2 марта 2017 г.

Зимне-весенняя лаборатория

Публикую этот рассказ немного запоздало, хотела это сделать еще в начале февраля. Сейчас уже началось активное таяние снега, а посему задачи лаборатории на природе (так я называю наши с сыном исследования на природе) поменялись. Но всё равно: снег ведь еще не полностью сошел, поэтому о зиме можно кое-что рассказать.

Причинно-следственные связи

Как-то на прогулке сын нашел вот такую ледышку:



А в ней – целый мир. Я тоже взяла ее в руки, какое-то время разглядывала, а потом рассказала сыну такую историю:

Вот видишь, ледышка. С виду она самая обычная, даже кажется грязной и некрасивой. Но посмотри: в ней замерзла травинка. Придет весна - ледышка растает, напоит землю своей водичкой, растечется по корням дерева, а травника с замершей грязью станут частью природы, найдут себя. Так, всему в природе есть свое место, ничего нет случайного и лишнего.

Сенсорное развитие,
мелкая моторика,
развитие речи

После этой ледышки последовало наблюдение за лежащими снежными камнями – большими и маленькими, крупными и крошечными. Сын постоянно показывал на камни, а я называла, какие они, какого размера. Серёжа пока не может сказать “маленький” или “большой”, но четко разграничивает эти понятия.


Потом последовало понятие “глубокий” – стали мерять сугробы (весной – лужи, только в соответствующей одежде). Ребенок учится осознавать и понимать, что если глубоко, скользко – значит небезопасно, нужно идти осторожно. Вот такие сугробы у нас были в самом конце января:


Замечательным материалом для изучения также могут стать упавшие веточки с деревьев. Их можно подбирать с земли и сравнивать: чем они отличаются, какая из них тоньше, какая толще, от какого они дерева. Увлекательно и познавательно.


Если еще остались снеговики, можно на них не только смотреть, но и слепить самим. Вот какого интересного снежного ангела мы обнаружили:


Снег у нас чистят постоянно. Вижу, как дети завороженно смотрят на тракторы и прочую снегоуборочную технику. Мой сын может по полчаса стоять и наблюдать. Зрелище и правда красивое (проговариваем вслух – снег летит высоко и далеко):


А стояли мы на небольшой снежной горке, куда до этого сбрасывали снег:


Обращаем внимание: снег белый, искрящийся, ослепительный, яркий.
Ну и, конечно же, зимне-весенняя прогулка не прогулка без кормушек, а их можно разглядывать до бесконечности и наблюдать, как туда прилетают птицы:





Физическое развитие

Без этого на прогулке никак не обойтись с детьми после года, как только они начинают ходить. Серёже полюбились ходилки по сугробам. На данный момент снег мокрый и жесткий, но это тоже очень хорошо: ребенок предпринимает усилия, чтобы преодолеть препятствия, учится их обходить, когда надо. Вчера сын удивил меня тем, что сам, без моего напоминания, обошел большую лужу.

Наблюдение за дятлом



Видео можно посмотреть здесь. Это было, пожалуй, самое интересное за прошедшую зиму. Я сама никогда прежде не видела дятла настолько близко и не предполагала, что он, оказывается, способен оторвать столько коры с дерева. Пока дятел “работал”, подлетали синички, находили червячков и лакомились вволю.

18 комментариев:

  1. Очень понравились Ваши с Сережей прогулки-исследования, наблюдения! Здорово!

    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Это сборник за всю зиму. Фото делались в разное время. Впечатлений было масса. Любое время года - настоящий кладезь знаний для маленького человечка.

      Удалить
    2. Да уж, Светлана, кладезь знаний, это верно подмечено. И ведь рассказанная прогулка началась с ледышки. Всегда есть с чего начать, а дальше....! Столько интересного! Сколько же кормушек красивых у вас там размещено, наверно, многие наблюдатели также изучают природу и мир вокруг. И хорошо, когда есть что смотреть, узнавать, изучать.

      Удалить
    3. Это точно! Ребенок всегда найдет, чем заняться, поэтому с ним так интересно)))

      Удалить
  2. Ангел великолепен! Спасибо за возможность вместе с Вами и сынишкой прогуляться по зимнему парку. Правильно, с ребенком нужно разговаривать, учить наблюдать, сравнивать, систематизировать. Чем раньше, тем лучше. А многие отпустят своих малышат, а сами в гаджет уткнутся...
    Я часто в своем дворе слышу, как дятел стучит своим клювом по стволу дерева или белка орешки грызет, а вот поймать в кадр не удается, то высоко, то обзор не тот. Вам повезло наблюдать за красивой птицей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна Борисовна! Сама удивляюсь, что дятел не улетел, а дал себя заснять. Вот белочек не удается: очень уж они прыткие)))

      Удалить
    2. А в нашем парке белки с рук едят. Однажды гуляла по парку, так белка мне на ногу прыгнула и на штанине повисла)) А вообще они забавные, из птичьих кормушек все время еду таскают и в землю зарывают или в снег прячут.

      Удалить
    3. Совсем они там ручные, надо же! У нас более пугливые, хотя мамочки рассказывали, что кушали с рук печенье. Видела, как белочка залезла в птичью кормушку, было очень забавно, я раньше такого не видела, вот только с осени 2016г. такое наблюдала.
      Зимой белок видели? Вот это да! Зимой не доводилось никогда, хоть иногда с сыном гуляем в лесу.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Отличная прогулка у Вас с Сережей. Каждый раз новые открытия, интересные опыты. ЗдОрово!
    Самое интересное впереди, когда начнутся "а почему?", "зачем?", "когда?".
    Вот, когда есть такое природное общение, желание исследовать, помощь и направление родителей, у ребёнка возникает желание читать, чтобы самому "докопаться", отыскать информацию.
    Желаю юному исследователю дальнейших уже весенних открытий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Это и есть моя цель: сохранить в Серёже желание исследовать, познавать. Потом это, как я надеюсь, очень пригодится в чтении.
      Весна - время новых открытий, столько надо исследовать! Спасибо за душевное пожелание! С Весной Вас!!!

      Удалить
  4. Настоящее исследовательское путешествие! Светлана Николаевна, передавайте юному первооткрывателю Весны, привет!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Когда читаю такие посты, то душа радуется 🙂 Ведь так важно научить ребёнка через общение 🙂 видеть вокруг себя. Заметь то, что происходит вокруг, а рядом идущий взрослый всегда сможет рассказать, подсказать и научить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Заниматься с ребенком - это как в школе. Если тебе самому нравится, то и детям в большинстве своем понравится. Я сама обожаю наблюдать за природой, следить, кто чем занят (имею в виду насекомые, птицы), задавать вопросы. Муж - точно так же, только он знает больше меня))) Вот и рассказываем сыну о том, что знаем сами или обращаем внимание на интересное происходящее вокруг. А вокруг столько всего происходит, только успевай замечать!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Замечательные прогулки! В этом и есть настоящее развитие, в естественном течении бытия..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Я полностью солидарна с Вами: надо из окружающего извлекать всё возможное для развития, а таких возможностей миллиард и маленькая тележка.

      Удалить
  7. Светлана, очень интересно вы прогулки проживаете, и наблюдаете не только за природой, но и за реакцией сына.
    Я кстати тоже часто запаздываю с публикацией сообщений😃иногда все таки публикую, а иногда решаю оставить материал до следующего года.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Наблюдение за малышом - что может быть интереснее? Столько всего того, на что и внимания-то не обратишь, а он увидит целый мир!
      Если уж совсем не в тему, то да, стоит и отложить. Но здесь всё же рискнула. Для большинства россиян март - зимний месяц.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^