок?
А еще, что могу сказать: дети просто ничего не учат. Ни слова. И хотят,
чтобы у них были высокие результаты по иностранному языку. Одна мама сильно
возмущалась, что я смею задавать неправильные глаголы в количестве 15 за неделю
до диктанта. Для нее это было невыполнимой задачей – сесть и выучить. А условия
заучивания были при наличии повторения этих же глаголов на каждом уроке вместо
фонетической зарядки, обыгрывания их в упражнениях, да и знать их вообще-то
надо было уже с 3-4 классов, а мама ребенка была из 7. Более того, я никогда не
давала диктант на следующий день, просила учить за неделю вперед, а то и за две.
Да кто бы слушал? Ведь нет послушания. Как мне признавались сами дети, “всё
равно все будут учить в последний день”. “Ну и что? – отвечала я. – Зато моя
совесть чиста.”
Теперь немного о мышлении. Как-то на уроке в начальной школе я
была, что называется appalled (шокирована). Занятие было посвящено вопросительным
предложениям. Мы начинаем с самых простых, где не нужны вспомогательные
глаголы, а нужно просто переставить первое и второе слово, а в конце
предложения поставить вопросительный знак. Казалось бы, чего проще? Представьте
себе, что одна группа просто сидела и долго смотрела на доску с нарисованными
мной стрелочками и моими отчаянными попытками заменить слова на кубики и
попросить детей переставить их местами. Дети не смогли. И вообще не
понимали, чего я от них хочу.
А ведь это элементарнейшая мыслительная операция, простейшее правило.
Ведь не зря ребенку дают (если дают) всякие головоломки, кроссворды, лабиринты
и т.п. вещи. Это всё пригодится ему в жизни! Даже лампочку поменять надо
умеючи. Надо думать и над тем, как сварить суп, в какой последовательности
класть продукты; как расставить противни в духовке (чем не пирамидка?), как
лучше наклеить обои, ведь при этом мы не просто берем обои, намазываем их клеем
и наносим на стену. До этого надо поразмыслить над тем, какая перед нами стена,
нужно ли ее выровнить, удалить лишние наросты и т.д.
Т.е. что хочу сказать – жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и без
мышления не обойтись. Конечно, если родители воспитывают короля или королеву и уже подобрали для них подданных, то разговора нет. Ну а если мы хотим сделать
всё, чтобы наш ребенок, будущий взрослый мужчина или взрослая женщина,
прекрасно ориентировался в жизненном пространстве и всегда думал над тем, что
делает, то тогда стоит подумать над развитием мышления.
Ну а о внимании и говорить нечего. Это логично вытекающее умение
из двух перечисленных. Да и вообще – память, внимание и мышление тесно друг с
другом связаны. Внимание – важнейшая составляющая при изучении
иностранного языка. Оно также снижено. Дети постоянно пропускают окончания,
целые слова и предложения, строки, не запоминают слова, которые только что
перевели. Более того, они даже не подумают заглянуть в словарь, а будут целую
неделю ждать, когда я приду и скажу им перевод. При этом на каждом занятии я им
говорю про словарь, про замечательные современные возможности электронных и
интернет-словарей. Электронные словари стоят недорого или вообще
распространяются бесплатно. Но дети не скачивают. Им этого не надо. Вот мы
и подошли к тому, о чем хотела давно сказать. Это сугубо моё мнение, но я против
массовости преподавания иностранного языка в школе и до неприличия
растянутой программы на 10 лет.
Чем может помочь язык ребенку, у которого проблемы с памятью, вниманием и
мышлением? Это лишь будет для него мучением, растянутым на долгие годы. Лучше
если будет строгий отбор с соответствующими заданиями, по которым сразу видно,
сможет ли ребенок заниматься языком, или ему сначала надо подумать над
развитием этих трех познавательных процессов.
Более того, скажу совершенно точно и определенно: если нет четкой
мотивации и желания, ребенок никогда не будет ничего делать по
иностранному языку. У меня даже взрослые люди занимались. Вообще перед началом,
когда меня просят “позаниматься”, я всегда задаю вопрос:
- А зачем?
И:
- А что именно Вы хотите?
Потому как знаю, что “просто так” просто так и останется, и рано или
поздно, причем в кратчайшие сроки, человек бросит. Даю 100%. И даже 200. Причем заинтересовывать
его можно чем угодно: играми, плясками, шутками, прибаутками. У меня есть
ученица, которая честно призналась, что не любит английский язык. При этом на
занятиях мы и играли, и смеялись, и шутили. Но когда дело касается “выучить” и “самостоятельно
потрудиться”, ей это становится не надо. Как и вообще весь мой английский. Глаза
ничего не выражают, кроме “поскорее бы всё это закончилось”.
Что же делать? Развивать память, внимание и мышление с самого раннего
детства! Не просто спрашивать у ребенка, что он ел и пил в садике или
школе, а подробно: как прошел день, что было ранним утром, кто что сказал, как
ответил, какие были еще события. Это хорошо развивает фотографическую память.
