27 января 2017 г.

ОГЭ: Speaking, Part I and Part II

Уважаемые девятиклассники! Настоящее и последующее сообщение посвящается устной части ОГЭ по английскому языку (“Speaking”), состоящей из трех частей. Каждую часть мы рассмотрим отдельно. Другие мои статьи касательно данного экзамена Вы можете прочитать здесь.
I часть ОГЭ практически та же самая, что и I часть ЕГЭ с той лишь разницей, что на ОГЭ текст для чтения значительно короче и за него Вы можете получить максимально 2 балла. О подготовке к этой части экзамена Вы можете прочитать здесь. 
Перейдем ко II части. Обратимся к демоверсии:

Согласно заданию, Вам нужно:
1) представить, что Вы принимаете участие в некоем опросе;
2) ответить на предлагаемые 6 вопросов;
3) у Вас есть 40 секунд, чтобы ответить на один вопрос.

Что проверяется этим заданием?
а) умение отвечать быстро, не задумываясь, на английском языке (fluently);
б) умение строить предложения грамматически и лексически правильно.

Как оценивается часть II “Speaking”?
За это задание Вы можете получить 6 баллов, т.е. по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Первое, о чем хочу сказать, - ПОМНИТЕ О КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧЕ!!! Это значит, что Вы должны отвечать только по существу, относительно к конкретному случаю и только по теме. Т.е. если Вас спрашивают о том, какое у Вас хобби, нужно дать прямой ответ на данный вопрос.
Второе. Старайтесь не просто ответить “Yes, I do” или “No, I dont”, а капельку развернуть. НО: только капельку! Напоминаю: Вы должны успеть за 40 секунд существенно изложить свой ответ. Если Вы ответили раньше, а время еще остается, не спешите его заполнить во что бы то ни стало, этого от Вас никто не требует. Рекомендую сделать глубокий вдох (только тихо), выдох и терпеливо ждать следующего вопроса.
Третье. Обязательно повторите, как строятся краткие ответы на вопросы в английском языке. Есть одно золотое правило, которое придумал один педагог. К сожалению, источник затерялся, но совет очень полезный:

Знают дети все на свете:
Что в вопросе – то в ответе!

Т.е. если вопрос начинается со вспомогательного глагола do или does, то и в кратком ответе мы встретимся с теми же вспомогательными ответами:


            Do you speak English?

Yes, I do.

Но, конечно, на ОГЭ такие вопросы вряд ли кто Вам будет задавать. Скорее всего, Вас спросят о чем-либо более существенном. Посмотрим примерные вопросы на примере демоверсии. Вот какое вступление Вы можете услышать к данному заданию:


Сразу же после этого Вам зададут первый вопрос. Часто он звучит так:


Рекомендую ответить просто и ясно:

- Im 15.

Не надо никаких years old и т.п. Если Вы дадите такой краткий ответ, он будет засчитан. Напоминаю о том, что не нужно ничего здесь добавлять. Время будет идти, и заполнять его необязательно. Просто спокойно ждите следующего вопроса, но будьте внимательны, далеко в свои мысли не уходите, а то можете пропустить вопрос.
Идем дальше. Вопрос номер два:


Вопрос начинается с вопросительного слова how many. Т.е. ответ предполагает количество. Я могу Вам предложить облегченный ответ на вопрос: просто повторить сам вопрос, но предложение выстроить как утвердительное. Тогда с порядком слов всё будет в порядке. Другими словами, Ваша задача – внимательно слушать вопрос. Таким образом, ответ на второй вопрос данной демоверсии может быть таким:

- I do sports twice a week.

Само собой, мой совет пригодится Вам только в крайнем случае: если разволнуетесь или потеряетесь. А вообще свой ответ Вы можете развернуть, что-то добавить. Например, вот так:

- I go to the gym twice a week and play badminton on Sundays.

Следующий вопрос звучит так:


Разумеется, Вы можете об этом и не знать. Может случится и так, что среди Ваших друзей нет ни одного человека, который занимался бы спортом. Но помните, что это просто вопрос на экзамене, с Вас не требуется говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. А раз так, можно придумать всё, что угодно. Например, вот это:

- Oh, teenagers in my regions are real fans of football and volleyball.

