Уважаемые девятиклассники! Настоящее и последующее сообщение посвящается
устной части ОГЭ по английскому языку (“Speaking”), состоящей из
трех частей. Каждую часть мы рассмотрим отдельно. Другие мои статьи касательно
данного экзамена Вы можете прочитать здесь.
I часть ОГЭ практически та же самая, что и I часть ЕГЭ с той лишь разницей, что на ОГЭ текст для чтения значительно
короче и за него Вы можете получить максимально 2 балла. О подготовке к этой
части экзамена Вы можете прочитать здесь.
Перейдем ко II части. Обратимся к демоверсии:
1) представить, что Вы принимаете участие в некоем опросе;
2) ответить на предлагаемые 6 вопросов;
3) у Вас есть 40 секунд, чтобы ответить на один вопрос.
Что
проверяется этим заданием?
а) умение отвечать быстро, не задумываясь, на английском языке (fluently);
б) умение строить предложения грамматически и лексически правильно.
Как
оценивается часть II
“Speaking”?
За это задание Вы можете
получить 6 баллов, т.е. по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Первое, о чем хочу сказать, - ПОМНИТЕ О
КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧЕ!!! Это значит, что Вы должны отвечать только
по существу, относительно к конкретному случаю и только по теме. Т.е.
если Вас спрашивают о том, какое у Вас хобби, нужно дать прямой ответ на данный вопрос.
Второе. Старайтесь не просто ответить “Yes, I do” или “No, I don’t”, а капельку
развернуть. НО: только капельку! Напоминаю: Вы должны успеть за 40
секунд существенно изложить свой ответ. Если Вы ответили раньше, а время еще
остается, не спешите его заполнить во что бы то ни стало, этого от Вас никто не
требует. Рекомендую сделать глубокий вдох (только тихо), выдох и терпеливо
ждать следующего вопроса.
Третье. Обязательно повторите, как строятся краткие ответы на вопросы в английском языке. Есть одно золотое
правило, которое придумал один педагог. К сожалению, источник затерялся, но
совет очень полезный:
Знают дети все
на свете:
Что в вопросе
– то в ответе!
Т.е. если вопрос начинается со вспомогательного глагола do или does, то и в кратком
ответе мы встретимся с теми же вспомогательными ответами:
Yes, I do.
Но, конечно, на ОГЭ такие
вопросы вряд ли кто Вам будет задавать. Скорее всего, Вас спросят о чем-либо
более существенном. Посмотрим примерные вопросы на примере демоверсии. Вот
какое вступление Вы можете услышать к данному заданию:
Сразу же после этого Вам
зададут первый вопрос. Часто он звучит так:
Рекомендую ответить просто и
ясно:
- I’m 15.
Не надо никаких years old и т.п. Если Вы
дадите такой краткий ответ, он будет засчитан. Напоминаю о том, что не нужно
ничего здесь добавлять. Время будет идти, и заполнять его необязательно. Просто
спокойно ждите следующего вопроса, но будьте внимательны, далеко в свои мысли не
уходите, а то можете пропустить вопрос.
Идем дальше. Вопрос номер два:
Вопрос начинается с
вопросительного слова how many. Т.е. ответ предполагает
количество. Я могу Вам предложить облегченный ответ на вопрос: просто повторить
сам вопрос, но предложение выстроить как утвердительное. Тогда с порядком слов
всё будет в порядке. Другими словами, Ваша задача – внимательно слушать
вопрос. Таким образом, ответ на второй вопрос данной демоверсии может быть
таким:
- I do sports twice a week.
Само собой, мой совет
пригодится Вам только в крайнем случае: если разволнуетесь или потеряетесь. А
вообще свой ответ Вы можете развернуть, что-то добавить. Например, вот так:
- I go to the gym twice a week and
play badminton on Sundays.
Следующий вопрос звучит так:
Разумеется, Вы можете об этом и
не знать. Может случится и так, что среди Ваших друзей нет ни одного человека,
который занимался бы спортом. Но помните, что это просто вопрос на экзамене, с
Вас не требуется говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. А раз
так, можно придумать всё, что угодно. Например, вот это:
- Oh, teenagers in my regions are
real fans of football and volleyball.