Также подумайте о том, куда ребенок ходит. Если Вы идете после фильма/концерта/спектакля,
не просто спросите, понравилось ли, а почему понравилось, кто больше запомнился,
кто как был одет, что ребенок думает по поводу того или иного персонажа.
Поверьте, дети и в 7, и в 9 классе при ограниченном словаре на родном языке ничего
не скажут на иностранном. Их ответы сухи и однозначны, как ни пытаешься их
разговорить. Поэтому часть Speaking (говорение) не только на
экзамене, но и на простом уроке становится для них непосильной задачей, потому
что у них даже на родном языке нет ничего, что бы они могли по этому поводу
сказать. Или: они просто никуда не ходят, кроме торговых центров и
Макдональдса, ничего не читают, кроме правил очередной компьютерной игры, вот и
кругозора никакого. Я была сильно удивлена, когда узнала, что, оказывается, в
Мытищах живут дети, которые ни разу не были на Красной площади.
Таким образом, нужно обратить самое пристальное внимание на развитие
ребенка с раннего возраста. Отмечаю: НЕ на обучение, а на развитие.
Обучать нужно лет с 5-6, когда речь родного языка окончательно сформируется к
школе. Развивать речь, обогащать словарь ребенка, постоянно вести с ним беседу,
ставить перед ним посильные задачи. Сейчас огромное количество книжек с заданиями
для любого возраста, можно выбрать себе по душе, было бы желание и стремление! Главное
– помнить очень важную вещь: если не будет должного развития
родного языка, ничего не получится и с иностранным.
Светлана Николаевна, спасибо за пост. Второй день захожу, изучаю. Дала ссылку на его своим родственникам, которые считают, что ребёнок не имеет способности к изучению английского языка :( Сегодня показала пост и коллеге. Хочется, чтобы ребёнку помогли.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Ольга Александровна! Да, важно понимать, что нет никаких "избранных" и "суперодаренных". Каждый способен на победы, просто кому-то нужно для этого потрудиться немного больше.
УдалитьСветлана Николаевна. Спасибо огромное за пост. Как же это созвучно моим мыслям. Только труд поможет освоить не только английский, но и другие школьные предметы (и не только школьные). Но труд должен быть совместный, а главное - большая родительская поддержка, терпение, поощрение
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна,здравствуйте! Я очень рада,что Вы со мной солидарны!
Удалитьой, какой хороший пост))) Спасибо большое. Я вот знала же что именно так, а мне некоторые говорят -ну что ты хочешь,ведь она у тебя нуманитарий, у нее способности к языкам, ну что ты ее этой математикой мучаешь, отстань от ребнка (старшая моя) а всегда говорю для устного счета в 6 классе не надо быть энштейном, а просто учить и добиваться результата,немного усидчивости внимания,ну и маме быть рядом и помочь,когда это нужно))) Спасибо, обнаружила для себя Ваш блог,благодаря детской галерее, и заходите ко мне -я вот пытаюсь воспитывать билингвов (волею судеб)
ОтветитьУдалитьВот-вот. Добиться хорошего результата возможно, это реально. Ну а если что заинтересует, можно стать прекрасным специалистом.
УдалитьСпасибо, Светлана, за внимание к моему блогу.Зашла к Вам - а блог по-испански, а я не говорю по-испански))) Вы там живете? Вот интересно!
нет-нет)))у меня на русском все))) а второй рукодельный он на португальском, но это для моих учениц. А основной он на русском. ссылочку Вам оставлю)))
Удалитьhttp://tangerinka.blogspot.pt/
Спасибо! жЯ там и про то как живется тож пишу)))
Спасибо, Светлана, а то я испугалась, что ничего не пойму)))
УдалитьСветлана Николаевна, спасибо за пост. На самом деле никогда не считала, что дети могут быть неспособными к чему-либо. Правда, все же одним легче даются гуманитарные предметы, другим математические. И, наверное, все же какое-то разделение можно ввести), но оно, очень даже вероятно, закладывается как раз в том самом дошкольном детстве, когда упор в развитии делается в одну сторону. Делается это даже не специально, а по тому/, что ближе родителям. Мне повезло иметь всесторонне развитых родителей))). И я до сих пор не могу точно сказать - гуманитарий я или математик)))). Но вот иностранные всегда решительно не любила. Возможно причина в первом знакомстве с английским. Языком мы начинали заниматься поздно, в 5 классе, зато в гимназии нам за год вкладывали программу 3-4-5 класса. Столько сил и слез, столько напряжения, что я приобрела определенное нежелание учить языки. А потом ушла в другую школу, где все было кардинально противоположно. Немного слов и стандартные темы, ни говорить, не учили, ни писать.... Я на знаниях 5 класса выезжала почти до конца 8.... Придя в 10 класс в новую школу, оказалась в отстающих, но хотела выползти хотя бы на 4 балла. И я сделала это, не потому что хотела учить язык, а просто потому что не хотела иметь 3 балла. А в институте с удовольствием начала с нуля и занялась немецким. Преподаватель говаривала: " Такие способности к языкам невероятные! А ленивая"))). А мне было не особенно интересно. И все же, я живу с тех пор с уверенностью, что язык выучить могу, было бы желание. И с каждым днем все больше желания учить языки, но вот только не английский. До сих пор неприятие какое-то сохранилось(((((.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна! Спасибо, что поделились своими мыслями.
