А
Вам не кажется, что в нашей жизни стало больше повелительного наклонения? Причем
такого наглого, беспринципного, не дающего никакого права выбора и
предполагающего такую позицию: либо мое мнение, либо неправильное. Везде
пестрят объявления, рекламные и не очень, вывески, надписи на футболках и
прочая. Приходишь домой, а там – бутылки из-под молока, коробочки с разными продуктами, интернет, бесконечные
каналы телевизора… И практически везде агитация, бесцеремонное вмешательство в
личное пространство путем Великого и Ужасного, Умопомрачительного и Безумного
местоимения ТЫ.
Ну
не нравится мне, когда мне “тыкают” те, кому я не разрешаю и от которых не
терплю подобной фамильярности. Так нет же, везде и всюду мне говорят:
-
Вливайся!
-
Собери фишки и получи…
-
Заплати налоги и спи спокойно (Налоговая полиция призывает).
-
Участвуй в конкурсе до…
Конечно,
иногда попадаются “Вы” и глаголы с соответствующим склонением, но изобилие ТЫ
просто пугает. Что это значит? По-свойски хотят со всеми, чтобы завоевать
доверие? А меня отталкивает “тыканье” и внезапное нарушение личного
пространства, когда в ход пускают заговорщицкий тон, объятия, хватание за локти
и т.п. Это всё лживо, неискренне, а уж к доверию и вовсе не располагает.
А
вот старые советские плакаты мне нравятся. Даже ТЫ там какое-то родное, что ли,
а главное, - необидное. Ведь ТЫ в советских плакатах всегда оправданно. Посудите
сами:
ТЫ
здесь говорит отец сыну. Или вот, например:
ТЫ
– потому что к школьнику обращаются, и это сразу видно.
“Но
как же вот это?” – возмутитесь Вы:
-
Ну и что? – отвечу я. Это рабочий к рабочему обращается, военный к военному. А
это – как брат к брату, как сестра к сестре.
Такие
плакаты, мне кажется, к доверию располагают. Можно сколько угодно говорить о том, что и в то
время людьми всячески пытались управлять, подобными плакатами формировали
сознание человека... Я не идеализирую советскую Россию, были свои достоинства,
были и недостатки. По плакатам можно видеть, к чему люди стремились, как жили,
чего хотели. Мне кажется, во многом была дисциплина, а те, кто считал себя “особенными”,
были и будут всегда.
Пусть
повелительного будет меньше! Не хочу, чтобы за меня решали, куда я должна идти,
что покупать, в чем участвовать и на какие кнопки клавиатуры нажимать. Вы со
мной согласны?
Источник всех плакатов - интернет.
Не согласна ))
ОтветитьУдалитьЧто в плакатах советской тематики, что в сегодняшних лозунгах использована одна и та же форма повелительного наклонения. Да и предложения здесь обобщённо-личные. Вспомним те же пословицы: Любишь кататься - люби и саночки возить, например. Тоже форма 2-го лица единственного числа использована. Все эти: "Не тормози - сникерсни!", "Вливайся!" и пр. имеют то же значение, что и "Будь готов!" и пр.
О чём говорит эта форма глагола? "Ты такой же, как и я, мы вместе, мы команда". Вот и весь смысл.
Честно говоря, не думала, что вообще это может быть проблемой.
"Мы команда" я накушалась еще в бизнесе. Ложь это. Нет никакой команды, а есть чей-то личный собственный интерес, которому все должны почему-то служить. Поэтому и современное "ты" - ложь. Потому что тот, кто ко мне обращается, не задумывается о ком-то конкретном, он думает только о себе.
УдалитьТяжело, однако, и трудно ))
УдалитьНе поняла, а что тяжело и что трудно?
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Пишу Вам впервые, блогер я начинающий. Пока немного волнительно высказывать свое мнение, но попробую. Мне нравятся эти старые советские плакаты. Повелительное наклонение здесь сглажено незлым поучением, а в нашей современной рекламе это, действительно, напоминает навязчивое хватание за локоть для выгоды. Это мое мнение. Люблю все Советское. Ностальгия, наверное! Спасибо за интересную статью. Заходите в наш блог "Школьный блокнот" http://retrootkritka.blogspot.ru/ Будем рады!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Николаевна!
УдалитьОчень рада знакомству с Вами и Вашим блогом. Попозже я обязательно с ним ознакомлюсь подробнее, он у Вас замечательный, с фото любимых мной советских фильмов.
Вы правильно сказали по поводу советских плакатов - "незлое поучение". Именно так я на них смотрю - с любовью и даже своего рода ностальгией, хотя в советской России я, собственно, и не жила.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьИ меня выбешивает такое панибратство! Да, вроде бы как к близкому человеку обращаются, и на плакатах вроде бы ничего плохого, но всё равно - я предпочитаю на "Вы". И сама так к людям обращаюсь.
Здравствуйте, Лилия Павловна, так в том-то и дело, что неискренно это у них и панибратство фальшивое. Вот поэтому и не нравится. Солидарна с Вами. Предпочитаю на Вы, а на Ты уж если договорились)))
УдалитьДобрый день, Светлана Николаевна. Если честно, то я не задумывалась... Ты))) Да советские плакаты призывали к достойной жизни и правилам советского общежития. Впрочем, и в те времена были противники всех этих плакатов, назовем их асоциальными элементами. А сейчас кругом одна навязчивая реклама товаров и услуг, реже-социальная. Да, она раздражает, вызывает лично во мне кучу негодования, и не важно, как мне скажут: ТЫ или ВЫ. Просто не хочу, чтобы мне навязывали что-то, мешали моему выбору
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Согласна с Вами: меня тоже задевает, когда за меня точно знают, что же мне действительно надо.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна.
ОтветитьУдалитьДа, лозунги и агитки, используя "ТЫ" стремятся стать ближе к народу, но почему-то это работает в обратном направлении)))
Пора формировать в рекламе отдельное направление "вежливый маркетинг")))
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьДа потому что народ отлично понимает, что стоит за этим ТЫ: ложь и желание заработать. "Вежливый маркетинг" - отличная идея!