Четвертый вопрос уже посложнее:
Как видим, он требует знания
определенной лексики. Sports facilities – это спортивные сооружения. Что под этим
подразумевается? Бассейны, теннисные корты, футбольное поле, ледовые дворцы для
хоккея и фигурного катания (или просто каток для всех желающих). Вот на этом сайте, например, есть неплохой список indoor и outdoor facilities, выбирайте на свой вкус. Ну а
мы можем дать такой ответ на поставленный вопрос:
- As I live in a region where the
Olympic games have been recently held, we’ve got a lot of indoor and outdoor
sports facilities: tennis and volleyball courts, swimming pools, soccer fields
as well.
Следующий вопрос предполагает
знание причин сохранения своей физической формы:
Если вопрос начинается со слова
why, я не рекомендую начинать
ответ с because. Лучше ответить полно, а because сделать связующим союзом. Так Вы покажете умение
строить большие ответы, сложноподчиненные конструкции:
- I believe, it’s very important
to keep fit because being healthy means to live a happy life. Taking care of your
health, you take care of your life. Keeping fit is good as for your mind as for
your muscles.
Шестой и последний вопрос
связан с пятым по смыслу:
И в данном, и в предыдущем
вопросе необходимо знание определенной лексики и тематики, а именно: спорт,
спортивный образ жизни, полезные советы по сохранению своей формы. Вообще есть
перечень тем, необходимых для сдачи ОГЭ. Его называют “Предметное содержание речи”, оно находится в “Кодификаторе элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена
по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ”. Вот эти темы:
Эти темы даны для того, чтобы
можно было легко сориентироваться в огромном пространстве информации, которая
от Вас требуется. Зная этот перечень, Вы поймете, на какие темы Вам нужно обратить
внимание и какую лексику развивать. Если Вы готовитесь самостоятельно,
рекомендую брать для подготовки не только собственно тесты, а те пособия, в
которых содержатся упражнения на развитие лексики. Например, NewMatrix.
Вернемся к шестому вопросу. Ответ
может быть такой:
- I’d
recommend him/her to do sports, do physical exercises, not to smoke, eat
healthy food, exclude food which can be detrimental to his/her health (junk
food, for example), and be in a good mood.
Как только Вы дадите ответ на
последний вопрос, последует завершающая фраза компьютера:
Подведем итоги. 6 баллов –
большое количество, но заработать их вполне реально. Внимательно слушайте
вопрос, отвечайте только по существу, не тратьте драгоценное время. Повышайте свой
лексический запас, побольше практикуйтесь в устной речи, и Вы достигнете
успеха.
Желаю Вам удачи!!!
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьВы очень подробно все описываете, спасибо. Только вот как маму ученицы 8 класса, жутко пугает это ОГЭ по английскому языку, так как мы не совсем "блещем".
Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Любой экзамен - это серьезное испытание и для ученика, и для его родителей. Пока ОГЭ по английскому не обязателен, так что Вы можете отказаться его сдавать.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Считаю, что телефонный опрос-самое трудное задание для выпускников 9 классов. Нужно не только понять правильно вопрос со слуха, за отведённые секунд обдумать корректный ответ на него, проговорить , но и совладать с волнением, с неудобной гарнитурой( наушниками и микрофоном), следить за отсчётом времени. Вы очень подробно описали виды вопросов и ответов на них. Но мне, с Вашего разрешения , хотелось бы добавить, что для успешного ответа необходимы не только 10-12 фраз в сумме, но и необходимый минимум связующих слов, которые непременно будут учитываться экспертом. И очень правильно Вы упомянули о коммуникативной задаче задания. Нередко ребята увлекаются и отходят от темы вопроса. Спасибо за консультацию!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за Ваше внимание и дополнения!
УдалитьЕще от одного учителя слышала, что лучше задавать вопросы, чем на них ответить. Но всё же я не считаю это самым сложным заданием. В плане организации - ужас. Мой сдававший ученик рассказывал, в каких условиях это всё происходит.
По поводу связующих слов - не думаю, что это так важно. Думаю, самое главное - выполнить коммуникативную задачу и ответить на вопрос правильно грамматически, употребить интересную лексику. Мне кажется, связующие слова актуальны в монологе, письме и эссе, но не в спонтанных ответах на вопросы из самых разных тем.
Здравствуйте Светлана Николаевна. Спасибо за статью, очень полезный материал для подготовки. Могу ли разместить ссылку на неё в моём блоге?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна (простите, пожалуйста, искала, как Ваше отчество, но не нашла)! Приятно познакомиться! Я очень рада, что информация оказалась полезной, значит, цель достигнута. Конечно, размещайте ссылку. Приглашаю посмотреть еще статьи на все статьи ЕГЭ устной части вот здесь
Удалить