УдалитьКонечно, всё начинается с самого раннего детства. Хорошо, если родители смотрят, что интересно именно ребенку, а не лично им. Зачастую бывает, что они хотят реализовать свои собственные амбиции.
А по поводу Вашего случая с иностранным языком - это просто связано с психологической неприязнью. Ситуация изучения была у Вас не очень, а это повлияло на Ваше отношение. Просто Вам это было НЕИНТЕРЕСНО, вот Вы и не занимались. Ну а потом - то, что Вам преподаватель говорила про способности, - разве это не доказательство наличия соответствующих нейронов?
Приведу пример свт. Луки Крымского, выдающегося хирурга, его книги по гнойной хирургии до сих пор являются настольными у врачей. Так вот поначалу он вообще учился на художника. А потом волею судеб стал изучать медицину. Как сам признавался, ему казалось, что мозгу дается настолько чуждая информация, что она просто отскакивает. Однако нужность изучения хирургии пересилила всё отторжение, и он стал известнейшим практикующим хирургом. Поистине Великий Врач. Это даже атеисты признают, ведь свт. Лука - один из наиболее упертых в вере людей, прошедший через огромное количество тюрем, ссылок и поистине невыносимые условия.
Таких примеров масса. То же я отвечаю, когда говорят, что женщина якобы не может стать великим шахматистом, что мужчина якобы умнее. Да ничего подобного! Мозг один и тот же. Просто есть вещи, которые женщине НЕИНТЕРЕСНЫ, так же как есть вещи, которые НЕИНТЕРЕСНЫ мужчине. Вот и вся премудрость.
Да, Светлана Николаевна, полностью с Вами согласна). Неприятный опыт накладывает свой отпечаток, и он никак не связан со способностью или неспособностью. Кстати, моя мама собиралась стать художником, писала неистово. Но потом переменила решение и ушла в медицину, и стала отличнейшим врачом (могла и хирургом, но не выдерживала 7 операции и падала стабильно в обморок), которого любили пациенты и уважали коллеги. Кстати, между прочим, ей пророчили великое математическо-техническое будущее и с другой стороны настоятельно рекомендовали идти в иняз)))). Человек имеет огромные возможности, просто мы их часто не замечаем и ограничиваем себя.
УдалитьВот именно: обедняем себя глупыми стереотипами, которые кто-то когда-то придумал.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Я думаю, что всему свое время, если захочется человеку заняться чем то, он горы свернет, а если нет - тут уж не заставишь, поэтому и придумали фразу: "Это не его".... Бред. А объяснить, а правильно рассказать, может детеныш не понимает, а ты объясни грамотно, и все станет на свои места!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Конечно, главное - решимость, а с ней ничего не страшно.
УдалитьСветлана Николаевна, здравствуйте! Совершенно солидарна с Вами - первично - это РАЗВИТИЕ ВПФ и мотивация, тогда результат не замедлит себя ждать! Спасибо Вам большое за пост, буду ссылаться на него при случае, лучше не скажешь!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за солидарность! Вы работаете с дошкольниками и поэтому лучше меня видите, как это важно. Я с детьми в школе начинаю работать со 2 класса. Многое уже запоздало, но тем не менее не невозможно. Снова и снова говорю: было бы желание!
УдалитьСпасибо, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьВот про языки)))
Еще важно, чтобы с учителем повезло. А бывает такой учитель, что навсегда отобьет всякое желание заниматься английским. Я НЕНАВИДЕЛА английский в школе. При этом я очень хорошо работаю с текстами и переводом, когда получается литературный перевод. Потому что я выраженный визуал. Аудиал во мне не развит. Я на слух мир воспринимаю вспомогательно. Это моя индивидуальная особенность.
Я помню тот ужас, когда надо было читать текст, истерические вопли учителя, с одергиванием ошибки. Наступал ступор. У меня было кое-как "4". И то, только потому что по другим значимым предметам у меня было 5 и редко 4)))
В университете ценился перевод научного текста. На скорость, на смысл - и у меня было "5". Но говорить я не могу.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьКонечно, учителю, наверное, необходимо обладать определенной харизмой для достижения хоть какого-то успеха. Есть много примеров, когда ребенок больше учителя любит, а не его предмет (у меня такое сплошь и рядом))).
У меня тоже были проблемы со слуховой памятью. До университета я не воспринимала английский на слух. Вообще. Соответственно не говорила. Я ведь тоже визуальщик. Но это всё развивается! Правда, впереди ждет определенный стресс, но если очень нужно, оно того стОит!