Четвертый вопрос уже посложнее:


Как видим, он требует знания определенной лексики. Sports facilities – это спортивные сооружения. Что под этим подразумевается? Бассейны, теннисные корты, футбольное поле, ледовые дворцы для хоккея и фигурного катания (или просто каток для всех желающих). Вот на этом сайте, например, есть неплохой список indoor и outdoor facilities, выбирайте на свой вкус. Ну а мы можем дать такой ответ на поставленный вопрос:

- As I live in a region where the Olympic games have been recently held, we’ve got a lot of indoor and outdoor sports facilities: tennis and volleyball courts, swimming pools, soccer fields as well.

Следующий вопрос предполагает знание причин сохранения своей физической формы:


Если вопрос начинается со слова why, я не рекомендую начинать ответ с because. Лучше ответить полно, а because сделать связующим союзом. Так Вы покажете умение строить большие ответы, сложноподчиненные конструкции:

- I believe, it’s very important to keep fit because being healthy means to live a happy life. Taking care of your health, you take care of your life. Keeping fit is good as for your mind as for your muscles.  

Шестой и последний вопрос связан с пятым по смыслу:


И в данном, и в предыдущем вопросе необходимо знание определенной лексики и тематики, а именно: спорт, спортивный образ жизни, полезные советы по сохранению своей формы. Вообще есть перечень тем, необходимых для сдачи ОГЭ. Его называют “Предметное содержание речи”, оно находится в “Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ”. Вот эти темы:


Эти темы даны для того, чтобы можно было легко сориентироваться в огромном пространстве информации, которая от Вас требуется. Зная этот перечень, Вы поймете, на какие темы Вам нужно обратить внимание и какую лексику развивать. Если Вы готовитесь самостоятельно, рекомендую брать для подготовки не только собственно тесты, а те пособия, в которых содержатся упражнения на развитие лексики. Например, NewMatrix.
Вернемся к шестому вопросу. Ответ может быть такой:

- I’d recommend him/her to do sports, do physical exercises, not to smoke, eat healthy food, exclude food which can be detrimental to his/her health (junk food, for example), and be in a good mood.

Как только Вы дадите ответ на последний вопрос, последует завершающая фраза компьютера:


Подведем итоги. 6 баллов – большое количество, но заработать их вполне реально. Внимательно слушайте вопрос, отвечайте только по существу, не тратьте драгоценное время. Повышайте свой лексический запас, побольше практикуйтесь в устной речи, и Вы достигнете успеха.

Желаю Вам удачи!!!

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вы очень подробно все описываете, спасибо. Только вот как маму ученицы 8 класса, жутко пугает это ОГЭ по английскому языку, так как мы не совсем "блещем".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Любой экзамен - это серьезное испытание и для ученика, и для его родителей. Пока ОГЭ по английскому не обязателен, так что Вы можете отказаться его сдавать.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Считаю, что телефонный опрос-самое трудное задание для выпускников 9 классов. Нужно не только понять правильно вопрос со слуха, за отведённые секунд обдумать корректный ответ на него, проговорить , но и совладать с волнением, с неудобной гарнитурой( наушниками и микрофоном), следить за отсчётом времени. Вы очень подробно описали виды вопросов и ответов на них. Но мне, с Вашего разрешения , хотелось бы добавить, что для успешного ответа необходимы не только 10-12 фраз в сумме, но и необходимый минимум связующих слов, которые непременно будут учитываться экспертом. И очень правильно Вы упомянули о коммуникативной задаче задания. Нередко ребята увлекаются и отходят от темы вопроса. Спасибо за консультацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за Ваше внимание и дополнения!
      Еще от одного учителя слышала, что лучше задавать вопросы, чем на них ответить. Но всё же я не считаю это самым сложным заданием. В плане организации - ужас. Мой сдававший ученик рассказывал, в каких условиях это всё происходит.
      По поводу связующих слов - не думаю, что это так важно. Думаю, самое главное - выполнить коммуникативную задачу и ответить на вопрос правильно грамматически, употребить интересную лексику. Мне кажется, связующие слова актуальны в монологе, письме и эссе, но не в спонтанных ответах на вопросы из самых разных тем.

      Удалить
  3. Здравствуйте Светлана Николаевна. Спасибо за статью, очень полезный материал для подготовки. Могу ли разместить ссылку на неё в моём блоге?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна (простите, пожалуйста, искала, как Ваше отчество, но не нашла)! Приятно познакомиться! Я очень рада, что информация оказалась полезной, значит, цель достигнута. Конечно, размещайте ссылку. Приглашаю посмотреть еще статьи на все статьи ЕГЭ устной части вот здесь

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^